РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
|
Введение 3
1. Международный проект «Один пояс – Один путь»: теоретические и практические аспекты реализации 6
1.1 Теоретические основы международных проектов 6
1.2 Международный проект «Один пояс – Один путь» как успешный глобальный проект экономической экспансии Китая 12
1.3 Экономический Пояс Шелкового Пути: характеристика и направления реализации 20
1.4 Особенности проекта Морской шелковый путь XXI века 24
1.5 Альтернативные варианты проектов – аналогов «Великого шелкового пути» 26
2. Особые экономические зоны: перспективы развития в рамках «Нового шелкового пути» 32
2.1 Особые экономические зоны: определение и характеристика 32
2.2 Практика использования института особых экономических зон в Китае в контексте проекта «Один пояс – Один путь» 40
2.3 Роль и перспективы России в проекте «Один пояс – Один путь»: транспортная инфраструктура и особые экономические зоны 53
Заключение 68
Список литературы 71
1. Международный проект «Один пояс – Один путь»: теоретические и практические аспекты реализации 6
1.1 Теоретические основы международных проектов 6
1.2 Международный проект «Один пояс – Один путь» как успешный глобальный проект экономической экспансии Китая 12
1.3 Экономический Пояс Шелкового Пути: характеристика и направления реализации 20
1.4 Особенности проекта Морской шелковый путь XXI века 24
1.5 Альтернативные варианты проектов – аналогов «Великого шелкового пути» 26
2. Особые экономические зоны: перспективы развития в рамках «Нового шелкового пути» 32
2.1 Особые экономические зоны: определение и характеристика 32
2.2 Практика использования института особых экономических зон в Китае в контексте проекта «Один пояс – Один путь» 40
2.3 Роль и перспективы России в проекте «Один пояс – Один путь»: транспортная инфраструктура и особые экономические зоны 53
Заключение 68
Список литературы 71
С исторических времен на территории между Востоком и Западом пересекаются интересы многих мировых держав. Территория интересна, с одной стороны, как транзитный путь с другой - располагающиеся на ней страны обладают огромным экономическим потенциалом и мировыми ресурсами. Данный факт приводит к тому, что страны проявляют активность и разрабатывают планы международного сотрудничества, предполагающие создание единого пространства между Востоком и Западом.
Особенно выделяется широкомасштабный проект Китая «Один пояс – один путь», который состоит в подписании международных соглашений и укреплении контактов для осуществления системного сдвига в геополитике. В целом проект предполагает организацию сотрудничества в транспортной, энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической направленности. В рамках проекта планируется сотрудничество Китая со странами Центральной и Южной Азии, Африки, Европы, России и др.
Особые экономические зоны – феномен экономического развития стран, они способствуют решению многих вопросов как во внутренней, так и внешней политике. Опыт Китая в создании особых экономических зон широко известен во всем мире, с помощью данного механизма Китаю удалось превратить отсталые города и провинции в наиболее успешные регионы страны за относительно небольшой промежуток времени. Использование такого инструмента как особые экономические зоны выходят за национальные границы страны, Китай активно осуществляет программы реализации особых экономических зон в странах Африки, Южной и Восточной Азии, а также других регионах с 2006 года. В рамках нового стратегически важного для Китая проекта «Один пояс – Один путь» особые экономические зоны могут стать мощным инструментом для освоения странами-партнерами китайских инвестиций, развития национальных экономик и создания долгосрочных связей между странами в торговой, инвестиционной, инфраструктурной и других областях.
Что касается роли нашей страны в данном сотрудничестве, китайская стратегия предоставляет перспективы для модернизации транспортной инфраструктуры, развития института особых экономических зон, модернизации регионов Дальнего Востока, однако России необходимо помнить, что она является важным партнером для КНР, но далеко не единственным.
Перечисленные обстоятельства указывают на актуальность выбранной темы.
