Введение 2
Глава 1. Теоретические основы китайского инвестирования в страны Тропической Африки 7
1.1. Китайские инвестиции в страны Тропической Африки через призму реалисткой парадигмы международных отношений 7
1.2. Китайские инвестиции в страны Тропической Африки через призму либеральной парадигмы международных отношений 10
1.3. Китайские инвестиции в страны Тропической Африки через призму неомарксистской парадигмы международных отношений 13
Глава 2. Становление и принципы китайского инвестирования в страны Тропической Африки 17
2.1. Формирование китайской инвестиционной стратегии 17
2.2. Китайские инвестиционные проекты 23
2.3. Становление современных инвестиционных отношений между Китаем и странами Тропической Африки 34
Глава 3. Влияние китайских инвестиций на социально-экономическое положение в странах Тропической Африки 45
3.1. Различные последствия китайского инвестирования в страны Тропической Африки 45
3.2. Кейс китайских инвестиций в инфраструктурные проекты в Восточной Африке 54
3.3. Кейс китайских инвестиций в рыбопромышленный сектор Западной Африки 59
Заключение 66
Источники и литература 70
Актуальность темы исследования. За последние несколько десятилетий Китайская Народная Республика стала одним из ведущих игроков на мировой политической арене. Экономическая мощь является основой того огромного потенциала Китая, который мы можем наблюдать сегодня. После начала политики «реформ и открытости» Китай прошел путь от получателя иностранных инвестиций, которые дали ему сильный толчок для дальнейшего развития, до одного из крупнейших инвесторов в мире. На данный момент инвестиции китайских государственных и частных компаний, являющиеся одной из основ внешнеэкономической деятельности Китая, можно проследить практически во всех странах, что наделяет данное государство беспрецедентным потенциалом влияния в современном мире. Китайский капитал стремительно проникает во всевозможные отрасли экономики, что вызывает множество опасений среди других государств, которые стремятся не допустить доминирования Китая на международной арене. В связи с этим множество спекулятивных политических заявлений в адрес Китая могут серьезно искажать восприятие истинных инвестиционных стратегий государства. Таким образом, тщательное и объективное рассмотрение принципов и характера зарубежного инвестирования китайских экономических единиц необходимо для формирования непредвзятого научного представления о роли Китая как одного из лидеров в системе современных международных отношений.
Практически с самого начала вывоза китайского капитала за рубеж страны Тропической Африки1 находились в поле зрения китайских инвесторов. Постепенно наращивая интенсивность инвестиционного сотрудничества с регионом, на сегодняшний день Китай стал одним из крупнейших инвесторов в страны Тропической Африки. Африка южнее Сахары является важным звеном в системе китайской государственной инициативы пояса и пути, запущенной в 2013 г., а также одним из популярных направлений для частных китайских инвесторов. Осуществляя беспрецедентные вложения в развитие инфраструктуры в регионе и расширяя свое экономическое присутствие в нем, Китай вызывает большие опасения со стороны других стран, которые по тем или иным причинам обвиняют его в эксплуататорской, неоколониальной политике в Африке. В данной ситуации необходимо сформировать научное представление о целях, методах и результатах китайской инвестиционной политики в Тропической Африке для понимания истинного характера взаимодействия одной из сильнейших мировых держав со странами стратегически важного региона. Данное исследование фокусируется на последствиях деятельности китайских инвесторов для социально-экономического положения стран Африки южнее Сахары.
Объектом исследования являются трансграничные инвестиционные отношения в современном мире.
Предметом исследования выступают инвестиционные отношения между Китаем и странами Африки южнее Сахары.
Цель исследования - определить социально-экономические последствия размещения китайских инвестиций для стран Тропической Африки.
Задачи исследования:
• Рассмотреть китайское зарубежное инвестирование с точки зрения основных теорий международных отношений;
• Изучить причины и предпосылки становления современной зарубежной инвестиционной стратегии КНР;
• Классифицировать и охарактеризовать основные типы китайских инвестиционных проектов за рубежом;
• Изучить причины, предпосылки и перспективы инвестиционных отношений Китая со странами Тропической Африки;
• Определить характер и степень воздействия разных типов китайских инвестиций на различные аспекты жизни в странах Африки южнее Сахары;
• Рассмотреть кейсы различных китайских инвестиционных проектов в регионе.
