Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения питания 8
1.1 Функционалистский подход в социологии питания 8
1.2 Структуралистский подход в социологии питания 11
1.3 Материалистический подход в социологии питания 16
Глава 2. Потребление продуктов питания в Санкт-Петербурге 18
2.1 Гастрономический портрет Петербурга в исторической ретроспективе 18
2.2 Отличительные особенности потребления и потребительские предпочтения петербуржцев 29
2.3 Результаты проведенного исследования 34
2.4 Туризм и общественное питание в Санкт-Петербурге 37
Глава 3. Экономическая составляющая гастрономического портрета: производство и торговля продуктами питания в Санкт-Петербурге 42
3.1 Пищевая промышленность Санкт-Петербурга 42
3.1.1 Специализация сельского хозяйства 44
3.1.2. Основные категории производства 46
3.2 Петербургский рынок продовольствия 47
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение А. Программа исследования 57
Приложение Б. Вопросы для интернет-опроса 60
Приложение В. Гайд интервью 68
Питание является одной из основных человеческих потребностей, которая сталкиваясь с неизбежной трансформацией современного общества, претерпевает ряд изменения. Простое удовлетворение первостепенных потребностей в современном обществе требует открытия новых граней - различных интерпретаций символов, значений, имеющих под собой не только биологическую и физиологическую подоплеки, но и социокультурный контекст. Потребление еды можно считать важнейшим элементом социальной жизни, играющим важную роль в процессе социализации. Привычки, образы и ритуалы приёма пищи можно рассматривать как фактор формирования социальной структуры, социального порядка [30]. Питание - одно из главных условий существования, но в данной работе мы будем понимать термин «питание» более конкретизировано - как акт потребления.
В экономической науке питание рассматривается с точки зрения полезности для человека или коллектива. В социологии же фокус сосредоточен на коммуникативных связях, возникающих между людьми в процессе потребления пищи, на роль пищи и питания в организации социальной жизни людей. Эти отношения и есть предмет изучения социологии питания. Несмотря на то, что продукты питания материальны, они так же являются социальной конструкцией, ровно, как и потребность в питании - это социальная потребность помимо естественной физиологической. В связи с чем будет правильным сказать, что не мы выбираем себе пищу, а скорее пища выбирает нас. Даже на уровне примитивного общества люди едят только то, что одобряет окружение [6]. Практики питания содержат в себе совокупность привычных действий, структурированных правилами, и определяемых не физиологией и экономикой как системой производства пищи, а социальными институтами, культурными ценностями и традициями [22].
Предметная область не ограничивается только лишь потреблением пищи. Основная задача социологии питания - исследование общественных отношений в процессе производства, распределения и потребления продуктов питания, так как потребление пищи неотрывно связано с ее приготовлением, а приготовление пищи — с производством продуктов питания. Между ними зачастую стоит обмен (торговля) или распределение, поэтому в научной области социологии питания — целая цепочка общественных отношений. Также социология питания охватывает такие вопросы, как уровень жизни, благосостояние и здоровье различных слоев населения, социальное расслоение, дифференциацию в потреблении продуктов питания и т. д. [46].
Из обычного удовлетворения потребности употребление пищи перешло в важную культурную практику, со своими характерными чертами не только на уровне государств, но и в рамках регионов, а также городов. Санкт-Петербург - это особое политическое, социальное, культурное и экономическое пространство со своей спецификой питания, культурными особенностями и историческим своеобразием. Наиболее важной характеристикой, выделяющей Санкт-Петербург из общей массы множества российских городов, является его культурный капитал. Петербург всегда стоял особняком, находясь как бы «вне России», что было обусловлено местоположением на западной границе страны, а также позиционированием себя в качестве культурной столицы [47].
Понятие «гастрономический портрет», используемое в данной работе - это своеобразная метафора. Включить в такой портрет можно множество сфер, начиная от предпочтений горожан, перечня основных потребляемых продуктов и заканчивая медициной и кулинарией. Но, в связи с тем, что охватить все сферы в данной работе невозможно, мы будем придерживаться рамок экономико-социологического подхода и подразумевать под этим понятием:
1) Социальные практики потребления продуктов питания в Санкт-Петербурге: основные тенденции горожан к потреблению
2) И как это обеспечивается с экономической точки зрения.
