Введение 3
Обзор литературы 4
1. Содержательная постановка задачи управления 5
2. Постановка математической задачи синтеза 7
2.1. Математическая модель системы TRMS 7
2.2. Динамика разомкнутой системы 10
2.3. Задача синтеза в многоцелевой структуре 12
3. Методы решения задачи синтеза 15
3.1. Построение базового регулятора 15
3.2. Построение асимптотического наблюдателя 15
3.3. Построение динамического корректора 16
4. Моделирование системы управления TRMS в среде MATLAB-Simulink 19
4.1. Моделирование линейной системы 19
4.2. Компьютерная модель нелинейной системы 21
5. Результаты практических расчетов 23
Выводы 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 1 31
В современных системах автоматического управления широко используются асимптотические наблюдатели, которые восстанавливают информацию о векторе состояния динамического объекта, используя результаты измерений, поступающих с датчиков.
В частности, асимптотические наблюдателя входят в состав законов управления с многоцелевой структурой, которые применяются для динамических объектов, функционирующих в различных режимах движения.
Особую роль многоцелевые структуры играют в различных задачах управления нелинейными подвижными объектами, в частности - летательными аппаратами.
В данной работе рассматривается комплекс вопросов, относящихся к управлению динамической системой TRMS, которая имитирует динамику летательного аппарата подобного вертолету. Основное содержание составляет постановка и решение задачи многоцелевого управления с учетом двух возможных режимов движения: собственного движения при отработке командного сигнала и вынужденного движения, порождаемого ступенчатым аддитивным внешним возмущением.
Для обоих режимов формируется комплекс требований, предъявляемых к динамическим свойствам обратной связи, и осуществляется поиск настраиваемых элементов, которые обеспечивают их выполнение.
Особое внимание уделяется разработке компьютерного моделирующего комплекса в интегрированной среде MATLAB-Simulink для выполнения имитационного моделирование динамики замкнутой нелинейной системы в указанных режимах движения.
Выполняются расчеты в рамках предложенного подхода для конкретных значений параметров системы TRMS.
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту:
1. Сформирована и проанализирована математическая модель двухроторной нелинейной системы TRMS.
2. Поставлена задача многоцелевого управления системой, предложены методы расчета элементов обратной связи.
3. Разработан программный комплекс в среде MATLAB-Simulink для анализа и исследования динамических процессов.
4. Проведено численное решение задачи для конкретных исходных данных с применением разработанной компьютерной модели.
1. Веремей Е. И. Линейные системы с обратной связью. СПб.: Лань, 2013. — 448 с.
2. Веремей Е.И. Среднеквадратичная многоцелевая оптимизация. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. — 408 с.
3. Веремей Е.И., Сотникова М.В. Многоцелевая структура законов управления морскими подвижными объектами. XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014, Москва, 16 - 19 июня 1014 г.: Труды. [Электронный ресурс] М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014, с. 3289 - 3300.
4. T.A. Lepikhin, E.I. Veremey. Digital Control Laws for Marine Autopilots with Integral Action // Vestnik of Saint Petersburg University. — 2014. Ser. 10. Issue 4. P. 108-118.
5. M. Meon, T. Mohamed, M. Ramli, M. Mohamed and N. Manan. Review and current study on new approach using PID Active Force Control (PIDAFC) of twin rotor multi input multi output system (TRMS). In 2012 IEEE Symposium on Humanities, Science and Engineering Research, Kuala Lumpur , 2012.
6. B. Pratap, A. Agrawal and S. Purwar. Optimal control of twin rotor MIMO system using output feedback. In 2012 2nd International Conference on Power, Control and Embedded Systems (ICPCES), Allahabad , 2012.