Специфика функционирования вводных слов и выражений со значением достоверности в современном научном стиле речи (на материале статей, входящих в базу РИНЦ)
|
Введение 3
Глава 1 Специфика реализации вводных слов и выражений в статьях современного научного стиля речи 8
1.1. Направления в изучении вводных слов и выражений 8
1.2. Лексико-синтаксические и морфологические средства передачи значения
достоверности 13
1.3. Роль вводных слов и выражений в текстах научного стиля речи 21
1.4. Использование вводных слов и выражений со значением достоверности в
жанре научной статьи 26
Выводы 34
Глава 2 Анализ функционирования вводных слов и выражений в современной научной статье 37
2.1. Критерии отбора единиц и методология анализа материала 37
2.2. Комплексный анализ вводных слов и выражений со значением
достоверности 42
2.3. Выявление роли вводных слов и выражений в структуре жанра
статьи 53
Выводы 68
Заключение 71
Список литературы 75
Список словарей и справочных изданий 79
Список источников материала 83
Приложение №1 88
Приложение №2 103
Приложение №3 112
Глава 1 Специфика реализации вводных слов и выражений в статьях современного научного стиля речи 8
1.1. Направления в изучении вводных слов и выражений 8
1.2. Лексико-синтаксические и морфологические средства передачи значения
достоверности 13
1.3. Роль вводных слов и выражений в текстах научного стиля речи 21
1.4. Использование вводных слов и выражений со значением достоверности в
жанре научной статьи 26
Выводы 34
Глава 2 Анализ функционирования вводных слов и выражений в современной научной статье 37
2.1. Критерии отбора единиц и методология анализа материала 37
2.2. Комплексный анализ вводных слов и выражений со значением
достоверности 42
2.3. Выявление роли вводных слов и выражений в структуре жанра
статьи 53
Выводы 68
Заключение 71
Список литературы 75
Список словарей и справочных изданий 79
Список источников материала 83
Приложение №1 88
Приложение №2 103
Приложение №3 112
Данная диссертация посвящена изучению функционирования вводных слов и выражений в научных текстах. Данные языковые единицы исследовались разными учёными, которые давали свои определения. Так, например, по мнению В.В. Раскина, вводные слова - это слова, которые указывают на происхождение сообщения или указывают на связь с контекстом, в котором оно произносится; синтаксически они не связаны с предложением, а просто выражают взгляд говорящего на сообщение [БСЭ й11:рз://диГо.те/б1с1/Ьзе/Вводные слова]; И. Н. Кручинина добавляет, что вводные слова и выражения позволяют модально, экспрессивно и эмоционально оценить информацию [ЛЭС http://tapemark.narod.ru/les/081b.html].
Очевидно, что множество существующих определений отличаются друг от друга: некоторые исследователи связывают появление вводных слов в речи с интонацией, тогда как другие анализируют только лексико-синтаксический уровень оформления предложения. Таким образом, единый (общий) объект исследования - русский язык - может изучаться в различных аспектах, которые определяются целями исследования. Необходимо также учитывать, что любое неофициальное общение будет иметь гораздо менее предсказуемый ход развертывания темы по отношению к общению официальному, в связи с чем у исследователей могут возникать трудности при отборе более или менее сопоставимого материала исследования.
