1. Введение 3
2. Историческая справка 4
3. Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) 16
I. Типологическая принадлежность памятника 16
II. Место постоянного хранения памятника, владелец 16
III. Каталожные сведения о памятнике 16
IV. Основание для реставрации 17
V. Основные сведения по истории памятника 17
VI. Состояние памятника при поступлении в реставрацию 17
VII. Программа проведения работ и ее обоснование 18
VIII. Изменения программы и их обоснования 19
IX. Проведение реставрационных мероприятий 20
X. Иллюстративный материал (фотографии, картограммы, схемы и пр.) 26
XI. Результаты проведенных мероприятий 26
XII. Заключение реставрационного совета (выписка из протокола) 27
XIII. Рекомендации по условиям хранения памятника 27
XIV. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы и т.п.) 27
1. Картограммы 27
2. Фотофиксация до и в процессе реставрации 27
5. Заключение 30
6. Список использованной литературы 31
Целью моей выпускной квалификационной работы была реставрация османского керамического облицовочного панно из собрания Государственного Эрмитажа.
Облицовочные плиты были основным направлением керамического производства как Османской империи, так и всех стран арабского мира. Их использовали для облицовки стен мечетей и дворцов. Орнаменты, покрывающие плитки отличаются удивительной красотой, обусловленной точностью пропорций и цветовых соотношений каждого рисунка.
Задолго до присоединения Сирии к Османской империи в Дамаске производили большое количество разнообразной керамики, однако с завоеванием турками Константинополя в XV в. и основанием в непосредственной близости от столицы важного центра керамического производства - Изника- Дамаск отходит на второй план. Сирийские мастера сосредоточили свои силы на подражании лучшим образцам керамических плиток Изника, отложив собственную традицию декора керамики.
Относящееся к Сирийской группе, панно из собрания Государственного Эрмитажа, необходимо было подготовить к постоянной экспозиции, посвященной искусству Османской империи. Для открытия постоянной экспозиции, художники-реставраторы разных специализаций провели работу с экспонатами из металла, дерева, бумаги, текстиля и керамики. В работе представлен процесс реставрации панно, проведенной наравне с реставрацией других керамических облицовочных панно, выставленных на экспозиции.
Для проведения реставрационных мероприятий была составлена программа, утвержденная затем реставрационной комиссией, по которой под наблюдением опытных специалистов была проведена реставрация. Деревянная рама должна была быть демонтирована, следовало провести полную расчистку памятника, выполнить склейку плит, укрепление стеклотканью с тыльной стороны, мастиковку трещин, восполнение утрат, тонировки и установку памятника на новое основание.
Таким образом, была выполнена поставленная цель - реставрация керамического панно. Деревянная рама демонтирована, памятник очищен от гипса и загрязнений, все плитки склеены и укреплены стеклотканью с тыльной стороны, трещины замастикованы, утраты восполнены и затонированы. Памятник установлен на новое основание. Экспонат приведен к экспозиционному виду для постоянной экспозиции Отдела востока.
1. Миллер Ю.А. Художественная керамика Турции. - Л.: Аврора, 1972. - 184 с.
2. Елатомцева И. М. Шедевры мировой керамики. - Минск: Беларусь, 2008. — 299 с.
3. Artur Millner. Damascus Tiles: Mamluk and Ottoman architectural ceramic from Syria. -Munich, London, New York: Prestel, 2015. - 315 p.
4. Emile Prisse d'Avennes. The complete plates from L’Artarabe and the Oriental Album. - Koln: TASCHEN GmbH, 2016. - 517 p.