Принцип социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктики
|
Введение 3
Глава 1. Особенности понятийного аппарата. 11
1.1. Особенности понятийно – категориального аппарата, касающихся терминов «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». 11
1.2. Принцип социальной справедливости в международных документах. 18
Глава 2. Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики. 27
2.1 Опыт применения принципа социальной справедливости на практике международных объединений и государств. 27
2.2 Перспективы применения принципа социальной справедливости на практике государств и международных объединений. 36
Глава 3. Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Арктической зоны Российской Федерации. 45
3.1. Основы нормативно – правовой базы РФ в области миграционной политики и принцип социальной справедливости. 45
3.2. Основы нормативно – правовой базы и социокультурный фактор принципов социальной справедливости в области миграционной и демографической политики в субъектах Арктической зоны РФ. 56
Заключение. 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1. 91
Приложение 2. 92
Приложение 3. 94
Приложение 4. 95
Приложение 5. 97
Глава 1. Особенности понятийного аппарата. 11
1.1. Особенности понятийно – категориального аппарата, касающихся терминов «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». 11
1.2. Принцип социальной справедливости в международных документах. 18
Глава 2. Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики. 27
2.1 Опыт применения принципа социальной справедливости на практике международных объединений и государств. 27
2.2 Перспективы применения принципа социальной справедливости на практике государств и международных объединений. 36
Глава 3. Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Арктической зоны Российской Федерации. 45
3.1. Основы нормативно – правовой базы РФ в области миграционной политики и принцип социальной справедливости. 45
3.2. Основы нормативно – правовой базы и социокультурный фактор принципов социальной справедливости в области миграционной и демографической политики в субъектах Арктической зоны РФ. 56
Заключение. 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1. 91
Приложение 2. 92
Приложение 3. 94
Приложение 4. 95
Приложение 5. 97
Из–за отсутствия практики научных исследований в изучении принципа социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктического региона было принято решение взять за основу Арктическую зону Российской Федерации как модельный регион для изучения основ социальной справедливости в формировании миграционной политики.
Актуальность темы формирования современного поколения миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации) обусловлена рядом положений. Во-первых, с принятием документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008г., со стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным 20 февраля 2013г., в которых ставится задача улучшения качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечение доступности медицинского обслуживания, совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны Российской Федерации, обеспечение безопасных видов туризма.
Во – вторых, с проблемой ресурсного потенциала в России, которая остро стоит уже в течение нескольких лет. В связи с этим в последние три года значительно активизировались геологоразведочные изыскания на континентальном шельфе Российской Федерации, в частности, на арктическом шельфе, что в свою очередь приводит к необходимости задействовать трудовые ресурсы как из России, так и из других стран. В связи с этим представляется необходимым регулирование и качественное формирование миграционной политики в данном регионе.
В - третьих, со всемирным значением арктических проектов, в том числе международных, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации: шельфовые проекты Роснефти по освоению Арктики, в том числе в сотрудничестве с компаниями Exxon Mobil, Eni, Statoil; проект платформы «Приразломное», выполняемый компанией «Газпром нефть»; проект «Ямал», реализуемый компанией «Газпром». Отмечается, что в 2017 г. «Газпром нефть» инвестирует 16 млрд. рублей в арктические проекты. Участником проекта «Приразломное» является также судоходная компания «Совкомфлот», танкеры которой осуществляют перевозку нефти Приразломного месторождения в соответствии с долгосрочными соглашениями. Также компания «Совкомфлот» является участником проектов «Варандей» - система добычи и морской транспортировки сырой нефти в Арктическом регионе России; проект «Новопортовское» - транспортировка нефти, добытой на месторождении «Новопортовское», расположенном на юге полуострова Ямал, в район мыса Каменный.
Широкомасштабные планы по реализации сложных научно-технических исследовательских разработок показывают привлечение высококвалифицированных специалистов не только из Российской Федерации, но из других стран мира, поэтому изучение процессов формирования миграционной политики и принципов социальной справедливости являются актуальными направлениями исследования в международных отношениях и выработки основ мировой политики по данному вопросу. Вместе с тем следует учитывать принципы социальной справедливости их реализацию в рамках соблюдения прав коренного населения.
В настоящей работе будут рассмотрены частично универсальные международные принципы и нормы, разработанные в сфере миграции, наиболее известные в сегодняшней практике процесса принятия решений. К ним относятся: а) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; б) недопустимость дискриминации. А также принципы социальной справедливости, которые регулируют основные права и свободы человека, принятые международными организациями и закрепленные в основополагающих документах по правам человека и отдельных категорий граждан.
