Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Портретные описания в рассказе В. Набокова «Звонок»: лексико-тематические группы и их функции

Работа №125946

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Лексические средства и портретные описания в художественном тексте: теоретический аспект 8
1.1. Принципы систематизации лексики по семантическому и тематическому признакам..
1.2 Лексико-тематическая группа в структуре портретных описаний в художественном тексте
1.2.1 Художественный текст в аспекте лингвистического анализа 14
1.2.2. Портретное описание в художественном тексте
1.2.3. Семантические компоненты портретных описаний и алгоритм анализа.
1.2.4. Функции портретных описаний в художественном тексте.
Выводы
Глава II. Лексико-тематические группы в портретном описании в рассказе В. Набокова «Звонок»
2.1. Портретное описание сына
2.1.1.Портретные описания главного героя в рассказе В. Набокова "Звонок"
2.1.2 Семантические компоненты и лексико-тематические группы портретных описаний в рассказе
2.1.2.1. Лексико-тематические группы имманентных семантических компонентов «материального портрета» в развернутых и фрагментарных описаниях: детали лица, волосы, фигура
2.1.2.2.Лексико-тематические группы неимманентных семантических компонентов портретных описаний: одежда, атрибуты
2.1.2.3. Лексико-тематическая группы промежуточных семантических компонентов портретных описаний: «цветообозначения», «звук»
2.1.2.4.Лексико-тематическая группа «внутренний мир» (чувства, ощущения, переживания, поза, жесты, мимика, поведение)
2.2. Портретное описание матери
2.2.1. Семантические компоненты и лексико-тематические группы портретных описаний матери в рассказе
2.2.2. Лексико-тематические группы имманентных семантических компонентов «материального портрета»: детали лица, волосы, фигура
2.2.3. Лексико-тематические группы неимманентных семантических компонентов портретных описаний: одежда, атрибуты
2.2.4. Лексико-тематическая группы промежуточных семантических компонентов портретных описаний: «цветообозначения», «запах», «звук»
2.2.5. Лексико-тематическая группа «внутренний мир» (чувства, ощущения, поза, жесты, мимика, поведение)
2.3. Функции портретных описаний в рассказе В.Набокова «Звонок»..............51
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1: Портретное описание матери
Приложение 2:Портретное описание сына


Изучению языковых средств портретных описаний в художественном, публицистическом тексте, в разговорной речи посвящены исследования таких выдающихся ученых, как Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. С. Барахова, Л. Я. Гинзбург, М. В. Китайгородской, Л. П. Крысина и других. Действительно, портрет персонажа является одним из основных средств создания его образа во всех типах дискурса. Однако словесный портрет – явление сложное, не имеющее однозначной трактовки, особенно относительно характера употребления языковых и, сужая спектр рассмотрения, лексических средств в нем. Это связано, во-первых, с особенностями словесного портрета, отличающегося от изобразительных портретов собственными средствами представления визуальных и невизуальных деталей (звук, запах), во-вторых, большой вариативностью в использовании языковых средств различными авторами, стремящимися при помощи портретных описаний передать внутренний мир персонажа и создать нужное настроение у реципиента. По этой причине портретные описания в художественном тексте называют даже «изображением человека» (Алпатов 1937:119).
При этом портретные описания имеют и общие типологические черты, которые проявляются не только композиционно, но и на собственно языковом уровне, в том числе – в использовании лексики, которая принадлежит определенным тематическим группам, раскрывающим ту или иную черту портретной характеристики. Образцы различных типов портретных описаний дает художественный текст, поэтому обращение к лексическим структурам портретных описаний в художественном тексте актуально в аспекте РКИ.
В качестве материала исследования мы выбрали рассказ В. Набокова «Звонок», в котором на основе целого ряда портретных характеристик главных героев, матери и сына, создаются все смысловые линии текста. Портретные описания в тексте вводятся неоднократно, представляя собой «рассредоточенный портрет» (Мальцева 1986: 5), и не только характеризуют образы главных героев, но и позволяют понять главную идею текста.
