Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ феномена перфекционизма и понятия смысложизненных ориентаций 9
1.1 Представления о феномене перфекционизма в различных психологических теориях 9
1.2 Теоретические подходы к понятию «смысложизненные ориентации» в психологической науке 17
1.3 Психологические особенности студенческого возраста 27
1.4 Выводы по первой главе 28
Глава 2. Программа, процедура и характеристика методов исследования 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Объект исследования и описание выборки 31
2.3 Характеристика методов исследования 32
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования перфекционизма, самооценки и смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи 38
3.1 Контент-анализ имплицитных представлений о феномене перфекционизма у студенческой молодёжи 38
3.2 Анализ результатов, полученных с помощью тестовых методик 52
3.2.1. Анализ результатов, полученных с помощью «Многомерной шкалы перфекционизма» 52
3.2.2. Анализ результатов, полученных с помощью «Теста смысложизненных ориентаций» 57
3.2.3. Анализ результатов, полученных с помощью методики «Шкала самооценки» 60
3.3 Анализ взаимосвязей показателей перфекционизма и личностных тестовых методик 63
Основные выводы 68
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 77
Приложение Б 81
Приложение В 83
Студенческий возраст является ключевым в жизни человека с точки зрения его личностного и профессионального становления, поскольку именно в этот период происходит формирование профессиональной направленности и идентичности, планирование своего будущего, развитие определенного мировоззрения, жизненных установок и ценностей, выработка своей жизненной позиции. Ведь процесс становления человека как профессионала и прежде всего, как личности, происходит через осмысление своей жизни. Каждый человек на основе сложившихся у него представлений о смысле жизни из всего многообразия образцов поведения выбирает те, которые считает правильными и наиболее соответствующими его ценностям.
Стоит отметить, что в студенческом возрасте происходит формирование новых смыслов и ценностных ориентаций. Все более актуальной становится изучение смысложизненных ориентаций студенческой молодежи, в связи с профессиональной направленностью и личностными конструктами.
На данный момент ставится вопрос о факторах, влияющих на процесс развития системы личностных смыслов у студентов и формирования у них разного характера жизненных ценностей, установок и идеалов.
Смысложизненные ориентации являются актуальной научно-практической проблемой и требуют теоретической и методологической разработки. Во многих современных психологических исследованиях совершаются попытки обнаружить зависимость смысложизненных ориентаций от индивидуально-типологических свойств человека, возрастных и половых особенностей, от уровня образования, профессиональной направленности и т.д.
Однако, несмотря на множество исследований, посвященных проблеме смысложизненных ориентаций, где учитываются различные средовые и социально-психологические условия, недостаточно исследована их взаимосвязь с таким психологическим феноменом, как перфекционизм.
Современные исследователи придают особое значение раскрытию психологических закономерностей стремления к совершенству среди студенчества. Как уже упоминалось ранее, время обучения в вузе совпадает с юношеским возрастным этапом. Психологическими особенностями этого периода являются переход к самостоятельной жизни и становление человека как субъекта собственного развития. Эти возрастные закономерности определяют актуальность эмпирических исследований стремления студентов к совершенству.
В настоящее время в мировой и отечественной психологии все больше возрастает интерес к феномену перфекционизма. На протяжении десятилетий он является предметом многочисленных эмпирических исследований. Специфика данных исследований состоит в том, что некоторые авторы рассматривают перфекционизм как феномен, способствующий дезадаптации личности, а другие считают его в целом адаптивным.
С точки зрения первых, перфекционисты склонны устанавливать для себя крайне высокие стандарты и испытывать негативные переживания и разочарование в случае недостижения этих стандартов. Перфекционизм мешает им адекватно оценивать ситуацию, заводить дружеские отношения с другими людьми, наслаждаться процессом, заставляет их ощущать недовольство собой и своими результатами. С другой стороны, многими авторами отмечается положительный эффект перфекционизма, который проявляется в положительном взгляде на жизнь, большем усердии и целеустремленности, высокой активности и мотивации на пути к достижению цели.
Таким образом, из выше изложенного следует, что актуальность данного исследования заключается в изучении феномена перфекционизма как социально-психологического свойства личности студента в связи с его профессиональной направленностью, самооценкой и смысложизненными ориентациями.
Исходя из этого, определена цель моей дипломной работы.
Цель исследования–изучение перфекционизма и смысложизненных ориентаций студенческой молодежи.
Предмет исследования– аспекты перфекционизма, смысложизненные ориентации и самооценка личности.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в имплицитных представлениях о феномене перфекционизма в зависимости от пола
2. Выраженность аспектов перфекционизма связана с профессиональной направленностью.
3. Существует взаимосвязь между перфекционизмом и смысложизненными ориентациями.
4. Существует взаимосвязь самооценки с разной выраженностью аспектов перфекционизма.
Исходя из сформулированных целей и гипотез исследования, поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной исследованию проблем перфекционизма и смысложизненных ориентаций.
2. Составить программу исследования, провести исследование перфекционизма и смысложизненных ориентаций.
3.Собрать полученные данные, осуществить их анализ и психологическую интерпретацию.
4.Проанализировать результаты всего исследования и сделать выводы.
В качестве методов исследования выступили теоретические, включающие анализ научной литературы, синтез, сравнение, классификацию, и эмпирические, предполагающие тестирование с помощью психологических методик и математическую обработку данных.
Исследование включает в себя следующие психологические методики:
• Авторская анкета
• Контент-анализ
• «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева
• Опросник «Многомерная Шкала Перфекционизма» П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта(в адаптации И.И. Грачевой, 2006)
• Методика Манастера-Корзини «Шкала самооценки»(в адаптации Е.В. Сидоренко, 2000)
Математические методы обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена), методы непараметрической статистики (U-критерий Манна – Уитни), регрессионный анализ. Полученные данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 22.
