Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Когнитивно-дискурсивные характеристики британского политического дискурса и американского политического дискурса (на материале американских и британских предвыборных выступлений)

Работа №126029

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования 5
1.1 Дискурс как объект исследования современной лингвистики 5
1.2 Границы понятия «политический дискурс» 8
1.2.1 Предвыборный дискурс и его характеристика 12
1.3 Стратегии и тактики политического дискурса в когнитивном аспекте 18
Выводы по главе 1 23
Глава II. Стратегии и тактики предвыборных выступлений в когнитивном аспекте 24
2.1 Стратегия самопрезентации 24
2.1.1 Тактика отождествления 24
2.1.2 Тактика солидаризации 27
2.1.3 Тактика оппозиционирования 29
2.1.4 Тактика саморекламы 33
2.2 Аргументативная стратегия 36
2.2.1 Тактика контрастивного анализа 36
2.2.2 Тактика указания на перспективу 39
2.2.3 Тактика иллюстрирования 42
2.3 Стратегия дискредитации 45
2.3.1 Тактика критики 46
2.3.2 Тактика безличной критики 50
2.5 Стратегия создания эмоционального настроя 52
2.5.1 Тактика единения 52
2.5.2 Тактика обращения к ценностям 56
Выводы по главе II 59
Заключение 61
Список использованной литературы 63

В связи с демократизацией современного общества и появлением открытого доступа к информации, затрагивающей международную политическую сферу, в настоящее время наблюдается возрастающая заинтересованность людей в вопросах, находящихся в рамках политического дискурса. Именно это обуславливает актуальность выбранной работы: данное исследование проведено в русле современных лингвистических тенденций, обращенных к нынешним проблемам политической коммуникации как сложной макроструктуры, в основании которой лежит когниция.
Научная новизна работы состоит в следующем: политический дискурс рассматривается с точки зрения лингвистических особенностей данной сферы взаимодействия и их воздействия в рамках картины политического мира в Америке и Англии.
Предметом исследования послужили выступления политических лидеров Англии и Америки в ходе их предвыборных кампаний.
Объектом изучения являются стратегии и тактики как когнитивно-коммуникативные единицы и их лингвистические особенности, реализуемые в рамках предвыборных выступлений.
Теоретическую основу данной работы составляют труды отечественных и зарубежных лингвистов: Е.И. Шейгал, Кубрякова Е.С., Иссерс О.С., Михалева О.Л., Халатян А.Б., Т. Ван Дейк.
Цель выбранного исследования - выявить лингвистические особенности американского и британского предвыборного дискурса как когнитивно-коммуникативной сферы взаимодействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить границы понятия политического дискурса;
2. Дать характеристику предвыборному дискурсу как особой сфере политической коммуникации;
3. Определить понятия стратегии и тактики как когнитивно-коммуникативных единиц;
4. Выявить основные стратегии и тактики политиков в рамках предвыборной гонки и выделить их языковое оформление;
Материалом для исследования послужили тексты речей политических деятелей, задействованных в предвыборных кампаниях США и Британии. Корпус выборки составил 150 примеров из 40 текстов.
В работе применяются методы понятийного, лингвистического, прагматического, когнитивного, контекстуального, сопоставительного и логико-семантического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты могу быть использованы в качестве материалов для изучения в рамках лекционных курсов и семинаров по теории дискурса, политической лингвистике и т.д.
Структура настоящей работы определяется целью и задачами, установленными выше. Работа состоит из следующих разделов: введения, теоретической главы, состоящей из четырех подпунктов; исследовательской главы, в которой анализируется собранный материал; заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа посвящена исследованию речевых стратегий и тактик, используемых политическими деятелями в период проведения предвыборных кампаний. Было установлено, что выбор тех или иных стратегий и тактик опирается на базовые характеристики предвыборного дискурса, а именно: агональность, наличие адресата-наблюдателя и оппонента. Стратегемность перевыборной сферы взаимодействия, являющаяся когнитивно-коммуникативным элементом речепорождения, отвечает главной цели политической интеракции - получению власти. В связи с этим и выделяются стратегии и тактики, призванные оптимально реализовать интенции политического деятеля и воздействовать на адресата.
Данное исследование было проведено на уровне дискурса, который, как было установлено, является двусторонним явлением, представляющим собой одновременно процесс и результат. Именно с результатами речепроизводства, то есть с текстами, и была связана непосредственно исследовательская часть нашей работы. В сферу наших научных интересов вошел жанр публичной речи предвыборного дискурса как части политической институциональной коммуникации.
Таким образом, нами были выявлены следующие стратегии и тактики, реализуемые в речах кандидатов: стратегия самопрезентации (тактики отождествления, солидаризации, оппозиционирования, саморекламы), аргументативная стратегия (тактики контрастивного анализа, указания на перспективу и иллюстрирования), дискредитирующая стратегия (тактики критики и безличной критики) и, наконец, стратегия создания эмоционального настроя (тактики единения и обращения к ценностям). Каждая из рассмотренных категорий в данной классификации обладает некоторыми особенностями вербализации, чему было уделено внимание в нашей работе.
Так, для конструирования одобряемого избирателем образа участник предвыборной кампании стремится снизить степень дистанцированности между собой и непосредственным адресатом, создать ощущение общности интересов, а также положительно охарактеризовать себя и в то же время отмежеваться от оппонентов. Достижению данной цели способствуют некоторые языковые средства. Например, инклюзивы, оценочная лексика, выразительный синтаксис, некоторые единицы с определенным лексическим значением и т.д. Вместе с тем, самопрезентация политика осуществляется и за счет приведения как рациональных, так и эмоционально-воздействующих доводов. Кандидат акцентирует внимание адресата на фактах и примерах, иллюстрирующих ситуацию с выгодной ему позиции, выступает с предположениями касательно будущего, а также проводит сравнительный анализ и регистрирует в речи качественные изменения в социально-экономической жизни государства. Маркерами в данном случае будут в основном являться те или иные временные глагольные формы, императивы, конструкции условно-предположительного характера, особые дискурсивные маркеры и т.д. В то же время любой кандидат следует неизменному атрибуту ситуации выборов - агональности. Моделируя негативный образ политического противника, кандидат может внедрять свои категорические суждения как открыто, так и имплицитно, например, посредством залоговой формы и негативно окрашенной лексики. Наконец, политический деятель создает и особый эмоциональный настрой, снижающий уровень критического мышления адресата. Для достижения данной цели и создания у избирателей ощущения как национального, так и ценностного единства участник предвыборной кампании обращается к характерным лексическим единицам и особому синтаксису.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается возможность изучения стратегий и тактик с позиций когнитивных структур отдельного взятого политика как представителя определенной нации, что предполагает возможность сопоставления идиосинкратических дискурсов.


