Введение 4
Глава 1. Технико-технологическая экспертиза ювелирных изделий 8
§1. Экспертиза материала 8
1.1. Минералы 8
1.2. Материалы органического происхождения 16
1.3. Металлы 20
§2. Клеймение 25
§3. Техники обработки ювелирных камней и металлов 28
3.1. Огранка ювелирных камней 28
3.2. Основные методы обработки металлов 32
Глава 2. Стили в ювелирном искусстве России рубежа XIX-XX веков 37
§1. «Русский стиль» 37
§2. Модерн 40
Глава 3. Крупнейшие центры ювелирного производства России рубежа XIX-XX веков 43
§1. Санкт-Петербург 43
1.1. Фирма Фаберже 43
1.2. Фирма Болина 45
§2. Москва 49
1.1. Фабрика Хлебникова 49
1.2. Фабрика Овчинникова 51
1.3. Фирма Сазиковых 53
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение №1. 67
Приложение № 2. 76
Приложение №3. 78
Приложение №4. 88
Атрибуция и экспертиза, безусловно, один из важнейших этапов работы с любой вещью, представляющей музейную ценность и претендующей на нахождение в музее. В результате данных исследований устанавливается возраст вещи, её создатель, история бытования, материалы из которых она изготовлена, и техника, с помощью которой сделана, стиль, фирма-изготовитель. Проделанная работа может способствовать пополнению музейной коллекции выдающимся экспонатом, открыть миру неизвестный шедевр известного автора, подтвердить или опровергнуть какой-либо факт истории или же выявить фальсификат.
Изделия декоративно-прикладного искусства из драгоценных камней и металлов рубежа XIX-XXвв. очень распространены ввиду бурного развития ювелирной промышленности в то время. Они в большом количестве находятся как в уже сложившихся музейных коллекциях ювелирного искусства, так и на антикварном рынке, откуда приходят новые поступления, и требуют подробнейшего изучения. Особенно это актуально для определения подлинности продукции приписываемой российским ювелирным фирмам. В связи с трагическими событиями, связанными с революцией и Гражданской войной в России, многие артефакты были утрачены, вывезены за границу или повреждены. В последнее время происходят удивительные находки ювелирных произведений тех лет с часто неправильной или неполной атрибуцией, а иногда они даже оказываются поддельными. Также необходимо отметить, что атрибуции ряда музейных предметов декоративно-прикладного искусства могли устареть в связи с выходом новых работ с результатами современных исследований, и это требует проведения повторных экспертиз с применением новых научных достижений, использованием новых знаний. Всё это свидетельствует об актуальности темы, рассматриваемой в данной выпускной квалификационной работе.
Научные труды, посвященные изделиям российских ювелирных компаний, были написаны выдающимися учёными М.М. Постниковой-Лосевой в соавторстве с Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой и А.Н. Ивановым. Эти работы фундаментальны и имеют обширный справочный аппарат, касающийся пробирных клейм и мастеров различных временных периодов. Кроме того, стоит отметить весомый вклад в исследование данной области В.В. Скурлова, который в большей степени специализируется именно на изделиях XIX-XX вв., имеет огромный опыт в изучении вещей этого периода и пишет статьи по результатам своей работы. В.В. Скурлов, Т.Ф. Фаберже и А.С. Горыня издавали совместные труды, посвященные творчеству фирмы Фаберже и других петербургских ювелиров, с приведением некоторых архивных данных о деятельности фирм. Выпускались научные пособия по экспертизе и атрибуции ювелирных изделий и методические издания, например, подобные труды относятся к авторству Н.Д. Дроновой.
Также сейчас выходят работы на эту и сходные темы, где авторы стараются более подробно раскрыть все нюансы и сложности изучения ювелирных изделий, при этом делается упор на конкретные методы исследований. Несмотря на это, сейчас остаются и открываются новые вопросы и проблемы, которые требуют научного осмысления от современного исследователя.