Объектом исследования являются лексико-тематические группы, относящиеся к портретным описаниям героев, предметом – функции лексико-тематических групп портретных описаний в художественном тексте.
Цель исследования состоит в выявлении лексико-тематических групп, образуемых лексическими средствами портретных описаний матери и сына в рассказе В. Набокова «Звонок», а также в определении цели их использования в данном тексте.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
1) проанализировать, систематизировать и описать теоретическую базу исследования;
2) найти и выделить в тексте портретные описания;
3) выделить семантические компоненты портретных описаний главных героев (наружность, поведение, оценка, цвет/колористика, голос, запах, внутренний мир) и распределить их по типам;
4) объединить лексические средства портретных описаний в лексико-тематические группы, соответствующие семантическим компонентам портрета, и описать их.
5) Определить функции использования выявленных лексико-тематических групп в рассказе.
Новизна исследования обусловлена обращением к портретным характеристикам в рассказе В. Набокова «Звонок».
Гипотеза исследования. Наблюдение за функционированием единиц лексико-тематических групп в тексте рассказа В. Набокова "Звонок" и анализ этих единиц позволяет приблизиться к пониманию смысла данного художественного текста и может стать основой для раскрытия образов главных героев в аудитории РКИ.
Теоретическая значимость работы связана с уточнением возможностей использования портретных описаний в художественном тексте.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов в практике преподавания РКИ - на занятиях по чтению и разговору, а также при составлении учебных пособий по лексикологии.
Методы исследования:
- метод лингвистического анализа текста;
- метод ЛТГ;
- метод сплошной выборки текста;
- метод прагмалингвистического анализа текста.
Структура работы. Работа состоит из введения, первой теоретической главы; второй главы, посвящённой анализу материала исследования, а также заключения, списка литературы и словарей, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая результаты проведенного исследования, сформулируем некоторые соображения.
В первой главе на основе изучения лексических средств и портретных описаний в художественном тексте, а также уделения внимания теоретическому аспекту данного вопроса, был сделан ряд выводов.
Тематической группой называют объединение слов одной части речи на основании экстралингвистических параметров – отношения к общей теме.
Рассматривая систематизацию лексики по семантическому и тематическому признакам, мы уяснили, что систематическая организация лексики на семантических основаниях выражается в таких явлениях языка, как многозначность, синонимия, антонимия, лексическая ассимиляция, семантическая сочетаемость слов и др. Слова, связанные между собой описанными типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки разного объема и структуры. Выявить все системные связи в лексике какого-либо языка – чрезвычайно трудоемкая задача.
Выявляя определение лексико-тематической группы, мы остановились на таком понимании данного термина: это группа слов, которые объединены одной темой или общей ситуацией. В нее входят лексические единицы разных частей речи.
Акцентируя внимание на художественном тексте в аспекте лингвистического анализа, мы пришли к выводу, что анализ языковых средств художественного произведения предполагает рассмотрение его языка с точки зрения различных аспектов. Важнейшей целью лингвистического анализа является объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов, рассмотренных в контексте их употребления. Лингвистический анализ художественного текста является фундаментом его комплексного филологического изучения.
Характеризуя портретное описание в художественном тексте, его типы и функции, мы определили, что портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания. Функции портрета: раскрытие характера персонажа, указание на социальное положение, показ чувств в данный момент. Вопросы портретной классификации ставились почти во всех работах, посвященных данной проблематике, и на сегодня существует ряд подобных классификаций.
Семантическое поле – это лексический набор слов, сгруппированных семантически (по значению) и относящихся к определенному предмету.
Нами было определено, что портрет в литературе – это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.
Основными этапами работы над лексикой портретного описания можно считать следующие: I) выявление общих языковых особенностей художественного описания в сравнении с другими функционально-стилистическими типами описания, определение основных черт состава лексики, входящей в художественное описание портрета, особенностей ее семантики на языковом уровне, выявление группы слов, являющихся наиболее употребительными в художественном тексте; 2) установление основных закономерностей функционирования рассматриваемой лексики в контексте художественного произведения.
В рассказе В. Набокова «Звонок» при описании внешности персонажа писатель прибегает к использованию разнообразной лексики. По отношению к героям автор употребляет метафорические эпитеты, поэтические сравнения и т.п.