Темой вводных слов занимались в последнее время такие исследователи, как Е.С. Замятина, Р.З. Рамазанова, И.А. Шаронов и другие. Так, значимой для темы исследования является работа Е.С. Замятиной «К вопросу о классификации вводных слов с точки зрения происхождения», написанная в 2019 году. Результатом исследования стала классификация вводных слов и сочетаний из пяти разрядов, включающих подразряды, по типу происхождения и функционирования. Р.З. Рамазанова в статьях «Вводно-модальные слова как средство выражения уверенности в современном русском языке» (2020) и «Вводные слова как средство выражения эмотивности» (2017) исследует функционирование вводно-модальных слов со значением уверенности и указывает причины ее возникновения, а также способ передачи эмоциональной оценки. В работе И.А. Шаронова «Семантические и прагматические аспекты описания вводных слов и коммуникативов» (2018) автор указывает на связь между вводными словами и коммуникативами. Н.В. Патроева изучает частотность использования вводных конструкций в лирическом тексте [Патроева 2013]. По мнению исследователя, увеличение частоты использования вводных конструкций связано с усилением элементов аналитизма и личностного начала в тексте. В.А. Борисова анализирует различие семантико-прагматических свойств вводных и вставных компонентов в тексте в зависимости от типа дискурса, в котором они употребляются [Борисова 2020]. В.В. Мусиенко в монографическом исследовании описывает особенности функционирования вводных конструкций со значением уверенность/ неуверенность с точки зрения авторской стратегии [Мусиенко 2016]. Р.И. Розина изучает многозначность вводных метаязыковых оборотов [Розина 2008], а А.И. Ергина классифицирует вводные слова на основе их семантики и стилистических особенностей, чтобы иностранные студенты лучше их поняли [Ергина 2016].
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме использования вводных слов, нет значительных работ последнего времени, посвящённых функционированию в современной научной статье вводных слов и выражений со значением достоверности.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, тем, что современный научный стиль меняется под воздействием коммуникативных моделей англоязычного научного дискурса, с другой стороны - отсутствием работ, направленных на изучение специфики функционирования таких слов и выражений в современных научных статьях, не входящих в базы Wos и Scopus и написанных для российских журналов.
Объектом исследования являются вводные слова со значением достоверности информации.
Предметом исследования является специфика использования вводных слов разной степени достоверности в научном тексте.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи выбора языковых средств передачи достоверности и определении специфики функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» по лингвистике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основании анализа теоретических основ исследования уточнить определение вводных слов и выражений со значением достоверности;
2) выбрать методы исследования и определить подход к описанию синтаксически вводных единиц;
3) согласно критериям отбора создать картотеку материалов для анализа;
4) сопоставить существующие классификации и сформировать на их основе обобщающую классификацию вводных единиц в тексте современной научной статьи;
5) классифицировать отобранный материал;
6) выявить специфику функционирования, т.е. определить функции использования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье по лингвистике и литературоведению на русском языке.
Гипотеза исследования: анализ семантики выбора языковых средств (при передаче значения достоверности), их места в предложении, а также анализ композиционных и типовых блоков текста позволит определить специфику функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья».
Материал исследования: научные статьи по лингвистике и литературоведению (гуманитарной направленности) из базы РИНЦ 2017¬2022 года на русском языке, размещённые на сайте eLibrary.ru
Методы исследования: метод теоретического описания, метод дефиниционного анализа, метод сплошной выборки, компонентный семантический анализ, синтаксический анализ, сопоставительный и сравнительный анализ, классификационный, а также квантитативный метод обработки результатов.
Научная новизна заключается в определении специфики функционирования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной методологии анализа для дальнейшего изучения синтаксических особенностей современного научного стиля речи.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в лекционных курсах по синтаксису и стилистике и в практике преподавания РКИ. Результаты исследования также могут быть учтены при изучении функционирования данных синтаксических единиц в научных текстах других жанров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вводные слова и выражения со значением достоверности могут быть систематизированы на уровне предложения и на уровне композиции текста в соответствии с местом употребления в предложении, а также в соответствии с композиционным текстовым блоком.
2. На уровне предложения вводные слова и выражения со значением достоверности используются в начале и в середине предложения. На уровне текста они употребляются как на уровне композиционных блоков, так и на уровне типовых блоков текста.
3. Вводные слова и выражения со значением достоверности, используемые в разных композиционных и типовых блоках текста, отражают разные значения.
