ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОЛИТИКО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КН…………………12
1.1. Территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях
1.2. Ядерная программа КНДР………………………………………………………..21
1.3. Тайваньский вопрос
Глава II. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР……..……..……..32
2.1. Торговый оборот между США и Китаем………..…………………….…..……33
2.2. Инвестиционные связи США и Китая…………………………………………..36
2.3. Защита прав интеллектуальной собственности…….……………………..……39
2.4. Обязательства Китая в ВТО……………………………………...…..…….……41
2.5. Валютная политика Китая……………….…………………………………..…..44
2.6. ТТП и ВРЭП
Глава III. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США И КНР…………………..52
3.1. Взаимоотношения в военно-морской сфере…………………….…………..….54
3.2. Вопросы ядерных вооружений…………………………….……………….……61
3.3. Киберпространство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Провозглашенный Соединенными Штатами Америки в конце первого президентского срока Барака Обамы «поворот в Азию» стал одним из ключевых событий современного этапа глобального развития. Новая внешнеполитическая стратегия США представляет собой ответную реакцию на усиление КНР на международной арене. Соединенные Штаты увидели в лице Китая угрозу американоцентричному порядку, и предприняли усилия для сохранения статус-кво. Стратегия «тихоокеанского поворота» включала предоставление новых гарантий и выполнение старых обязательств перед союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрацию того, что Соединенные Штаты не ослаблены внутриполитическими, экономическими проблемами и десятилетней борьбой с терроризмом. Тем не менее, экономическая взаимозависимость Китая и США, и тот факт, что Пекин в настоящее время преследует, в первую очередь, цели экономического развития и внутренней модернизации сводит вероятность развития военного конфликта к минимуму. Однако, будущее двусторонних отношений теперь зависит от нового главы Белого Дома, чьи высказывания во время предвыборной кампании вносят неопределенность относительно стратегии США по отношению к Китаю и Азиатско-Тихоокеанскому региону в целом.
Актуальность темы «Американо-китайские отношения в 2012-2016 гг.: проблемы и перспективы» обусловлена, в первую очередь, ключевой ролью исследуемых стран на международной арене, и кроме того, рассматриваемые межгосударственные отношения в значительной мере влияют на глобальное военно-политическое, экономическое и цивилизационное развитие. Вместе со сменой политического руководства Китая, окончанием второго президентского срока Б. Обамы и необходимостью подведения его итогов по различным направлениям политики, возросло количество публикации экспертов, в которых дается анализ четырехлетней политики «поворота в Азию» Б. Обамы и её результативности, а также возможных перспектив. Данные массив экспертных оценок и мнений требует изучения, обобщения и систематизации. Таким образом, рассмотрение основных противоречий, лежащих в основе глобального противостояния между этими странами, представляется чрезвычайно важным для дальнейшего прогнозирования вариантов и сценариев развития всей системы международных отношений.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 2012 по 2016 гг., когда у власти находилась вторая администрация Барака Обамы. Данный выбор был продиктован тем, что в 2011 – 2012 гг. «поворот в Азию» был публично анонсирован США в качестве смещения геополитического фокуса, исходя из этого, дальнейшее рассмотрение эволюции американо-китайских отношений представляет большой интерес. Китайское направление американской внешней политики не потеряло своей актуальности и с переизбранием Б. Обамы на второй президентский срок, а смена политического руководства Китая в 2013 году привела к переосмыслению странами их внешнеполитических действий и усилению их взаимозависимости за рассматриваемый период. На данном этапе развития внутриполитическая борьба между различными группировками в США, наступательная политика КНР и образование новых центров силы в АТР, обеспечивали существование разнообразных сценариев развития ситуации в регионе и в мире в целом.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются – американо-китайские отношения в период с 2012 по 2016 гг. Предметом исследования – торгово-экономические, политические, военно-стратегические аспекты отношений Соединенных Штатов с Китаем, проблемы и тенденции в развитии этих отношений.
Исходя из вышесказанного, целью работы является выявление ключевых противоречий в отношениях США-КНР в период с 2012 по 2016 год и определение перспектив развития двусторонних связей.
К задачам, которые поставлены в данном исследовании, относятся следующие:
• Раскрыть ключевые противоречия и исследовать совместную деятельность США и КНР в политической, торгово-экономической и военно-стратегической сферах с определением их степени влияния на двусторонние отношения;
• Обобщить имеющиеся данные и дать оценку современного состояния двустороннего взаимодействия;
• Обозначить основные результаты политики Б. Обамы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и возможные перспективы развития межгосударственных отношений, исходя из их исторического развития начала XXI века.
В качестве методологической основы выбран системный подход к исследованию отношений США и Китая, который заключается в использовании традиционного структурно-функционального анализа отдельных элементов данных отношений: политического, торгово-экономического и военно-стратегических аспектов. В исследовании применен сравнительно-исторический метод для выявления закономерностей и тенденций развития двусторонних отношений за указанный период. Анализ принятия внешнеполитических решений двумя странами базируется на институциональной методе, а эволюция их взаимоотношений - на историческом.