В рамках социологии питания сформировались определенные методологические направления исследования. Основными направлениями в данной работе выступают: функционализм, структурализм и материализм.
Функционалисты утверждают, что питание не просто обеспечивает жизнедеятельность людей, а также представляет собой важнейший социальный институт, который обеспечивает социализацию индивида в обществе; питание социально нормировано и формирует границы между социальными классами. В рамках структуралистского подхода процесс питания описывается с точки зрения его структуры и символического содержания. Еда и сам процесс её потребления нередко подразумевают под собой некий смысл или значение: пища представляет собой систему социальной коммуникации; её потребление маркирует типические социальные ситуации в обществе. Материализм объединяет питание и производство в единую социально-экономическую систему, описывает создание современной индустриальной системы питания.
В рамках работы мы попытаемся выявить специфические практики питания петербуржцев и понять, как социально-исторический и культурный контекст города влияет на них. В данной работе будет проведено исследование социальных практик питания в городе Санкт-Петербург с точки зрения экономической социологии. Подходить к исследованию питания мы будем комплексно и системно. Так же нас интересует влияние питания на здоровье населения конкретного города. Мы должны рассмотреть потребление в связи с ценами продуктов; анализом семейных бюджетов и долей доходов, которая уходит на покупку продовольствия.
Целью данной работы является составление гастрономического портрета города Санкт-Петербург с точки зрения экономической социологии и выявление потребительских предпочтений петербуржцев.
С точки зрения экономической социологии для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Обозначить исторические особенности питания в Санкт-Петербурге
• Определить отличительные особенности питания в Санкт-Петербурге
• Выделить основные тенденции горожан к потреблению: что и сколько едят петербуржцы, правильно ли питаются, сколько денег тратят?
• Проанализировать рынок общественного питания
• Проанализировать пищевую промышленность Санкт-Петербурга и рынок продовольствия
Объектом исследования являются жители г. Санкт—Петербург
Предмет исследования — социальные практики питания жителей г. Санкт- Петербург
Гипотезы исследования:
1. Жители города с высоким достатком питаются так же плохо, как и средне- и малообеспеченные слои населения. От роста дохода изменяется не структура потребления продуктов, а объём расходов на питание;
2. При высоком культурном капитале и низком экономическом у жителей города проявляется интерес к этнической кухне;
В современном обществе питание определяет общественное здоровье, поэтому различные исследования питания - очень важная практическая задача, выполнение которой обеспечивает увеличение продолжительности жизни населения, улучшение её качества. Согласно статистике, жители Петербурга из-за потребления значительного количества быстрых углеводов, жирных продуктов и сладкого имеют такую проблему, как избыточный вес и даже ожирение. Из-за этого петербуржцы страдают специфическими заболеваниями, а продолжительность жизни в регионе держится на относительно низком уровне, в среднем 74 года. Степень заболеваемости в регионе крайне высока: показатели города и области также значительно хуже средних российских показателей, в особенности по сравнению со столицей. [41]. В связи с этим, данная тема на наш взгляд является актуальной.
Гастрономическая культура изучается с разных точек зрения - исторической, политологической, психоаналитической, этнографической, социологической. В ходе работы была изучена такая отрасль в социологии как социология питания, а также ее предмет. Были проанализированы подходы к изучению питания в социологии. Можно выделить несколько подходов: функционализм, структурализм, материализм. Первый подход объясняет, что питание обеспечивает не только функционирование и жизнедеятельность организма, но является социальным институтом, обеспечивая социализацию индивидов. Структурализм говорит, что процесс питания, продукты, еда несут за собой определенный смысл, это система социальной коммуникации. Материализм показывает, как связано производство и питание, объединяя их в единую экономическую систему, а также как развивается современная система питания, основанная на разделении труда и торговле.