Новизна работы заключается в разделении понятия «китайские инвестиции» на частные и государственные для дальнейшего анализа. Большинство исследователей используют собирательное понятие китайских инвестиций в Тропической Африке, исследуя их влияние на жизнь в регионе. Такой подход не предполагает различия между воздействием данных двух типов капиталовложений. Предлагаемый подход позволяет оценить влияние частных и государственных китайских инвестиций на социально-экономическое положение стран Тропической Африки, а также сравнить их.
В данном исследовании использованы следующие методы: индукция, кейс-стади и сравнительный. Индуктивный метод позволяет сделать выводы об общих характеристиках инвестиционной стратегии и мотивах Китая в Тропической Африке, исходя из репрезентативных примеров инвестиционных проектов. В рамках кейс-стади рассматриваются конкретные примеры частных и государственных китайских инвестиционных проектов, которые отражают специфику китайского инвестирования в регионе. Сравнительный метод позволяет сопоставить частные и государственные китайские инвестиции и выделить их общие и различные черты в случае с капиталовложениями Китая в страны Африки южнее Сахары.
Степень научной разработанности. Теоретические аспекты инвестирования как внешнеэкономической деятельности акторов международных отношений рассматриваются представителями различных школ международных отношений. Многообразие концепций международных отношений определяет степень изученности инвестирования за рубежом с позиций разных теорий. Среди зарубежных теоретиков международных отношений, работы которых использовались при написании данной работы, можно выделить Г.Моргентау, 2 К.Уолтса, 3 Э.Карра, И.Валлерстайна; 4 среди отечественных - П.А.Цыганкова,5 В.И.Ленина,6 О.Б.Игнаткина,7 Ю.В.Вахрушева.8
В изучении характерных особенностей эволюции китайской инвестиционной политики мы опирались на работы таких зарубежных исследователей, как К.Дэвис,9 С.Чи,10 Ц.Чэнь,11 а также отечественных - Ю.В.Тавровский,12 А.Ю.Плотников13, Е.П.Бажанов,14 Ю.А.Макеев. 15 Для исследования также использовались работы экспертов в области китайско-африканских экономических отношений: А.Э.Баринова, 16 Р.И.Томберга, 17 А.И.Нагиева,18 Д.Дегтерева,19 С.Р.Цокиева,20 В.Чэня, Д.Доллара, Т.Хэйвая,21 Н.М.Гитаига, А.Буримасо, С.М.Ахмеда.22
В отличие от литературы, посвященной проблеме китайско-африканских отношений в целом, работы, которые обращают внимание на конкретные кейсы в рамках тематики данной проблемы, значительно менее многочисленны. Так, для данного исследования использовались работы Х.Мпоано, 23 и С.Брауна, 24 изучавших кейс нелегальной деятельности рыболовных судов в прибрежных водах Ганы, который использовался в качестве иллюстрации негативного влияния частных китайских инвестиций. Что касается государственных инвестиций в проекты инициативы пояса и пути в Африке, данный вопрос получил намного больше внимания со стороны исследователей ввиду высокого уровня политизированности проблемы. Нами были использованы работы Е.Оландер,25 М.Йоели26, Н.М.Гитаига,27 раскрывающие вопрос влияния железной дороги Найроби-Момбаса на социально-экономическое положение Кении. Также полезными для работы были исследования Дж.П.Кабестана,28 посвященные китайской военной базе в Джибути.
