Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности регулирования невостребованных земельных долей

Работа №125945

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Общая характеристика порядка признания земельных долей невостребованными
1.1. История развития законодательства, регламентирующего изъятие невостребованных земельных долей
1.2. Правовое регулирование порядка изъятия невостребованных земельных долей
Глава 2. Особенности распоряжения земельными долями…………………16
2.1. Порядок выделения земельного участка в счет земельной доли………16
2.2. Порядок признания земельных долей невостребованными……………28
Глава 3. Признание права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли
3.1. Процедура оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей
3.2. Проблемы оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы


В современной России в условиях рыночной экономики достаточно проблемные вопросы остаются в земельных правоотношениях и в управлении земельными ресурсами.
За период земельной реформы в использовании земель сельскохозяйственного назначения произошли большие структурные изменения. В 1991-1992 гг. колхозы, совхозы подверглись реструктуризации. Предприятия были государственными, а стали частными и превратились в хозяйственные товарищества и общества.
В результате земельной реформы появилось новое понятие – «земельная доля».
Однако не все собственники долей воспользовались правом на земельную долю (пай) и распорядились им, многие умирали, не оставив за собой наследников, либо не передали его в управление организации, в аренду, не выделили в натуре или не зарегистрировали какие-либо права. Многие потеряли связь с сельскохозяйственными организациями в местах расположения своих земельных долей. Кроме того, основная масса граждан просто не знала о наличии земельного актива и о том, что им можно распорядиться. Все это привело к появлению невостребованных земельных долей.
Указанные земельные доли вредят экономике государства ввиду их неучастия в экономическом обороте.
Работы по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей с целью определения их правового статуса и создания условий для их законного использования в России были начаты в 2007 г. и продолжаются по настоящее время.
Это дает возможность государству попытаться своими силами, за счет своих экономических ресурсов выправить создавшееся положение и предотвратить то, что сельскохозяйственные земли пустуют и не используются. Земля должна быть включена в оборот – это важнейший принцип земельных преобразований, а центральный вопрос земельной политики – вопрос о правах собственности на землю. Необходимо стремиться к тому, чтобы не было режима бесхозяйного имущества, в том числе земель. Кроме того, это влияет на пригодность таких земель, которые имеют достаточно большую площадь в Российской Федерации. Если за землями сельскохозяйственного назначения не следить, они зарастают и становятся неплодородными, а также непригодными по назначению. Поэтому важнейшей задачей при законодательном регулировании рыночного оборота сельскохозяйственных земель было и остается их сохранение в сфере аграрного производства.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время имеются проблемы как теоретического, так и практического характера, связанные с регулированием невостребованных земельных долей, с признанием их таковыми, а также с созданием условий того, чтобы их количество сокращалось.
Данная проблематика имеет большое значение, так как в 2022 году идет процесс реализации государственной программы эффективного включения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Большой объем площади для дополнительного вовлечения в оборот, будет сформирован из невостребованных земельных долей. В рамках государственной программы, федеральный бюджет финансирует расходы на обязательства субъектов Российской Федерации по возмещению денежных средств для Муниципальных образований, которые расходуются на подготовку межевых планов таких участков и последующей постановке на кадастровый учет уже с определением границ таких участков.
Тема невостребованных земельных долей в российском законодательстве обладает значимостью также потому, что она характеризуется достаточной сложностью действующего законодательства.
Недостаточно эффективное правовое регулирование отношений в сфере признание земельных долей невостребованными приводит к неустойчивости в сфере земельных отношений, а также нестабильной экономической ситуации в целом. Поэтому для развития российской экономики государству необходимо поддерживать полное правовое регулирование использования сельскохозяйственных земель.
Цель данного исследования – изучение и анализ общественных отношений, возникающих как до признания долей невостребованными, так и собственно в самом процессе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрытие сущности понятия «невостребованные земельные доли»;
- изучение нормативно-правовых аспектов, регулирующих невостребованные земельные доли;
- освещение исторически важных моментов в данной теме;
- рассмотрение процедуры выдела земельного участка в счет земельной доли;
- изучение процедуры признания земельных долей невостребованными;
- определение основных проблемных направлений в законодательстве о невостребованных земельных долях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе признания земельных долей невостребованными.
Предмет исследования составляют доктринальные источники по данной тематике, материалы судебной практики, статистические данные, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие данный процесс.