Зыбкое пространство свободы, безопасности и правосудия в сфере иммиграционной политики, недостаточность распространения идей мультикультурализма пытаются заменить другой моделью под названием «цивильная» (гражданская) интеграция, предполагающая обусловленность предоставления мигрантам социально-экономических прав, баланс их прав и обязанностей , поэтому именно в контексте данной модели представляется возможным рассмотрение современных миграционных процессов в Арктической зоне Российской Федерации. В такой постановке вопроса, социальное согласие как состояние, признак и процесс взаимодействия между социальными субъектами, находящимися в единстве, которые имеют схожие ценности, потребности, интересы и цели представляется целостной системой обеспечения солидарности, сплоченности, интеграционных процессов, упорядоченности, стабильности и устойчивости.
Отмечается, что, несмотря на существующее многообразие определений «социальной справедливости», ее аспектов в соответствии с тем, какая научная дисциплина использует данное определение, право является наиболее отчетливой формой фиксации социальной справедливости . Справедливость восходит к праву, обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его всеобщность, императивность и необходимость. Вместе с тем социальная справедливость как ценность несет в себе не только нормативные требования, но и черты идеала, в целях реализации которого осуществляются социальные изменения.
Цель исследования – выявление особенностей принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Объект исследования - процесс формирования миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Предмет исследования – особенности принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Задачи исследования:
1. Дать определения ключевым понятиям исследования «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации».
2. Сделать обзор международных документов в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости.
3. Выделить применение принципа социальной справедливости как основы формирования современной миграционной политики.
4. Рассмотреть опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости на примере деятельности государств и международных организаций.
5. Показать особенности применения принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
Метод исследования.
Общенаучные методы исследования: институциональный метод исследования, метод ивент – анализа.
Кроме того, наиболее подходящим методом исследования прикладного характера является мирополитический метод, разработанный Н.К. Харлампьевой по изучению основ международного сотрудничества в Арктике с учетом расширяющегося состава участников международного взаимодействия и изменений способов принятия решений на глобальном и региональном уровнях. Мирополитический метод включает: а) основы глобальной политики; б) регионообразующие положения, в) практику международного сотрудничества.
Степень изученности:
1. Понятийно – категориальные особенности изучены Денисенко М.Б., Ионцевым В.А., Лобановым К.Н., Рыбаковским Л.Л., Лукиным Ю.Ф.
2. Особенности миграционной политики государств США, Канады, Дании, Норвегии изучены в отдельных статьях авторов: Большаков Г.А., Герман Т., Глушкова В.Г., Рандел Д., Фиш К., Хорева О.Б., Эль – Бушра Д.,Freeman G., Crepanz M., Koopmans R..
3. Миграционные процессы в Российской Федерации, а также законодательная база Российской Федерации в сфере миграции исследованы Андриченко Л.В., Васильевой Л.Н. Заойнчковской Ж.А., Тюрюкановой Е.В.
4. Миграционные, этнические, демографические процессы в Арктической зоне Российской Федерации изучены: Городецким А.Е., Ивановым В.В., Логиновым В.Г., Лыткиной Т.С., Минчуком О.В.,Соколовой Ф.Х, Сукневой С.А., Татаркиным А.И., Фаузером В.В., Фаузером Г.Н., Филиным Б.Н., Филипповой Н.А., Харлампьевой Н.К.
Научная новизна данной работы заключается в том, что понятие и принципы социальной справедливости не рассматривались до этого отдельно в рамках формирования миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации. В то же время, применение принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации является велением времени в условиях активного научно – технического сотрудничества и поддержания международного взаимодействия в Арктическом регионе.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые документы на глобальном, региональном и национальном уровне.
Глобальный: в области прав человека и отдельных категорий граждан: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.; Международный билль о правах человека, состоящий из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблей ООН от 16 декабря 1966г., Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблей от 16 декабря 1966г. и его два факультативных протокола, Всеобщей Декларации прав человека.; Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г., Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 г.
