Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Альтруизм 8
1.1. Основные положения 8
1.1.1. Что такое альтруизм 8
1.1.2. Теории происхождения альтруизма 11
1.1.3. Виды альтруизма 15
1.2. Почему люди становятся альтруистами 19
1.2.1. Цели просоциального поступка 19
1.2.2. Как сделать человека альтруистом 24
1.2.3. Почему люди не обращаются за помощью 28
1.2.4. Всегда ли нужно помогать 32
1.3. Личностные детерминанты альтруистического «инвестирования» 33
1.3.1. Альтруизм и эмпатия 33
1.3.2. Альтруизм и самооценка 37
1.3.3. Альтруизм и локус контроля 38
1.3.4. Альтруизм и удовлетворенность жизнью 39
Выводы по 1 главе: 40
Глава 2. Организация и методы исследования личностных детерминант альтруистического «инвестирования» 43
2.1. Цели, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2. Описание методик 44
2.3. Описание выборки 48
Глава 3. Анализ эмпирических данных 49
3.1. Анализ средних значений по показателям возраста, альтруистического «инвестирования», уровня удовлетворённости жизни, самооценки, субъективного контроля (локуса контроля) и эмпатии 49
3.2. Анализ взаимосвязей альтруистического «инвестирования» с уровнем самооценки, уровнем эмпатии, уровнем удовлетворенности жизнью и субъективной ориентацией (локусом контроля) 54
Выводы 64
Заключение 66
Список литературы: 67
Приложение №1 72
Приложение №2 75
Тема просоциального поведения представляется перспективной и благородной по сравнению со многими проблемами, излучающимися в психологии. Мы привыкли, что чаще всего в этой науке исследуются негативные процессы человеческой психики и поведения, например, такие как тревожность, конфликты разных уровней, неврозы, неправильное воспитание, низкая самооценка и пр., им даются научные объяснения и обоснования, пути их разрешения. Более позитивным сторонам человеческого взаимодействия уделено меньше внимания, а ведь оно является одним из главных источников благополучия людей. Именно этим и обуславливается актуальность данной работы для современности.
В моей научной работе основным понятием выступает альтруизм, который является особой формой просоциального поведения. О нем мало что известно, так как в отечественной психологии эта тема является сравнительно молодой и мало изученной. Альтруизм предполагает некое самоотречение, жертвенность, готовность бескорыстно помочь другому человеку, несмотря на свои собственные интересы и желания.
Также в работе центральным понятием является альтруистическое «инвестирование», которое представляет из себя такую стратегию поведения человека, когда он способствует благополучию окружающих, повышению качества своих межличностных связей с другими людьми и их роста, то есть приумножению своего социального капитала [26].
Каково происхождение альтруизма? Что заставляет человека совершать альтруистические поступки? Влияет ли настроение на проявление альтруизма? Можно ли воспитать ребенка альтруистом или сделать взрослого человека более альтруистичным? И главное, бывает ли истинный альтруизм без примеси какой- либо выгоды? Эти вопросы являются одной из основных целей моего исследования, а именно теоретической частью, и с помощью обзора прочитанной литературы, я попытаюсь их осветить.
Второй целью было проведение научного исследования, которое направлено на исследование личностных детерминант альтруистического «инвестирования». В качестве детерминант выступают следующие характеристики: уровень эмпатии, уровень самооценки, уровень субъективного контроля (локус контроля) и уровень удовлетворенности жизнью. Исследование направлено на то, чтобы выяснить, связан ли альтруизм с этими личностными особенностями.
Мы постараемся определить, связано ли помогающее поведение человека с его личностными особенностями или нет. Постараемся ответить на вопрос, что двигает человеком, какие его внутренние характеристики, когда он помогает другим людям.
Гипотезой данной работы является предположение, что направленность локуса контроля, уровень самооценки, удовлетворенности жизнью и эмпатии связаны с альтруизмом.
Задачами исследования являются:
1. ) изучить понятие альтруизма, его происхождение, виды;
2. ) выявить цели и основные мотивы просоциального поступка, правила его воспитания у детей и условия выработки у взрослых;
3. ) изучить последствия некритичного альтруизма и причины, по которым люди не обращаются за помощью;
4. ) рассмотреть такие личностные детерминанты, как направленность локуса контроля, уровень самооценки, эмпатии, удовлетворенности жизнью и
5. ) проанализировать их взаимосвязь с альтруизмом.
В данной работе подверглись анализу взаимосвязи уровня эмпатии, самооценки, удовлетворённости жизнью и субъективного контроля с альтруистической направленностью личности. Было выявлено, что с альтруизмом связаны уровень эмпатии, самооценки и удовлетворённости жизнью.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что альтруизм является относительно молодой темой для исследований, которая отвечает на важные вопросы именно позитивной природы человека. Чтобы лучше понимать себя, других людей, причины своих поступков и поведения, необходимо постоянно развиваться в данном направлении, тем более людям, работающим в сфере «человек-человек».
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что нормальный и высокий уровень эмпатии, общее позитивное отношение к себе и удовлетворенность жизнью связаны с альтруистической направленностью личности. Однако предположение, что уровень субъективного контроля связан с альтруизмом оказалось ошибочным, так как между локусом контроля и альтруистическим «инвестированием» не было выявлено достоверно значимых связей. Таким образом, альтруистическая направленность личности у студентов связана с уровнем эмпатии, самооценки и удовлетворённости жизнью, в то время как не связана с уровнем субъективного контроля . Было выявлено, что предиктором альтруизма является способность к эмпатии.
Практическое значение данной работы обусловлено тем, что как это ни печально, современная жизнь очень нуждается в просоциальных поступках людей по всему свету, чтобы предотвратить то, с чем борется психология, а именно с межгрупповыми и межличностными конфликтами. Также альтруистическое поведение можно воспитывать у подрастающего поколения для дальнейшего развития волонтерских сфер, благотворительных организаций или иной социальной работы.
1. ) Андреев П.А., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник Саратовского государственного университета. -2006.- Т.4.- №1.- С. 233-237.
2. ) Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2, 2013.
3. ) Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004.
4. ) Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ Под ред. А.А. Крылова.- Л.: Издательства Ленинградского университета, 1990. 272 с. 32-38.
5. ) Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // вопросы психологии. - 1974.- №5.- С. 107-114.
6. ) Галанина В.В. Эмоциональное отношение к сверстнику и выполнение нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте // Инновации в образовании.- 2003.- №1.- С.57-69.
7. ) Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - СПб.: Наука, 1991. - 539 с.
8. ) Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004.
9. ) Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981. 480 с.
10. ) Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях России (на примере Санкт-Петербурга) // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: сборник научных статей.- СПб: Центр независимых социальных исследований.- 1996.- С. 82-95.
11. ) Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. Изд. 27е. М.: Изд7во МГУ; Высшая школа, 2002.
12. ) Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.; Питер, 2012.-544 с.: ил.
13. ) Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб.: Питер, 2013.- 304 с.: ил. - (Серия «Матера психологии»).
14. ) Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции.- М.: Самообразование, 2007.
15. ) Кропоткин П.А. Этика. - М.: Издательство политической литературы. 1991. - 363 с.
...