Введение 3
Глава I. Общетеоретические основы исследования проявлений языковой личности 5
1.1 Языковая личность 5
1.1.1 История исследований понятия языковая личность 5
1.1.2 Авторитарная личность и ее языковое проявление 10
1.1.3 Зависимая личность и ее языковое проявление 14
1.2 Гендерные характеристики мужской и женской речи в английском языке 17
Выводы по Главе I : 23
Глава II. Лингвистическое исследование языковой реализации авторитарной и зависимой личности в современной англоязычной литературе 25
2.1 Общие положения 25
2.2 Языковое проявление авторитарной личности 25
2.2.1 Высказывания мужских персонажей 25
2.2.2 Высказывания женских персонажей 30
2.3 Языковое проявление зависимой личности 36
2.3.1 Высказывания мужских персонажей 36
2.3.2 Высказывания женских персонажей 41
Выводы по Главе II: 45
Заключение 48
Литература 49
Язык, как неотъемлемая составляющая национального достояния, в первую очередь является инструментом, с помощью которого человек познает окружающий его мир и, что важнее всего, познает самого себя как самостоятельную и самоценную личность. Процесс становления каждой личности связан с процессом осознания мира в себе и себя в мире. Подобные и другие вопросы неоднократно поднимались специалистами такой сравнительно молодой области, как антропологическая лингвистика, наука, в центре которой находится человек, создающий и интерпретирующий смыслы.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей языкового проявления авторитарной и зависимой личности англоязычной культуры. Актуальность научного исследования связана с тем, что отношения группы «главный-подчиненный» широко распространены в любом макро и микро социуме, независимо от национальной, культурной или географической принадлежности; помимо этого, в связи с крайне пристальным вниманием к представителям политических кругов сегодняшней истории, особенности проявления англоязычной авторитарной личности представляют большой исследовательский интерес.
Цель данной работы состоит в установлении диапазона характерных языковых средств проявления авторитарной и зависимой личности.
Достижение по ставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать высказывания авторитарной и зависимой личности с точки зрения их языкового наполнения;
2. рассмотреть факторы, определяющие характер взаимоотношений;
3. выявить особенности языкового проявления авторитарной и зависимой личности в речи женских персонажей;
4. выявить особенности языкового проявления авторитарной и зависимой личности в речи мужских персонажей;
5. сопоставить особенности языкового проявления авторитарной и зависимой личности двух гендерных групп.
Таким образом, объектом исследования выступают высказывания персонажей, которые представлены в художественном тексте как авторитарные, либо зависимые личности. Предметом исследования являются языковые способы проявления авторитарной и зависимой личности в английском языке.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы другими специалистами в работах, посвященных или, так или иначе, связанных с темой настоящего исследования. Кроме этого, настоящая работа, в которой будут описаны особенности проявления англоязычной авторитарной / зависимой личности, послужит информационным материалом для лингвистов и переводчиков, что позволит лучше понять и соответственно качественнее передать особенности авторитарно сти/ зависимости на языке перевода.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных ученных, как В. И Карасик, М.М. Бахтин, Е.И. Варгина и работы зарубежных специалистов А. Адлер, Т. Адорно и мн.др.
Материалом исследования послужили 128 высказываний, полученные методом сплошной выборки из современной англоязычной художественной литературы второй половины ХХ в и начала ХХ1 в общим объемом 4153 страниц.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой главе, заключения и списка литературы. Глава I посвящена теоретическим основам, глава II - исследованию поставленной проблемы с опорой на отобранный нами материал, в заключении изложены выводы по проведенному лингвистическому исследованию.
Апробация работы проходила на XXI открытой конференции студентов-филологов СПбГУ (Санкт-Петербург, апрель 2018 года), где докладывались основные положения исследования.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена языковому проявлению авторитарной и зависимой личности. В качестве источников примеров для анализа были использованы произведения американских и британских авторов XX - XXI вв.
Весь корпус примеров подвергся лингвистическом анализу. Все высказывания были также рассмотрены с учетом социальных особенностей говорящего и подразделены на соответствующие группы. Анализ корпуса собранных примеров позволил заключить, что личности авторитарного и зависимого типа используют различные языковые средства самовыражения. Так, например, структура высказываний авторитарного характера преимущественно простая и завершенная, тогда как речь зависимого типа характеризуется прерывистостью и незавершенностью.
На основании проделанного нами исследования, можно опровергнуть теорию дифференциации мужской и женской речи и опираясь на результаты проведенного анализа, утверждать, что речь мужских и речь женских персонажей обладают схожими языковыми особенностями. Таким образом, настоящая работа также позволяет утверждать, что в условиях разграничения власти и полномочий, в отношениях «глава - подчиненный» влияние гендерного фактора на речевое поведение говорящего сводится к минимуму.
Стоит также отметить, что квантитативный анализ собранного материала показал, что авторитарный характер речи чаще наблюдается у мужских персонажей, а зависимый - у женских.
Практическая значимость данной работы видится не только в перспективе дальнейшего лингвистического сопоставительного исследования авторитарных и зависимых высказываний в английском и русском языках, но и в использовании полученных в ходе анализа данных для написания речей соответствующего характера и проведения психологических и социологических исследований.
1. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности. СПб.: Астрель, 2012. - 480 с.
2. Антинескул О.Л. Гендер как параметр текстообразования. Пермь: ПГУ, 2000. - 257 с.
3. Асеева А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения. Научный журнал КубГАУ, № 101(07), 2014.[интренет - ресурс ] - [https://cyberleninka.rU/article/v/ psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-sposobstvuyuschie-razvitiyu- zavisimogo-povedeniya].
4. Балабанова Е.С. Теории «зависимой личности»: возможности социологической интерпретации. Личность. Культура. Общество. М.: Независимый институт гражданского общества, Т. 7. Вып. 4 (28), 2005. - 94-103 с.
5. Белая Н.В. О проявлении гендерных различий в языке. 2009. [Интернет ресурс] - [https://cyberleninka.ru/article/n/o-proyavlenii-gendernyh-razlichiy- v-yazyke].
6. Беляева А.Ю. Особенности речевого поведения мужчин и женщин: На материале русской разговорной речи. Москва: 2000. - 177 с.
7. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис...докт. филол. наук., Ленинград: 1984. - 31 с.
8. Вахрамеева А. С. Гендерно - ориентированные высказывания в современном английском языке (на материале женской прозы). Спб: 2009. - 191 с.
9. Вахрамеева А.С, Петрова Е.С Соотношение понятий «языковой миф», «стереотип», «лингвокультуный типаж». Спб.:Международный институт «Educatio», 2015. - 8 - 10 c.
10. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1930. - 193 с.
11. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. М.: Филологические науки, 2001. - 64-72 с.
12. Жигайкова Е.А. Английская женская речь, АКД. М., 2004. - 73 с.
13. Карасик В.И. Языковое проявление личности. Москва, 2015. - 383 с.
14. Карасик В.И.,Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Карасика. Волгоград : Парадигма, 2005. - 525 с.
15. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
...