Данное исследование предлагает оценить возможность и перспективы сопряжения глобального проекта Китайской Народной Республики под названием «Один пояс – Один путь» с развитием института особых экономических зон в мире. В качестве теоретической основы выступают работы российских и западных экономистов, востоковедов, данные зарубежной статистики, материалы периодических изданий. Необходимо отметить, что при всем разнообразии как зарубежных, так и отечественных публикаций на тему развития института особых экономических зон, на сегодняшний день, не нашли своего отражения в современных исследованиях аспекты, связанные с сопряжением механизма ОЭЗ с реализацией глобальных экономических проектов. Интересной представляется коллективная монография под редакцией И. А. Майбурова, Ю. Б.Иванова, в которой обобщается зарубежный и отечественный опыт, связанный с развитием особых экономических зон в мире, а также выявлена связь особых экономических зон России с инициативой КНР «Один пояс – Один путь». Среди исследователей разным аспектам вопроса функционирования ОЭЗ уделяли внимание такие авторы как Е. Ф. Авдокушин, О. Д. Аверьянов, В. Д. Андрианов, А. С. Булатов, Д. С. Быкасов, А. Г. Володин, Р. Гайнутдинов, Т. П. Данько, В. В. Карлусов, И. Ю. Кархов, Г. М. Костюнина, Н. Н. Ливенцев, А. Локтионов, Е. Мясоедов, П. В. Павлов, В. В. Петрунин, А. И. Салицкий, М. Л. Титаренко, И. П. Фаминский.
Среди отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются вопросами развития Китая и уделяют особое внимание проекту «Один пояс – Один путь» можно назвать ученых института Дальнего Востока Российской академии наук А. О. Виноградова, А. В. Островского; В. Я. Портякова и китайских специалистов Ли Цзинъюй, ЧжанЧэньяо, ГоШоуджи, ГуЦаолин, Су Дунбин, Сунь Юйсю, Тан Хайпин, Хань Юн, Цзянь Вэньзюнь, Чжао Юйлинь.
Цель данной работы – выявить взаимосвязь между институтом особых экономических зон и международным проектом «Один пояс – один путь».
Задачи работы:
1. Систематизировать теоретические аспекты реализации международных проектов;
2. Выявить реализуемые проекты и перспективы сотрудничества Китая и стран-партнеров;
3. Обобщить теорию и практику создания особых экономических зон в мире;
4. Акцентировать внимание на опыте Китая в создании особых экономических эон на территории страны и за ее пределами;
5. Выявить перспективные проекты особых экономических зон, реализуемые Китаем за пределами страны в том числе в рамках проекта «Один пояс - один путь»;
6. Оценить перспективы России в участии в международном проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.
Для реализации поставленной цели и обозначенных задач структура работы представляется следующим образом. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов реализации международных проектов, их взаимосвязи с особыми экономическими зонами и проектом «Один пояс – Один путь». В данной главе проанализировано положение Китая в мировой экономике, рассмотрены основные мотивы КНР в осуществлении проекта. Также в первой главе выявлены основные направления реализации китайской инициативы, определена специфика проектов – аналогов «Великого шелкового пути», продвигаемых другими странами. Во второй главе будет рассмотрена характеристика института особых экономических зон, представлены основные классификации. В главе будут представлены результаты анализа практики использования института особых экономических зон в КНР в контексте проекта «Один пояс – Один путь», также будет проведена оценка перспектив России в проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.
Особенно выделяется широкомасштабный проект Китая «Один пояс – один путь», который состоит в подписании международных соглашений и укреплении контактов для осуществления системного сдвига в геополитике. В целом проект предполагает организацию сотрудничества в транспортной, энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической направленности. В рамках проекта планируется сотрудничество Китая со странами Центральной и Южной Азии, Африки, Европы, России и др.
Особые экономические зоны – феномен экономического развития стран, они способствуют решению многих вопросов как во внутренней, так и внешней политике. Опыт Китая в создании особых экономических зон широко известен во всем мире, с помощью данного механизма Китаю удалось превратить отсталые города и провинции в наиболее успешные регионы страны за относительно небольшой промежуток времени. Использование такого инструмента как особые экономические зоны выходят за национальные границы страны, Китай активно осуществляет программы реализации особых экономических зон в странах Африки, Южной и Восточной Азии, а также других регионах с 2006 года. В рамках нового стратегически важного для Китая проекта «Один пояс – Один путь» особые экономические зоны могут стать мощным инструментом для освоения странами-партнерами китайских инвестиций, развития национальных экономик и создания долгосрочных связей между странами в торговой, инвестиционной, инфраструктурной и других областях.
Что касается роли нашей страны в данном сотрудничестве, китайская стратегия предоставляет перспективы для модернизации транспортной инфраструктуры, развития института особых экономических зон, модернизации регионов Дальнего Востока, однако России необходимо помнить, что она является важным партнером для КНР, но далеко не единственным.