1. Арутюнова Н. Д. Дискурс. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / глав. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - С. 136-137.
2. Баранов А. Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом // Человек. 1997. № 6. С. 108-118
3. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика: пер. с франц. Общ. ред., вст. ст. и комм. Ю. С. Степанова. - М.: Либроком, 2010. - 448 с.
5. Бенуа В. Л. Функциональная теория дискурса политической кампании // Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. - С. 92-119.
6. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С.88-125.
7. Богданов В.В. Текст и текстовое общение : Учеб. пособие / В. В. Богданов; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб. : СПбГУ, 1993. - 67 с.
8. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 21-48.
9. Бочарова Э.А. Политический дискурс как средство манипуляции сознанием (на материале президентских предвыборных кампаний в России и США 2007-2008 гг.): дис. ... канд. филол. наук. — Белгород 2013.
10. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
11. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. - 2­е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт - Издат, 2009.- 505 с.
12. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка : дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2003.
13. Голодное А.В. Персуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия (на материале современной немецкоязычной рекламы) : Монография А.В. Голоднов. — СПб.: Астерион, 2010. — 244 с.
14. Дымарский М.Я. Текст - дискурс - художественный текст // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. статей научно-методического семинара «Textus». - Вы.3. Ч.1. - Спб. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С. 32-66.
15. Желтухина М.Р. Специфика влияния вербалики и невербалики масс- медиальной коммуникации на избирательный процесс // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: человек и его дискурс [Текст] : сборник научных трудов / под ред.: Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. - Москва : Азбуковник, 2003. С. 109 - 133.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