Рассмотрение семантических компонентов портретных описаний и алгоритм анализа материала исследования привели нас к выводу, что существует также немало типологий, основанных на доминировании того или иного семантического элемента в портретном описании. В большинстве случаев при описании внешности героев авторы используют смешанную технику: представляется развернутое описание внешности, а затем на протяжении всего текста повторяются отдельные компоненты внешности.
Во второй главе мы обратились к анализу лексико-тематических групп в описании портрета сына в рассказе В. Набокова «Звонок». Мы определили, что портретные описания главного героя связаны с главной темой текста – эмиграции, потери Родины, а также мотивом отчуждения (своё /чужое, свое как чужое). К семантическим компонентам портретных описаний сына в рассказе относятся следующие: детали лица, фигура, поза, жесты, мимика, звук/голос, одежда, атрибуты, чувства, ощущения, переживания, поведение и др.
Функции портретных описаний в рассказе Набокова «Звонок» многозначны, но основная функция - помочь читателям понять основную мысль этого произведения, образно раскрывая жизненный путь главного героя к духовному прозрению.
Таким образом, анализ лексико-тематических групп портретных описаний помог представить не только образ главного героя (как внешний, так и внутренний), но и понять основной мотив текста – мотив отчуждения.



1. Алефиренко, Л.Ф. Теория языка: введение в общее языкознание: Учеб. пособие / Л.Ф. Алефиренко. – Волгоград: Перемена, 1981. –342 с.
2. Андронникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино. – М.: Литобраз, 1974. – 337 с.
3. Апресян. Ю.Д. Избранные труды. Т.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
4. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета / М.В. Алпатов. – М-Л. : Искусство, 1937. –59 с)
5. Адмони В.Г. Завершенность конструкции как явление синтаксической формы // Вопросы языкознания.– 1958.l– № 1.-C.l 11 – 117.
6. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М.: Академия, 2004. – 295 с.
7. Бакланова Е.А. Особенности лексико-тематических групп в сборнике рассказов В.В. Набокова «Возвращение Чорба» // Вестник ТГПУ. – 2012. – 10 (125). – С. 196 – 201).
8. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарин. – М.,2003.– 496с
9. Багана Ж., Таранова Е.Н. Роль тематической классификации в терминологических исследованиях.– М.: Астрель, 2017.– 298 с.
10. Барахов В.С. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр. – Л., 1985. –260 с.
11. Бережан С. Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц. Кишинев, 1973.–285 с.
12. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. – М.: Прогресс, 2008. – 322 с.
13. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры и литературы. – М.: Знание, 1994. –284 с.
14. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.
15. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике.– М„ 1975. С. 295-312.
16. Горшенева Е.С. Портрет персонажа в системе целостного художественного текста (на материале американской реалистической прозы): Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Киев, 1984.
17. Гальперин Р.Н. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 2006. – 144 с.
18. Гореликова М.И,, Магомедова Д.М. Лингвистичский анализ художественного текста. – М., 1989. – С. 113.
19. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания. – М.: Мысль, 1993. – 248 с.
20. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М.: Наука, 1984. – 270 с.
21. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного — СПбГУ, 2005. – 86 с.
22. Кременецкая И.В. Тематическая группа как парадигматическое объединение слов // Lingua Mobilis/ - 2009/ - 3 (17)/ - C. 94-100.
23. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова.– М.: Высш. школа, 1989. – 216 с.
24. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография.– М.:: Мысль. 1976.– 268 с.
25. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М.: Художественное слово, 1981. – 218 с.
26. Кодухов, В.И. Введение в языкознание: Учебник. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.
27. Кричевская Л.И. Портрет героя.– М. Наука, 1984.– 248 с
28. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка. – М.: Высш. школа, 1982. –152 с.
29. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 1998. – 704 с.
30. Мальцева О.А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук – Л., 1986. – 16 с.
31. Мардиева Л.А. Лексикология, фразеология. Конспект лекций / Л.А. Мардиева. – Казань: Каз. федер. ун-т, 2014. – 73 с.
