Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расчет характеристик газовой смеси, транспортируемой по морским газопроводам, с учетом нестационарности теплообмена с внешней средой и рельефа трассы

Работа №125910

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физика

Объем работы33
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Влияние нестационарности теплообмена газа с внеш­ней средой на характеристики смеси, транспортируемой по морским газопроводам 7
1.1. Модель транспортировки газовой смеси по морскому газопроводу при сверхвысоких давлениях 7
1.2. Модель теплообмена газа с окружающей водой 8
1.3. Квазистационарный вариант модели теплообмена газа с окру­жающей водой 11
1.4. Граничные и начальные условия модели транспортировки газовой смеси по морскому газопроводу 12
1.5. Решение системы уравнений нестационарной неизотермической модели транспортировки смеси газов по морскому газо­проводу 16
Глава 2. Учет рельефа трассы при транспортировке газовой смеси по морским газопроводам 22
2.1. Учет влияния профиля трассы при установившемся течении газа 22
2.2. Учет влияния профиля трассы при неустановившемся течении газа и квазистационарном варианте модели теплообмена с окружающей водой 24
2.3. Учет влияния профиля трассы при неустановившемся тече­ нии газа и нестационарном варианте модели теплообмена с окружающей водой 25
Заключение 28
Список литературы 30

Задаче течения газа по трубопроводам посвящено огромное количество научных трудов. Классические работы О. Ф. Васильева, А. Ф. Воеводи­на [1], С. К. Годунова [2], И. А. Чарного [3] и многих других авторов за­ложили основу в исследовании задач газовой динамики.
В последнее время широкое распространение получили отраслевые па­кеты, предназначенные для моделирования потоков в скважинах и газопро­водах. Одним из таких пакетов является программный комплекс «OLGA» [4], разработанный норвежскими учеными. Данный прикладной пакет исполь­зуется во многих странах для моделирования, анализа и оптимизации транс­портировки газов по трубопроводам. Однако широкое распространение по­добных коммерческих пакетов не свидетельствует о том, что с их помощью можно решить любую практическую задачу. Разработка математических моделей и схем их решения далека от завершения, и, зачастую, для приме­нения подобного пакета требуется вносить в него существенные изменения, адаптировать для конкретных условий прокладки газопровода, дорабаты­вать.
Дополнительные сложности возникают при проектировании и создании математических моделей современных морских газопроводов. Их особенно­стью являются большие расстояния между подстанциями и, соответствен­но, необходимость подавать на вход в газопровод очень высокие давления.
Приведем две наиболее известные модели транспортировки газа по мор­ским газопроводам. На них основано множество работ в данной области. Подобные модели заложены в основу многих отраслевых программных па­кетов, в том числе, и в известный программный комплекс «OLGA».
В книге О. Ф. Васильева, Э. А. Бондарева, А. Ф. Воеводина и М. А. Каниболотского [1] предложена одномерная нестационарная неизо­термическая модель транспортировки неидеального сжимаемого газа по трубам:
уравнение неразрывности
(формула в виде рисунка)
уравнение движения
(формула в виде рисунка)
уравнение полной энергии
e — e + v /2, i — e + —, (4)
p
уравнение состояния
pT ( TA
Z — 1 + 0,07pCTC (1- 6t) ’
калорическое уравнение состояния
i — /* Cp0dT + RT(Z - z*) (1 - —, (6)
J T0 P J
T3p
z2 — 1 + 0,84 t^ ,
pc
где p, v, p, T, e — плотность, скорость, давление, температура, полная энергия газа соответственно; t — время; z — координата оси газопрово­да; e, i — удельные внутренняя энергия и энтальпия газа; D — диаметр трубы; T* — температура окружающей среды; Z — коэффициент сжима­емости газа; у — ордината точки на оси газопровода, ось у направлена в сторону, противоположную силе тяжести; Rg — универсальная газовая постоянная; Tc, pc — критические температура и давление газа; сР0 — мас­совая плотность теплоемкости при постоянном давлении; a — суммарный коэффициент теплопередачи через боковую поверхность газопровода.
Суммарный коэффициент теплопередачи a — a(z,t) зависит как от условий обтекания, так и от режима эксплуатации и для реальных газопро­водов должен быть найден из решения обратной задачи. Неточное задание этого коэффициента ведет к большим погрешностям при определении тем­пературы газа вдоль газопровода. Отметим, что температура потока T из соображений безопасности должна быть выше, чем температура образова­ния гидратов. Для неустановившихся режимов использование постоянного коэффициента теплопередачи а = const в условиях, когда температура окружающей воды T* значительно отличается от температуры потока T, приводит к значительным погрешностям в расчете основных характери­стик потока газа.
Таким образом, для построения адекватной модели течения и расче­та необходимых характеристик изоляционных слоев обшивки газопровода требуется корректно учитывать процессы теплообмена как в случае устано­вившегося, так и неустановившегося течения газа. В настоящей работе рас­сматривается влияние процессов теплообмена на характеристики газовой смеси, транспортируемой по морскому газопроводу, при установившемся и неустановившемся режимах течения.
Еще одна нестационарная модель транспортировки реального газа по морскому газопроводу, использовавшаяся при проектировании газопрово­да «Голубой поток», представлена в работе В. И. Зубова, В. Н. Котерова, В. М. Кривцова и А. В. Шипилина [5]:
уравнение неразрывности
(формула в виде рисунка)
уравнение энергии
(формула в виде рисунка)
д / / v 2 d// v2
dt p E - gy + T + dz pv Г - gy + T
i = е + p, (11)
p
уравнение состояния
P = P(p,T), (12)
калорическое уравнение для внутренней энергии или для энтальпии
(формулы в виде рисунка)
Здесь все обозначения имеют тот же смысл, что и в системе (1)—(7), кроме у — ординаты точки на оси газопровода (ось у направле­на в сторону силы тяжести). Данная модель является незамкнутой, так как вся термодинамическая часть (12), (13) подлежит определению.
В приведенных выше моделях теплообмен газа с окружающей средой учитывается посредством введения суммарного коэффициента теплопере­дачи а, определение которого, как отмечалось выше, является достаточно сложной задачей.
Исследования течения газовой смеси по морским газопроводам прово­дятся и в Санкт-Петербургском государственном университете. Например, в книге Г. И. Курбатовой, Е. А. Поповой, Б. В. Филиппова [6] предложе­на квазиодномерная модель неизотермического установившегося течения неидеальной смеси газов по морским газопроводам при сверхвысоких дав­лениях. Настоящая работа продолжает эти исследования для неустано- вившегося течения газа. Причины нестационарности течения могут быть различными, например, пуск или перекрытие газопровода, появление ава­рийных утечек газа, включение буферных потребителей. В данной рабо­те нестационарность течения связана с увеличением потребления газа на выходе из газопровода. Рассматривается неустановившееся течение при­родного газа по цилиндрическому морскому газопроводу, имеющему два слоя обшивки — первый слой из стали, второй — из бетона. Природный газ представляет собой смесь газов с преобладанием метана. Другими компо­нентами могут быть такие газы, как азот, этан, пропан, углекислый газ и так далее.
Представленная далее в работе математическая одномерная нестацио­нарная неизотермическая модель транспортировки неидеальной смеси га­зов по морскому газопроводу позволяет учитывать возможный уклон трас­сы газопровода. Как известно, влияние подъема газа и эффекта Джоу­ля - Томсона приводит к тому, что температура T газа может упасть ниже температуры окружающей воды [7]. В этом случае при прокладке газопро­водов в северных регионах могут возникнуть условия оледенения внешней поверхности трубы. Это необходимо учитывать при создании математиче­ской модели движения газа по подводным газопроводам. Задачи оледене­ния подробно рассматриваются в работах [8] - [11].
Таким образом, в настоящей работе были поставлены следующие цели:
1. Исследовать влияние нестационарности процессов теплообмена газа с окружающей водой на основные характеристики потока при моделиро­вании нестационарного неизотермического течения газа по морским газо­проводам.
2. Оценить допустимость использования квазистационарного варианта модели теплообмена газа с окружающей водой.
3. Исследовать влияние рельефа трассы прокладки морского газопро­вода на характеристики потока газовой смеси.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В подавляющем большинстве работ, посвященных математическому мо­делированию транспортировки газа по подводным газопроводам, для уче­та теплообмена газа с внешней средой используется простое аналитическое выражение, содержащее суммарный коэффициент теплопередачи а. Это влечет за собой вопрос о его точном определении. Использование постоян­ного суммарного коэффициента теплопередачи а = const, как показано в главе 1, может привести к большим погрешностям при расчете характери­стик газовой смеси. Поэтому возникает необходимость нахождения коэф­фициента теплопередачи а из обратной задачи, либо поиска других спосо­бов учета теплообмена газа с окружающей средой.
В главе 1 настоящей работы предложена общая одномерная нестаци­онарная неизотермическая модель транспортировки смеси газов по мор­ским газопроводам высокого давления, в которой теплообмен учитывался посредством решения сопряженной задачи. Первая глава посвящена ре­шению задачи моделирования транспортировки природного газа по газо­проводу при условии, что нестационарность течения вызвана изменением отбора газа в конце газопровода. Предложены численные методы решения уравнений общей модели транспортировки газовой смеси и модели тепло­обмена потока газа с окружающей водой через многослойную стенку га­зопровода. Отлажена программа на языке С++, реализующая решение уравнений модели транспортировки газовой смеси численно, с помощью описанных в главе 1 методов. Посредством анализирования результатов расчета было исследовано влияние квазистационарного и нестационарно­го варианта модели теплообмена газовой смеси с окружающей средой на основные характеристики потока и сделаны выводы о том, что допущение в виде использования квазистационарной модели имеет место лишь в кон­це газопровода, где температура газа близка к температуре окружающей воды.
Вторая глава посвящена исследованию влияния профиля трассы мор­ского газопровода на характеристики потока на начальном участке трассы, где роль силы тяжести наиболее существенна. Рассмотрено влияние релье­фа для трасс с одинаковым перепадом высот на газовую смесь при устано­вившемся течении и при неустановившемся течении для квазистационар- ной и нестационарной модели теплообмена. Приведены результаты расчета давления и температуры газовой смеси для разных вариантов трасс, на ос­новании которых сделаны выводы о том, какой рельеф предпочтительнее для прокладки газопровода.