Перечисленные обстоятельства указывают на актуальность выбранной темы.
Данное исследование предлагает оценить возможность и перспективы сопряжения глобального проекта Китайской Народной Республики под названием «Один пояс – Один путь» с развитием института особых экономических зон в мире. В качестве теоретической основы выступают работы российских и западных экономистов, востоковедов, данные зарубежной статистики, материалы периодических изданий. Необходимо отметить, что при всем разнообразии как зарубежных, так и отечественных публикаций на тему развития института особых экономических зон, на сегодняшний день, не нашли своего отражения в современных исследованиях аспекты, связанные с сопряжением механизма ОЭЗ с реализацией глобальных экономических проектов. Интересной представляется коллективная монография под редакцией И. А. Майбурова, Ю. Б.Иванова, в которой обобщается зарубежный и отечественный опыт, связанный с развитием особых экономических зон в мире, а также выявлена связь особых экономических зон России с инициативой КНР «Один пояс – Один путь». Среди исследователей разным аспектам вопроса функционирования ОЭЗ уделяли внимание такие авторы как Е. Ф. Авдокушин, О. Д. Аверьянов, В. Д. Андрианов, А. С. Булатов, Д. С. Быкасов, А. Г. Володин, Р. Гайнутдинов, Т. П. Данько, В. В. Карлусов, И. Ю. Кархов, Г. М. Костюнина, Н. Н. Ливенцев, А. Локтионов, Е. Мясоедов, П. В. Павлов, В. В. Петрунин, А. И. Салицкий, М. Л. Титаренко, И. П. Фаминский.
Среди отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются вопросами развития Китая и уделяют особое внимание проекту «Один пояс – Один путь» можно назвать ученых института Дальнего Востока Российской академии наук А. О. Виноградова, А. В. Островского; В. Я. Портякова и китайских специалистов Ли Цзинъюй, ЧжанЧэньяо, ГоШоуджи, ГуЦаолин, Су Дунбин, Сунь Юйсю, Тан Хайпин, Хань Юн, Цзянь Вэньзюнь, Чжао Юйлинь.
Цель данной работы – выявить взаимосвязь между институтом особых экономических зон и международным проектом «Один пояс – один путь».
Задачи работы:
1. Систематизировать теоретические аспекты реализации международных проектов;
2. Выявить реализуемые проекты и перспективы сотрудничества Китая и стран-партнеров;
3. Обобщить теорию и практику создания особых экономических зон в мире;
4. Акцентировать внимание на опыте Китая в создании особых экономических эон на территории страны и за ее пределами;
5. Выявить перспективные проекты особых экономических зон, реализуемые Китаем за пределами страны в том числе в рамках проекта «Один пояс - один путь»;
6. Оценить перспективы России в участии в международном проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.
Для реализации поставленной цели и обозначенных задач структура работы представляется следующим образом. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов реализации международных проектов, их взаимосвязи с особыми экономическими зонами и проектом «Один пояс – Один путь». В данной главе проанализировано положение Китая в мировой экономике, рассмотрены основные мотивы КНР в осуществлении проекта. Также в первой главе выявлены основные направления реализации китайской инициативы, определена специфика проектов – аналогов «Великого шелкового пути», продвигаемых другими странами. Во второй главе будет рассмотрена характеристика института особых экономических зон, представлены основные классификации. В главе будут представлены результаты анализа практики использования института особых экономических зон в КНР в контексте проекта «Один пояс – Один путь», также будет проведена оценка перспектив России в проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.
Для изучения и анализа международного проекта Китая «Один пояс – Один путь», который направлен на создание единого экономического пространства между Востоком и Западом, необходимо было изначально рассмотреть теоретические аспекты вопроса. В результате были выявлены группы наиболее актуальных в рамках данной работы теории, такие как классические и неоклассические теории международной торговли, а также альтернативные теории международной торговли. Были проанализированы теории международного производства и прямых иностранных инвестиций, рассмотрена теория конкурентных преимуществ страны. Систематизация теоретических аспектов сопровождалась примерами, которые подчеркивают их связь с проектом «Один пояс – Один путь» и институтом особых экономических зон.