Источниковая база. В ходе данного исследования использовалось несколько классов источников. Во-первых, это статистические данные, касающиеся различных аспектов китайского инвестирования в Тропической Африке, собранные и обработанные такими организациями, как ЮНКТАД, Исследовательская инициатива Китай-Африка университета Джона Хопкинса, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др. Во- вторых, это журналистские расследования деятельности китайских компаний в Африке, проведенные BBC и Reuters. В-третьих, это международные нормативно-правовые документы национального и регионального характера. В-четвертых, это новостные сообщения, освещавшие процесс строительства и обслуживания инфраструктурных объектов, использованных в качестве примеров в этом исследовании.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе китайские зарубежные инвестиции анализируются с позиции трех парадигм международных отношений. Вторая глава раскрывает причины и предпосылки становления китайской инвестиционной стратегии, различные типы проектов, а также особенности китайского инвестирования в Тропической Африке. Третья глава посвящена исследованию социально-экономического влияния китайских инвестиций на жизнь в странах Африки южнее Сахары. Два кейса приводятся в качестве примеров влияния частных и государственных китайских инвестиций на общественную жизнь в развивающихся странах Африки. Заключение резюмирует наиболее важные результаты исследования.
Современная китайская политика в сфере инвестиций стала логическим следствием перехода к рыночным механизмам в экономике, заложенным в политике «реформ и открытости». Переживая невиданный экономический подъем и постепенно накапливая значительный объем средств благодаря хлынувшим иностранным инвестициям в 1980-1990-е гг., Китай начал массово экспортировать капитал за рубеж с целью его приумножения. Китайская инвестиционная политика за время своего существования претерпела ряд изменений. Сперва капиталовложения Китая за рубежом имели достаточно хаотичный характер, однако со временем они были упорядочены и приобрели форму стройной инвестиционной стратегии. Если изначально главным приоритетом китайского правительства было обеспечение энергетической безопасности, то на данный момент основной упор оно делает на инфраструктурные проекты по всему миру. Глобальная инфраструктурная инициатива пояса и пути, обеспечивающая интенсификацию экономических взаимодействий и усиление экономической интеграции в мире, является центральной для всей инвестиционной политики Китая на данный момент.
Уже на протяжении нескольких десятилетий страны Тропической Африки занимают особое место в системе внешнеэкономических приоритетов Китая. В разное время сотрудничество с ними позволяло Китаю удовлетворить свои потребности по части зарубежных инвестиций в те отрасли, которые он считал приоритетными для себя в определенный момент времени. Так, инвестиционные отношения между странами Африки южнее Сахары и Китаем эволюционировали вместе с инвестиционной стратегией КНР, что позволило африканским странам остаться его важнейшими партнерами. На современном этапе обеспечение Китая африканскими природными ресурсами не потеряло свою актуальность, однако на первый план вышло сотрудничество в сфере инфраструктурных проектов в рамках инициативы пояса и пути.
Китайские инвестиционные проекты оказывают весьма значительное влияние на те страны Тропической Африки, в которых они расположены. При этом, нужно различать частные и государственные источники финансирования этих проектов, ведь, как было показано выше, их влияние не одинаково. Так, частные китайские инвестиции, в большей мере сконцентрированные в производстве, способны создать ограниченное количество рабочих мест в странах Африки южнее Сахары и повысить производительность труда, притом оказывая сильное давление на местный экономический уклад. Несмотря на вклад в общий рост экономик африканских стран, зачастую они приводят к усилению конкуренции на локальном рынке, которую не способны выдержать местные жители. Более того, без развитой корпоративной культуры китайские предприниматели в Тропической Африке склонны использовать слабость местных политических институтов и игнорировать местное экологическое и трудовое законодательство, а коррупция с их стороны еще больше истощает способность местных правительств обеспечивать соблюдение законов. Все эти процессы были проиллюстрированы кейсом присутствия китайского бизнеса в рыбопромышленной отрасли стран Западной Африки. Его деятельность едва ли имела хоть какие-то положительные последствия для местного населения.