К таким предметам, в изготовлении которых были применены дорогостоящие материалы, необходимо особое внимание, ведь они представляют не только историческую, эстетическую ценность, но и материальную. Драгоценные камни, золото, серебро всё это - одни из самых дорогих материалов. Ювелирные украшения во все времена были предметами особого статуса, роскошью, многие передаются от поколения к поколению с незапамятных времен и время от времени попадают в руки к экспертам, которые должны определить художественную ценность, а в ряде случаев и рыночную стоимость, если вещь идёт на продажу.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы создать комплексную работу, где будут рассмотрены все этапы атрибуции и экспертизы предметов декоративно-прикладного искусства с использованием драгоценных материалов. А также указать на проблемы, связанные с музейной атрибуцией, с которыми сталкиваются эксперты на современном этапе. Основными задачами являются:
1. раскрытие всех этапов экспертизы ювелирных изделий с разъяснением проводимых процессов;
2. выявление и описание наиболее значимых для ювелирного искусства рубежа XIX-XX вв. стилевых направлений;
3. исследование фирм-лидеров ювелирного производства рассматриваемого периода времени.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Первая глава посвящена технико-технологической экспертизе изделий из драгоценных камней и металлов и делится на три параграфа. В первом освещаются методы идентификации материалов, из которых изготовляли изучаемые изделия, и определения их качества. Во втором рассказывается о клеймении предметов ювелирного искусства и его особенностях для ювелирных изделий России рубежа XIX-XX вв. Третий освещает множество различных техник обработки драгоценных камней и металлов. Вторая глава рассказывает о стилях, главенствующих в ювелирном деле России рубежа XIX-XX вв., и разделена на два параграфа, посвященные «русскому стилю» и модерну. В третьей главе выделяются наиболее крупные центры ювелирного производства России рубежа XIX-XX вв. и подробно рассматриваются ювелирные фирмы, которые являлись одними из самых высокопроизводительных и популярных в то время.
В данной выпускной квалификационной работе на основе российских и иностранных источников и литературы были рассмотрены основные методы проведения атрибуции и экспертизы изделий из драгоценных камней и металлов рубежа XIX-XX вв. российского производства. Одной из важнейших проблем при проведении музейной атрибуции, является неоднородность материалов и техник, использованных при изготовлении изделия. Поэтому для проведения исследований данной категории предметов важен комплексный подход, так как эксперт имеет дело сразу с несколькими видами материалов, множеством техник обработки камней и металлов и создания из них ювелирных произведений.
Предметы из драгоценных материалов являются сложными для изучения, так как отдельные их элементы несут в себе множество информации различного рода, из-за этого изделия требуют различных подходов к их исследованию. По огранке некоторых ювелирных камней можно определить период времени, когда камень был обработан, так как многие виды огранок появились в XIX-XX вв. и имеют точную дату создания. В 1890-1910 гг. впервые появились искусственные драгоценные камни, синтезированные Огюстом Вернейлем, и культивированный жемчуг, способ выращивания которого был запатентован Кокихи Микимото. В ювелирном производстве они широко распространились только в XXв., поэтому для датировки важно установить природу происхождения материалов, в частности, с помощью химических и физических методов, описанных в первой главе данной работы. Иногда оригинальные вставки могли заменяться, но это не означает, что остальная часть изделия не является подлинной, поэтому кроме минералов и материалов органического происхождения необходимо проводить экспертизу драгоценных металлов и сплавов. Установленная проба металла (золотниковая, каратная, лотовая, метрическая) и химический состав примесей является характерной особенностью для определённого времени и места создания. По технологиям работы с металлами также можно атрибутировать вещь, так, например, механизированная обработка металла и гальванопластика стали широко применяться в ювелирном деле только во второй половине XIX в.
Более конкретные сведения о времени и месте создания вещи, а также об авторе, пробирном мастере и ювелирной фирме можно получить с помощью исследования клейма, которое при подтверждении его подлинности даёт много информации. Для исследования ювелирных изделий рубежа XIX-XX вв. важно обратить внимание на изменения правил клеймения на всей территории Российской империи в 1898 и в 1908 гг., которые рассмотрены в данной работе. Также у каждой фирмы и мастера было своё оригинальное клейма, которые могли несколько видоизменяться со временем и имеют точные временные рамки, связанные с периодом осуществления деятельности предприятий и конкретных ювелиров. Поэтому в этом исследовании были рассмотрены одни из крупнейших производителей ювелирных изделий России рубежа XIX-XXвв. Далее необходимо установить соответствие предмета характерному для определённой фирмы, страны и периода времени стилю, что поможет подтвердить сделанные выводы из предыдущих экспертиз. Во второй половине XIX – начале XX вв. для ювелирного искусства России были характерны «русский стиль» и модерн, в рамках последнего наибольшее отражение в украшениях нашло флореальное направление.
