Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭНОТУРИЗМА 5
1.1Понятие энотуризма и его основные характеристики 5
1.2 Предпосылки появления энотуризма в Европе 6
1.3 Становление энотуризма в странах Старого и Нового Света 7
1.4 Мировой рынок виноградарства и виноделия 9
1.5 Декларация винного туризма 11
1.6 Базовые понятия энотуризма 12
ГЛАВА 2. ЭНОТУРИЗМ В ГРУЗИИ 15
2.1 История виноделия и виноградарства в Грузии 15
2.2 Предпосылки энотуризма и его развитие 17
2.3 Энотуризм в Грузии: проблемы, перспективы, особенности 19
2.4 Государственное регулирование виноделия и энотуризма 20
2.5 Сорта винограда, произрастающие в Грузии 22
2.6 Почвенно-климатические условия 25
2.7 Винные регионы Грузии 26
2.8 Винные технологии Грузии 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА «ВИННЫЙ ПУТЬ ГРУЗИИ» 33
3.1 Анализ предложений на рынке грузинского энотуризма 33
3.2 Программа энотура «Винный путь Грузии» 35
3.3. Экономическое обоснование туристского продукта «Винный путь Грузии» 37
3.4 Маркетинговая стратегия продвижения 42
Заключение 44
Список источников и литературы 45
Приложение 48
Энотуризм – относительно новое направление, целью которого является знакомство со страной (регионом) посредством дегустации вина в месте его производства, а также изучение винодельческих традиций и технологий, посещение винных заводов, виноградников, различных фестивалей вина и т.д.
В настоящее время многие туристские рынки стремятся разрабатывать новые туристские направления, осваивать новые туристские маршруты с привлечением неиспользованных ресурсов. Одним из таких направлений и является энотуризм.
Среди многих направлений туризма в Грузии он становится особенно популярным. Вино является неотъемлемой частью грузинской культуры и выгодной статьей импорта. Страна обладает значительными ресурсами в данной сфере: более 500 автохтонных сортов винограда, уникальные технологии изготовления вина, древняя история виноделия, насчитывающая около 8 тысяч лет, множества культурно-исторических достопримечательностей и памятников, компактное размещение дестинаций, государственная поддержка отрасли и т.д.
Актуальность. Заинтересованность иностранцев грузинским виноделием и винным производством растёт с каждым годом. В связи с этим растёт и популярность энотуризма и количество желающих познакомиться с винной культурой. Грузия является одной из перспективных дестинаций в данной области, так как в распоряжении её виноделов богатый опыт поколений. Уникальное географическое положение Грузии и местные сорта винограда являются весьма благоприятными факторами для развития энотуризма, и хотя виноделие связано с большими расходами, у Грузии есть большой потенциал развития энотуристского направления.
Объектом исследования в данной работе является энотуризм.
В качестве предмета исследования выступает развитие энотуризма в Грузии.
Цель исследования – выявление специфики и потенциала развития энотуризма в данном регионе.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Изучить предпосылки и историю развития энотуризма в мире;
2. Определить уникальность и описать специфику винодельческой и энотуристской отраслей Грузии;
3. Провести анализ сырьевой базы на предмет диверсификации;
4. Провести анализ предложения на грузинском рынке энотуризма;
5. Разработать проект энотуристского маршрута по Грузии.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и иностранных специалистов, таких как: Мехузла Н.А., Беридзе Г.И., Зубиташвили Т., Мзареула Л., Скардана В., Джонсон Хью, Робинсон Дженсис, Щербакова С.А., Кауфман Н.А., Маслов Е.С. и др.
Основу информационной базы работы составили материалы Всемирной туристкой организации, Национальной туристской администрации Грузии, Национального агентства вина, Кахетинской гильдии виноделов, Всемирного банка и др. Так же широко использована информация ресурсов Интернет: материалы интернет журнала «SimpleWineNews», «EuropeanScientificJournal», «TheWallStreetJournal»сайт туристического агентства «VivaGeorgia»и проч.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, сравнение, описательный метод, хронологический метод.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами и представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы энотуризма, его основные характеристики и понятия, история развития данного направления в странах Старого и Нового Света, а также история развития виноградарства и виноделия в мире, мировой рынок вина и его государственное регулирование.
Во второй главе проводится анализ развития энотуризма в Грузии и предпосылки его появления в стране. Дается характеристика основных районов и центров энотуризма, его место в государственной политике, рассматриваются проблемы, перспективы и особенности данной сферы. Описывается история виноделия и виноградарства страны, почвенно-климатические условия, сорта винограда, основные винные регионы и технологии.