Эмпирическая основа исследования. Материалы двусторонних и многосторонних встреч и саммитов, высказывания высших должностных лиц из публичных заявлений, коммюнике, пресс-релизы и материалы официальных представителей власти, министерства иностранных дел, министерства юстиции и обороны США и КНР, а также доклады подготовленные Исследовательской службой Конгресса США отображают официальную позицию стран по какому бы то ни было вопросу и позволяют выявить реакцию представителей власти на отдельные международные события.
Статистические и фактологические материалы. Данная группа источников необходима для анализа торгово-экономических отношений США и КНР, так как позволяет определить величину торгового оборота между странами, доли каждой из стран в экономике другой, проследить инвестиционные связи дать анализ двусторонне экономической конвергенции США и Китая. В этой связи также стоит отметить доклады исполнительной власти США и доктринальные документы, публикуемые Исследовательской службой американского Конгресса, Управлением торгового представителя США, Министерством финансов и Министерством торговли Соединенных Штатов. Помимо этого, ознакомление со статистическим материалом необходимо для оценки военного потенциала государств при изучении военно-стратегического аспекта отношений США и Китая. Среди источников следует выделить материалы, публикуемые Министерством обороны и Министерством юстиции США.
Обзоры, доклады и аналитические материалы по отношениям США и Китая на различных уровнях, а также касательно отдельных аспектов их взаимодействия, подготовленные экспертами в области международных отношений ведущих аналитических центров. К ним относятся Центр стратегических и международных исследований (особо стоит отметить публикации Б. Гласер и К. К. Джонсона), Брукингский институт (М. О’Ханлон и Дж. А. Бадер), Фонд Карнеги за международный мир (М. Свейн и Э. Дж. Теллис) и др. Данные труды не только позволяют следить за хронологией событий, но и дают экспертную оценку ключевым событиям, состоянию двусторонних отношений на современном этапе, а также содержат прогнозы касательно их перспектив вместе с рекомендациями для действующих и будущих официальных лиц.
Материалы новостных сайтов и электронных газет. Для написания дипломной работы информационные сообщения таких порталов, как «WashingtonPost», «TheDiplomat», «BBCNews», «WallStreetJournal», «Reuters», «TheNewYorkTimes», «Синьхуа», выступают в качестве источника фактического материала и позволяют реконструировать динамику взаимоотношений США и КНР.
Степень научной разработанности проблемы. Тематика взаимоотношений между США и КНР представлена и в отечественных исследованиях. Установление дипломатических связей между странами и последующая нормализация двусторонних отношений послужили возникновению научного интереса к ним в 1970-1980-х гг. Фундаментальные работы К.В. Плешакова, Е.П. Бажанова, М.С. Капицы, а также работы Б.Н. Занегина, В.П. Лукина, М.В. Коваля появились именно в данный период.
Позже в 1990-2000 гг. значительный вклад в изучение вопроса в контексте исследования более широкой проблематики внесли монографии А.И. Уткина, А.Д. Богатурова, Ю.М. Галеновича, и др. На данный момент разработкой вопросов и проблем в американо-китайских отношениях на современном этапе занимается достаточно узкий круг ученых. Среди специализирующихся экспертов стоит выделить А.С. Давыдова, О.А. Тимофеева и С.М. Труша. Помимо этого, нередко анализ двусторонних отношений США и КНР происходит призму взаимодействия России, США и КНР в рамках треугольника. К числу авторов с подобным подходом можно отнести В.Б Амирова, В. Михеева, А.С. Давыдова, А.Д. Воскресенского. В дополнение к этому изучением торгово-экономической стороны двустороннего взаимодействия занимаются экономисты А.А. Нагорный, А.Б. Парканский, П.А. Аксенов, П.М. Мозиас и др. Тайваньский вопрос представлен работами В.Н. Барышникова, А.М. Лоханина, С.М. Труша и др. Территориальные споры в Южно-Китайском море стали предметом исследования Д.В. Мосякова.
Также стоит упомянуть ряд кандидатских и докторских диссертационных работ, посвященных отдельным аспектам двусторонних взаимоотношений. Кандидатская диссертация П.А. Аксенова и докторская работа Н.Н. Котлярова анализируют торгово-экономические отношения, кандидатские диссертации М.В. Поддубной, И.А. Цветкова и А.М. Лоханина описывают отдельные аспекты внешнеполитической стратегии Вашингтона в отношении КНР, труды Е.В. Евдокимова и Я.И. Еремина раскрываюсь отдельные аспекты политики руководства Китая по отношению к Соединенным Штатам.
Таким образом, стоит отметить, что в работах российских ученых данная проблематика имеет недостаточную разработанность, так как, в основном, анализ американо-китайских отношений на современном этапе проводится лишь в отдельных областях, а работы представлены большей частью в виде диссертаций и статей.