[1] Васильев О. Ф., Бондарев Э. А., Воеводин А. Ф., Каниболотский М. А. Неизотермичесоке течение газа в трубах. Новосибирск: Наука, 1978. 128 с.
[2] Годунов C. К. Разностные методы численного расчета разрывных реше­ний гидродинамики / C. К. Годунов //Матем. сб., 1959. 47(59). C. 271-306.
[3] Чарный А. И. Основы газовой динамики. М.: Гостоптехиздат, 1961. 200 с.
[4] OLGA Dynamic Multiphase Flow Simulator. http://www.software.slb.com/products/olga
[5] Зубов В. И., Котеров В. Н., Кривцов В. М., Шипилин А. В. Нестацио­нарные газодинамические процессы в газопроводе на подводном переходе через Черное море // Математическое моделирование, 2001. Т. 13, № 4. С. 58-70.
[6] Курбатова Г. И., Попова Е. А., Филиппов Б. В. Модели морских газо­проводов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 156 с.
[7] Бобровский С. А., Щербаков С. Г., Яковлев Е. И., Гарляускас А. И., Гра­чев В. В. Трубопроводный транспорт газа. М: Наука, 1976. 495 с.
[8] Ермолаева Н. Н., Курбатова Г. И. Нестационарная модель нарастания морского льда // Вестник Санкт-Петербургского государственного уни­верситета технологии и дизайна. Серия 1. «Естественные и технические науки», 2017. №1. С. 3-8.
[9] Ермолаева Н. Н., Курбатова Г. И., Клемешев В. А. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2017610826 «Програм­ма для расчета характеристик потока неустановившихся течений много­компонентной смеси газов по морским газопроводам в северных морях» (SGPITM)
[10] Ermolaeva N. N., Kurbatova G. I. The model of ice growth on the outer surface of a cylinder in sea water // «Stability and Control Processes» in Memory of V. I. Zubov (SCP), International Conference, 2015. P. 375-377.
[11] Ermolaeva N. N., Kurbatova G. I. The models of heat transfer in a sea gas­pipeline at the glaciation // Mechanics — Seventh Polyakhov’s Reading, 2015 International Conference on, 2015. P. 375-377.
[12] Ермолаева Н. Н., Курбатова Г. И. Квазиодномерная нестационар­ная модель процессов в морских газапроводах // Вестник Санкт- Петербургского Университета. Серия 10: Прикладная математика. Ин­форматика. Процессы управления. 2015. Вып. 3. С. 55-56.
[13] Ермолаева Н. Н., Курбатова Г. И. Анализ подходов к моделированию термодинамических процессов в газах при высоких давлениях // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 10: Прикладная математи­ка. Информатика. Процессы управления, 2013. Вып. 1. С. 35-45.
[14] Ermolaeva N. N., Kurbatova G. I. The Mathematical Models of Gas Transmission at Hyper-Pressure // Applied Mathematical Sciences, 2014. Vol. 8, No 124. P. 6191-6203.
[15] Рид Р. Свойства газов и жидкостей /Л.: Химия, Ленингр. отд., 1982. 592 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