Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние внешних факторов на урегулирование приднестровского конфликта в 2014-2022 гг

Работа №126148

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение - 3 -
Глава 1. Специфика этно-политического конфликта в Приднестровье и его урегулирования - 10 -
1.1. Основные причины возникновения и эскалации приднестровского конфликта - 10 -
1.2. Процесс интернационализация конфликта и первые шаги к его урегулированию - 14 -
1.3. Ключевые проекты по дальнейшему урегулированию конфликта - 21 -
Глава 2. Интересы и позиции сторон конфликта и участников, заинтересованных в его урегулировании - 29 -
2.1. Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика (стороны конфликта) - 29 -
2.2. Российская Федерация и Украина (посредники и гаранты урегулирования) - 35 -
2.3. Причины вовлечения и позиции ОБСЕ (посредника),ЕС, США (наблюдателей) и НАТО по приднестровскому урегулированию - 43 -
Глава 3. Урегулирование приднестровского под воздействием внешних факторов - 53 -
3.1. Специфика политики России и Украины по приднестровскому вопросу в контексте изменения геополитической ситуации - 53 -
3.2. Влияние политики ЕС, ОБСЕ, НАТО на динамику урегулирования конфликта - 61 -
3.3. Динамика и проблемы переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - 66 -
Заключение - 72 -
Список использованных источников и литературы - 75 -


Современные международные конфликты и различные аспекты их урегулирования являются одной из неизменных ключевых проблем в научных исследованиях. Уровень конфликтогенности современных международных отношений, увеличение числа вооруженных столкновений, количества жертв и трансграничных беженцев свидетельствует об актуальности продолжения комплексных исследований по данной тематике.
Одним из эпицентров роста конфликтного потенциала, затрагивающего почти все без исключения страны региона, выступает постсоветское пространство, дезинтеграционные процессы в рамках которого осложнялись обострением этнополитических конфликтов.
Вооруженное противостояние в Приднестровье в своё время было достаточно быстро переведено в русло мирных переговоров, во многом благодаря широкой интернационализации конфликта и усилиям внешних участников. Однако, по прошествии тридцати лет, данный конфликт так и не получил политического урегулирования.
В этом контексте весьма востребованным представляется поиск ответа на вопрос о том, какое влияние в регионе конфликта (и в Молдавии, и в Приднестровье) имеют сегодня те международные акторы, которые так много лет прилагали усилия для урегулирования конфликта? Каким образом взаимоотношения между ними влияют на ход урегулирования?
Дополнительным актуализирующим фактором становятся негативные тенденции, связанные с ухудшением ситуации в ряде конфликтных зон, которые происходят на фоне возникновения новых очагов нестабильности. Это связывают не только с внутренними особенностям региона, но и с невозможностью быстрого достижения политического урегулирования, а также фактором значительной интернационализации.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между перспективами урегулирования приднестровского конфликта и отношениями внешних акторов, вовлеченных в процесс урегулирования, между собой и со сторонами конфликта (Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определить специфику возникновения, протекания и урегулирования этно-политического конфликта в Приднестровье;
2. определить состав внешних акторов, оказывающих влияние на ход приднестровского урегулирования;
3. проанализировать основные направления политики внешних участников, вовлеченных в урегулирование приднестровского конфликта;
4. проследить процесс трансформации интересов и политики внешних участников приднестровского урегулирования в контексте изменений геополитической ситуации;
5. оценить степень влияние на молдавско-приднестровские отношения и переговорный процесс.
Объектом исследования является конфликт между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой.
Предметом исследования является деятельность внешних акторов в регионе протекания приднестровского конфликта и международные аспекты их взаимодействия.
Хронологические рамки ограничиваются периодом с 2014 по 2022 гг. В данный временной промежуток наблюдается актуализация проблемы региональных конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе и приднестровского. Нижние хронологические рамки обусловлены изменением геополитической ситуации вокруг Приднестровья вследствие возникновения внутриполитического кризиса на Украине и последовавших за ним негативных для приднестровского урегулирования процессов. Верхние хронологические рамки определяются началом проведения специальной военной операции на Украине, оказавшем значительное влияние на развитие ситуации в регионе конфликта.