В массиве научных работ американских исследователей по проблематике американо-китайских отношений можно выделить несколько направлений. К первому условно можно отнести литературу, в которой дан анализ феномена возвышения КНР, его новый статус на международной арене и рассматривается вероятность потенциального конфликта между США и КНР. Наибольший вклад внесли такие ученые, как Дж. Най, Г. Киссинджер, Зб. Бжезинский, Р. Бернстейн, Д. Митчелл, Дж. Икенбэрри, Э. Голдстейн, А. Фридберг, Ч. Фриман и др.
Следующая группа включает исследования, которые содержат анализ отношений США и Китая на определенных стадиях их развития или в исторической ретроспективе в целом. К ним следует отнести работы Г. Киссинджера, Х. Хардинга, Дж. Манна, Р. Саттэра, Р. Росса, Д. Лэмптона, Р. Суэттингера и др.
К числу работ из третьей группы относятся исследования, в которым предметом изучения является состояние современных американо-китайских отношений в период президенства Дж. Буша- мл. и Б. Обамы. Стоит выделить исследования Р. Саттэра, Д. Лэмптона, Б. Гаррета, Т. Кристенсена.
Четвертую группу составляют регулярно публикуемые материалы аналитических центров, в которых отображается хроника двусторонних контактов и исследуется динамика взаимодействия на современном этапе или их отдельных сторон. К данной группе принадлежат доклады, издаваемые Исследовательской службой американского Конгресса (ведущие эксперты по данной тематике - С. Лоренс, Д. Макдональд, Т. Лам, У. Моррисон), Центром стратегических и международных исследований (специалисты по отношениям США и КНР — Б. Гласер, К. Джонсон, С. Кеннеди; по региональным вопросам вовлеченности Соединенных Штатов в регион Восточной Азии — Р. Косса и Б. Глоссерман), Брукингским институтом (такие аналитики как Дж. А. Бадер, Д. Доллар, Э. Кордесман) и Фондом Карнеги за международный мир с ведущим экспертом М. Свейном.
Последнюю группу представляют специальные исследования, которые освещают обособленные аспекты американо-китайских взаимоотношений. Наибольшее количество работ посвящено вопросу Тайваня. Среди наиболее примечательных ученых, следует отметить Р. Буша, Дж. Гаррисона, Н. Такер, Т. Карпентера, М. О’Ханлона. Вопросом территориальных споров в Южно-Китайском море занимаются такие исследователи, как Б. Гласер, Р. Каплан, П. Кронин, М. Фрэйвел.
Подводя итоги, следует отметить, что проведение исследований по проблематике взаимоотношений США и КНР американскими учеными носит высоко интенсивный характер.
То же можно сказать и про китайскую научную мысль. Особенно следует выделить несколько крупных научно-исследовательских центров в КНР, на базе которых наиболее активно проводятся исследования по данной проблематике: Шанхайская академия международных исследований, Пекинский университет, Институт современных международных отношений, Институты США Академии общественных наук Китая и Шанхайской академии общественных наук, Народный университет, Университет Цинхуа.
Также разработки китайских ученых по проблематике можно условно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести работы, в которых предпринимаются попытки переосмысления порядков современной международной системы и соотношения сил в ней США и Китая. К ним относятся Лю Липин, Ван Хунган, Фу Мэнцзы, У Синьбо и др.
Следующая группа состоит из работ историко-политической направленности, которые реконструируют развитие двусторонних отношений на отдельных стадиях развития: монографии таких ученых, как ХаньЮйгуй, Ван Сянсуй. Третий блок представлен анализом современных американо-китайских взаимоотношений, и к которому относятся следующие авторы: Лю Липин, У Синьбо, ЦзяЦинго и др.
В списках исследователей, принадлежащих к последней группе, значатся авторы работ, которые имеют узко ориентированную тематику. Так, тайваньскую проблему исследуют следующие ученые: У Синьбо, ТаоВэньчжао, Ся Липин; территориальные споры в Южно-Китайском моря рассматривают Чжэн Цзэминь, ЦзюйХайлун, ЦаоЮньхуа. Также широко распространены работы по рассмотрению американо-китайских отношений с учетом «фактора третьих сторон», которые публикуются учеными Ли Лицзя, Ван Цзинь, Ван Хунгани др.
В целом становится очевидным, что тема о двустороннем взаимодействии США и КНР в китайской научной мысли освещена широко. Но следует отметить, что многие аспекты отношений по-прежнему являются запрещенными к обсуждению в научно-исследовательских работах, а в самих исследованиях нередко рассматриваются интересы исключительно китайской стороны и более того оправдываются политические шаги руководства страны.
Резюмируя, можно констатировать, что, несмотря на широкий спектр работ, появившихся с установлением дипломатических отношений между странами, комплексных исследований взаимоотношений США и КНР с анализом их взаимодействия на двустороннем, региональном, а также глобальном уровнях, что позволило бы сформировать целостную картину развития двусторонних связей, в американском, китайском и российском научных кругах в последние десятилетия проведено не было.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (двенадцати параграфов), заключения, а также списка источников и литературы. Объем работы составляет 97 страниц. Основная часть разделена на три главы, в каждой из которой рассматриваются наиболее острые американо-китайские противоречия на двустороннем уровне в каждой из сфер: политическая, экономическая, военно-стратегическая. Каждая из глав состоит из нескольких параграфов, которые отражают разногласия между США и КНР, связанные с «коренными интересами» Китая: прослеживается их генезис и эволюция, определяются их глубинные причины, оцениваются перспективы их преодоления.