4. В жанре научной статьи выделяются следующие функции использования вводных слов со значением достоверности : функция гипотетической достоверности, функция доказательства и функция убеждения, - при этом доминирующей функцией является функция доказательства.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Очевидно, что множество существующих определений отличаются друг от друга: некоторые исследователи связывают появление вводных слов в речи с интонацией, тогда как другие анализируют только лексико-синтаксический уровень оформления предложения. Таким образом, единый (общий) объект исследования - русский язык - может изучаться в различных аспектах, которые определяются целями исследования. Необходимо также учитывать, что любое неофициальное общение будет иметь гораздо менее предсказуемый ход развертывания темы по отношению к общению официальному, в связи с чем у исследователей могут возникать трудности при отборе более или менее сопоставимого материала исследования.
Темой вводных слов занимались в последнее время такие исследователи, как Е.С. Замятина, Р.З. Рамазанова, И.А. Шаронов и другие. Так, значимой для темы исследования является работа Е.С. Замятиной «К вопросу о классификации вводных слов с точки зрения происхождения», написанная в 2019 году. Результатом исследования стала классификация вводных слов и сочетаний из пяти разрядов, включающих подразряды, по типу происхождения и функционирования. Р.З. Рамазанова в статьях «Вводно-модальные слова как средство выражения уверенности в современном русском языке» (2020) и «Вводные слова как средство выражения эмотивности» (2017) исследует функционирование вводно-модальных слов со значением уверенности и указывает причины ее возникновения, а также способ передачи эмоциональной оценки. В работе И.А. Шаронова «Семантические и прагматические аспекты описания вводных слов и коммуникативов» (2018) автор указывает на связь между вводными словами и коммуникативами. Н.В. Патроева изучает частотность использования вводных конструкций в лирическом тексте [Патроева 2013]. По мнению исследователя, увеличение частоты использования вводных конструкций связано с усилением элементов аналитизма и личностного начала в тексте. В.А. Борисова анализирует различие семантико-прагматических свойств вводных и вставных компонентов в тексте в зависимости от типа дискурса, в котором они употребляются [Борисова 2020]. В.В. Мусиенко в монографическом исследовании описывает особенности функционирования вводных конструкций со значением уверенность/ неуверенность с точки зрения авторской стратегии [Мусиенко 2016]. Р.И. Розина изучает многозначность вводных метаязыковых оборотов [Розина 2008], а А.И. Ергина классифицирует вводные слова на основе их семантики и стилистических особенностей, чтобы иностранные студенты лучше их поняли [Ергина 2016].
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме использования вводных слов, нет значительных работ последнего времени, посвящённых функционированию в современной научной статье вводных слов и выражений со значением достоверности.
Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, тем, что современный научный стиль меняется под воздействием коммуникативных моделей англоязычного научного дискурса, с другой стороны - отсутствием работ, направленных на изучение специфики функционирования таких слов и выражений в современных научных статьях, не входящих в базы Wos и Scopus и написанных для российских журналов.
Объектом исследования являются вводные слова со значением достоверности информации.
Предметом исследования является специфика использования вводных слов разной степени достоверности в научном тексте.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи выбора языковых средств передачи достоверности и определении специфики функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» по лингвистике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основании анализа теоретических основ исследования уточнить определение вводных слов и выражений со значением достоверности;
2) выбрать методы исследования и определить подход к описанию синтаксически вводных единиц;
3) согласно критериям отбора создать картотеку материалов для анализа;
4) сопоставить существующие классификации и сформировать на их основе обобщающую классификацию вводных единиц в тексте современной научной статьи;
5) классифицировать отобранный материал;
6) выявить специфику функционирования, т.е. определить функции использования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье по лингвистике и литературоведению на русском языке.
Гипотеза исследования: анализ семантики выбора языковых средств (при передаче значения достоверности), их места в предложении, а также анализ композиционных и типовых блоков текста позволит определить специфику функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья».