Формирование единого пространства на территории между Востоком и Западом имеет стратегически важное значение для многих стран, интересы которых пересекаются на данной территории. Реализация китайского варианта «Нового шелкового пути» чрезвычайно выгодна всем странам континента. Данный проект отвечает интересам потенциальных стран – участников и строится на взаимовыгодном партнерстве, не допуская при этом вмешательства в дела иностранных государств.
Для Китая данный проект важен по многим причинам, начиная с привлекательности роли одного из главных полюсов влияния в мире и препятствия США закрепить свои позиции в перспективном регионе, заканчивая интересами энергетический безопасности, а также планами развития внутренних регионов страны.
Для стран, Центральной и Южной Азии, Африки, на пути которых возникнет новый шелковый путь, проект обеспечит приток инвестиций в транспортную инфраструктуру, модернизация которой, усилит взаимную торговлю между странами и повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это приведет к ускорению роста других отраслей экономики.
Инструментом роста и развития является не только транспортная инфраструктура. Значительная роль в данном процессе отводится также особым экономическим зонам, которые могут быть механизмом для привлечения инвестиций, нового производственного и управленческого опыта, также они могут являться демонстрационной площадкой для потенциальных инвесторов, механизмом апробирования новых реформ, способствовать созданию новых рабочих мест, предоставлять удобные условия бизнеса компаниям-резидентам, в результате сочетания перечисленных и многих других преимуществ ОЭЗ способствуют развитию регионов, в которых располагаются, а также развитию страны в целом.
В данной работе проанализировано определение термина особая экономическая зона, приведены различные классификации, рассматривающие ОЭЗ с точки зрения разных аспектов, приведены примеры лучших особых экономических зон в мире.
В рамках проекта Китая «Один пояс – Один путь» развитие могут получить особые экономические зоны в разных странах, которые заинтересованы в многолетнем и весьма успешном опыте Китая, который начался с принятием страной курса на открытость экономики внешнему миру. КНР и до существования проекта «Один пояс – Один путь» занималась развитием ОЭЗ в других государствах, особенно в Африке, и сегодня в рамках новой стратегии институт особых экономических зон не потерял свою актуальность. В работе рассмотрен опыт Китая в создании как собственных, так и зарубежных ОЭЗ, представлены новые направления сотрудничества КНР со странами-партнерами по проекту «Один пояс – Один путь»
Роль и значение России в реализации проекта определяется ее возможностями поставки сырья и топлива для растущей экономики Китая; партнерством в развитии инновационной экономики и инфраструктуры Шелкового пути; политическим взаимодействием и партнерством в обеспечении военно-политической безопасности в регионе.
Участие нашей страны в китайском проекте хотя и связано с некоторыми опасениями, однако способно принести России выгоды. Так выделяется несколько перспектив, а именно модернизация транспортных коридоров, пролегающих на территории страны, выгодное взаимодействие Дальневосточных регионов с северными провинциями Китая, в результате чего они могли бы получить мощный толчок к развитию, также сотрудничество Китая и России в рамках уже существующих особых экономических зон, совпадающих с транспортными путями проходящими по территории страны, но и, возможно, проекты по созданию новых зон торговли и взаимного сотрудничества будут актуальны.
Для реализации проекта России необходимо изменение геополитики в сторону Востока, развитие Восточных регионов России, а также модернизация транспортных сетей на всей территории, пролегающей на пути проекта «Один пояс – один путь», а также России необходимо постараться не упустить возможности привлечения инвестиций, которые может предоставить Китай для развития экономики и инфраструктуры нашей страны.
В результате рассмотрения обширного круга вопросов если вернуться к первоначальной цели работы, а именно связи особых экономических зон и международного проекта Китая «Один пояс – Один путь», можно сказать, что точки соприкосновения определенно существуют, институт особых экономических зон вполне может быть опорой стратегическому проекту КНР, в рамках работы были найдены конкретные особые экономические зоны в странах-партнерах по инициативе, а также выделены уже существующие зоны как в России, так и в других странах, которые являются площадкой взаимодействия Китая в том числе в рамках проекта «Один пояс – Один путь».
Формирование единого пространства на территории между Востоком и Западом имеет стратегически важное значение для многих стран, интересы которых пересекаются на данной территории. Реализация китайского варианта «Нового шелкового пути» чрезвычайно выгодна всем странам континента. Данный проект отвечает интересам потенциальных стран – участников и строится на взаимовыгодном партнерстве, не допуская при этом вмешательства в дела иностранных государств.