Практики питания являются важными составляющими повседневной жизни любого общества, они социокультурно значимы для него. Данные практики находятся за рамками банального удовлетворения элементарной потребности человека в питании и включают в себя целый спектр действий, структурированных правилами. Правила, в свою очередь, по большей части формируются не столько физиологией питания, сколько социальными институтами (культурными ценностями, канонами и традициями общности, особенностями габитусов). Быт вырабатывает в людях привычку редко задумываться о том, что приготовленная и употреблённая ими пища - не банальная биологическая субстанция, направленная на насыщение и удовлетворение физиологических потребностей, но и форма социокультурной коммуникации (сообщаемые окружающим символы, говорящие о традициях, культурных нормах и пр.).
Был раскрыт ряд факторов, влияющих на культуру питанию, наряду с факторами была описана специфика культуры питания в Санкт-Петербурге. Специфика города несомненно накладывает отпечаток на повседневность его жителей, Петербург не исключение. Так же практики питания были рассмотрены в исторической ретроспективе. Индустриализация питания, фабрики-кухни и особенно массовое производство продуктов питания - всё это привело к тому, что Петербург потерял свои гастрономические черты, свой уникальный портрет.
Петербуржцы за историю города испытали на себе как нехватку, так и изобилие импортных и экзотических продуктов, фастфуда и т.д. Однако, петербургские потребители чаще выбирают отечественные продукты питания, так как считают их более натуральными и заслуживающими доверия. Также существуют определенные группы потребителей, которые регулярно покупают исключительно фермерские продукты.
В ходе работы было проведено исследование, результаты которого подтвердили сформулированные гипотезы. Подводя итоги, можно уверенно заявлять о двойственном, крайне неоднозначном отношении населения современной России к правильному питанию. Осознавая важность правильного питания, постоянно говоря о необходимости популяризации правильного питания, подавляющее большинство граждан России его не придерживаются. На данный момент, в рамках российского общества не сформирована культура здорового образа жизни, у граждан отсутствуют необходимые для формирования данной культуры установки и даже банальные привычки, направленные на заботу о своем здоровье.
1. Абатуров А. Расширять торговую сеть, лучше обслуживать посетителей//Смена. 1956. №143
2. Анализ рынка продуктовых розничных сетей в Санкт-Петербурге Центром пространственных исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1704 (Дата обращения: 10.12.2017)
3. Антонова А.Б., Пятковская Е. Ю. Инфраструктура общественного питания как элемента туристской дестинации: использование кластерного подхода при разработке направлений совершенствования // Общество. Среда. Развитие. 2012. №1 С.45-49.
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. С фр. Куббеля Л. Е.; вступ. Ст. И ред. Афанасьева Ю. Н. - М.: Прогресс, 1992. - Т. 3: время мира. - 679 с
5. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. №3 С.25-48.
6. Веселов Ю. В. Повседневные практики питания // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 95-104
7. Веселов Ю. В. Экономическая социология одного города: пространство Петербурга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12, № 2. С. 153-185.
8. Веселов Ю.В. История и социология питания // Былые годы. Российский исторический журнал. 2016. № 41-1 (3). С. 917-926.
9. Веселов Ю.В. Современная социальная система питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII, № 1 (78). С. 68-82.
10. Веселов Ю.В., Никифорова О. А., Цзинь Ц.Питание и здоровье в истории общества [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv zhurnala/spp/2017/11/sociology/veselov-nikiforova- junkai.pdf
11. Веселов Ю.В., Цзинь Ц. Процессы глобализации питания: взаимное влияние культур Запада и Востока // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2016, Т. 18, No 9. с.135-141
12. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н. и др. Повседневные практики питания жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII, № 1 (72). С. 41-58.
13. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н. Правильная и здоровая еда: практики питания в Санкт-Петербурге // Панорама общественного здравоохранения. 2017. Т. 3, № 1. С. 49-58.
14. Ганскау Е. Ю., Минина В. Н. Правильный обед глазами петербуржцев // журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 1 (78). С. 83-99.
15. Гастрономическая культура и власть: [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse.ru/news/67803617.html (Дата обращения: 19.05.2017)
...