Источниковая база. Ключевое значение для исследования имеют официальные документы международных организаций, дипломатические документы переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта, включая обнародованные проекты планов по урегулированию , документы, отражающие достигнутые договоренности и межведомственные соглашения. В ходе исследования также были использованы документы государственных органов Российской Федерации, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова.
Значимую роль для исследования проблемы имели информационные материалы средств массовой информации: ТАСС Коммерсант, РИА Новости и др.
Степень научной разработанности проблемы. Тема приднестровского конфликта является неизменным предметом интереса отечественных и зарубежных исследователей. Рост интереса в российской научной среде к этой тематике был во многом связан с всплеском этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве после обострения внутриполитической ситуации на Украине. Проблема этнополитических конфликтов в свете украинского кризиса, в том числе и приднестровского, рассматривалась в работах Н.И. Харитоновой, К.П. Курылева и А.В. Морозова В частности, Н.И. Харитонова на основе анализа вызовов и угроз, порожденных дестабилизацией ситуации на Украине, характеризует и возможные последствия для систем региональной военно-политической и экономической безопасности.
Интересы и роль ключевых акторов приднестровского урегулирования раскрыты в работах А.В. Гущинаи С.М. Маркедонова, Д.В. Малышева, С.И. Романчука, Н.В. Штански/Шевчук. Политике отдельных государств, организаций и интеграционных объединений в Приднестровье посвящены труды как отечественных – Е.Ф. Троицкого И.Ф. Селивановой, А.И. Рошка, так и зарубежных исследователей –M.Kosienkowski, V.Rosa.
Вопросы противостояния «Россия – Запад» в современных международных конфликтах на постсоветском пространстве стали предметом исследований А. Голтца, А. В. Гущина, С.М. Маркедонова, А. Тиханского, А. Шпаковского, Д.В.Тренина.
Авторы не только анализируют взаимодействие между акторами приднестровского урегулирования, но пишут о значимости преодоления украинского кризиса и нормализации российско-украинских отношений для возвращения позитивной динамики в переговорный процесс.
Среди трудов приднестровских ученых, в которых так или иначе находит свое отражение проблема урегулирования конфликта заметны работы Н.В. Бабилунгаи Б.Г. Бомешко, П.М. Шорникова. Анализу роли России в поддержке приднестровских сепаратистских настроений посвящены работы таких молдавских политологов, как А. Царану, Г. Кожокару.
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлён комплексный анализ перспективы урегулирования приднестровского конфликта во взаимосвязи социокультурных, исторических аспектов и текущей политикой и интересами внешних акторов. Кроме того, в отличие от трудов предшественников, наше исследование охватывает период, включающий в себя события, связанные с началом СВО на Украине.
Теоретическим измерением исследования выступает выявление разнообразных характеристик молдавско-приднестровских отношений, а также взаимоотношений между внешними участниками, вовлечёнными в приднестровское урегулирование. Это, по мнению, автора служит более полному пониманию процессов в регионе и зависимости процесса успешного урегулирования современных международных конфликтов на постсоветском пространстве от внешних факторов.
Прикладное значение работы определяется содержащимися в ней обобщениями и выводами, которые могут быть использованы внешнеполитическими органами государственной власти Российской Федерации при определении дальнейшего вектора развития отношений с Республикой Молдова, Приднестровьем и партерами по переговорам в формате «5+2». Кроме того, актуализация и дополнение настоящего исследования могут быть предметом работы автора в последующие годы.
Методы исследования. В ходе исследования были применены такие общенаучные методы, как анализ, обобщение, сравнение, описание. Для исследования процесса развития взаимоотношений сторон конфликта с внешними акторами и друг другом автором осуществлялся системный анализ событийного ряда ключевых процессов в регионе молдо-приднестровского конфликта.
