Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя в экранной культуре (на материале электронного журнала «Арзамас»)

Работа №125880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы132
Год сдачи2023
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Структурно-языковые особенности современных медиатекстов 9
1.1. Понимание термина «медиатекст» в лингвистике и журналистике 9
1.2. Особенности медиатекста в современную эпоху 13
1.2.1. Сферы применения медиатекста 13
1.2.2. Формы медиатекста 14
1.2.3. Классификация жанров медиатекста в современной лингвистике 15
1.2.4. Аудитория медиатекста 19
1.2.5. Автор медиатекста 20
1.2.6. Функции медиатекста 23
1.3. Воздействие на читателя в трансмедийном сторителлинге 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Искусствоведческий медиатекст как способ информирования читателя и воздействия на него 29
2.1. Интерес к искусствоведческому медиатексту в обществе и науке 29
2.2. Искусствоведческий лонгрид как жанр медиатекста 30
2.3. Адресат искусствоведческого медиатекста 32
2.4. Прагматическая задача искусствоведческого медиатекста 34
2.5. Средства воздействия на читателя в искусствоведческих медиатекстах . 35
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Лингвистические и паралингвистические средства воздействия
на читателей 38
3.1. Процесс выбора материалов исследования 38
3.2. Лингвистические средства воздействия на читателя, обнаруженные
в выбранных материалах 38
3.2.1. Лингвистические средства воздействия на читателя, используемые
в заголовочном комплексе 40
3.2.1.1. Заголовок 42
3.2.1.2. Внешний лид 45
3.2.1.3. Внутренний лид 48
3.2.2. Читабельность текста и его простота 49
3.2.3. Местоимение мы как средство вовлечения читателя в дискурс 51
3.2.4. Подзаголовки как способ привлечения внимания и создания структуры
медиатекста 52
3.2.5. Риторический вопрос как средство диалогизации 53
3.2.6. Модальные слова, оформляющие мысли, как средство создания
динамичности и логичности медиатекста 55
3.2.7. Модальные слова, верифицирующие достоверность высказывания,
как средство создания убедительного медиатекста 56
3.2.8. Цитаты как средство убеждения 56
3.2.9. Использование оценочной лексики как способ эмотивного воздействия
и убеждения 58
3.3. Паралингвистические средства воздействия на читателя, обнаруженные в
материалах 59
3.3.1. Заголовочный комплекс 60
3.3.2. Описание иллюстраций и видео 63
3.3.3. Антиква как шрифт для основной части медиатекста 66
3.3.4. Чередование шрифтов с засечками и без 66
3.3.5. Кнопка i (информация) для комментариев 68
3.3.6. Ссылки на дополнительные материалы 70
3.3.7. Список источников 74
3.3.8. Отступ и изображение как средства выделения абзацев 75
3.3.9. Подзаголовки как средство фрагментации медиатекста 76
3.3.10. Нумерация подзаголовков 77
3.3.11. Цитаты 79
3.3.12. Полужирный шрифт и курсив как средства выделения важной
информации 80
3.3.13. Иллюстрация 82
3.3.14. Видео 85
3.3.15. Аудио 86
3.3.16. Интерактивное содержание 87
3.4. Функции лингвистических и паралингвистических средств воздействия в медиатексте (на примере статьи) 88
3.4.1. Функции лингвистических средств воздействия на читателя 88
3.4.2. Функции паралингвистических средств воздействия на читателя 95
Выводы по третьей главе 102
Заключение 107
Список литературы 110
Приложения


В конце прошлого века на стыке лингвистики и журналистики образовалось новое научное направление - медиалингвистика. Основным понятием медиалингвистики является медиатекст. Сейчас медиатекст мы встречаем повсюду, это и рекламные тексты, и новости, и блоги, и подкасты. Медиатекст проник во все сферы жизни, в том числе и в искусство. Искусствоведческий медиатекст представлен блогами и журналами музеев, а также развлекательными и образовательными изданиями.