В третьей главе анализируется рынок предложений энотуризма Грузии, разрабатывается энотуристский маршрут по нескольким регионам страны, проводятся его калькуляция, экономическое обоснование и маркетинговая стратегия.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы, основанные на изученном материале, описываются преимущества созданного туристского продукта.
Энотуризм сегодня – это развивающаяся сфера туризма, представляющая интерес для различных дестинаций, сообществ и других участников. Как уже было отмечено выше, энотуризм и виноделие неразрывно связаны между собой. Винный туризм является важной составляющей деятельности частных виноделен, туристских предприятий и дестинаций. Сегодня благодаря возросшему интересу к винной культуре, этот вид туризма становится все более популярным.
Анализ изученной литературы показал, что тема энотуризма освещена недостаточно, основную информацию о нем можно найти только в иностранных источниках. Исходя из этого, автором был сделан вывод о том, что винный туризм – новшество для российского и грузинского рынка, он слабо изучен и почти не представлен в литературе и электронных ресурсах. Серьезные исследования в этой области были сделаны зарубежными авторами.
Грузия является одной из наиболее перспективных туристских дестинаций в сфере энотуризма. Это страна с древнейшей культурой виноградной лозы, с большим количеством исторических, культурных и природных памятников, а также объектов нематериального наследия. Компактное расположение основных дестинаций, отсутствие языкового барьера, достаточно развитая транспортно-логистическая система, а также приемлемые цены являются весомыми преимуществами для российского туриста в выборе этого направления.
Энотуризм в Грузии только начинает свой путь. Несмотря на то, что большое количество туркомпаний предлагает винные туры, они не отличаются разнообразием программы и зачастую дают возможность познакомиться только с винами одного региона или же одной технологией. В целях решения этой проблемы был разработан и экономически обоснован туристский продукт «Винный путь Грузии». Его основным преимуществом является именно разнообразие, а также возможность круглогодичного осуществления. Тур включает в себя не только дегустации, но и изучение технологий, благодаря которым вино и приобретает свои вкусовые качества, турист может поучаствовать в процессе производства. Так как вино в Грузии – часть застольной культуры, а энотуризм – часть гастрономического туризма, то туристы познакомятся и с грузинской кухней. Основная идея тура – знакомство с культурой страны через ее вина и гастрономию.
Проведенный в работе анализ сырьевой базы показывает, что в Грузии есть возможности для развития энотуризма, который в свою очередь является фактором развития сельской местности, может приносить существенные выгоды для дестинаций и способствовать сохранению нематериальной культуры нации.
1) Александрова, А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. — Москва : Аспект Плюс, 2001. — 464 с.
2) Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 256 с.
3) Беридзе, Г. И. Вина и коньяки Грузии / Г. И. Беридзе. – Тбилиси: изд. «СабчотаСакартвело», 1965. – 360 с.
4) Джонсон Х. Вино. Атлас мира / Хью Джонсон; пер. с англ. – Москва : изд. Жигульского, 2013. – 400 с.
5) Джонсон, Х. Вино: атлас мира / Хью Джонсон, Дженсис Робинсон; пер. с англ. – Москва : издательство Жигульского, 2003. – 352 с.
6) Джонсон Х. История вина / Хью Джонсон; пер. с англ. – Москва : изд. Жигульского, 2004. – 480 с.
7) Ердавлетов, С. Р. Энотуризм как фактор регионального и локального развития. / С. Р. Ердавлетов, А. М. Артемьев, У.Т. Кошкимбаева // Географический вестник. – 2011. – № 4. – С. 77-81.
8) Калинкина, С.А.Развитие винного туризма и виноделия в мире: история и современное состояние / С. А. Калинкина, В. А. Мельникова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №1 (57). – С. 503-507.
9) Кауфман, М. А. Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок / М. А. Кауфман. – М.: изд. МСХА, 2003. – 122 с.
10) Маслов, Е. С. Теоретические аспекты винного туризма / Е. С. Маслов // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: материалы ХVII науч.-практ. конф., Гурзуф, Ялта, (4 дек. 2015 г.). – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2016. – С. 58-61.
11) Мехузла, Н. А. Вина Грузии / Н. А. Мехузла. – Москва : изд. Жигульского, 2003. – 296 с.
12) Попов, А. А. Секреты сомелье / А. А. Попов. – Москва : Феникс, 2009. – 352 с.
13) Чхартишвили, Н. С. Генетические ресурсы винограда в Грузии / Н. С. Чхартишвили // Агробиоразнообразие Грузии. – Тбилиси : изд. Академия сельскохозяйственных наук Грузии, 2015. – 262 с.
14) Шарабидзе, Н. Р. Туризм – важное направление развития экономики Грузии/ Н. Р. Шарабидзе // Вопросы экономики и управления. – 2016. – №5. – С. 88-93.