На основании данного исследования, можно сделать вывод о том, что только проверив всё в комплексе, представляется возможным провести грамотную экспертизу ювелирных изделий. На сегодняшний день для проведения музейной экспертизы предметов ювелирного искусства необходимо руководство, которое бы отражало все аспекты искусствоведческого и технико-технологического исследования данных предметов. Поэтому эта выпускная квалификационная работа имеет практическую значимость, так как освещает все основные методы работы с материалами, техниками и клеймами, а также содержит сведения о стилях того времени и наиболее крупных ювелирных фирмах России. Кроме того, важно отметить, что данная методика актуальна и для других временных периодов. Рассматриваемая тема является перспективной, поскольку возможно более детальное рассмотрение отдельных методов, связанных с изучением этой проблемы.
1) 316 лет пробирному надзору в России [Электронный ресурс] // Ювелирные известия. URL: http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=20056&jcid=6103866&noredir=1 (дата обращения: 11.05.2017).
2) Вильгельм Хайдингер [Электронный ресурс] // Российская Академия Наук. URL: http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-49985.ln-ru (дата обращения: 15.03.2017).
3) Гагат [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/95454 (дата обращения: 11.05.2017).
4) Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс] // Каталог коллекции. URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections?lng=ru (дата обращения: 8.01.2017).
5) Дисперсия [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/84782/Дисперсия (дата обращения: 15.03.2017).
6) Кронциркуль[Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/168998 (дата обращения: 08.05.2017).
7) Музей Фаберже[Электронный ресурс]. URL: http://fabergemuseum.ru (дата обращения: 8.01.2017).
8) Овчинников [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84276/ОВЧИННИКОВ (дата обращения: 22.04.2017).
9) Определение веса бриллиантов. Вычисление веса бриллиантов по формулам [Электронный ресурс]. URL: http://3dbook.octonus.com/data/crypted/6_01.htm#t1 (дата обращения: 07.05.2017).
10) Пасхальное яйцо «Курочка» / Музей Фаберже [Электронный ресурс]. URL: http://fabergemuseum.ru/ru/collection/item/25 (дата обращения: 02.04.2017).
11) Платина, Platinum, Pt (78) [Электронный ресурс] // Химический факультет МГУ. URL: http://www.chem.msu.su/rus/history/element/Pt.html (дата обращения: 20.04.2017).
12) Постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
13) Правила клеймения золотых и серебряных изделий 1908 года.99 с.
14) Приказ Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным».
15) Пуансон [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/247234 (дата обращения: 10.05.2017).
16) Рид П. Дж.Геммологический словарь: пер. с англ. Л.: Недра, 1986. 287 с.
17) Стили в искусстве: словарь. Т. I. СПб.: Кольна, 1995. 672с.
18) Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ.
19) Физическая энциклопедия. Т. I. М.: Советская энциклопедия, 1988. 704 c.
20) Экспертиза [Электронный ресурс] // Малый академический словарь. М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957-1984. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/0encyc.htm (дата обращения: 15.02.2017).
21) Янтарь [Электронный ресурс] // Научно-технический энциклопедический словарь . URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/5891/ЯНТАРЬ (дата обращения: 11.05.2017).
22) Gilbertson Al. Diamond Quality: A Short History of the 4Cs [Электронныйресурс]. URL: https://www.gia.edu/gia-news-research/diamond-quality-short-history-4Cs (дата обращения: 07.05.2017).
Литература
23) Андерсон Б. Определение драгоценных камней. М.: Мир камня, 1996. 456 с.
