Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительные возможности поликодового текста в журнале «Огонек»

Работа №126078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования поликодового текста 8
1.1 Поликодовый текст в речевом облике журнала «Огонек». 8
1.2 Концепция издания журнала «Огонек» 15
Глава 2. Невербальные элементы поликодового текста в журнале «Огонек» 25
2.1 Классификация визуальных элементов издания 25
2.2 Взаимоотношение элементов визуального ряда с жанровыми характеристиками поликодового текста 32
2.2.1 Тексты информационных жанров и их невербальные составляющие 32
2.2.2 Тексты аналитических жанров и их невербальные составляющие 35
2.3 Принципы формирования содержания поликодового текста 45
Заключение 58
Список литературы 62
Список источников 66
Приложение 68


В современных средствах массовой информации прослеживается тенденция к появлению все большего количества поликодовых текстов. Согласно работам современных исследователей, почти каждый текст в сегодняшних СМИ может считаться поликодовым, поскольку фактура журналистских текстов не ограничивается только одной знаковой системой. Данная работа посвящена исследованию выразительных особенностей текстов, которые сформированы не только в пределах вербальной знаковой системы. Исследователи в основном рассматривают феномен поликодового текста на примерах текстов СМИ, поскольку в современных изданиях вербальные компоненты журналистских материалов не отделимы от невербальных. Визуальный ряд, также как и текст, формирует концепцию издания. По мнению современных психологов, в последние несколько десятилетий невербальные компоненты в текстах обретают все более значимое воздействие. Этот тезис относится и к текстам СМИ и обусловлен формированием так называемого клипового мышления. Термин клиповое мышление в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х гг. ХХ в., он обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла , то есть посредством взаимосвязанных вербальных и невербальных элементов одного текста. Таким образом, поликодовый текст становится важным инструментом коммуникации — привлечения и удержания внимания аудитории.
Проблемы поликодового текста изучаются не только в лингвистике, но и в других науках— психолингвистике, семиотике, искусствоведении и других. Поэтому теоретической базой для исследования служат труды представителей вышеупомянутых отраслей науки.
Степень изученности темы в современном научном дискурсе не достаточно высока. Тема поликодовости текста начала разрабатываться учеными в XX веке. Именно в этот период, по мнению исследователей, традиционные представления о тексте, такие как замкнутость, монологичность и линейная последовательность стали подвергаться критике . Одним из первых рассматривать письменный текст как систему, вступающую в диалогические связи с другими текстами, стал М. М. Бахтин. «Произведение — звено в цепи речевого общения; как и реплика диалога, оно связано с другими произведениями — высказываниями: и с теми, на которые оно отвечает, и с теми, которые на него отвечают. Как бы ни было высказывание монологично, оно не может не быть в какой-то мере и ответом на то, что уже сказано о данном предмете, по данному вопросу» . Среди современных исследователей этой темы можно выделить Е.Е. Анисимову, Н.Д. Арутюнову, В.И. Конькова, Ю.А. Сорокина. Роль невербальной составляющей в поликодовом тексте исследовали: Л.В. Головина, Г.Е Крейдлин, А.А. Бернацкая. Кроме исследований, посвященных непосредственно поликовому тексту, в основу работы легли исследования, посвященные авторской экспрессии журналистского текста Г.Б Овчаровой., Н.Ю. Шведовой и других.
Основная проблема осмысления роли поликодовых текстов в научном дискурсе заключается в том, что специфика таких текстов в журналистике еще не изучена в полной мере, не выработана систематическая классификация видов и функций визуальных элементов в их структуре. Современные разновидности визуальных элементов в прессе и способы их использования требуют теоретического осмысления, поэтому изучение темы нуждается в дальнейшей разработке. Изучение выразительных средств поликодового текста, функций визуальных элементов, способы взаимодействия в рамках текста вербальных и визуальных элементов, а также оценка их творческого потенциала необходимы для осмысления речевого облика издания. Невербальные элементы текста в значительной степени влияют на редакционную политику. Исследуемая тема представляется актуальной в связи с увеличением визуального контента в современной прессе.
