РЕСТАВРАЦИЯ МРАМОРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ПЛАКАЛЬЩИЦЫ С НАДГРОБНОГО ПАМЯТНИКА ГРУЗИНСКОМУ ЦАРЕВИЧУ ГАВРИИЛУ ГЕОРГИЕВИЧУ (НЕКРОПОЛЬ XVIII ВЕКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ)
1. Введение 3
2. Основная часть 6
2.1. Историческая справка 6
2.2. Паспорт реставрации 14
3. Заключение 28
4. Список используемой литературы 29
5. Перечень иллюстраций 31
6. Приложения 32
6.1. Лабораторные исследования 33
6.2. Картограммы сохранности до начала реставрационных работ 38
6.3. Фотофиксационные материалы до начала реставрации, в процессе и после окончания работ отсутствует
«Санкт-Петербург в течение двух веков являлся столицей Российской Империи, где сосредоточилась ее культурная, политическая и экономическая жизнь. Истории городов и некрополей неразделимы. Петербургский некрополь — это летопись хранящая в себе тысячи имен людей, являвшихся политическими деятелями, учеными, военными, артистами, музыкантами и писателями, память о которых останется на века.
В Российской Империи кладбища прежде всего были церковными учреждениями. Их особенность и устройство определялось церковными организациями. Традиции, несущие в себе многовековой опыт, обряды, связанные с погребением, поминовением усопших привносили религиозный смысл. Равно как и в других странах, кладбища носили строго конфессиональный характер и находились в ведении духовного начальства». 1
В наше время некрополь стал музеем под открытым небом, собранием уникальных каменных памятников, одним из главных достояний города. Надгробия из мрамора, гранита, известняка, песчаника и других типов камня. На состояние памятников влияет преобразование пространственной среды города: развитие транспорта и промышленности, которым не свойственен учет косвенных последствий. Вследствие этого памятники подвергаются разрушению или угрозе разрушения даже, если их непосредственно ничто не затрагивает. Меняющиеся климатические условия, загрязнения атмосферы, деятельность микроорганизмов и прямое антропогенное воздействие также постепенно разрушают материал памятников. Климатические особенности Санкт- Петербурга с его частыми перепадами температуры и влажностью — один из наиболее опасных факторов разрушения камня. Вода замерзая может увеличивать объем камня до 9%, меняя его структуру. Не менее опасной является температура, переходящая неоднократно через отметку 0 С.
«Качественный уход и надлежащая эксплуатация — наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.
Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности. Венецианская хартия, утвердившая международные принципы реставрации, отдает предпочтение консервации, а реставрация проводится в исключительных случаях, когда другие способы сохранения бессильны».1
Цели и задачи работы
Целью выпускной квалификационной работы является проведение реставрации скульптуры плакальщицы с надгробного памятника грузинскому царевичу Гавриилу Георгиевичу, из некрополя XVIII века, находящийся в фондах музея Государственной городской скульптуры.
Задачей является выведение памятника из неудовлетворительного состояния, совокупность мер по предотвращению и остановке дальнейшего разрушения памятника: устранение атмосферных и биологических загрязнений, удаление лакокрасочных загрязнений. Структурное укрепление камня: остановка грануляции и интенсивного осыпания поверхности. Воссоздание утраченных фрагментов памятника для приведения в экспозиционное состояние и последующей консервации поверхности.
В результате выпускной квалификационной работы скульптура плакальщицы с надгробного памятника грузинскому царевичу Гавриилу Георгиевичу была выведена из неудовлетворительного состояния: удалены биодеструкторы, фрагменты гипсового покрытия, проведено структурное укрепление камня, инъектирование трещин. Произведена мастиковка сколов и трещин, с последующим покрытием скульптуры консервационным составом. Памятник приведен в экспозиционное состояние.
1. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.-СПб.: Центрполиграф, 2009.
2. Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура - М.: Искусство, 1978.
3. Булах А. Г. Скульптура XVIII - XIX в. На открытом воздухе. Проблемы сохранения и экспонирования. СПб. : - 2010.
4. Антонян А. С. Реставрация скульптуры из камня: Методические указания — М.: СканРус, 2006.
5. Петербургская стратегия сохранения культурного наследия [Электронный ресурс] URL: https://kgiop.gov.spb.ru/peterburgskaya-strategiya-sohraneniya- kulturnogo-naslediya/ (дата обращения: 15.12.2017).
6. Франк-Каменецкая О. В., ВласовД. Ю. Мониторинг состояния памятников из камня: Учебное пособие. - СПб. 2014.
7. Экспонаты Государственного музея городской скульптуры. Некрополь XVIII века [Электронный ресурс] URL: http://www.gmgs.ru/events/831--1-xviii- (дата обращения: 5.12.2017).
8. Т еория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. НИИТИиППСА. М., 1972.
9. Булах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство центра Ленинграда. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1987.
10. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра [Электронный ресурс] URL: http://www.citywalls.ru/house961.html (дата обращения: 11.04.2018).
11. Berge, Adolf Т. I Acts collected by the Caucasian Archaeographic Commission, Vol. II. Tiflis: Typography of the Chief Administration of the Viceroy of Caucasus. 1868. Перевод с английского.
12. Montgomery, Hugh, ed. Burke’s Royal Families of the World, Volume 2. London: Burke’s Peerage. 1980. Перевод с английского.
13. Ефремова Н. Н., Пирютко Ю. М., Рытикова В. В. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог, т. 3. Некрополь XVIII века. СПб: Государственный музей городской скульптуры. 2007.