Китайская Народная Республика и последствия роста ее международного влияния были в центре так называемой стратегии «поворота в Азию» второй администрации Барака Обамы. Начало президенства Б. Обамы пришлось на время, когда стратегические интересы США были сосредоточены вокруг борьбы с терроризмом, войн в Ираке и Афганистане, но изменения значения Азиатско-Тихоокеанского региона для экономики США после глобального финансового кризиса 2008 года и, следовательно, возросший к нему интерес, продемонстрировали, что влияние США в Азии ослабевает, что угрожает потерей для США центральной роли в регионе, а агрессивная политика Пекина свидетельствовала о том, что он настроен на пересмотр регионального порядка. Относительно современного мироустройства у политических элит двух стран имеются диаметрально противоположные взгляды. Если Вашингтон стремится сохранить существующий американо-центричный порядок, то Пекин в свою очередь ставит своей целью переход к многополярному постамериканскому миру.
В отличие от политики, проводимой первой администрацией, в 2012-2016 гг. Вашингтон открыто поддерживал страны АТР, которые имели с Пекином какие-либо разногласия, что способствовало увеличению количества споров. Реализация политики «сдерживания» Китая привела к углублению противоречий в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, по Тайваньской проблеме и вопросам ядерного разоружения Северной Кореи, усилению трений в области киберпространства, а также расширила область соперничества двух стран в АТР. Кроме того, данная внешнеполитическая стратегия подтолкнула Китай к ответному усилению своей оборонной мощи и вызвала обеспокоенность Пекина касательно намерений США в регионе.
Исследование динамики развития взаимоотношений Китая и США за период 2012-2016 гг. показывает, что они имеют конфликтный характер, в основе которого лежат проблемы и противоречия, которые едва ли могут быть разрешены в среднесрочной перспективе. Наиболее острые на данный момент противоречия связаны с территориальными спорами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Очевидно, что взаимная готовность к сотрудничеству значительно способствовала бы снижению напряженности, но у обеих стран есть опасения, что проявление сдержанности и готовность идти на уступки другой стороне могут быть восприняты как слабость, а также демонстрировать потерю позиций в регионе. Оба государства обеспокоены отсутствием прозрачности и ясности в военных и стратегических намерениях друг друга, что способствует нарастанию напряженности и установлению ситуации нестабильности, которая грозит перейти к эскалации.
Сохраняет свою актуальность и тайваньский вопрос, так как КНР официально не отказалась от идеи «единого Китая», а США продолжают осуществлять поставки оружия на остров. Политика Вашингтона направлена на сохранение статус-кво в проливе, так как это отвечает его политическим и экономическим интересам. Однако растущая экономическая зависимость Тайваня от материковой части КНР и одновременное снижение торгового оборота между Тайванем и США осложняют трехсторонние отношения. Для того, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных обострений по данному вопросу, в условиях наращивания Китаем своего военного потенциала и одобрения им применения силовых методов для воссоединения острова и континента, Вашингтону необходимо скорректировать свою внешнеполитическую стратегию с учетом экономического взаимодействия Тайваня и КНР и возросшего влияния последнего в регионе.
В целом взаимоотношения США и КНР можно оценить как управляемые и стабильные. Вероятность разрастания соперничества в широкомасштабный конфликт представляется относительно невысокой, даже несмотря на наращивание военной мощи КНР и увеличение военного присутствия США в регионе, так как двусторонние отношения значительно определяются торгово-экономической взаимозависимостью. Несмотря на быстрый рост двустороннего торгового оборота, серьезные разногласия в данной сфере имеются из-за растущего торгового дефицита США с Китаем, по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, выполнения КНР обязательств в ВТО и ее валютной политики, отдельным аспектам китайских инвестиций в США, а также продвижением странами таких региональных экономических структур, как Транс-Тихоокеанское партнерство и Всестороннее региональное экономическое партнерство. Подход администрации Обамы к этим вопросам, особенно двусторонним, включал традиционные, малозаметные механизмы экономической политики США, такие как: обсуждение спорных моментов в рамках Стратегического и экономического диалога США и КНР и многих других каналов двустороннего взаимодействия; угроза или возбуждение дел в рамках ВТО из-за невыполнения Китаем его обязательств; оказание давления на Китай по особо чувствительным вопросам, например, таким как обвинение в хищении Китаем коммерчески ценной интеллектуальной собственности у американских фирм. А в дополнение к ним, центральным элементом экономической политики Б. Обамы в Восточной Азии, важнейшей экономической опорой в противовес распространению китайского влияния в регионе, было Транстихоокеанское партнерство, посредством которого Обама стремился противостоять усилиям Китая по созданию региональных многосторонних экономических институтов, в первую очередь Азиатского банка инвестиций и ВРЭП, в инфраструктуру, которая могла бы заложить основы для создания более конкурентного, потенциально более нелиберального регионального экономического порядка во главе с КНР.