Рассмотрены вопросы правового регулирования передачи невостребованных земельных долей в федеральную и муниципальную собственность.
Анализируются способы изъятия земельной доли в праве общей долевой собственности, раскрываются пробелы в правовом регулировании принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, исследуются коллизии норм законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: Липски С.А., Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Мананкова Р.П., Малышкина, И.А., Прошунина Е.В., Сухова Е.А., Сырых Е.В., Хлыстун В.Н. и другие.
По своей структуре работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление земельными ресурсами является частью инфраструктуры, которая поддерживает хорошее землеустройство. Хорошее управление на высшем уровне, частная собственность на землю и гарантии собственности взаимосвязаны и вместе взятые формируют основу устойчивого социального и экономического развития.
Проблема, связанная с оборотом невостребованных земельных долей в России, существует давно и возникла в период реорганизации коллективных хозяйств. После земельной реформы многие земли не оказались у более рачительных и эффективных собственников или арендаторов, как предполагала реформа. Из-за этого невостребованные земельные доли не участвуют в сельскохозяйственном обороте.
Естественно, что какая-то часть полученной от государства земли (в виде долей) должна была оказаться невостребованной. Но вряд ли тогда допускались мысли о 30-летнем существовании этой проблемы, ведь тогда этот процесс задумывался как инструмент быстрого, в течение нескольких лет, преобразования.
Для того, чтобы изменить сложившееся положение дел, представляется необходимым при публикации списка фамилий тех граждан, которые предположительно имеют невостребованные земельные доли, также оповещать их в индивидуальном порядке. Тогда судебных тяжб по поводу того, что собственники долей не знали о причислении их к списку невостребованных долей, определенно будет меньше. И это даст дополнительную возможность таким собственникам включить в оборот свою земельную долю.
До сих пор имеются многочисленные случаи, когда угодья, оказавшиеся в общей долевой собственности, не используются и находятся в заброшенном состоянии. Или наоборот: агрохозяйство использует эти земли, не имея для того должных оснований (земля не его, а дольщиков, договора с которыми нет). В данном случае, местная администрация может выдвигать предложение о покупке долей на льготных условиях агрохозяйству, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Следовательно, законодатель допускает, но никак не регламентирует основания для существования такого субъекта, который не является собственником земельного участка, но одновременно с этим активно использует его.
То есть, значительная часть долей является невостребованной, непонятно кому принадлежащей, а если даже их правообладатель известен, то он не знает, что с ней делать.
Такие большие территории привлекают инвесторов, которые готовы взять землю под развитие, но реализовать план не всегда получается.
Собственников таких долей найти тяжело, потому как в списках таких долей могли быть неполные сведения о работниках, которым распределялись доли. Их непросто разыскать, так же потому что на протяжении своих всего времени они могли поменять свое местожительство. Поиском таких лиц занимается Администрация муниципального образования. Если последняя не находит собственников долей, то именно администрация может подать иск в суд о признании муниципальной собственности на земельные доли. Это может свидетельствовать о заинтересованности муниципального образования в отсутствии собственников таких долей, ведь в этом случае, такие земли в итоге получит Администрация муниципального образования. Это служит подкреплением позиции того, что такие доли должны быть закреплены за государством, потому как государство должно рассматриваться так же, как и любой другой собственник земли, в отношении ее регистрации для того, чтобы можно было уменьшить конфликты публичных и частных интересов.
Также существует глобальная проблема незаинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов, которая проистекает из непрозрачности и сложности процедур по оформлению прав на земельные доли.
Изначально, это было слишком сложно для сознания простых работников совхозов и колхозов. Они не видели физически имущества, не понимали, где оно находится, т.к. у таких долей нет определенных границ, и не знали как его выделить в участок, чтобы им распоряжаться.
Следует провести широкую разъяснительную работу с населением и мотивировать глав муниципальных образований путем введения критерия оценки их деятельности в виде прироста налоговой базы по подведомственной им территории.
Как уже отмечалось, налоговые органы имеют затруднения по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев. Потому как в отношении таких граждан, кто не оформил на себя права на долю, зачастую отсутствует информация о кадастровой стоимости, поскольку паи не поставлены на кадастровый учет.
Также необходимо учитывать положение дел с невостребованными долями по регионам при распределении средств фонда софинансирования на выравнивание обеспеченности муниципальных образований бюджетными субсидиями.