Многие из национальных или региональных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне. Принципы, регламентируемые в документах, которые были приняты в рамках ООН, являются основополагающими для регулирования международных отношений, формирования национального законодательства, становятся нормами международного права, используются судами и международными трибуналами, представляют собой основу для регулирования и соблюдения прав человека. Несмотря на то, что данные базовые документы в области прав человека были приняты достаточно давно, их положения отчасти не теряют актуальности и в настоящее время. Складывается ситуация, когда имеющиеся документы нуждаются в дополнении, обновлении. Это связано с тем, что вызовы и актуальные проблемы современности обращают внимание на несколько иные или более конкретные аспекты в регулировании прав и свобод человека. Также возможно возникновение разногласий в трактовках международной и национальной правовой базы.
Среди документов, принятых на современном этапе, была рассмотрена Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Принятие данной резолюции говорит о том, что те вызовы, с которыми сталкивается международное сообщество в настоящее время, а также их решение не всегда позволяют следовать тем принципам социальной справедливости, которые уже были регламентированы в принятых документах. Существует необходимость в разработке нормативной базы и документов на современном этапе в соответствии с вызовами времени. Тем не менее, 20 февраля 2009 года Генеральной Ассамблеей ООН был провозглашен день социальной справедливости.
Наряду с изменениями в масштабе, разнообразии и географии миграционных процессов наблюдается значительный рост исследований и публикации документов по проблемам миграции. В связи с этим можно отметить большое количество докладов, информационных брошюр, экспертных сообщений публикуемых в первую очередь Международной организацией по миграции (МОМ) - ведущим межправительственным учреждением в области миграции.
Всемирный доклад о миграции, являющийся основным изданием МОМ, Информационный доклад «Миграционные инициативы 2017», Стратегия по обеспечению гендерного равенства, отделением МОМ в РФ был выпущен глобальный доклад по миграции «Мигранты и города мира: новые партнерства для управления мобильными процессами». Были рассмотрены принятые Управлением Верховного комиссара ООН Руководящие Принципы Внутреннего Перемещения. Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 г., Конвенция о сокращении без гражданства, принятая 30 августа 1961 г., Конвенция о статусе апатридов, принятая 28 сентября 1954 г, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии18 июня 1998 г.
Поскольку были рассмотрены международные документы, которые принимаются международным сообществом, можно говорить о том, что принцип социальной справедливости является основополагающим для каждого документа. Что касается документов, непосредственно регулирующих миграцию, то здесь отмечается отсутствие единой нормативно – правовой базы. Получается, что регулируются права только отдельных категорий мигрантов, нет четко сформулированных и основополагающих документов, которые касаются всех мигрантов. Употребление самого термина «мигрант» не является широко используемым в международных документах по вопросам миграции.
Региональный: был рассмотрен опыт Европейского Союза с точки зрения применения и соблюдения принципов социальной справедливости в регулировании миграционного кризиса. Институтами ЕС, обеспечивающими миграционную политику, были приняты следующие документы в рамках реализации согласованной миграционной политики: 52 Параграф Римского договора, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся – мигрантов, Шенгенское соглашение, Конвенции Совета Европы «О противодействии торговле людьми», Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища, Стокгольмская программа, Европейская программа по миграции.
Национальный: Для изучения опыта и перспектив применения принципов социальной справедливости на примере деятельности приарктических государств были использованы следующие источники: Меморандум о взаимопонимании по содействию прибытия определенных временных иностранных работников в Квебек и в целях выдачи разрешения на работу для некоторых выпускников программ профессионального образования Квебека, заключенный 25.01.2012г.; закон об иммиграции США от 1990 г.; стратегия правительства Норвегии на Крайнем Севере», документ «Новые компоненты политики на Севере. Следующий шаг в стратегии правительства на Крайнем Севере», стратегию Королевства Дания в Арктике на период с 2011 – 2020 г.г., документ «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», директива о национальной безопасности информационный доклад МОМ «Миграционные инициативы 2017», определяющий цели, принципы и направления в работе организации на 2017г.
Можно говорить о том, что в сфере реализации принципов социальной справедливости приарктических государства придерживаются достаточно схожей стратегии – сохранение и защита прав национальных меньшинств, благоустройство территорий их проживания, развитие инфраструктуры.
Были использованы интернет – ресурсы: информационно – правовой портал Гарант, справочная правовая система КонсультантПлюс, сайты министерств иностранных дел Норвегии, Дании, государственного департамента США, министерства международных дел Канады, Европейского Союза.