Для Китая данный проект важен по многим причинам, начиная с привлекательности роли одного из главных полюсов влияния в мире и препятствия США закрепить свои позиции в перспективном регионе, заканчивая интересами энергетический безопасности, а также планами развития внутренних регионов страны.
Для стран, Центральной и Южной Азии, Африки, на пути которых возникнет новый шелковый путь, проект обеспечит приток инвестиций в транспортную инфраструктуру, модернизация которой, усилит взаимную торговлю между странами и повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это приведет к ускорению роста других отраслей экономики.
Инструментом роста и развития является не только транспортная инфраструктура. Значительная роль в данном процессе отводится также особым экономическим зонам, которые могут быть механизмом для привлечения инвестиций, нового производственного и управленческого опыта, также они могут являться демонстрационной площадкой для потенциальных инвесторов, механизмом апробирования новых реформ, способствовать созданию новых рабочих мест, предоставлять удобные условия бизнеса компаниям-резидентам, в результате сочетания перечисленных и многих других преимуществ ОЭЗ способствуют развитию регионов, в которых располагаются, а также развитию страны в целом.
В данной работе проанализировано определение термина особая экономическая зона, приведены различные классификации, рассматривающие ОЭЗ с точки зрения разных аспектов, приведены примеры лучших особых экономических зон в мире.
В рамках проекта Китая «Один пояс – Один путь» развитие могут получить особые экономические зоны в разных странах, которые заинтересованы в многолетнем и весьма успешном опыте Китая, который начался с принятием страной курса на открытость экономики внешнему миру. КНР и до существования проекта «Один пояс – Один путь» занималась развитием ОЭЗ в других государствах, особенно в Африке, и сегодня в рамках новой стратегии институт особых экономических зон не потерял свою актуальность. В работе рассмотрен опыт Китая в создании как собственных, так и зарубежных ОЭЗ, представлены новые направления сотрудничества КНР со странами-партнерами по проекту «Один пояс – Один путь»
Роль и значение России в реализации проекта определяется ее возможностями поставки сырья и топлива для растущей экономики Китая; партнерством в развитии инновационной экономики и инфраструктуры Шелкового пути; политическим взаимодействием и партнерством в обеспечении военно-политической безопасности в регионе.
Участие нашей страны в китайском проекте хотя и связано с некоторыми опасениями, однако способно принести России выгоды. Так выделяется несколько перспектив, а именно модернизация транспортных коридоров, пролегающих на территории страны, выгодное взаимодействие Дальневосточных регионов с северными провинциями Китая, в результате чего они могли бы получить мощный толчок к развитию, также сотрудничество Китая и России в рамках уже существующих особых экономических зон, совпадающих с транспортными путями проходящими по территории страны, но и, возможно, проекты по созданию новых зон торговли и взаимного сотрудничества будут актуальны.
Для реализации проекта России необходимо изменение геополитики в сторону Востока, развитие Восточных регионов России, а также модернизация транспортных сетей на всей территории, пролегающей на пути проекта «Один пояс – один путь», а также России необходимо постараться не упустить возможности привлечения инвестиций, которые может предоставить Китай для развития экономики и инфраструктуры нашей страны.
В результате рассмотрения обширного круга вопросов если вернуться к первоначальной цели работы, а именно связи особых экономических зон и международного проекта Китая «Один пояс – Один путь», можно сказать, что точки соприкосновения определенно существуют, институт особых экономических зон вполне может быть опорой стратегическому проекту КНР, в рамках работы были найдены конкретные особые экономические зоны в странах-партнерах по инициативе, а также выделены уже существующие зоны как в России, так и в других странах, которые являются площадкой взаимодействия Китая в том числе в рамках проекта «Один пояс – Один путь».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Охрана природного наследия Арктики как направление гуманитарного развития региона (на примере России и Канады)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КИТАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Внешнеэкономическая деятельность Финляндии на пространстве Большой Евразии
Курсовые работы, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - Концепция «Нового Шёлкового пути» в материалах мировых СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - ЭКСПАНСИЯ КИТАЙСКИХ КОМПАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы развития железнодорожных транспортных коридоров РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»
Диссертация , внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - УЧАСТИЕ РОССИИ В ПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021