При работе с документами переговорного процесса, а также документами органов государственной власти, касающихся темы исследования, автором были широко применены, как традиционный анализ документов, так и контент-анализ. Последний применялся и для анализа прессы, выступлений политических деятелей.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённый анализ демонстрирует всю сложность, комплексность и уникальность конфликта между Республикой Молдова и Приднестровьем. Конфликт в Приднестровье имеет за собой целый ряд этно-политических причин, его удалось достаточно быстро перевести из фазы вооруженного противостояния в русло мирных переговоров, во многом благодаря быстрой и широкой интернационализации.
Однако, можно утверждать, что дальнейшие мирные инициативы и планы внешних участников не только не привели к политическому урегулированию конфликта, но даже не приблизили стороны к достижению приемлемого политического решения. Вот уже почти тридцать лет «приднестровский фактор» оказывает воздействие как на ситуацию в регионе, так и на отношения между внешними игроками и силами.
Существует явная взаимосвязь между взаимоотношениями внешних акторов приднестровского урегулирования и перспективами урегулирования данного конфликта. Обострение отношений между Россией и коллективным Западом, начавшееся восемь лет назад, после начала украинского кризиса привело к тому, что давление от антироссийской повестки западных стран сказывается даже на пророссийски настроенных политиках и государствах и не способствует урегулированию конфликтных ситуаций, в том числе в Приднестровье.
Изначально, вовлечение государств и интеграционных структур в приднестровское урегулирование было мотивировано комплексом разноплановых причин. Можно отметить, что приднестровский конфликт - один из международных узлов, которые объединяют интересы Украины и России. Через регион проходят важные как для России, так и для Украины, транзитные пути. Государства имеют многолетние экономические, исторические, культурные и образовательные связи с ПМР.
Для ЕС, ОБСЕ и США подключение к урегулированию было связано скорее с вопросами безопасности границ или же возможностью для повышения международного авторитета в контексте вопросов обеспечения региональной и глобальной безопасности.
Приднестровский вопрос стал одним из важных элементов международной повестки в контексте украинского кризиса и усиления противостояния России и Запада на постсоветском пространстве. Наиболее острым на сегодняшний день остается вопрос присутствия российских воинских контингентов на территории Приднестровья. Для России это вопрос выполнения своих обязательств, как гаранта и посредника в приднестровском урегулировании, а также возможность обеспечивать безопасность граждан России, постоянно проживающих на территории Приднестровья. Тогда как другими участниками урегулирования военное присутствие России в ПМР рассматривается, как попытка сохранить остатки своего влияния на территории бывших советских республик, или как плацдарм для военного вторжения на территории соседних государств, в частности Украины.
В последние годы, западными странами особенно активно в соответствующих резолюциях подчеркивается необходимость вывода вооруженных сил и вывоза боеприпасов РФ с территории Приднестровья и преобразования существующей миротворческой миссии. При этом наблюдатели и посредники в процессе мирного урегулирования – США, и Евросоюз, и ОБСЕ – фактически закрывают глаза на действия Украины, которая нарушает свой статус страны-гаранта подвергая изоляции всесторонней изоляции Приднестровье и его граждан.
Указанные акторы оказывают адресную помощь Республике Молдова и приднестровскому региону, направленную на повышение доверия между людьми по обе стороны Днестра, решение финансовых проблем и вопросов безопасности. Однако эти меры не ведут к существенным изменениям в динамике переговорного процесса, скорее наоборот способствуют его стагнации. Западная помощь региону, не имеющая четкой среднесрочной и долгосрочной стратегии, решает лишь не большие несущественные проблемы.



1. Виталий Игнатьев: «Продолжительное отсутствие заседаний в формате «5+2» негативно сказалось на переговорах в Братиславе» // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/tyy (дата обращения: 24.05.2023).