Реализация внешнеполитической стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, посредством усиления своего дипломатического, экономического и военного присутствия, углубила недоверие между США и КНР относительно их стратегических целей в регионе. Такие действия Вашингтона по «сдерживанию» Китая, как укрепление военно-политических отношений с рядом союзных стран и поиск новых союзников в регионе, проведение с ними совместных военных учений, одновременно с созданием морской коалиции в ЮКМ, дислокация подразделений военно-морской пехоты США в Австралии; отстаивание жесткой позиции по вопросам ядерных программ Ирана и Северной Кореи, поддержку которой США требуют и от Китая в ущерб его собственным экономическим и стратегическим интересам, наращивание военного потенциала в АТР, в частности, развертывание системы THAAD; осложнили геополитическую ситуацию в регионе, вызвав отрицательную реакцию Пекина на действия Вашингтона и относительно его долгосрочных целей в АТР. В свою очередь, усиление опасений руководства США было вызвано наращиванием КНР космического и морского потенциалов, созданием идентификационной зоны ПВО, а также увеличением вмешательства в киберпространство. Таким образом, дальнейшее наращивание странами потенциала также неизбежно будет приводить к появлению новых подозрений относительно роли противоборствующей стороны в АТР.
В масштабах региона это привело к дестабилизации региональной системы безопасности и интеграционных процессов в нем: поддержка сильного союзника в лице США привела к ужесточению позиций стран в территориальных спорах с КНР и нарастанию напряженности в районе ЮКМ и ВКМ. Помимо этого, агрессивная политика КНР привела к тому, что государства в регионе, не являвшиеся союзниками США (Бирма, Вьетнам, Индонезия, Малайзия), стремятся путем сближения с Вашингтоном получить гарантии безопасности. Однако реальная позиция участия США в случае возникновения региональных конфликтов была скорее более дистанцированной, ориентированной первоначально на свои собственные интересы, что и привело к фрагментированию региона, а не к его интеграции. Политика «сдерживания» КНР и ее растущего влияния в регионе привела к выходу амбиций Пекина на международный уровень и выдвижению им крупномасштабных инициатив по реформированию глобальной экономической системы. КНР на данном этапе считает необходимым расширение механизмов как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества и вне Азиатско-Тихоокеанского региона в противовес усилению влияния США в регионе.
Также немаловажным является то, что за годы президенства Б. Обамы были предприняты и шаги по улучшению и стабилизации двусторонних отношений. В качестве ярких примеров успешной координации усилий, помимо обсуждения вопросов глобального и двустороннего значения посредством проведения встреч в рамках Стратегического и экономического диалога США и КНР и регулярных контактов на высшем уровне, следует привести такие, как подписание Парижского соглашения по изменению климата, заключение Совместного всеобъемлющего плана действий относительно ядерной программы Ирана, достижение соглашения по кибербезопасности, введение санкций через Совет Безопасности ООН в качестве ответа на ядерные испытания Северной Кореи, участие Китая в военных учениях в АТР. Становится очевидным, что механизм американо-китайских саммитов и консультаций по делам Азиатско-Тихоокеанского региона создает необходимые условия для плодотворного взаимодействия двух государств, но для расширения сфер сотрудничества в долгосрочной перспективе странам также необходимо выработать и общее видение глобального мироустройства.
Таким образом, с одной стороны, взаимозависимость США и КНР за последние годы распространилась на основные аспекты экономического взаимодействия - инвестиции, торговлю, производство, технологии и др. С другой стороны, идеологические различия и потенциальная борьба за мировое лидерство рождают целый комплекс разногласий, которые препятствуют всестороннему сотрудничеству. С окончанием президентства Барака Обамы Азиатско-Тихоокеанский регион остается сферой сосредоточения геополитических интересов США и остается на повестке дня в их внешнеполитической стратегии. По мнению экспертов, политика Трампа в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона не будет базироваться на изоляционизме и ослаблении отношений с союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как было заявлено им в ходе предвыборной кампании. Прогнозируется, что в основе его политики в АТР так и останется стратегия Обамы, но с некоторыми изменениями, например, США могут обратиться к своим союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе с предложением взять на себя более значительную роль в поддержании безопасности в нем. Конвергенция сотрудничества и соперничества является нормой для современных американо-китайских отношений и видимых изменений в среднесрочной перспективе не предвидится, так как оба государства не заинтересованы в серьезном ухудшении существующих отношений и нарастании напряженности, осознавая их значимость для обеспечения и поддержания международной безопасности.