У автора имеется публикация статьи «Основы формирования миграционной политики России», индексированная в РИНЦ. Автор принял участие в IV Всероссийской студенческой научной конференции: «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности» в марте 2016 г., награжден дипломом II степени за победу в международной научно – практической конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» в январе 2017 г. с темой доклада «Основы формирования миграционной политики в России». За выступление с докладом по теме: «Основы формирования миграционной политики в России» на XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2016 г. был получен диплом за лучший доклад на секции «Глобалистика и геополитика».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
Актуальность темы формирования современного поколения миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации) обусловлена рядом положений. Во-первых, с принятием документа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008г., со стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным 20 февраля 2013г., в которых ставится задача улучшения качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечение доступности медицинского обслуживания, совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны Российской Федерации, обеспечение безопасных видов туризма.
Во – вторых, с проблемой ресурсного потенциала в России, которая остро стоит уже в течение нескольких лет. В связи с этим в последние три года значительно активизировались геологоразведочные изыскания на континентальном шельфе Российской Федерации, в частности, на арктическом шельфе, что в свою очередь приводит к необходимости задействовать трудовые ресурсы как из России, так и из других стран. В связи с этим представляется необходимым регулирование и качественное формирование миграционной политики в данном регионе.
В - третьих, со всемирным значением арктических проектов, в том числе международных, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации: шельфовые проекты Роснефти по освоению Арктики, в том числе в сотрудничестве с компаниями Exxon Mobil, Eni, Statoil; проект платформы «Приразломное», выполняемый компанией «Газпром нефть»; проект «Ямал», реализуемый компанией «Газпром». Отмечается, что в 2017 г. «Газпром нефть» инвестирует 16 млрд. рублей в арктические проекты. Участником проекта «Приразломное» является также судоходная компания «Совкомфлот», танкеры которой осуществляют перевозку нефти Приразломного месторождения в соответствии с долгосрочными соглашениями. Также компания «Совкомфлот» является участником проектов «Варандей» - система добычи и морской транспортировки сырой нефти в Арктическом регионе России; проект «Новопортовское» - транспортировка нефти, добытой на месторождении «Новопортовское», расположенном на юге полуострова Ямал, в район мыса Каменный.
Широкомасштабные планы по реализации сложных научно-технических исследовательских разработок показывают привлечение высококвалифицированных специалистов не только из Российской Федерации, но из других стран мира, поэтому изучение процессов формирования миграционной политики и принципов социальной справедливости являются актуальными направлениями исследования в международных отношениях и выработки основ мировой политики по данному вопросу. Вместе с тем следует учитывать принципы социальной справедливости их реализацию в рамках соблюдения прав коренного населения.
В настоящей работе будут рассмотрены частично универсальные международные принципы и нормы, разработанные в сфере миграции, наиболее известные в сегодняшней практике процесса принятия решений. К ним относятся: а) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; б) недопустимость дискриминации. А также принципы социальной справедливости, которые регулируют основные права и свободы человека, принятые международными организациями и закрепленные в основополагающих документах по правам человека и отдельных категорий граждан.
Зыбкое пространство свободы, безопасности и правосудия в сфере иммиграционной политики, недостаточность распространения идей мультикультурализма пытаются заменить другой моделью под названием «цивильная» (гражданская) интеграция, предполагающая обусловленность предоставления мигрантам социально-экономических прав, баланс их прав и обязанностей , поэтому именно в контексте данной модели представляется возможным рассмотрение современных миграционных процессов в Арктической зоне Российской Федерации. В такой постановке вопроса, социальное согласие как состояние, признак и процесс взаимодействия между социальными субъектами, находящимися в единстве, которые имеют схожие ценности, потребности, интересы и цели представляется целостной системой обеспечения солидарности, сплоченности, интеграционных процессов, упорядоченности, стабильности и устойчивости.
Отмечается, что, несмотря на существующее многообразие определений «социальной справедливости», ее аспектов в соответствии с тем, какая научная дисциплина использует данное определение, право является наиболее отчетливой формой фиксации социальной справедливости . Справедливость восходит к праву, обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его всеобщность, императивность и необходимость. Вместе с тем социальная справедливость как ценность несет в себе не только нормативные требования, но и черты идеала, в целях реализации которого осуществляются социальные изменения.
Цель исследования – выявление особенностей принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Объект исследования - процесс формирования миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Предмет исследования – особенности принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктике (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
Задачи исследования:
1. Дать определения ключевым понятиям исследования «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации».
2. Сделать обзор международных документов в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости.