15) Щербакова, С. А. Современное состояние и особенности развития энотуризма в Грузии / С. А. Щербакова // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: сб. науч. ст. VI междунар. науч.-практ. конф., Барнаул (28 марта 2016 г.).– Барнаул : Концепт, 2016. – Ч. 1. – С. 237-241.
16) Colesnicova, T. The analysis of wine tourism development in the world / T. Colesnicova, T. Iatisin // EconomiesiSociologie: RevistaTeoretico-Stiintifica. – 2014. – № 2. – P. 78-84.
Электронные ресурсы:
17) Бахтадзе, М. А. История Грузии с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] / М. А. Бахтадзе, М. Вачнадзе, В. Гурули. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/74098/read(дата обращения: 28.02.17)
18) Винная дорога Грузии [Электронный ресурс] // SimpleWineNews [ненумерованный выпуск журнала, состоящий из отдельных статей, материалов и иллюстраций]. - Москва: СИМПЛ, 2015. - 144 с. – Режим доступа: http://www.simplewinenews.ru/vinnaya_doroga/ (дата обращения 25.04.2017)
19) Всемирный банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/(дата обращения: 17.04.17)
20) Журнал «SimpleWineNews» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.swn.ru/(дата обращения: 10.03.17).
21) Кахетинская гильдия виноделов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kwg.ge/ru/home (дата обращения: 28.03.17)
22) Национальное агентство вина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://georgianwine.gov.ge/rus/ (дата обращения: 20.03.17)
23) О лозе и вине [Электронный ресурс]: закон Грузии от 12 июня 1998 г. // Парламентские ведомости. – 1998. – № док. 1438. – Режим доступа: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/28102(дата обращения 14.04.17)
24) О туризме и курортах [Электронный ресурс]: закон Грузии от 6 марта 1998 г. № 599-IIс с изменениями и дополнениями от 20 марта 1998 г. № 1294-IIс; 28 мая 1999 г. №2031-IIс.– Режим доступа: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/georgia/ge_tourismandresorts1997_rusorof.pdf (дата обращения: 21.04.17)
25) Скардана , В. Грузинское вино: Ренессанс. [Электронный ресурс] / В. Скардана, Н. Сорокина. – Б.м.: Издательские решения, 2016. – 150 с. – Режим доступа: https://ridero.ru/books/gruzinskoe_vino_renessans/read/#textpreview (дата обращения: 13.03.17)
26) Солнце, Горы, Виноград [Электронный ресурс] // SovietWine.com. – Режим доступа: http://www.sovietwine.com/winery/gruziya.html (дата обращения: 05.03.2017)
27) Ринкиашвили, Н. Проблемы и перспективы развития туризма в Грузии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ysu.am/files/11N_Rinkiashvili.pdf (дата обращения: 20.04.17)
28) Georgiadeclarationonwinetourism [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/georgia_declaration.pdf (дата обращения: 27.04.17)
29) Georgiannationaltourismadministration [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gnta.ge/ (дата обращения: 05.04.17)
30) GeorgianTourismAssociation [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tourism-association.ge/index.php (дата обращения: 15.04.17)
31) Georgian tourism in figures: structure and industry data [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gnta.ge/wp-content/uploads/2014/08/ENG-new.pdf (дата обращения: 07.04.17)
32) Menival, D. Wine tourism: futures sales and cultural context of consumption [Электронный ресурс] / DavidMenival; Reims Management School and the Reims Research Centre for Wine-Place-Value, France. – Режим доступа: http://academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2013/04/Menival-Han.pdf(датаобращения: 21.04.17)
33) Michael Hall, C. Wine tourism around the world: development, management and markets [Электронный ресурс] / C. Michael Hall, Liz Sharples, Brock Cambourne, Niki Macionis. – Oxford, UK: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2002. – 366 pages. – Режим доступа: https://ru.scribd.com/doc/95458011/Wine-Tourism-Around-the-World-Development-Management-and-Markests (дата обращения: 25.04.17)
34) Mzarelua, L.Wine Tourism in Georgia, as the Oldest Cultural Item [Электронный ресурс] / Lana Mzarelua // Winemaking: Theory and Practice. – 2016. – Vol. 1. Is. (2). – С. 44-48. – Режим доступа: http://ejournal42.com/journals_n/1482934346.pdf (дата обращения: 30.03.17)
35) Touristguideandagency «VivaGeorgia» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://v-georgia.com/ (дата обращения: 15.03.17).
36) UNWTO: GlobalreportonFoodTourism [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://static.hosteltur.com/web/uploads/2012/12/Food_tourism.pdf(дата обращения: 23.04.1)
37) WorldTourismOrganizationUNWTO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/en (дата обращения: 02.04.17)