ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.2 Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения 12
1.3 Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 16
2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ 21
2.1 Правовая основа социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без родителей 21
2.2. Основные виды социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без родителей 25
2.3 Анализ эффективности работы по социальной защите детей-сирот в Ямало-Ненецком автономном округе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ -СИРОТ В РОССИИ» 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «РЕЙТИНГ САМЫХ БЛАГОПОЛУЧНЫХ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РЕГИОНОВ» 42
Социальная защита населения – это важнейшее проявление социальной политики Российской Федерации. В соответствии с информацией, предоставленной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, социальная защита населения включает в себя множество программ и способов реализации права граждан на помощь со стороны государства: социальная поддержка, возможности для пожилых граждан, социальная помощь, социальное обслуживание, стратегия действий в интересах старшего поколения, субсидии, возможности для семей с детьми – материнский капитал, помощь инвалидам, социальные гарантии. Одна из категорий, которая находится под защитой государства является категория детей, лишившихся родителей.
Проблема детей сирот стала остроактуальной для России еще в начале ХХ века. Во время революций, Гражданской войны и Великой Отечественной войне их число было велико. Казалось бы, в мирное время количество детей, лишившихся родителей должно быть минимально, но это не так. В отличии от исламских стран, где сирот практически нет (их забирают родственники), в России число детей, лишившихся родителей неуклонно растет.
Анализируются основные нормативные правовые акты, закрепляющие поддержку данной категории граждан. Подчеркивается важность соблюдения международных нормативных правовых по данной проблеме.
Вопрос оказания помощи детям, которые остались без родителей безусловно остро стоит перед обществом, его решение в рамках реализации концепции «социального государства» возложено на органы власти. Социальные гарантии для детей, лишившихся родителей направлено на реализацию дополнительного медицинского обеспечения, обеспечение права на образование, на жилище и имущество, на труд.
Нормативно-правовое регулирование вопроса поддержки и оказания помощи детям, оставшимся без родителей реализовано в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ). По нему на права и гарантии, представленные в рамках данного закона могут претендовать лица – дети-сироты, дети, лишившиеся родителей в возрасте до 23 лет.
Данная норма реализована в указанном возрастном периоде, т.к. предусматривает защиту детей до окончания срока очного обучения в высших учебных заведениях. Большая проблема данной группы социально незащищенных граждан – слабое здоровье. Многие е из них являются пациентами специальных интернатов, имеют различные заболевания и отклонения.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Цель исследования — выявить основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2) Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3) Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи и статистические данные.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных ресурсов.
В современных социально-экономических условиях, институт семьи переживает сложные моменты, рушатся принципы воспитания детей, система морально-нравственных взаимоотношений между супругами, конфликты, поэтому с каждым годом все больше становится детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание в семье, конечно, является предпочтительной формой воспитания детей, но если базовые навыки работы с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в образовательных учреждениях будут применены на ранней стадии и правильно, можно избежать многих проблем и значительно облегчить будущую жизнь детей.
В Российской Федерации в качестве правовой основы социальной защиты детства выступает Конституция РФ, а также Семейный и Гражданский кодексы, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
В Конституции РФ сказано, что «материнство и детство находятся под защитой государства» (тс. 38, п.1); «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39, п.1) (Конституция РФ от 1993г.).
Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, попечительство (попечительство), приемные семьи, помещение в государственные учреждения. Этот список неполный, потому что законодатели могут разработать методы решения других форм помещения детей и приютов по своему усмотрению, исходя из своих местных возможностей, опыта и знаний.
Согласно п. 2 ст. 121 Семейного кодекса и 1 п. ст. 34 Гражданского кодекса органы опеки и попечительства делятся на муниципалитеты, выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями решать важные местные проблемы, и не входят в систему государственных учреждений.
Семейное законодательство определяет, что никому, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц, не разрешается выявлять и отдавать безнадзорных детей без попечения родителей. Этот запрет также распространяется на брокерскую деятельность по передаче детей на усыновление, опеку (опекуна) или семейную опеку.
Своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет решающее значение для оказания адекватной поддержки согласно ст. Согласно статье 122 Семейного кодекса решение этих вопросов является обязанностью органов опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка. В 1998 году вступил в силу федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», и государство определяет детство как важный этап в жизни человека. Закон определяет защиту прав и законных интересов детей
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 11.01.2023) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880
6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
8. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента РФ от 29.05.2018 №240// «Собрание законодательства РФ», 05.06.2017, № 23, ст. 3309
Учебная и научная литература
9. Ишматова, А.Р., Бондарчук, Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2019. №2. С. 19-25.
10. Кондрашова, Я.О., Сидорук, О.А. Нормативно-правовой контекст социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей // Трибуна ученого. 2022. - № 4. - С. 28-35.
11. Ламейкина, Е. Ю. Новые формы устройства детей, оставшихся без попечения. Судебная практика // Государственная служба и кадры. – 2019. – № 3. – С. 101-106.
12. Майстренко, Г.А., Майстренко, А.Г. Социальная защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родителей // Образование и право. - 2022. - № 2. - С. 153-158.
13. Мартынова, Е.В. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология. - 2022. - № 5. - С. 126-134.
14. Низова, Л., Зяблицева, А. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (региональный аспект) // Воспитание школьников. 2022.- № 1. - С. 59-64.
15. Реан, А.А., Белинская, Д.Б., Наровский, В.М. Проблема социальной адаптации учащихся «Группы риска» и детей-сирот // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №5. С. 235-239
16. Чепурных, Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е. Чепурных / / Народное образование. - 2019. - № 7. - С. 23-27.