2. География инвестиций в экономику Приднестровья // Торгово-промышленная палата ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tiraspol.ru/news/slovo-ekspertu-geografiya-investitsiy-v-ekonomiku-pridnestrovya/ (дата обращения: 27.05.2023).
3. Глава МИД Приднестровья: ОБСЕ блокирует проведение переговоров в формате «5+2» // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/Lft (дата обращения: 24.05.2023).
4. Декларация министров иностранных дел Республики Молдова, Российской Федерации, Румынии и Украины. 6 Апреля 1992 г. // Правовая Россия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://laws-russia.narod.ru/fed1992/data03/ tex14198.htm (дата обращения: 07.04.2023).
5. Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Республики от 25. 08. 1991г.// Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/DTp (дата обращения: 7.04.2023).
6. Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) со столицей в городе Тирасполь в составе СССР от 2 сентября 1990 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://newspmr.com/pridnestrove/dekl-obr-pmssr (дата обращения: 7.04.2023).
7. Диалог в наручниках // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/vPd (дата обращения: 27.05.2023).
8. Евгений Шевчук: Отменив пакт Молотова-Риббентропа, Молдавия объявила свою государственность порождением оккупационного режима // ИА REGNUM [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1152856.html (дата обращения: 06.04.2023).
9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975 // Сайт ОБСЕ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
10. Закон № 3465 «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» от 1.09.1989 г.[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=312813&lang=2 (дата обращения: 10 ноября 2022).
11. Закон №170/2018 «О регистрации транспортных средств и внесении изменений в некоторые законодательные акты (действует с 1 сентября 2018 года)» [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://gov.md/en/content/vehicle-registrationpoints-transnistrian-region-celebrate-two-years-functioning (дата обращения: 27.05.2023).
12. Закон Республики Молдова «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22.07.2005 № 173/2005 // Агентство межэтнических отношений Правительства Республики Молдова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ari.gov.md/ru/content/закон-№1732005-от-22072005-об-основных-положениях-особого-правового-статуса-населенных (дата обращения: 09.04.2023).
13. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств об обстановке в левобережных районах Республики Молдова (Подписано в г. Киеве 20.03.1992) // Conventions [Электронный ресурс]¬. — Режим доступа: https://www.conventions.ru/int/14107/ (дата обращения: 07.04.2023).
14. Игнатьев В. В. «Продолжительное отсутствие заседаний в формате «5+2» негативно сказалось на переговорах в Братиславе» // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/tyy (дата обращения: 07.04.2023).
15. Игорь Додон: «Без Приднестровья и Гагаузии Молдовы не будет максимум через 15 лет» // Молдавские Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа:: http://www.vedomosti.md/news/igor-dodon-bez-pridnestrovya-i-gagauzii-moldovy-ne-budet-mak (дата обращения: 26.05.2023).
16. Коммюнике о встрече Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Президента Республики Молдова (Подписано в г. Москве 12.12.1991) // Conventions [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.conventions.ru/int/2202/ (дата обращения: 07.04.2023).
17. Лавров: РФ надеется скоро сократить очередь в Тирасполе на выдачу паспортов россиянам // ТАСС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/politika/13530697 (дата обращения: 27.05.2023).
18. Лучинский: Россия отойдёт от поддержки Приднестровья // Noi.md. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://noi.md/ru/news_id/95573 (дата обращения: 26.05.2023).
19. Мандат миссии ОБСЕ в Республике Молдова // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mission-to-moldova/107963 (дата обращения: 27.05.2023).
20. «Меморандум Козака»: Российский план объединения Молдовы и Приднестровья // ИА REGNUM [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://regnum.ru/article/458547 (дата обращения: 27.05.2023).
21. Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем» от 8.05.1997 г.// Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/JLK (дата обращения: 7.04.2023)
22. Меры по укреплению доверия. Пакет «Берлин-плюс» // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mission-to-moldova/392663 (дата обращения: 27.05.2023).