Большое количество СМИ, производящих медиатекст, конкурируют за читателя, и конкуренция порождает новые способы воздействия. В борьбе за читателя СМИ не только совершенствуют лингвистические приемы воздействия, но и используют возможности технологий. Сейчас сложно представить медиатекст без иллюстраций, привлекающих внимание, но некоторые СМИ находят способы сделать иллюстрации интерактивными. Кроме этого, авторы используют возможности верстки, дизайна, чтобы привлечь к своему тексту больше читателей. Расширение возможностей для привлечения читательского внимания, увеличение количества медиатекста и интерес к медиатексту со стороны ученых привели нас к мысли о исследовании медиатекста и способов воздействия на читательское внимание.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения знаний о способах управления читательским вниманием в новых технологических условиях, а также возросшим интересом к новым изобразительным средствам в связи с широким распространением экранного способа передачи ин-формации.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ лингвистических и паралингвистических средств воздействия на читателя поможет понять, какими приемами пользуются интернет-издания для удержания читателя при создании современного экранного медиатекста, а также насколько эффективны эти приемы и как часто они используются.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении взглядов на искусствоведческий медиатекст и способы воздействия на читательское внимание, особое значение имеет анализ новых паралингвистических способов воздействия, которые появились в результате развития технологий и способов представления информации. Также результаты данного исследования можно будет использовать в дальнейшем изучении способов воздействия на читательское внимание в медиатекстах.
Практическая значимость заключается в возможности применения выводов исследования при создании медиатекстов, это поможет авторам (особенно начинающим) привлекать подходящую аудиторию.
Цель работы - описать средства воздействия на читателя, используемые в текстах интернет-изданий, на примере искусствоведческих медиатекстов журнала «Арзамас».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• С опорой на научную литературу, сформулировать теоретические положения, на которых будет базироваться практическая часть работы.
• Проанализировать выбранные искусствоведческие медиатексты журнала «Арзамас» и выявить, какими лингвистическими и паралингвистическими приемами пользуются их авторы для привлечения внимания и управления им;
• Определить функции способов воздействия на читателя в искусствоведческих медиатекстах;
• Обобщить полученные данные о приемах воздействия на читателя.
Следовательно, объектом исследования являются искусствоведческие медиатексты, адаптированные для экранного чтения и включающие различные мультимедийные и интерактивные элементы. Предметом являются лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя, используемые в искусствоведческих медиатекстах.
В качестве материалов исследования выступят искусствоведческие медиатексты журнала «Арзамас».
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, включает в себя введение, три главы, заключение и 2 приложения. В первой главе раскрываются теоретические положения исследования, необходимые для анализа медиатекстов. Во второй главе раскрывается понятие искусствоведческого медиатекста. В третьей главе представлен анализ лингвистических и паралингвистических способов воздействия на читателя.
В исследовании использовались как общенаучные методы (логико-индуктивный метод, сравнение, анализ, обобщение), так и специальные (лингвистический эксперимент, оппозитивный анализ, стилистический анализ).
Посредством лингвистического эксперимента были выявлены и охарактеризованы некоторые из способов воздействия на читателя. Оппозитивный анализ играл большую роль при описании и анализе средств воздействия, а также при сравнении разных вариантов одного средства. Стилистический анализ является основным методом исследования, так как выявил стилевые черты и определил функции средств воздействия на читателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема исследования «Лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя в экранной культуре (на материале электронного журнала “Арзамас”)».
Перед нами стояла цель описать средства воздействия на читателя, используемые в текстах интернет-изданий, на примере искусствоведческих медиатекстов журнала «Арзамас».
Нами был проведен анализ теоретических источников по данной теме, в ходе которого были выявлены структурно-языковые особенности современных медиатекстов: сферы применения, формы, классификация жанров, функции, аудитория и автор. Мы также затронули тему воздействия в трансмедий¬ном сторителлинге, так как благодаря такому способу подачи информации читатель подвергается более сильному влиянию за счет эффекта погружения.
Основными терминами, без которых невозможно понимание сущности данного исследования являются «лингвистические средства воздействия», «паралингвистические средства воздействия», «медиатекст», в том числе «искусствоведческий медиатекст», которому мы посвятили вторую главу.
Мы проанализировали 50 искусствоведческих медиатекстов журнала «Арзамас». В ходе анализа были обнаружены лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя, некоторые из которых использовались авторами во всех текстах, а некоторые, наоборот, встретились довольно редко. Нужно отметить и то, что часть приемов оказывает сильное воздействие на читателя, привлекают его внимание, убеждают, мотивируют, а другая часть делает чтение комфортным и таким образом продлевает время пребывания читателя на странице и, в целом, на сайте.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, какие существуют способы воздействия, каковы их особенности и функции.