Еще одна проблема – это процесс выделения таких долей в земельные участки. Данная процедура не только небыстрая, так как таких долей в муниципальном образовании много, но и достаточно затратная. Описание границ и межевание земель является весьма дорогостоящей процедурой, на которую у органов местного самоуправления не хватает ресурсов.
Можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день существуют риски, которые препятствуют успешной работе с невостребованными земельными долями. К ним относятся:
1) отсутствие достоверной информации о состоянии земель в сельскохозяйственном производстве, и о том, кому они принадлежат;
2) незавершенность процесса разграничения государственной собственности на эти земли. Несмотря на то, что процесс их разграничения длится с 2001 г.;
3) низкое качество кадастрового учета этих земель и плохое их инфраструктурное обеспечение (в т.ч. транспортная доступность);
4) необходимость корректировать действующие законодательные акты (сейчас это происходит достаточно медленно).
5) отсутствие ресурсов у органов местного самоуправления для процедуры изъятия невостребованных земельных долей.
Все это препятствует развитию земельных отношений и способствует увеличению площади невостребованных земельных долей.
Следовательно, меры государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения используются не в полной мере.
Однако часть земельных долей все равно останется невостребованными. Как известно, управление земельными ресурсами часто предполагает партнерство с частным сектором. Поэтому для решения проблемы с нехваткой денежных ресурсов у органов местного самоуправления на процедуру выдела земельных долей и постановки их на кадастровый учет, следует привлечь для помощи 3-е заинтересованное в аренде лицо, которое возьмет на себя проведение указанных процедур.
Это приведет к концентрации земельных долей у наиболее экономически крепких сельскохозяйственных предприятий или отдельных инициативных собственников долей.
На этом проблематика в работе не исчерпывается, необходимо продолжить изучение в других исследовательских работах.
Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что требуется совершенствование правового регулирования оборота невостребованных земельных долей с тем, чтобы обеспечивался предусмотренный Федеральным законом механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот с соблюдением баланса интересов всех участников правоотношений.



1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 01.07.2020 - № 31 - ст. 4398.
1.2. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации» – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
1.3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации»- 18.11.2002. - № 46 - ст. 4532.
1.4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Собрание законодательства Российской Федерации» - 29.07.2002. - N 30 - ст. 3018.
1.5. Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // «Собрание законодательства РФ» - 15.01.1996 - N 3 - ст. 142.
1.6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2010 N 435-ФЗ //«Собрание законодательства Российской Федерации»- 03.01.2011 - N 1 - ст. 47.
1.7. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1475 «Об утверждении Правил определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах (балло-гектарах), в виде простой правильной дроби»//«Собрание законодательства Российской Федерации» - 28.09.2020 г. - N 39 ст. 6052
1.8. Областной закон Ленинградской области от 02.12.2005 № 107-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области». // «Вестник Правительства Ленинградской области» - № 62 - 23.12.2005
1.9. Указ Президента от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (утратил силу) // «Собрание законодательства Российской Федерации»- 11.03.1996 - № 11 - ст. 1026.
1.10. Указ Президента РФ от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» (утратил силу) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР» - 02.01.1992 - № 1 - ст. 53.
1.11. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу)// «Российская газета» - 1992. - № 56.
1.12. Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (утратил силу) // «СП РФ» – 1992 - № 1-2 - ст. 9.
1.13. Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 г. № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в РФ» (утратил силу) // «Российская газета» - № 60 - 14.03.1992.
1.14. Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков». // «Российская газета» - № 213 - 23.09.2011.
2. Акты органов судебной власти Российской Федерации:
2.1. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 - 6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко»// СПС «КонсультантПлюс».
2.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2009 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной»// СПС «КонсультантПлюс».
2.3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // СПС «КонсультантПлюс».
2.4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2017 г. N 310-кг17-6693 по делу № А14-2648/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
2.5. Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2017 N 308-КГ17-7961 по делу N А32-19029/2016// СПС «КонсультантПлюс».
2.6. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 310-КГ16-21437 по делу N А54-868/2016// СПС «КонсультантПлюс».
2.7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.10.2015 по делу № 33-14471/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
2.8. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу № 88-6403/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
2.9. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 № 13АП-29563/2021 по делу № А56-40348/2021 // СПС «КонсультантПлюс».