Эмпирическую базу исследования составляют номера журнала «Огонек» за 2015 – 2016 год, отобранные методом случайной выборки.
Объектом исследования являются журналистские публикации журнала «Огонек» как единство вербальных и невербальных элементов (рекламные тексты в работе не рассматриваются). Предмет исследования—выразительные средства материалов журнала как поликодового текста. Период проведения исследования – с сентября 2015 по май 2016 года.
Цель исследования –выявить выразительные особенности поликодового текста в речевой концепции журнала «Огонек».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• идентифицировать понятие поликодового текста, речевой концепции издания;
• проанализировать вербальные и невербальные компоненты публикаций выбранного издания;
• выявить особенности взаимосвязи вербальных и невербальных компонентов;
• определить степень выразительности вербальных и невербальных компонентов поликодового текста, оценить их творческий потенциал;
• определить, в какой степени вербальные и невербальные компоненты поликодового текста влияют на формирование речевой концепции выбранного издания.
Теоретико-методологическая база исследования опирается на комплексный подход, сочетающий разные методы исследования. Основной метод для данного исследования —описательный, который дополняется рядом теоретико-методологических подходов: системный, коммуникационный, дискурсивно-стилистический. Также используется метод сравнительного и контекстуального анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве примеров на занятиях по стилистике. Также для примеров на занятиях кафедры медиадизайна, так как работа содержит невербальные эмпирические материалы. Работа также может быть использована на практике для определения степени выразительности журналистского текста в совокупности его вербальных и невербальных компонентов, которые могут рассматриваться как единое целое. Материалы и выводы работы могут быть использованы в ходе дальнейших исследований, посвященных теме выразительных особенностей поликодовых текстов в разных печатных изданиях. Кроме того, изучение организации и воздействия поликодового текста позволит избежать ошибок при создании журналистского текста.
В работе журналистский текст рассматривается как совокупность вербальных и невербальных элементов публикации, формирующих речевую концепцию издания. В отличие от более ранних исследований, где речевая концепция рассматривается как характеристика исключительно вербальной составляющей издания. Таким образом, в исследовании предпринята попытка проанализировать выразительные возможности текста в более широком аспекте, в этом заключается новизна работы.
Работа состоит из двух глав. Первая часть содержит краткую характеристику выбранного издания, а также теоретико-методологические основания исследования поликодового текста. Во второй части представлен общий анализ невербальной составляющей выбранных номеров, выявляются основные принципы формирования содержания поликодового текста в издании. Также вторая глава посвящена анализу конкретных примеров взаимодействия вербальных и невербальных семиотических систем как основных составляющих поликодового текста в публикациях журнала «Огонек». В заключении формулируются основные выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования установлено, что, если говорить о речевом облике современных СМИ, невозможно не принимать во внимание невербальную составляющую текстов, поскольку она тоже подчинена единой стилевой концепции издания. Концепция подачи информации в журнале «Огонек» формировалась на протяжении многих лет, и невербальные элементы всегда занимали значимое место в речевом облике исследуемого издания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные коммуникативные цели публикаций журнала «Огонек» в равной степени реализуются с помощью вербальных и невербальных элементов поликодового текста. Также можно заключить, что вербальные и невербальные составляющие креолизованного текста в анализируемом издании постоянно взаимодействуют между собой.