Материал исследования: научные статьи по лингвистике и литературоведению (гуманитарной направленности) из базы РИНЦ 2017¬2022 года на русском языке, размещённые на сайте eLibrary.ru
Методы исследования: метод теоретического описания, метод дефиниционного анализа, метод сплошной выборки, компонентный семантический анализ, синтаксический анализ, сопоставительный и сравнительный анализ, классификационный, а также квантитативный метод обработки результатов.
Научная новизна заключается в определении специфики функционирования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной методологии анализа для дальнейшего изучения синтаксических особенностей современного научного стиля речи.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в лекционных курсах по синтаксису и стилистике и в практике преподавания РКИ. Результаты исследования также могут быть учтены при изучении функционирования данных синтаксических единиц в научных текстах других жанров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вводные слова и выражения со значением достоверности могут быть систематизированы на уровне предложения и на уровне композиции текста в соответствии с местом употребления в предложении, а также в соответствии с композиционным текстовым блоком.
2. На уровне предложения вводные слова и выражения со значением достоверности используются в начале и в середине предложения. На уровне текста они употребляются как на уровне композиционных блоков, так и на уровне типовых блоков текста.
3. Вводные слова и выражения со значением достоверности, используемые в разных композиционных и типовых блоках текста, отражают разные значения.
4. В жанре научной статьи выделяются следующие функции использования вводных слов со значением достоверности : функция гипотетической достоверности, функция доказательства и функция убеждения, - при этом доминирующей функцией является функция доказательства.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с темой исследования нами было проанализировано около 80 примеров из научных статей по лингвистике, в контексте которых используются вводные слова и выражения со значением достоверности, что позволило выявить специфику их функционирования в современной научной статье.
Классификации материала предшествует не только реферативное обозрение сущности и определения исследуемых в данной работе вводных слов и выражений в жанре научной статьи, но и дается сравнительный анализ лексического значения водных слов со значением достоверности и различных функций их употребления, а также выявляются функционально семантические особенности водных единиц.
Вводные слова - это совокупность слов, словосочетаний и предложений, у которых нет грамматической связи с другими членами предложения; они выражают модальную, экспрессивную и эмоциональную оценку информации; вводные слова в предложении обычно выделяются запятыми.
Достоверность отражает степень точности объективной информации, те. вводные слова и выражения могут выражать различную степень достоверности: от стопроцентной уверенности до сомнения.
Вводные слова могут быть представлены различными частями речи. Учитывая, что данное исследование проводится на материале теоретических проблемных статей (те. на современных научных текстах), мы составили окончательный список вводных слов и выражений, разделённых по частеречной принадлежности и по структуре словосочетаний. Как показал анализ, наиболее употребительными в научных статьях являются наречия (конечно, несомненно, безусловно, действительно, вероятно, видимо) и словосочетания (скорее всего, может быть).
Целью настоящего исследования являлось выявление взаимосвязи выбора языковых средств передачи достоверности и определении специфики функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» по лингвистике.
В результате исследования цель исследования была достигнута, а гипотеза, заключающаяся в том, что анализ семантики выбора языковых средств (при передаче значения достоверности), их места в предложении, а также анализ композиционных и типовых блоков текста позволит определить специфику функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» подтвердилась в ходе исследования. Также были решены следующие задачи:
1) на основании анализа теоретических основ исследования было уточнено определение вводных слов и выражений со значением достоверности;
2) выбраны методы исследования и определен подход к описанию синтаксически вводных единиц;
3) согласно критериям отбора создана картотека материалов для анализа и классифицирован отобранный материал;
4) на основе существующих классификацией создана обобщающая классификация вводных единиц в тексте современной научной статьи;
5) определена специфика функционирования, т.е. выявлены функции использования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье по лингвистике и литературоведению на русском языке.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• на уровне предложения:
1. В современных научных статьях вводные слова и выражения со значением достоверности не используются в конце предложения, но активно используются как в начале, так и в середине предложения. Вводные слова, которые относятся к суждениям других авторов, как правило, используются в начале предложения для обозначения стопроцентной уверенности, и относятся к целостным фактам. А лингвистические единицы, используемые в середине предложения, чаще всего относятся к собственным выводам, выражая неуверенность, сомнение в собственных выводах или указывая на недостаток информации.