24) Андрианова П.Н. Из истории ювелирного производства Москвы середины XIX – начала XX века: предметы роскоши // Сборник Россия и мир: история, политика, культура, образование. М., 2014 С. 3-11.
25) Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. М., 1904. 58 с.
26) Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Ленинград.: Наука, 1979. 144 с.
27) Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела . Л.: Машиностроение, 1982. 383 с.
28) Богданова О.А. Диадемы в творчестве ювелирной фирмы «К. Э. Болин» // Научные труды. 2012. № 20. С. 86-95.
29) Волдаева В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения // Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Москва, 2009. 25 с.
30) Гагарин А. Г. Особенности оценки произведений искусства. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 3. С. 61-65.
31) Георгиевский А.Ф., Бугина В.М., Иванова Н.С. Некоторые аспекты генезиса янтаря приморского происхождения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2010. № 1. С. 51-58.
32) Герасимова А.А., Долгинцева А.С. Эмаль по гильошированному фону в ювелирных изделиях фирмы Фаберже // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 88-89.
33) Гехт А.Б. Золотой след шведов в истории Санкт-Петербурга // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 58-60.
34) Годовиков А.А. Минералогия. М.: Недра, 1983. 647 с.
35) Гольдштрах М.А., Обрезумов В.П., Житенко Л.П., Бузин В.И. Неразрушающие методы исследования при проведении экспертизы платиновых монет и ювелирных изделий // Цветные металлы. М.: «Руда и металлы». 2011. № 2. С. 13-16.
36) Гонтарь С.М. Тенденции развития ювелирного дела в России последней трети XIX- начала XX века // Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. К. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. СПб.: Лики России, 2012. С. 148-159.
37) Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекций. Том IX. Изделия фирмы Фаберже конца XIX- начала XX века в собрании ГМЗ «Павловск». СПб: ГМЗ «Павловск», 2013. 328 с.
38) Григорьева С.М. Имитационные техники в ювелирном искусстве рубежа XIX-XX века // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 2 (6). С. 164-166.
39) Дронова Н.Д. Методика оценки ювелирных изделий с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. Учебное пособие. М.: ЭКОС, 1995. 28 с.
40) Зимин И., Соколов А. Ювелирные сокровища Российского Императорского Двора. М.: Центрполиграф, 2013. С.13.
41) Дронова Н.Д. Новое в диагностике ювелирных материалов. М., 1999. 44 с.
42) Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926). Руководство для экспертов-искусствоведов. В 2-х томах. Том II. М.: «Издательство Русский Национальный музей», 2002. 448 с.
43) Иванов А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946). Руководство и пособие для экспертов-искусствоведов. М.: Рус.нац. музей, 2002. 750 с.
44) Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: Гос. Ист.-культур. Музей-заповедник «Московский Кремль», 2001. 119 с.
45) Комарова И.Л. Экспертиза ювелирного антиквариата. Современное состояние и проблемы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 12. № 33. С. 118-122.
46) Копцева Р.О. Модернизация ювелирного искусства в новое и новейшее время // Сборник Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. Курск, 2015. С. 126-133.
47) Корнилов Н. И., СолодоваЮ.П. Ювелирные камни. М.: Недра, 1987. 282 с.
48) Косолапов А.И. Атрибуция и экспертиза художественных памятников: терминология и реальность // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. V научная конференция. М., 2001. С. 286-289.
49) Либман М., Островский Г. Поддельные шедевры. М.: Советский художник, 1966. 112 с.
50) Медведева В.С. От Фаберже до «Фальшберже» // Культура: управление, экономика, право. 2010. №4. С. 12-13.
51) Миллер Анна М. Оценка драгоценных и ювелирных изделий. М.: Квинто-Консалтинг, 2010. 440 с.
52) Миронова А.Ф. Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства. М., ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. 96 с.
53) Московский некрополь: в 3-х томах. Т.3. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. 486 с.
54) Мутья Н.Н. «Русский стиль» в ювелирном искусстве России эпохи историзма / В сборнике: Встреча культур в пространстве Сибири научные исследования, мемуаристика, художественная критика. Омск, 2014. С. 114-121.
55) Никандров С.Н. К методике оценки качества кабошонов звёздчатых корундов // Уральский минералогический сборник. 2000. № 10. С. 60-73.