23. МИД Приднестровья о назначении Саакашвили: Ситуация становится непредсказуемой // EurAsiaDaily [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://eadaily.com/ru/news/2015/06/02/mid-pridnestrovya-o-naznachenii-saakashvili-situaciya-stanovitsya-nepredskazuemoy (дата обращения: 27.05.2023).
24. МИД России: судьба переговоров по Приднестровью прояснится после урегулирования на Украине // Московский Комсомолец [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.mk.ru/politics/2022/12/26/mid-rossii-sudba-peregovorov-po-pridnestrovyu-proyasnitsya-posle-uregulirovaniya-na-ukraine.html (дата обращения: 24.05.2023).
25. Новый генсек ОБСЕ о Приднестровье // Информационно-новостной ресурс ПМР. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://newspmr.com/novosti-pmr/politika/8482 (дата обращения: 27.05.2023).
26. Новый канцлер Австрии пообещал выстроить мосты между Западом и Востоком // Известия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://iz.ru/685560/2017-12-20/novyi-kantcler-avstrii-poobeshchal-vystroit-mosty-mezhdu-zapadom-i-vostokom (дата обращения: 27.05.2023).
27. О заседании «Постоянного совещания…» в Вене 27-28 февраля 2014 года // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://mid.gospmr.org/ru/LBk (дата обращения: 24.05.2023).
28. ОБСЕ высказалась за вывод российских миротворцев из Приднестровья // EurAsiaDaily [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/09/obse-vyskazalas-za-vyvod-rossiyskih-mirotvorcev-iz-pridnestrovya (дата обращения: 27.05.2023).
29. «Парижская хартия для новой Европы» от 21.11.1990 // Сайт ОБСЕ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/ documents/3/4/39520.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
30. Переговорный процесс между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова в документах. Издание второе, переработанное, дополненное / Под ред. Н.В. Штански (на русском и английском языках) — Бендеры: Полиграфист, 2014. — 482 с.
31. Протокол от 26.09.2005 «Права и обязанности наблюдателей в переговорном процессе»// Министерство иностранных дел ПМР. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/Kpt (дата обращения: 27.05.2023).
32. Пятёрка стран-лидеров по торговому обороту с Приднестровьем // Государственный таможенный комитет ПМР. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://customs.gospmr.org/pyaterka-stran-liderov-po-torgovomu-ob.html (дата обращения: 27.05.2023).
33. Распоряжение Президента Российской Федерации от 20.05.1992 г. № 241-рп «О мерах по реализации положений Кишиневской Декларации министров иностранных дел Республики Молдовы, Российской Федерации, Румынии и Украины от 6 апреля 1992 года» // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/1358 (дата обращения: 07.04.2023).
34. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН «Полный и безоговорочный вывод иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова» от 22 июня 2018 года № A/RES/72/282 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N18/195/41/PDF/ N1819541.pdf?OpenElement(дата обращения: 24.05.2023).
35. Референдум в Гагаузии. Пространство евразийской интеграции расширяется [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rosinform.ru/politics/494112- referendum-v-gagauzii-prostranstvo-evraziyskaya-integratsii-rasshiryaetsya/ (дата обращения: 07.04.2023).
36. Решение высшего Евразийского экономического совета «О предоставлении Республике Молдова статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе» от 14.05.2018 № 9 // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557449049 (дата обращения: 27.05.2023).
37. «Свобода в мире 2021, Приднестровье»// Freedom House [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://freedomhouse.org/country/transnistria /freedom-world/2021 (дата обращения: 27.05.2023).
38. Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем 1995 года // Официальный сайт МИД ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/Jbj (дата обращения: 08.04.2023).
39. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21. 07. 1992 г. // Министерство иностранных дел ПМР. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/sGv (дата обращения: 24.05.2023).
40. Соглашение об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья Проект Приднестровской Молдавской Республики // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье: Информационно- аналитический бюллетень. - М.: Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). —2001. — С. 94.