1. 2015 Annual Report to Congress // U.S. China Economic and Security Review Commission, November 17, 2015. URL: http://www.uscc.gov/Annual_Reports/2015-annual-report-congress (дата обращения: 11.02.2017);
2. 2015 Report to Congress on China’s WTO Compliance // USTR, December 2015. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2015-Report-to-Congress-China-WTO-Compliance.pdf (дата обращения: 29.12.2016);
3. 2016 Report to Congress // U.S.-China Economic and Security Review Commission, November 2016. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/annual_reports/Executive%20Summary%202016.pdf (дата обращения: 21.01.2017);
4. Assessment of the National Security Risks Posed to the United States as a Result of the U.S. Federal Debt Owed to China as a Creditor of the U.S. Government // Office of the Secretary of Defense, Report to Congress, July 2012. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=723112 (дата обращения: 16.01.2017);
5. Award in the Matter of the South China Sea Arbitration on PCA Case 2013-19 // Permanent Court of Arbitration, The Hague, the Netherlands, July 12, 2016, pp. 473-475. URL: https://pca-cpa. org/wp-content/uploads/sites/175/2016/07/PH-CN-20160712-Award.pdf (дата обращения: 22.12.2016);
6. Foreign exchange policies of major trading partners of the United States // U.S. Department of the Treasury, October 2016. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/international/exchange-rate-policies/Documents/2016-10-14%20%28Fall%202016%20FX%20Report%29%20FINAL.PDF (дата обращения 15.01.2017)
7. Foreign Portfolio Holdings of U.S. Securities as of June 2015 // U.S. Department of the Treasury, May 31, 2016. URL: http://ticdata.treasury.gov/Publish/shl2015r.pdf (дата обращения: 21.12.2016);
8. Intellectual Property and the U.S. Economy: 2016 Update // U.S. Department of Commerce, March 2012. URL: https://www.uspto.gov/sites/default/files/documents/IPandtheUSEconomySept2016.pdf (датаобращения: 25.01.2017);
9. First U.S.-China High-Level Joint Dialogue on Cybercrime and Related Issues Summary of Outcomes // U.S. Department of Justice, December 2, 2015. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/first-us-china-high-level-joint-dialogue-cybercrime-and-related-issues-summary-outcomes-0 (дата обращения: 17.02.2017);
10. Joint Press Conference with President Obama and Prime Minister Abe of Japan // The White House. April 24, 2014. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press- o ce/2014/04/24/joint-press-conference-president-obama-and-prime-minister-abe-japan. (дата обращения: 23.12.2017);
11. Lawrence S., MacDonald D. US - China relations policy issues // CRS, August 2, 2012. URL: http://www.refworld.org/docid/504dbd722.html (дата обращения: 03.11.2016);
12. List of U.S.-China Cooperative Projects // U.S. State Department, January 22, 2014. URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/01/220530.htm (дата обращения: 13.02.2017);
13. Lum T., Figliola P. M., Weed W. C. China, Internet Freedom, and U.S. Policy // CRS, July 13, 2012. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R42601.pdf (дата обращения: 06.11.2016);
14. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China // Department of Defense, 2016, pp. 124-132. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2016%20China%20Military%20Power%20Report.pdf (дата обращения: 14.02.2017);
15. Morrison W. M. China-U.S. Trade Issues // Congressional Research Service, February 9, 2017. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL33536.pdf (дата обращения: 17.02.2017);
16. Morrison W. M. China’s Status as a Nonmarket Economy (NME) // Congressional Research Service, February 9, 2017. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL33536.pdf (дата обращения: 25.01.2017);
17. Morrison W. M., Labonte M. China’s Holdings of U.S. Securities: Implications for the U.S. Economy // Congressional Research Service, August 19, 2013. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL34314.pdf (дата обращения: 18.01.2017);
18. Nelson R. M. Treasury’s Recent Report on Foreign Exchange Rate Policies // Congressional Research Service, November 3, 2016. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/IN10601.pdf (дата обращения: 29.01.2017);
19. Nelson R. M. Current Debates over Exchange Rates: Overview and Issues for Congress // Congressional Research Service, September 17, 2015. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R43242.pdf (дата обращения: 17.01.2017);
20. O’Rourke R. China’s Naval Modernization: Implications for U.S. Navy Capabilities // Congressional Research Service, CRS Report for Congress, March 29, 2017. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL33153.pdf (дата обращения: 25.02.2017);
21. O’Rourke R. Navy Force Structure and Shipbuilding Plans: Background and Issues for Congress // Congressional Research Service, CRS Report for Congress, RL32665, January 8, 2016. URL: http://pdfs.semanticscholar.org/2b5f/f02e62ab786bcf6e0b3a3ea0a6ce5d3b9a2b.pdf (дата обращения: 25.02.2017);