3. Выделить применение принципа социальной справедливости как основы формирования современной миграционной политики.
4. Рассмотреть опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости на примере деятельности государств и международных организаций.
5. Показать особенности применения принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
Метод исследования.
Общенаучные методы исследования: институциональный метод исследования, метод ивент – анализа.
Кроме того, наиболее подходящим методом исследования прикладного характера является мирополитический метод, разработанный Н.К. Харлампьевой по изучению основ международного сотрудничества в Арктике с учетом расширяющегося состава участников международного взаимодействия и изменений способов принятия решений на глобальном и региональном уровнях. Мирополитический метод включает: а) основы глобальной политики; б) регионообразующие положения, в) практику международного сотрудничества.
Степень изученности:
1. Понятийно – категориальные особенности изучены Денисенко М.Б., Ионцевым В.А., Лобановым К.Н., Рыбаковским Л.Л., Лукиным Ю.Ф.
2. Особенности миграционной политики государств США, Канады, Дании, Норвегии изучены в отдельных статьях авторов: Большаков Г.А., Герман Т., Глушкова В.Г., Рандел Д., Фиш К., Хорева О.Б., Эль – Бушра Д.,Freeman G., Crepanz M., Koopmans R..
3. Миграционные процессы в Российской Федерации, а также законодательная база Российской Федерации в сфере миграции исследованы Андриченко Л.В., Васильевой Л.Н. Заойнчковской Ж.А., Тюрюкановой Е.В.
4. Миграционные, этнические, демографические процессы в Арктической зоне Российской Федерации изучены: Городецким А.Е., Ивановым В.В., Логиновым В.Г., Лыткиной Т.С., Минчуком О.В.,Соколовой Ф.Х, Сукневой С.А., Татаркиным А.И., Фаузером В.В., Фаузером Г.Н., Филиным Б.Н., Филипповой Н.А., Харлампьевой Н.К.
Научная новизна данной работы заключается в том, что понятие и принципы социальной справедливости не рассматривались до этого отдельно в рамках формирования миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации. В то же время, применение принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации является велением времени в условиях активного научно – технического сотрудничества и поддержания международного взаимодействия в Арктическом регионе.
Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые документы на глобальном, региональном и национальном уровне.
Глобальный: в области прав человека и отдельных категорий граждан: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.; Международный билль о правах человека, состоящий из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблей ООН от 16 декабря 1966г., Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблей от 16 декабря 1966г. и его два факультативных протокола, Всеобщей Декларации прав человека.; Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г., Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 г.
Многие из национальных или региональных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне. Принципы, регламентируемые в документах, которые были приняты в рамках ООН, являются основополагающими для регулирования международных отношений, формирования национального законодательства, становятся нормами международного права, используются судами и международными трибуналами, представляют собой основу для регулирования и соблюдения прав человека. Несмотря на то, что данные базовые документы в области прав человека были приняты достаточно давно, их положения отчасти не теряют актуальности и в настоящее время. Складывается ситуация, когда имеющиеся документы нуждаются в дополнении, обновлении. Это связано с тем, что вызовы и актуальные проблемы современности обращают внимание на несколько иные или более конкретные аспекты в регулировании прав и свобод человека. Также возможно возникновение разногласий в трактовках международной и национальной правовой базы.
Среди документов, принятых на современном этапе, была рассмотрена Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Принятие данной резолюции говорит о том, что те вызовы, с которыми сталкивается международное сообщество в настоящее время, а также их решение не всегда позволяют следовать тем принципам социальной справедливости, которые уже были регламентированы в принятых документах. Существует необходимость в разработке нормативной базы и документов на современном этапе в соответствии с вызовами времени. Тем не менее, 20 февраля 2009 года Генеральной Ассамблеей ООН был провозглашен день социальной справедливости.
Наряду с изменениями в масштабе, разнообразии и географии миграционных процессов наблюдается значительный рост исследований и публикации документов по проблемам миграции. В связи с этим можно отметить большое количество докладов, информационных брошюр, экспертных сообщений публикуемых в первую очередь Международной организацией по миграции (МОМ) - ведущим межправительственным учреждением в области миграции.