32. Малетина О.А. Типологии портрета в художественном дискурсе с точки зрения различных подходов // Актуальные проблемы коммуникации и культуры - 7. - Москва-Пятигорск, 2008.– 317 с.
33. НовиковЛ.А.Семантика русского языка. –М.: Высшая школа, 1982. –292 с.
34. Новиков Л. А. Семантика русского языка. — М., 1987. – 272 с.
35. Никитин, М. В. Основы лингвистической теории значения / М. В. Никитин. – М.: Высш. шк., 1988. – 168 с.
36. Николаева Т.М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 507.
37. Невская П. В. Система кодовых переходов в интерпретации литературноживописного портретирования в художественной коммуникации / П. В. Невская // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2009. – № 4. – С. 225–229.
38. Невская П.В. Структурно-типологические особенности портретных описаний в художестввенном дискурсе // Культурная жизнь юга России. - №4 (33). – 2009. – С. 115 – 117 [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-tipologicheskie-osobennosti-portretnyh-opisaniy-v-hudozhestvennom-proizvedenii]. (дата обращения 05.10. 2022)
39. Полевые структуры в системе языка / [З. Д. Попова, И. А. Стернин, Е. И. Беляева и др.; Науч. ред. З. Д. Попова]. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 196 с.
40. Попова З.Д., Стернин И.С. Лексическая система языка : внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : URSS, 2014. - 176 с.
41. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию / М.М. Покровский. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 382 с.
42. Прохорова В.Н. Лексико-семантические группы как лексические микросистемы русского языка // Системные семантические связи языковых единиц. Изд-во МГУ, 1992. 126 с
43. Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков. – М.: Астрель, 1986. – 389 с.
44. Романовская, А. А.Системная организация лексики: взаимодействие дескрипции и оценки. / А.А. Романовская. – Минск: МГЛУ, 2013. – 132 с.
45. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90 годы XIX века. — М., 1965. – 566 с.
46. Сизова К.Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И.С. Тургенева). Автореф. дис….к.ф.н. – Воронеж, 1995. – 16с.
47. Слесарева, И. П. Изучение типологии лексико-семантических групп / И. П. Слесарева // Русский язык за рубежом. – 1976. – № 1. – С.78– 85.
48. Сизова К.Л. Динамика портрета как отражение семантики образа героя // Речевое мышление и текст. - Воронеж, 1993.– 312 с.
49. Тотрова Д. Б. О понятиях «лексико-тематическая группа» и «лексикосемантическая группа», 2007 [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/ text/78/050/80147.php (дата обращения: 09.09.2022).
50. Уфимцева, А. А. // Лексическое значение: принцип семиологического описания лексики / А. А. Уфимцева; ред. Ю. С. Степанов. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 240 с.
51. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов / Ф. П. Филин // Езиковедски исследования в честь на акад. Стефан Младенов. – София, 1957. – С. 523-538.
52. Филин, Ф.П. Очерки по теории языкознания / Ф.П. Филин. – М.: Наука, 1982. – 226 с.
53. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка. – М.: Ленанд, 2017. – 310 c
54. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Просвещение, 1973. – 312 с.
55. Шанский Н.М.. Лексикология современного русского языка. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 312 с.
56. Шмелев, Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелев.– М.: URSS: КомКнига, 2006. – 280 с.
Список словарей
1. Борев Ю. Эстетика и теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.
2. Богуславский В.М. Словарь оценок внешности человека. – М.: Просвещение, 1994. – 276 с.
3. Современный толковый словарь русского языка / под ред. Ефремовой.[Электронный ресурс]. – URL:https://gufo.me / dict / efremova (дата обращения 23.09. 2022)
4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Онлайн версия Толкового словаря Ожегова. [Электронный вариант]. – Код доступа:http://alcala.ru/slovar-ozhegova/slovar-ozhegova.shtml (дата обращения 25.9. 2022)
5. Морковкин В.В. и др. Лексическая основа русского языка. Комплексный учебный словарь / Морковкин В. В. (и др.). Русский язык. —М., 1984. – 1168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