41. Указ Президента Российской Федерации "О специальном представителе Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Молдова" от 11.07.2018 № 418 // Портал официального опубликования правовых актов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201807120025 (дата обращения: 24.05.2023).
42. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" от 30.11.2016 № 640 // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010045.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
43. Шойгу: Россия не уйдёт из Приднестровья // ПолитНавигатор [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.politnavigator.net/shojjgu-rossiya-ne-ujjdjot-iz-pridnestrovya.html (дата обращения: 27.05.2023).
44. «Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part» от 30.08.2014 № L 260/4 // Official Journal of the European Union [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0830(01)& from=EN (дата обращения: 24.05.2023).
45. «Protocol of the official meeting of the permanent conference for political questions in the framework of the negotiating process on the Transnistrian settlement» // Organization for Security and Co-operation in Europe [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.osce.org/chairmanship/359196 (дата обращения: 27.05.2023).
46. About European Union Border Assistance Mission to Moldova and Ukraine // European Union External Action [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://eubam.org/ru/who-we-are/ (дата обращения: 27.05.2023).
47. Country Strategy Paper for Moldova 2002–2006 // European Commission [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eeas.europa.eu/moldova /csp/02_06_en.pdf(дата обращения: 09.04.2023).
48. On the meeting of mediators from Ukraine, the Russian Federation, and the OSCE with the representatives of the Republic of Moldova and Transdniestria // Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе[Электронный ресурс] —Режимдоступа:https:// www.osce.org/files/f/documents/7/9/16558.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
49. Relations with the Republic of Moldova// NATO [Электронный ресурс] —Режимдоступа:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49727.htm? selectedLocale=en (дата обращения: 27.05.2023).
50. Republic of Moldova - Economic review of Transnistria Region (English)// World Development Sources, World Bank Group [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated//4926314687739910 51/Republic-of-Moldova-Economic-review-of-Transnistria-Region(дата обращения: 01.05.2023).
Монографии и диссертации:
1. Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней. Рабочая тетрадь/ Н.В. Штански, Д. Н. Паламарчук, Д.Н. Камбур. //Медиаресурс «Евразийское Приднестровье» – 2017. – 56 с.
2. Вершинина М.И. Особенности межгосударственного сотрудничества по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве: на примере Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья: 1992–2007 гг.: дис. канд. полит. наук: 23.00.04 / М.: МГУ. — 2008. — 183 с.
3. Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии: [сб. ст.] : [пер. с англ.] / Бруно Коппитерс [и др.] ; с коммент. Нику Попеску, Гиа Нодиа. - М: Весь Мир, 2005 (ООО тип. ПОЛИМАГ). - 312 с.: ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-7777-0318-6 (в обл.)
4. Романчук С.И. Миротворческие операции на постсоветском пространстве: концептуальные подходы //Автореферат дис. канд. полит. наук: 23.00.04 / Романчук Сергей Игоревич. М. – 2015. — 215 с.
5. Харитонова Н.И. Приднестровский конфликт и проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве в конце XX — начале XXI вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.00, 07.00.03 / М.: МГУ. — 2008. — 34 с.
6. Центр российского образования и науки // Справочник «Приднестровье 2023» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pmr.md/3311617a58194227c0ce928639208840/tsentr_rossiyskogo _obrazovaniya_i_nauki.html (дата обращения: 27.05.2023).
7. Штански Н.В. Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье/Молдове: международные аспекты: дис. канд. полит. наук: 23.00.04./ М.: МГИМО. — 2012. — 211 с.
8. Шурыгин В., Тукмаков Д., Нерсесов Ю. Белая книга ПМР. - М.: REGNUM, 2006. — 168 с. : ил. ISBN 5-91150-013-2. — Режим доступа: https://vk.com/doc16716709_622190943?hash=7i8dmsmewTHAFvqRmVM ZmLy9RUYRLQTp2e9EN4zZBvw&dl=lVV5p3YHI4emc1qaJXCALhtLofzj0hZh8jck5CHWer0 (дата обращения: 05.04.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