Государственные инвестиции в свою очередь направляются в основном на финансирование инфраструктурных объектов в форме обычных или льготных кредитов. Завершенные проекты, такие как железные дороги, порты и автомагистрали, способны повысить качество транспорта в стране, создать значительное количество рабочих мест, повысить деловую активность в регионе и создать положительный эффект перелива. Среди негативных последствий нужно отметить сверхзадолженность, серьезность которой может усугубляться коррупцией на высшем уровне, которая приводит к неоправданному подорожанию проектов. Лишь тщательно спланированные и действительно нужные проекты могут принести реальные выгоды населению. Как было показано выше на примере кейсов из Восточной Африки, далеко не все инфраструктурные проекты, осуществляемые за китайские деньги и с помощью китайских строительных компаний, оправдывают те затраты, которые они предусматривают. Так, скоростная автомагистраль Энтеббе-Кампала может считаться провальным проектом для Уганды, выгоды от которого не были соразмерны тратам. Напротив, при разумном планировании и здравой оценке собственных возможностей по части обслуживания долга, финансируемые Китаем проекты в рамках инициативы пояса и пути, могут стать залогом долгосрочного экономического роста и благосостояния граждан. Хоть кейс железной дороги Найроби-Момбаса и не является примером образцовой выплаты долга китайским кредиторам, сама SGR демонстрирует, какие выгоды может получить страна от инвестиционного сотрудничества с Китаем.
Беспрецедентность китайского мегапроекта пояса и пути заставляет многих исследователей усомниться в истинности тех целей, которые официально оглашает Китай. Это вызывает волны обвинений в неоколониальной политике и эксплуатации слабых африканских стран. Бесспорно, благодаря тому, что китайское правительство имеет полный контроль над государственными инвестиционными проектами, такими как инициатива пояса и пути, у Китая есть потенциал оказывать сильное влияние на те страны, в которые он инвестирует. Вопреки тому, что мы можем видеть четкие последствия от его инвестиций, нельзя однозначно сказать, что Китай проводит целенаправленную политику угнетения стран Тропической Африки посредством неравного сотрудничества. Сама возможность эксплуатации более слабых стран и злоупотребления экономической властью над ними не означает, что Китай непременно должен реализовать ее. Мнения расходятся относительно миролюбивости намерений и искренности Китая при инвестировании в страны Африки южнее Сахары. Что касается «долговых ловушек», являющихся камнем преткновения в этой дискуссии, на данный момент нет достаточных доказательств, чтобы опровергнуть или оправдать позицию о том, что Китай намеренно и системно вгоняет страны в долговые ямы. Новые исследования необходимы по этой теме для того, чтобы лучше понять сущность проблемы задолженности Китаю стран-участниц инициативы пояса и пути. Однако стоит помнить, что, вне зависимости от финансовой стороны вопроса, Китай оставляет за собой реальные инфраструктурные объекты, которые в той или иной мере улучшают жизнь местных жителей. Как сказал американский вице-адмирал Майкл Фрэнкен: «Китайцы могут остаться, а могут уйти, но железная дорога, которую они строят никуда не денется».1
Современная инвестиционная политика Китая имеет разноплановый характер, и различные ее аспекты могут говорить в пользу применимости той или иной теории международных отношений. Например, положение о переходе прав на морские порты в случае неспособности выплачивать кредит в договорах о финансировании инфраструктурных проектов позволяет говорить о неравноправности таких договоров и о том, что Китай в духе неомарксизма эксплуатирует слабые государства, отбирая у них те инфраструктурные объекты, строительство которых он сам и навязал. С другой стороны, можно утверждать, что правительство Китая следует либеральной логике, когда принимает решение об отсрочке начала выплат по инфраструктурному кредиту, предоставленному Кении, из-за экономических трудностей, вызванных эпидемией коронавируса. В данной ситуации Китай явно искал взаимные долгосрочные выгоды, ради чего и отказался от права на своевременную выплату по кредиту. А тот факт, что Китай построил военно-морскую базу в Джибути можно интерпретировать как использование экономической инициативы пояса и пути для увеличения своего военно-политического преимущества и улучшения геополитических позиций в мире, что вписывается в реалистский дискурс о безопасности.
Таким образом, инвестиционная политика Китая в странах Тропической Африки не приводит к одинаковым последствиям во всех случаях, каждый из которых имеет свои особенные характеристики в зависимости от специфики инвестиционного проекта. Однако при разумном сотрудничестве такие проекты имеют большой потенциал принести значительные и долгосрочные выгоды как донорам, так и реципиентам инвестиций.