На сегодняшний день существует большое количество исследований, направленных на изучение разных аспектов перфекционизма. Основное внимание в них сконцентрировано на таких проблемных областях в изучении данного феномена как описание его структуры, выявление различных форм, выявление факторов, обуславливающих его формирование, а так же последствий влияния его на другие личностные структуры.
В зарубежной и отечественной науке единого и окончательного определения понятия "перфекционизма" не существует. В одних исследованиях этот феномен рассматриваю как тенденцию или стремление личности, а в других как относительно устойчивую личностную черту, влияющую на все сферы жизни.
Анализ эмпирических исследований, посвященных изучению перфекционизма и его компонентов, позволил нам выдвинуть предположения о их связи с определенными психологическими конструктами личности, а именно со смысложизненными ориентациями и самооценкой.
Результаты корреляционного анализа не подтвердили выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи составляющих перфекционизма со смысложизненными ориентациями. Из этого следует, что целостное представление о себе, глубинные основы личности, ее экзистенциальная сфера существуют автономно от общего уровня перфекционизма и его составляющих.
Результаты проведённого исследования имеют как теоретическое значение, так и практическое. Теоретическое – перфекционизм можно рассматривать как социально желательное поведение. Были обнаружены взаимосвязи аспектов перфекционизма с несколькими шкалами самооценки и в том числе мнении субъекта о том, как его оценивают другие. По результатам исследования можно утверждать, что во многих аспектах перфекционизм тесно связан с представлениями о совершенстве, существующее в обществе, тем образцом поведения, которое оно транслирует. В данном случае перфекционизм можно рассматривать уже как социально желательное поведение человека, этот факт открывает широкое поле для изучения феномена перфекционизма в русле социального поведения личности и построения на основе этого дальнейших гипотез.
Практическое значение заключается в том, что изучение компонентов перфекционизма и их взаимосвязей со смысложизненными ориентациями и самооценкой служит основанием в корректировке социального поведения личности и целостном представлении о себе, о своих качествах и своих возможностях как в профессиональном становлении, так и в ценностно- личностном.
В связи с этим стоит вопрос о том, что нужно подробнее изучать данный феномен с применением нарративного подхода, обратить внимание на исследование перфекционизма вместе с ценностными ориентациями и другими личностными качествами. Устранение противоречий и восполнение существующих пробелов является самостоятельной научной задачей, решение которой предполагает всестороннее изучение структуры данного феномена и разработка инструментов для его диагностики.
1. Адлер А. Наука жить. / Пер. с англ. Е. О. Любченко, пер. с нем. А. А. Юдина. К.: Port-Royal, 1997. 288 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПБ.: «Академический проект», 1997. 256 с. с 64-83, 166-168
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 тт. Т. 2. М.: М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. Гаранян Н. Г. Психологические модели пефекционизма// Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-83
5. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2010.
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование.4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
7. Демина А.А. Психологический формат изучения проблемы перфекционизма [Электронный ресурс] / А.А. Демина // Журнал SCI-ARTICLE.RU. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://sci-article.ru (дата обращения 1.05.2017).
8. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э. Ф. Зеер, И.И. Хасанова. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 158 с.
9. Зеленкова, И.Л. Проблема смысла жизни: опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. Минск: Университетское. 1998. 125 с.
10. Иванченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. М.: Смысл. 2007. 256 с.
11. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Прогресс, 1980. 321 с.
12. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Прогресс, 1989. 287 с.
13. Кузьмин Е. С. Методы социальной психологии / Под ред. В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. С. 17–28.
14. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды // Намерение, воля, потребность. М.: Смысл, 2001. 572 с.
15. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
17. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер. 2014. 416 с.
18. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь. 2004. 392 с.
19. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
20. Покровская, С.Е. Особенности развития системы профессиональной ориентации молодежи. / С. Е. Покровская // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: Сб. науч. статей. Барановичи, 1999.
21. Ревушкина М. Б. Представление о ценностях в учении В. Франкла // Вестн. ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2015. №2 (30). C. 137–144
22. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. СПб.: Речь. 2000. 352 с.
23. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. И нем./Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – Москва: Прогресс, 1990. 372 с.
24. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура// Недовольство культурой/ пер. с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1992. С.65-134
25. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд. М.: Фолио, 2010. 188 с.
26. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост/5 глава. СПб.:Прайм-Еврознак. 2004. 608 с.
27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. М.: Прогресс-Универс, 1993. 346 с.
28. Юнг К. Г. AION. Исследование феноменологии самости / Пер. М.А. Собуцкого. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 336 с.
29. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. СПб.:Международный фонд истории науки, 1993. 301 с.
30. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы// Вопросы психологии. 2007. № 7. С. 25–47
31. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1.
32. Burns D.D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychology today, 1980. № 11. Р. 34-52.
33. Frost R. Perfectionism in obsessive-compulsive disorder patients / R. Frost, G. Steketee // Behavior Research and Therapy. 1997. - V. 42. - № 3.-P. 291-296.
34. Hewitt P.L., Flett G.L., Sherry S.B., Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry B., Ediger E., Fairlie P., Stein M.B. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, 84(6), 1303–1325.
35. Hollender M. H. Perfectionism // Comprehensive Psychiatry. 1965. V. 6. P. 94−1003
36. Ingram R. E. International encyclopedia of depression. New York: Springer. 2009. P. 595
37. Shuler P. A. Voices of perfectionism: Perfectionistic gifted adolescents in a Rural Middle School (Research Monograph 99140) Storrs. CT: University Connecticut, The National Research Center on the Gifted and Talented .1999
38. Tolman, E. C. Purposive behavior in animals and men, New York: The Century Co., 1932, P. 13