22. Remarks by President Obama and President Xi of the People’s Republic of China in Joint Press Conference. // The White House. President Barack Obama, September 25, 2015. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/09/25/remarks-president-obama-and-president-xi-peoples-republic-china-joint (датаобращения: 17.02.2017);
23. Russel D. R. Maritime Disputes in East Asia // Testimony before the House Committee on Foreign Affairs Subcommittee on the Asia Pacific, February 5, 2014. URL: http://www.state.gov/p/eap/rls/rm/2014/02/221293.htm (дата обращения: 17.02.2017);
24. Second U.S.-China Cybercrime and Related Issues High Level Joint Dialogue // U.S. Department of Justice, June 14, 2016. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/second-us-china-cybercrime-and-related-issues-high-level-joint-dialogue (дата обращения: 17.02.2017);
25. Shayerah Ilias Akhtar, Fergusson I. F. Intellectual Property Rights and International Trade // Congressional Research Service, April 4, 2014. URL: https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc287919/m1/1/high_res_d/RL34292_2014Apr04.pdf (дата обращения: 30.01.2017);
26. The Report of the Commission on the Theft of Intellectual Property // The Commission on the Theft of American Intellectual Property, May 2013. URL: http://www.ipcommission.org/report/ip_commission_report_052213.pdf (дата обращения: 14.01.2017);
27. Treasury Bulletin // U.S. Department of the Treasury, Bureau of the Fiscal Service, June 2016. URL: https://www.fiscal.treasury.gov/fsreports/rpt/treasBulletin/b2016_2.pdf (дата обращения: 24.01.2017);
28. U.S. and China Agree to Increase Cooperation in Greenhouse Gas and Fisheries and Ocean Management // National Oceanic and Atmospheric Administration, May 11, 2011. URL: http://www.noaanews.noaa.gov/stories2011/20110511_china.html (дата обращения: 28.01.2017);
29. U.S. and China Coast Guards Interdict Vessel for Illegally Fishing on the High Seas // U.S. Coast Guard, News Release, June 3, 2014. URL: http://www.uscgnews.com/go/doc/4007/2173349/Multimedia-Release-United-States-and-China-Coast-Guards-interdict-vessel-for-illegally-fishing-on-the-high-seas (дата обращения: 10.02.2017).
Статистические данные и энциклопедии:
1. 2015 Global Threat Report // CrowdStrike, September 5, 2015. URL: https://www.crowdstrike.com/global-threat-report-2015/ (дата обращения: 31.03.2017);
2. China Business Climate Survey Report, 2016 // AmCham China, January 2016, URL: http://www.amchamchina.org/about/press-center/amcham-statement/amcham-china-releases-2016-business-climate-survey (датаобращения: 22.01.2017);
3. China Trade, Outsourcing and Jobs // EPI, December 11, 2014. URL: http://www.epi.org/publication/china-trade-outsourcing-and-jobs/ (дата обращения: 13.01.2017);
4. China’s WTO Compliance // U.S.-China Business Council, September 20, 2013. URL: https://www.uschina.org/sites/default/files/US-China%20Business%20Council%20TPSC%202013%20Testimony%20FINAL%202.pdf (дата обращения: 15.01.2017);
5. European Business in China, Business Confidence Survey: 2016 // European Chamber, July 7, 2016, URL: http://www.europeanchamber.com.cn/en/publications-business-confidence-survey (дата обращения: 13.01.2017);
6. Exposing One of China’s Cyber, Espionage Units // Mandiant, APT1, February 19, 2013, p. 2. URL: https://www.fireeye.com/content/dam/fireeye-www/services/pdfs/mandiant-apt1-report.pdf (дата обращения: 07.02.2017);
7. G20 Finance Ministers and Central Bank Governors Meeting // International Monetary Fund, Communiqué. April 15, 2016. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/51/cm041616 (дата обращения: 27.12.2016);
8. Group of Governmental Experts on Developments // Center for Strategic and International Studies, August 27, 2015. URL: https://www.csis.org/blogs/strategic-technologies-blog/un-publishes-latest-report-group-government-experts (дата обращения: 01.04.2017);
9. Import Competition and the Great U.S. Employment Sag of the 2000s // NBER, August 2014. URL: http://www.nber.org/papers/w20395.pdf (дата обращения: 27.12.2016);
10. Intellectual Property Infringement, Indigenous Innovation Policies, and Frameworks for Measuring the Effects on the U.S. Economy // Testimony of Jeremie Waterman, Senior Director, Greater China, U.S. Chamber of Commerce, before the U.S. International Trade Commission, Hearing on China, June 15, 2010. URL: http://www.itcblog.com/images/watermancomments.pdf (дата обращения: 17.01.2017);
11. RCEP And TPP Compared // Asian Trade Center, November 30, 2016. URL: http://www.asiantradecentre.org/talkingtrade//myvwg5yr21a93pkjc45bwzx3wtbc3z (дата обращения: 28.01.2017);
12. Redline Drawn, China Recalculates its Use of Cyber Espionage // Fireeye, June 2016, p.3. URL: https://www.fireeye.com/content/dam/fireeye-www/current-threats/pdfs/rpt-china-espionage.pdf (дата обращения: 22.02.2017);
13. The Latest on Chinese-affiliated Intrusions into Commercial Companies // CrowdStrike Blog, October 19, 2015. URL: https://www.crowdstrike.com/blog/the-latest-on-chinese-affiliated-intrusions-into-commercial-companies/ (дата обращения: 13.02.2017).