1. 2013 Africa Trip. June 27 - July 2: President Obama’s Trip // The White House. - 2013. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/africa-trip-2013 (дата обращения: 23.04.2021)
2. About CIC // China Investment Corporation. URL: http://www.chma- inv.cn/chinainven/About CIC/Who We Are.shtml (дата обращения: 03.05.2021)
3. Adams, P. Is China's fishing fleet taking all of West Africa's fish? // BBC. - 2019. - https://www.bbc.com/news/av/world-africa-47698314 (дата обращения: 30.04.2021)
4. A brave new world: The climate for Chinese M&A abroad: Report from the Economist Intelligence Unit // The Economist - 2010. - URL: https://eiuperspectives.economist.com/sites/default/files/Brave%20new%20world.pdf'? g a=2.154666232.1722112026.1621603368-1274897219.1621242409 (дата обращения: 10.04.2021)
5. China holds back funding for latest Kenya railway phase // Global Construction Review: News. - 2018. - URL: https://www.globalconstructionreview.com/news/china-holds- back-funding-latest-kenya-railway-phas/ (дата обращения: 14.04.2021)
6. China's State Administration of Foreign Exchange (SAFE) // SWFI. - 2021. - URL: https://www.swfinstitute.org/profile/598cdaa60124e9fd2d05bd9b (дата обращения: 24.03.2021)
7. Convention on Minimum Requirements for Access to the Fishery Resources of the Area of the Fisheries Committee for the West Central Gulf of Guinea (FCWC) // Fisheries Committee for the West Central Gulf of Guinea. - 2013. - Art. 16(2) and (3). - URL: https://fcwc-fish.org/download/3089/institutional-documents/5492/convention-on- minimum-requirements-for-access-to-the-fisheries-resources.pdf (дата обращения: 09.05.2021)
8. Darboe, M. K. ‘This one I’ll share with my minister’: Fresh bribery scandal hits Fisheries Ministry // Malagen. - 2020. - URL: https://malagen.com/investigations/this-one-ill- share-with-my-minister-fresh-bribery-scandal-hits-fisheries-ministry/ (дата обращения: 11.05.2021)
9. Data: Chinese Investment in Africa // China-Africa Research Initiative: Johns Hopkins School of Advanced International Studies. - 2021. - URL: http://www.sais- cari.org/chinese-investment-in- africa#:~:text=Chinese%20FDI%20in%20Africa%20Data,US%24%202.7%20billion%2 0in%202019. (дата обращения: 29.04.2021)
10. Deng, Xiaoping. Opening speech at the 12th National Congress of the Communist Party of China // Selected Works of Deng Xiaoping, Volume III <1982-1992>. - 2010. - URL: https://cpcchina.chinadaily.com.cn/2010-10/20/content 13918249.htm (дата обращения: 14.05.2021)
11. ‘Entebbe Expressway cost inflated by Shs55b’ // Daily Monitor. - 2016. - URL: https://www.monitor.co.ug/uganda/news/national/-entebbe-expressway-cost-inflated-by- shs55b--1674384 (дата обращения: 24.04.2021)
12. Full text of Chinese President Xi Jinping's speech at opening ceremony of 2018 FOCAC Beijing Summit / Liangyu. - 2018. - URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018- 09/03/c 129946189.htm (дата обращения: 23.05.2021)
13. GDP growth (annual %) - China, United States, United Kingdom, Germany // The World Bank. - 2021. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN-US-GB-DE (дата обращения: 15.04.2021)
14. Green, M. Ocean Shock: Fishmeal factories plunder Africa // Reuters. - 2018. - URL: https://www.reuters.com/article/us-oceans-tide-sardinella-specialreport- idUSKCN1N420W (дата обращения: 20.04.2021)
15. Goals of the Belt and Road Initiative - and how to make it green / Belt and Road Initiative Quick Info // Green Belt and Road Initiative Center. - URL: https://green- bri.org/belt-and-road-initiative-quick-info/ (дата обращения: 23.04.2021)
...