• на уровне текста (на уровне композиционных блоков и на уровне типовых блоков текста):
2. На уровне композиционных блоков: вводные слова в наибольшей степени используются, когда автор анализирует материал, и в наимньшей степени при введении в проблему. Это значит, что вводные слова и выражения используются в порядке убывания частоты употребления относительно композиционных блоков «анализ» ^ «заключение» ^ «введение в вопрос». Из всех вводных слов со значением достоверности доминируют лингвистические единицы безусловно (высшая степень уверенности), вероятно и видимо (неуверенность). Наблюдается уменьшение использования других единиц со значением достоверности.
Таким образом, выбор автором вводного слова зависит от намерений адресанта, логики развития идеи и, следовательно, от контекста, то есть от вербализации идеи.
3. На уровне типовых блоках текста. Значение вводных слов со значением достоверности, используемых в типовых блоках текста “причина - следствие” и “результат - его обоснование”, направлено на объективацию неоспоримых фактов, другими словами, в их значении реализуется сема ‘утверждение’. В этих двух блоках вводные слова и выражения со значением достоверности реализуют функцию доказательства и убеждения. Будучи использованными в блоке “наблюдение - умозаключение”, вводные слова со значением остоверности выражают некоторую долю неуверенности и реализуют функцию гипотетической достоверности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что функция вводных единицы всегда зависит от их значения, от их места использования в структуре предложения и от типа композиционного блока и типового блока текста, в которых они используются.
4. Реализация значения и функции вводных слов связана с типовыми блоками текста, в котором они используются.
Вводные слова со значением достоверности в жанре научной статьи не только доминируют в композиционом блоке “анализ”, но и в типовых блоков текста (“причина - следствие” и “результат - его обоснование”). Функция доказательства, которую несут в себе вводные слова и выражения, в научных текстах имеет первостепенное значение по сравнению с двумя другими выделенными в данной работе функциями.
Все выводы отражены в количественных данных, которые отражают, как вводные слова используются в типичных блоках текстов (“причина - результат” и “результат - его причины”) и композиционом блоке (“анализ”).
Позволим себе завершить проведенную работу несколькими замечаниями, которые, на наш взгляд, имеют важное значение для будущих исследований лекционных курсов по синтаксису и стилистике и практики преподавания РКИ, а также изучения функционирования данных синтаксических единиц в научных текстах других жанров.
Классификации материала предшествует не только реферативное обозрение сущности и определения исследуемых в данной работе вводных слов и выражений в жанре научной статьи, но и дается сравнительный анализ лексического значения водных слов со значением достоверности и различных функций их употребления, а также выявляются функционально семантические особенности водных единиц.
Вводные слова - это совокупность слов, словосочетаний и предложений, у которых нет грамматической связи с другими членами предложения; они выражают модальную, экспрессивную и эмоциональную оценку информации; вводные слова в предложении обычно выделяются запятыми.
Достоверность отражает степень точности объективной информации, те. вводные слова и выражения могут выражать различную степень достоверности: от стопроцентной уверенности до сомнения.
Вводные слова могут быть представлены различными частями речи. Учитывая, что данное исследование проводится на материале теоретических проблемных статей (те. на современных научных текстах), мы составили окончательный список вводных слов и выражений, разделённых по частеречной принадлежности и по структуре словосочетаний. Как показал анализ, наиболее употребительными в научных статьях являются наречия (конечно, несомненно, безусловно, действительно, вероятно, видимо) и словосочетания (скорее всего, может быть).
Целью настоящего исследования являлось выявление взаимосвязи выбора языковых средств передачи достоверности и определении специфики функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» по лингвистике.