Материалы новостных сайтов и электронных газет:
1. Ailworth E. Data Theft Case May Test U.S. China Ties // Boston Globe, September 19, 2011. URL: https://www.bostonglobe.com/business/2011/09/19/data-theft-case-may-test-china-ties/esqDoiBUGU5334kudq1sbI/story.html (дата обращения: 21.12.2016);
2. An irresponsible game in the Pacific // Financial Times, November 25, 2013. URL: https://www.ft.com/content/11c32db0-55d6-11e3-b6e7-00144feabdc0 (дата обращения: 15.12.2016);
3. Boat Collisions Spark Japan-China Diplomatic Row // BBC News, September 8, 2010. URL: http://www.bbc.com/news/world-asia-pacic-11225522 (дата обращения: 20.12.2016);
4. Chinese FM: Confrontation Not Conducive to Solving South China Sea Issues // Xinhua, June 27, 2013, http://news.xinhuanet.com/english/ china/2013-06/27/c_132492885.htm (дата обращения: 25.02.2017);
5. Ghosh P. K. India’s Strategic Vietnam Defense Relations // The Diplomat. November 11, 2014. URL: http://thediplomat.com/2014/11/indias-strategic-vietnam-defense-relations/ (дата обращения: 22.12.2016);
6. How Uninhabited Islands Soured China-Japan Ties // BBC News, November 10, 2014. URL: http://www.bbc.com/news/world- asia-pacific-11341139 (дата обращения: 20.12.2016);
7. Ignatius D. Is a Bruised China Taking a Timeout? // Washington Post, July 27, 2016.. URL: https://www.pressreader.com/usa/the-washington-post/20160727/textview (дата обращения: 02.11.2016);
8. Ignatius D. In Kissinger’s Footsteps, Susan Rice Steers Smooth U.S.-China Relations // Washington Post, September 1, 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/susan-rice-embraces-kissingers-approach-to-china/2016/09/01/7d440a5c-706b-11e6-9705-23e51a2f424d_story.html?utm_term=. f6ea67b2c7bd (дата обращения: 20.12.2016);
9. Ives M. Vietnam Objects to Chinese Oil Rig in Disputed Waters // New York Times. January 20, 2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/01/21/world/asia/south-china-sea-vietnam-china.html (дата обращения: 26.12.2016);
10. Marks J. U.N. Body Agrees to U.S. Norms in Cyberspace // Politico, July 9, 2015. URL: http://www.politico.com/story/2015/07/un-body-agrees-to-us-norms-in-cyberspace-119900.html (дата обращения: 05.02.2017);
11. Mitsuru Obe. Japan Presses China on Vessels Sailing Near Disputed Islands // Wall Street Journal, August 24, 2016. URL: www.wsj.com/articles/japan-presses-china-on-vessels-sailing-near- disputed-islands-1472039715 (дата обращения: 10.01.2017);
12. Obama administration authorizes $1.83-billion arms sale to Taiwan // Reuters, December 17, 2015. URL: http://www.reuters.com/article/us-usa-taiwan-arms-idUSKBN0TZ2C520151217 (дата обращения: 26.12.2016);
13. Panda A. India-Japan Defense Ministers Agree To Expand Strategic Cooperation // The Diplomat. January 8, 2014. URL: http://thediplomat.com/2014/01/india-japan-defense-ministers-agree-to-expand-strategic-cooperation/ (дата обращения: 15.12.2016);
14. Panda A. With 5 Ships and 1,200 Personnel, China Expands RIMPAC 2016 Naval Delegation // The Diplomat, June 18, 2016. URL: http://thediplomat.com/2016/06/with-5-ships-and-1200- personnel-china-expands-rimpac-2016-naval-delegation (дата обращения: 17.02.2017);
15. Peralta E. China Says U.S. Allegations That It Was Behind Cyberattack Are ‘Irresponsible // NPR, June 5, 2015. URL: http://www.npr.org/sections/thetwo-way/2015/06/05/412190405/china-says-u-s-allegations-that-it-was-behind-cyberattack-are-irresponsible(дата обращения: 02.04.2017);
16. Perlez J. New Chinese Vessels Seen Near Disputed Reef in South China Sea // New York Times, September 5, 2016. URL: http://nyti.ms/2clHFsy (дата обращения: 13.12.2016);
17. Page J. China Builds First Overseas Military Outpost // Wall Street Journal, August 20, 2016. URL: http://www.wsj.com/articles/china- builds- rst-overseas-military-outpost-1471622690 (дата обращения: 25.01.2017);
18. President Xi's speech on China-US ties // China Daily, September 24, 2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015xivisitus/2015-09/24/content_21964069.htm (дата обращения: 18.01.2017);
19. Ruwitch J., Nguyen Phuong Linh. Chinese oil rig moved away from disputed waters off Vietnam// Reuters. July 16, 2014. URL: http://www.reuters.com/article/us-china-vietnam-rig-idUSKBN0FL00Y20140716 (дата обращения: 23.02.2016);
20. Simps D. K., Chougule P., Saunders P. J. Course Correction // National Interest, October 16, 2016. URL: http://nationalinterest.org/feature/course-correction-18062?page=3 (дата обращения: 24.11.2016).