Всемирный доклад о миграции, являющийся основным изданием МОМ, Информационный доклад «Миграционные инициативы 2017», Стратегия по обеспечению гендерного равенства, отделением МОМ в РФ был выпущен глобальный доклад по миграции «Мигранты и города мира: новые партнерства для управления мобильными процессами». Были рассмотрены принятые Управлением Верховного комиссара ООН Руководящие Принципы Внутреннего Перемещения. Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 г., Конвенция о сокращении без гражданства, принятая 30 августа 1961 г., Конвенция о статусе апатридов, принятая 28 сентября 1954 г, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии18 июня 1998 г.
Поскольку были рассмотрены международные документы, которые принимаются международным сообществом, можно говорить о том, что принцип социальной справедливости является основополагающим для каждого документа. Что касается документов, непосредственно регулирующих миграцию, то здесь отмечается отсутствие единой нормативно – правовой базы. Получается, что регулируются права только отдельных категорий мигрантов, нет четко сформулированных и основополагающих документов, которые касаются всех мигрантов. Употребление самого термина «мигрант» не является широко используемым в международных документах по вопросам миграции.
Региональный: был рассмотрен опыт Европейского Союза с точки зрения применения и соблюдения принципов социальной справедливости в регулировании миграционного кризиса. Институтами ЕС, обеспечивающими миграционную политику, были приняты следующие документы в рамках реализации согласованной миграционной политики: 52 Параграф Римского договора, Европейская социальная хартия, Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся – мигрантов, Шенгенское соглашение, Конвенции Совета Европы «О противодействии торговле людьми», Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища, Стокгольмская программа, Европейская программа по миграции.
Национальный: Для изучения опыта и перспектив применения принципов социальной справедливости на примере деятельности приарктических государств были использованы следующие источники: Меморандум о взаимопонимании по содействию прибытия определенных временных иностранных работников в Квебек и в целях выдачи разрешения на работу для некоторых выпускников программ профессионального образования Квебека, заключенный 25.01.2012г.; закон об иммиграции США от 1990 г.; стратегия правительства Норвегии на Крайнем Севере», документ «Новые компоненты политики на Севере. Следующий шаг в стратегии правительства на Крайнем Севере», стратегию Королевства Дания в Арктике на период с 2011 – 2020 г.г., документ «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», директива о национальной безопасности информационный доклад МОМ «Миграционные инициативы 2017», определяющий цели, принципы и направления в работе организации на 2017г.
Можно говорить о том, что в сфере реализации принципов социальной справедливости приарктических государства придерживаются достаточно схожей стратегии – сохранение и защита прав национальных меньшинств, благоустройство территорий их проживания, развитие инфраструктуры.
Были использованы интернет – ресурсы: информационно – правовой портал Гарант, справочная правовая система КонсультантПлюс, сайты министерств иностранных дел Норвегии, Дании, государственного департамента США, министерства международных дел Канады, Европейского Союза.
У автора имеется публикация статьи «Основы формирования миграционной политики России», индексированная в РИНЦ. Автор принял участие в IV Всероссийской студенческой научной конференции: «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности» в марте 2016 г., награжден дипломом II степени за победу в международной научно – практической конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» в январе 2017 г. с темой доклада «Основы формирования миграционной политики в России». За выступление с докладом по теме: «Основы формирования миграционной политики в России» на XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2016 г. был получен диплом за лучший доклад на секции «Глобалистика и геополитика».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.
В результате изучения темы «Принцип социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктики» на примере Арктической зоны Российской Федерации как модельного региона для изучения основ социальной справедливости в формировании миграционной политики, были выявлены особенности принципов социальной справедливости при формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации с помощью прикладного метода мирополитических исследований включающего трехуровневый анализ: глобальный, региональный, национальный.
Были достигнуты решения следующих пяти задач исследования:
1. Дать определения ключевым понятиям исследования «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации».
2. Сделать обзор международных документов в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости.
3. Выделить применение принципа социальной справедливости как основы формирования современной миграционной политики.
4. Рассмотреть опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости на примере деятельности государств и международных организаций.
5. Показать особенности применения принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
В первой главе «Особенности понятийного аппарата» были определены следующие ключевые понятия «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». Социальная справедливость – это обобщенная нравственная оценка общественных отношений, один из основных общечеловеческих социальных идеалов. Миграционная политика включает концепцию, принципы, систему взглядов, цель, обусловленные ею задачи, приоритеты и механизмы.
Территории Арктической зоны Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации.
Была изучена нормотворческая деятельность международных институтов - ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, а также специализированных учреждений ООН: Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организация труда. Сделан обзор международных документов, принятых данными институтами, в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, недопустимость дискриминации.