Соотношение информационных и аналитических текстов в журнале «Огонек» составляет 4:1. Это свидетельствует о том, что присутствие авторской модальности в вербальной составляющей поликодового текста постепенно снижается, поскольку информационные жанры по своей сути менее субъективны. В текстах журнала «Огонек» авторская оценка в вербальных компонентах чаще всего выражается косвенно, с помощью больших блоков текста. Ирония, которая является основным элементом авторской оценки, выражается совокупностью сразу нескольких средств актуализации субъективной модальности, а не отдельными лексическими или синтаксическими единицами. Примеры имплицитного выражения субъективной модальности текста встречаются в комментариях экспертов. Реже авторы «Огонька» позволяют себе выражать свою позицию эксплицитно. Поэтому невербальные элементы поликодового текста выполняют не только декоративную и оформительскую функции, но и служат дополнительными средствами актуализации субъективной модальности. Паралингвистические элементы текста, такие как тип, цвет, кегль шрифта, непосредственно участвуют в формировании восприятия текста аудиторией, объединяя гипертекстуальное пространство нескольких отдельных текстов в единый поликодовый текст.
Одни и те же виды невербальных элементов могут выполнять различные функции в зависимости от жанра вербального текста. Например, инфографика в аналитических текстах выполняет функцию рационального воздействия, выступает в качестве доказательства положений вербального текста. В информационных жанрах выступает в качестве источника информирования. Для аналитических жанров характерны нейтральные изображения, которые не отвлекают внимание читателя от вербального ряда, поскольку зачастую именно с помощью вербальных средств актуализируется авторская модальность в аналитических жанрах.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в информационных жанрах, таких как репортажи и информационные интервью, невербальные элементы поликодового текста чаще апеллируют к эмоциональному восприятию изображения, а в аналитических — к рациональному. Также основное содержание информационных текстов может формироваться посредством невербального ряда, вербальный элемент может уходить на второй план, что невозможно в аналитических текстах.
Содержание вербального текста информационных жанров журнала «Огонек» может полностью дублироваться иллюстративным рядом. Вербальные и невербальные компоненты аналитического текста вступают только в комплементарные или интерпретативные отношения.
Исследование взаимоотношений вербальных и невербальных элементов поликодового текста показало, что одни и те же виды графических элементов могут выполнять различные функции в зависимости от жанра публикации. Таким образом, содержание креолизованного текста также напрямую зависит от жанра вербального текста. Зачастую читатель получает значительную долю фактической информации о событии не только из вербального ряда, но и из иллюстраций, в которых актуализируются категории темпоральности и локативности. Кроме того, фотографии могут служить задокументированным доказательством того или иного события или факта. Дополнительные смыслы поликодовый текст обретает благодаря гипертекстуальным связям, которые образуются между вербальными и невербальными элементами. Наибольшей степенью выразительности обладают изображения в фоторепортажах, представленные художественными фотографиями и невербальными метафорами, а также исторические фотографии, которые являются документами эпохи. Значительная часть смысловой, когнитивной и экспрессивной нагрузки поликодовых текстов журнала «Огонек» формируется с помощью инфографики, что обусловлено разнообразием ее функций.
Печатная площадь, занимаемая вербальным рядом поликодового текста, не всегда прямо пропорциональна его смысловой нагрузке. Несмотря на то что печатная площадь вербального текста почти в 1,5 раза превышает печатную площадь невербального ряда, значительная часть содержания номера формируется именно при помощи его графических элементов. Влияние невербальных элементов на принципы формирования содержания поликодового текста зависит от многих факторов: жанра текстов, типа изображения и гипертекстуальных связей между текстами и иллюстрациями.
Тексты с частичной креолизацией чаще других встречаются на страницах журнала «Огонек». Выразительный потенциал и смысловое содержание таких текстов в равной степени принадлежит и вербальному и невербальному ряду. Актуализация авторской оценки в таких текстах может осуществляться в равной степени с помощью элементов разных семиотических систем. Жанровый потенциал подобных текстов наиболее разнообразен. Он представлен такими жанрами, как репортажи, интервью, комментарии, статьи и некоторые рецензии. Также в журнале «Огонек» встречаются жанры, в которых степень креолизации элементов минимальна. В таких текстах наибольшим выразительным потенциалом обладает вербальный ряд. К таким текстам можно отнести следующие жанры: заметки, колонки и некоторые рецензии. Тексты с полной креолизацией, представленные жанром фоторепортаж, встречаются реже других, но являются обязательным элементом каждым номера журнала.