2.10. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2016г. № Ф04-3229/2016 по делу № А46-7294/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
2.11. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 5.07.2017 г. по делу N 33-6801/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
2.12. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу № 88-6403/2020// СПС «Консультант Плюс».
2.13. Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 21.08.2008г. по делу № 2-416/2008г // СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература:
3.1. Монографии, учебники, учебные пособия:
3.1.1. Абанина Е.Н., Аверьянова Н.Н., Анисимов А.П. и др. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. - 800 с.
3.1.2. Богатырев Л.Г., Маслов М.Н., Бенедиктова А.И., МакаровМ.И.. Оценка почв и земель (основные показатели и критерии): Монография / Науч. ред. Г.С. Куст. М.: МАКС Пресс, 2017. 192 с.
3.1.3. Голубцов, В. Г. Российская Федерация как субъект гражданского права : монография / В. Г. Голубцов. - 2-е изд., доп. -Москва : СТАТУТ, 2021. 314 с.
3.1.4. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф.. Возбуждение, подготовка, разбирательство гражданских дел. Учебно-практическое пособие для судей. М. – Проспект. 2017г. 128 с.
3.1.5. Липски С.А., Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Гордиенко И.И., Конокотин Д.Н., Нижник Л.С., Позднякова Е.А., Самойленко Д.В., Фаткулина А.В., Царев А.А. / Под ред. С.А.Липски. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей: колл. монография. – М.: ИП КИМ Л.А, 2018. 186 с.
3.1.6. Мананкова Р.П. Правоотношение общей долевой собственности граждан по советскому законодательству. Томск, 1977. 51 с.
3.1.7. Халфина Р.О. Право личной собственности. М., 1964. 67 с.
3.2.Статьи в периодических изданиях и сборниках (статьи в журналах):
3.2.1. Беляева З.С. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций // Аграрная реформа в Российской Федерации: Правовые проблемы и решения. М.: ИГП РАН, 1998. С. 10-18.
3.2.2. Башарин А.В., Стрембелев С.В. Значение документации по планировке территории при выдаче разрешения на строительство и легализации самовольных построек // Закон. 2021. N 10. С. 135 - 148.
3.2.3. Вербина О.Л. О предоставлении земельных участков из муниципальной собственности: общие положения и спорные вопросы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 2. С. 13 - 16.
3.2.4. Липски С.А. Проблема общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья и полномочия муниципалитетов в указанной сфере. // «Муниципальная служба: правовые вопросы». 2020. № 3. С. 15 - 26.
3.2.5. Липски С.А. Невостребованные земельные доли и обновление законодательства о землеустройстве // Экологическое право. М. 2021. N 6. С. 17 - 21.
3.2.6. Липски С.А. Ресурсный потенциал невостребованных земель, переданных в ходе реформ 1990-х годов в частную собственность: первые итоги работы муниципалитетов. // ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Островские чтения. М. Россия. № 1. 2020г. С.: 51-56.
3.2.7. Липски С.А., Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей: монография (коллективная). М.: ИП Ким Л.А., 2018. С. 94 - 95.
3.2.8. Малышкина И.А. Состояние и причины невостребованности земельных долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения в Тюменской области / И.А. Малышкина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 12. — С. 131-136.
3.2.9. Прошунина Е.В. Правовой режим признания земельных долей невостребованными и принудительного изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. // Право и государство: теория и практика. 2014. № 11. С. 67 - 71.
3.2.10. Сухова Е.А. Порядок обращения в муниципальную собственность земельных долей и вовлечения их в гражданский оборот: проблемы законодательства и практики // Юрист. 2013. N 3. С. 14.
3.2.11. Сырых Е.В. Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 2. С. 98 – 106
3.2.12. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе // Отечественные записки. 2012. № 6. С. 80.
3.2.13. Юрченко К.А. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей в Краснодарском крае. // Агропродовольственная политика России. № 8 (56). 2016. С. 33-37
4. Иные материалы:
4.1. Е. В. Серова, Янбых Р. Г., Абдолова С. Н. и др. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году: Ежегодный доклад по результатам мониторинга /; под ред. Е.В. Серовой и Р.Г. Янбых; Минсельхоз России. – Москва :Росинформагротех, 2020. С. 224.
4.2. Государственный доклад «О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2019 году». М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2021. С. 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