Во второй главе «Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики» был изучен опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости, как в деятельности ЕС, МОМ, так и государств - членов Арктического совета - Норвегии, Дании, Канады, США.
В третьей главе «Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации» была рассмотрена структура органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся миграционной политикой, изучены нормативно – правовые документы, которые составляют основу законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения миграционных процессов, этнокультурного развития народов России, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Изучено законодательство субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере миграции, демографии, этнокультурной политики.
В результате проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам: принципы социальной справедливости - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, недопустимость дискриминации - являются основополагающими для международных документов и нормативно – правового законодательства на глобальном, региональном, а также на национальном уровне.
Наиболее актуальным представляется подход, основанный на реализации принципов социальной справедливости на национальном уровне, нежели международном. В определении перспектив и способов реализации миграционной политики необходимо ориентироваться, прежде всего, на интересы коренного населения, имеющиеся у страны ресурсы и возможности, а не на потребности мигрантов.
Применение принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации является велением времени в условиях активного научно – технического сотрудничества и поддержания международного взаимодействия в Арктическом регионе.
Основной проблемой с точки зрения реализации принципов социальной справедливости и формирования региональной социальной справедливости в субъектах Арктической зоны РФ остается вопрос об обеспечении прав коренных малочисленных народов Севера, которых затрагивает интерес промышленности и бизнеса к имеющимся ресурсам на их территориях, столкновение интересов, потребностей местного коренного и пребывающего трудоспособного населения.
Были достигнуты решения следующих пяти задач исследования:
1. Дать определения ключевым понятиям исследования «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации».
2. Сделать обзор международных документов в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости.
3. Выделить применение принципа социальной справедливости как основы формирования современной миграционной политики.
4. Рассмотреть опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости на примере деятельности государств и международных организаций.
5. Показать особенности применения принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
В первой главе «Особенности понятийного аппарата» были определены следующие ключевые понятия «социальная справедливость», «миграционная политика», «Арктическая зона Российской Федерации». Социальная справедливость – это обобщенная нравственная оценка общественных отношений, один из основных общечеловеческих социальных идеалов. Миграционная политика включает концепцию, принципы, систему взглядов, цель, обусловленные ею задачи, приоритеты и механизмы.
Территории Арктической зоны Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации.
Была изучена нормотворческая деятельность международных институтов - ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, а также специализированных учреждений ООН: Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организация труда. Сделан обзор международных документов, принятых данными институтами, в сфере миграционной политики, в основе которых использованы принципы социальной справедливости - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, недопустимость дискриминации.
Во второй главе «Принцип социальной справедливости как основа формирования современной миграционной политики» был изучен опыт и перспективы применения принципов социальной справедливости, как в деятельности ЕС, МОМ, так и государств - членов Арктического совета - Норвегии, Дании, Канады, США.
В третьей главе «Применение принципа социальной справедливости в формировании миграционной и демографической политики Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации» была рассмотрена структура органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся миграционной политикой, изучены нормативно – правовые документы, которые составляют основу законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения миграционных процессов, этнокультурного развития народов России, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
Изучено законодательство субъектов Арктической зоны Российской Федерации в сфере миграции, демографии, этнокультурной политики.
В результате проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам: принципы социальной справедливости - право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, недопустимость дискриминации - являются основополагающими для международных документов и нормативно – правового законодательства на глобальном, региональном, а также на национальном уровне.
Наиболее актуальным представляется подход, основанный на реализации принципов социальной справедливости на национальном уровне, нежели международном. В определении перспектив и способов реализации миграционной политики необходимо ориентироваться, прежде всего, на интересы коренного населения, имеющиеся у страны ресурсы и возможности, а не на потребности мигрантов.
Применение принципов социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктической зоны Российской Федерации является велением времени в условиях активного научно – технического сотрудничества и поддержания международного взаимодействия в Арктическом регионе.
Основной проблемой с точки зрения реализации принципов социальной справедливости и формирования региональной социальной справедливости в субъектах Арктической зоны РФ остается вопрос об обеспечении прав коренных малочисленных народов Севера, которых затрагивает интерес промышленности и бизнеса к имеющимся ресурсам на их территориях, столкновение интересов, потребностей местного коренного и пребывающего трудоспособного населения.
Подобные работы
- Принцип социальной справедливости в формировании миграционной политики Арктики.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