В результате исследования цель исследования была достигнута, а гипотеза, заключающаяся в том, что анализ семантики выбора языковых средств (при передаче значения достоверности), их места в предложении, а также анализ композиционных и типовых блоков текста позволит определить специфику функционирования вводных слов и выражений в структуре речевого жанра «научная статья» подтвердилась в ходе исследования. Также были решены следующие задачи:
1) на основании анализа теоретических основ исследования было уточнено определение вводных слов и выражений со значением достоверности;
2) выбраны методы исследования и определен подход к описанию синтаксически вводных единиц;
3) согласно критериям отбора создана картотека материалов для анализа и классифицирован отобранный материал;
4) на основе существующих классификацией создана обобщающая классификация вводных единиц в тексте современной научной статьи;
5) определена специфика функционирования, т.е. выявлены функции использования вводных слов и выражений со значением достоверности в современной научной статье по лингвистике и литературоведению на русском языке.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• на уровне предложения:
1. В современных научных статьях вводные слова и выражения со значением достоверности не используются в конце предложения, но активно используются как в начале, так и в середине предложения. Вводные слова, которые относятся к суждениям других авторов, как правило, используются в начале предложения для обозначения стопроцентной уверенности, и относятся к целостным фактам. А лингвистические единицы, используемые в середине предложения, чаще всего относятся к собственным выводам, выражая неуверенность, сомнение в собственных выводах или указывая на недостаток информации.
• на уровне текста (на уровне композиционных блоков и на уровне типовых блоков текста):
2. На уровне композиционных блоков: вводные слова в наибольшей степени используются, когда автор анализирует материал, и в наимньшей степени при введении в проблему. Это значит, что вводные слова и выражения используются в порядке убывания частоты употребления относительно композиционных блоков «анализ» ^ «заключение» ^ «введение в вопрос». Из всех вводных слов со значением достоверности доминируют лингвистические единицы безусловно (высшая степень уверенности), вероятно и видимо (неуверенность). Наблюдается уменьшение использования других единиц со значением достоверности.
Таким образом, выбор автором вводного слова зависит от намерений адресанта, логики развития идеи и, следовательно, от контекста, то есть от вербализации идеи.
3. На уровне типовых блоках текста. Значение вводных слов со значением достоверности, используемых в типовых блоках текста “причина - следствие” и “результат - его обоснование”, направлено на объективацию неоспоримых фактов, другими словами, в их значении реализуется сема ‘утверждение’. В этих двух блоках вводные слова и выражения со значением достоверности реализуют функцию доказательства и убеждения. Будучи использованными в блоке “наблюдение - умозаключение”, вводные слова со значением остоверности выражают некоторую долю неуверенности и реализуют функцию гипотетической достоверности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что функция вводных единицы всегда зависит от их значения, от их места использования в структуре предложения и от типа композиционного блока и типового блока текста, в которых они используются.
4. Реализация значения и функции вводных слов связана с типовыми блоками текста, в котором они используются.
Вводные слова со значением достоверности в жанре научной статьи не только доминируют в композиционом блоке “анализ”, но и в типовых блоков текста (“причина - следствие” и “результат - его обоснование”). Функция доказательства, которую несут в себе вводные слова и выражения, в научных текстах имеет первостепенное значение по сравнению с двумя другими выделенными в данной работе функциями.
Все выводы отражены в количественных данных, которые отражают, как вводные слова используются в типичных блоках текстов (“причина - результат” и “результат - его причины”) и композиционом блоке (“анализ”).
Позволим себе завершить проведенную работу несколькими замечаниями, которые, на наш взгляд, имеют важное значение для будущих исследований лекционных курсов по синтаксису и стилистике и практики преподавания РКИ, а также изучения функционирования данных синтаксических единиц в научных текстах других жанров.
Подобные работы
- Специфика функционирования вводных слов и выражений со
значением достоверности в современном научном стиле речи
(на материале статей, входящих в базу РИНЦ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023