Таким образом, выразительные возможности поликодового текста в речевой концепции журнала охарактеризованы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2009. С. 110–112.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003.
3. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. №1. С.71–79.
4. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб.ст. / Науч. ред. П. Е. Бухаркин. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1999.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
7. Бальперманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: (Лекции). М.: изд-во МГУ, 1981.
8. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: Сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1989.
9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986.
10. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2000. № 3. С. 104 – 110.
11. Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение и регулятивы. Калинин, 1978.
12. Большакова Л. С. О содержании понятия «Поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. №63. С. 19–24.
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2006.
14. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. канд. филол. наук. М., 1986.
15. Ейгер, Г.В. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч.I., М.,1974. С. 103–109.
16. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
17. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб, 2015.
18. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров, СПб.: Роза мира, 2004.
19. Крейдлин Г. Е. Иконические жесты в дискурсе // Вопросы языкознания. 2006. №4. С. 46–57.
20. Лайкова Я. В. Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/1712, (дата обращения 3.04.2016).
21. Мардиева Л. А. К проблеме обозначения невербальной составляющей семиотически осложненного текста // Вестник ТГГПУ. 2014. №4. С. 155–158.
22. Мельник Г. С., Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
23. Сонин, А.Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. М., 2005. №6. С. 115–123.
24. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 178–187.
25. Тертычный А. А., Жанры периодической печати, М.: Аспект Пресс, 2000.
26. Тулупов В.В. Формы подачи и жанры изобразительной пресс-журналистики // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015,№ 1. С. 137–142.
27. Фещенко Л.Г. Редактирование текста газеты: жанровый аспект. СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004.
28. Чепурных В. И. Прагматические и стилистические функции графических средств в художественном тексте // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. Ред. И. В. Арнольд. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
29. Чернявская В. Е. Медиальный поворот в лингвистике: поликодовые и гибридные тексты // Вестник ИГЛУ. 2013. №2 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/medialnyy-povorot-v-lingvistike-polikodovye-i-gibridnye-teksty (дата обращения: 04.04.2016).
30. Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2011.
31. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
32. Шубина Н. Л., Антошинцева М. А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной коммуникации. СПб.: Петро-пресс, 2005.
33. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
34. Русская речь в СМИ: Стилистический аспект, под ред. Конькова В. И., СПб: СПбГУ, 2007.
35. Русская грамматика. Т2 / Под ред. Шведовой Н.Ю. , М.: Наука, 1980.

Список источников
1. Журнал «Огонек»:
журнал «Огонек» №8 от 2 марта 2015 года;
журнал «Огонек» №9 от 9 марта 2015 года;
журнал «Огонек» №14 от 13 апреля 2015 года;
журнал «Огонек» №38 от 28 сентября 2015 года;
журнал «Огонек» №39 от 5 октября 2015 года;
журнал «Огонек» №40 от 12 октября 2015 года;
журнал «Огонек» №41 от 19 октября 2015 года;
журнал «Огонек» №7 от 22 февраля 2016 года;
журнал «Огонек» №8 от 29 февраля 2016 года;
журнал «Огонек» №10 от 14 марта 2016 года;
журнал «Огонек» №11 от 21 марта 2016 года;
журнал «Огонек» №12 от 28 марта 2016 года;
журнал «Огонек» №13 от 4 апреля 2016 года;
журнал «Огонек» №14 от 11 апреля 2016 года;
журнал «Огонек» №15 от 18 апреля 2016 года;
журнал «Огонек» №28 июль 1991 год.
2. Сайт журнала «Огонек». URL: http://www.ogoniok.com/inside/(дата обращения 3.10.2015).
3. Интервью Виталия Коротича для радиостанции «Радио свобода» URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/26857869(дата обращения 19.04.2016).
4. Лейдерман Н. Л. «Это был журнал перестройки, журнал перемен» // Филолог, 2010, №11. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_11_215(дата обращения 25.12.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