56) Николаев А.Г., Лопатин О.Н., Гараев Д.Г.Геммологическая Экспертиза огранённых ювелирных камней геологического музея КФУ // Ученые записки Казанского университета. Серия: Естественные науки. 2012. Т. 154, № 3. С. 205-215.
57) Осипова М.А. Фирмы «Болин» и «Фаберже / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 133-135.
58) Петров И.М. История золотодобычи в дореволюционной России // Недропользование XXI век. 2007. № 6. С. 83-88.
59) Помигалов А., Лукьянов Е. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге. СПб: «Адекватные люди», 2015. 112 с.
60) Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV -XX вв. М.: Наука, 1983. 375 с.
61) Прокин В.А. История изучения и промышленного освоения рудных месторождения Урала. Екатеринбург: Литосфера. 2008. № 1. С. 100-119.
62) Прохоров В.Е. Платиновые монеты в Российской империи (первая половина XIX в) // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 2:Гуманитарные науки. 2007. № 13. С. 103-110.
63) Руднева И.В., Образцова М. В. Основы экспертизы предметов искусства и культуры. Выпуск I. Россия и Западная Европа. Спб: Издательство «Европейский Дом», 2008. 184 с.
64) Синицына Ж.С. Выращивание монокристаллов в высокотемпературной СВЧ установке без прерывания ростового процесса. Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 2. № 2 (66). С. 159-161.
65) Скурлов В.В. Анализ ассортимента фирмы Фаберже // Aнтикварное обозрение. 2006. № 2. С. 53–62.
66) Скурлов В.В. Биография Михаила ЕвлампиевичаПерхина (1860-1903) – мастера-ювелира фирмы «Фаберже», уроженца Олонецкой губернии / Клио. 2012. № 4 (64). С. 128-133.
67) Скурлов В.В. Комплексная экспертиза произведений фирмы Фаберже // Международный художественный бизнес в контексте глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007 года. СПб.: СПбГУП, 2007. С. 85–87.
68) Смирнова С.А., Спицкая Л.В., Хашковская Т.Н. Комплексная экспертиза литых изделий из серебра с клеймами фирмы Фаберже с применением микроренгеноспектрального анализа для решения задач судебно-товароведческой экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2007. № 2(06). С. 137-138.
69) Смит Г. Драгоценные камни. М.: Мир, 1984. 558 с.
70) Соколова Т.В., Пашковский И.Э. Экспертиза художественных изделий. М.: ФОРУМ, 2013. 104 с.
71) Солодова Ю. П., Андреенко Э. Д., Гранадчикова Б. Г. Определитель ювелирных и поделочных камней. М.: Недра, 1985. 223 с.
72) Стативко А.А., Некрасова В.В. Огранка драгоценных камней // Энергосберегающие технологические комплексы и оборудование для производства строительных материалов. Межвузовский сборник статей. Белгород, 2014. С. 296-302.
73) Тохнина А.А., Ситникова П.А. Диагностика ювелирных изделий методом гидростатического взвешивания // Сборник материалов IX Всероссийской школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Томск: Томский государственный университет, 2013. С. 478-481.
74) Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. К. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. СПб.: Лики России, 2012. 712 с.
75) Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М.: Наука, 1974. 275 с.
76) Ферсман А.Е. Цвета минералов. М.: издательство Академии Наук СССР, 1936. 160 с.
77) Флеров А.В. , Демина М.Т. , Елизаров А.Н. , Шеманов Ю.А. Техника обработки художественной эмали, чеканки и ковки. М., 1986. 88 с.
78) Хашковская Т. Н. Исследование драгоценных металлов в ювелирных изделиях // Теория и практика судебной экспертизы. № 2(06). С. 123-125.
79) Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. М.: 6 карат, 2004. 104 с.
80) Clare Phillips. Jewelry. From Antiquity to the Present. London: Thames & Hudson Ltd, 1996. 224 с.
81) Hurlbut C. S. Jr. The jeweler's refractometer as a mineralogical tool. USA: AmericanMineralogist, № 69, 1984. С. 391-398.