Во-первых, можно сказать, что паралингвистические элементы первыми захватываю внимание читателя. Они придают тексту визуальный облик, благодаря шрифтовому оформлению заголовочного комплекса, описаний иллюстраций, введения, основного текста и, конечно же, подзаголовков, которые делают структуру текста видимой. Лингвистические же элементы поддерживают внимание, мотивируют на продолжение чтения, а также играют важную роль в создании эффекта погружения, так как вовлекают читателя и выстраивают с ним диалог. Лингвистические элементы делают текст убедительным.
Во-вторых, несмотря на то, что мы разделяем лингвистические и пара-лингвистические способы воздействия на читателя, они все же находятся в тесном взаимодействии. Особенно заметно это взаимодействие, если обратить внимание на такие элементы как заголовочный комплекс (он привлекает внимание своим оформлением, а также заинтересовывает и мотивирует читателя с помощью лингвистических способов воздействия), цитаты (оформление привлекает внимание, вместе с лингвистическими приемами убеждают читателя, создают полифоничность текста), подзаголовки (лингвистические приемы и семантика заголовков важна, но их визуальное оформление помогает читателю лучше запомнить структуру и визуализировать ее).
В-третьих, отдельно стоит отметить читабельность медиатекста, так как этот параметр влияет на желание аудитории читать. Тексты «Арзамаса» читабельны и просты, их можно назвать развлекательными, даже если авторами поднимается сложная для восприятия тема, касающаяся искусства.
В-четвертых, нужно отметить такую черту, как динамичность текста. Динамичность текста достигается чередованием шрифтов, включением раз-личных мультимедийных, интерактивных элементов, между которыми читатель переключается. Динамичность создается и языком: модальные слова, определенно-личные предложения, цитаты. Таким образом, многие способы воздействия делают текст динамичным ради удержания внимания читателя.
Всего в работе было выделено 9 лингвистических способов воздействия и 16 паралингвистических способов. Хочется отметить, что этот список не исчерпывающий, он постоянно растет благодаря развитию технологий, используемых электронными изданиями. В условиях существующей конкуренции, СМИ вынуждены бороться за читателя, они сужают свою целевую аудиторию и пользуются теми способами воздействия, которые подходят выбранной аудитории. Если не воздействовать на читателя, не выработать свой Tone of Voice, СМИ не выдержит конкуренции, не сможет заполучить читателя и погибнет. Все это влияет на развитие медиа и медиатекста в современную эпоху.
В заключение хочется сказать, что мы не только достигли цели, то есть описали лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя в искусствоведческих медиатекстах электронного журнала «Арзамас», но и расширили существующий взгляд на средства воздействия и на искусствоведческий медиатекст в целом. Надеемся, что наше исследование станет хорошим источником материалов для будущих исследований, а также поможет молодым авторам привлечь аудиторию с помощью использования средств воздействия на читательское внимание.



1. Абдрахманова Г. И. Гендерный аспект в развитии сектора ИКТ в России. М., 2016. 24 с.
2. Алексеев Ю.Г. Восприятие креолизованного текста иноязычным реципиентом (к постановке проблемы) // Проблемы прикладной лингвистики: материалы семинара. Пенза, 1999. Ч. 1. С. 8-10.
3. Ахтамзян Н. И., Ахтамзян А. И. Современные методы исследования поведения посетителей музея // Мировые тренды и музейная практика в России. М., 2019. С. 303-309.
4. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь -тезау-рус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
6. Бондаренко М. И. Лонгрид как новый жанр отечественной журналистики // NovaInfo.ru. 2016. № 46. URL:http:ZZnovainfo.ru/article/6230(дата обращения: 4.12.2019).
7. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский
формат // Журналистский ежегодник. 2015. №4. URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/multimedivnvv-longrid-kak-nowv-zhurnalistskiy-format(дата обращения: 01.05.2023).
8. Гапонова Е. Н. Минимализм в дизайне посадочных страниц // Рекламный вектор-2017: новые координаты. М., 2017. С. 193-197.
9. ГОСТ Р 52872—2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. М., 2020. 37 с.
10. Григорьева Н. Ю. Комикс как креолизованный текст // Вестник
ЮурГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №1 URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/komiks-kak-kreolizovannyy-tekst(дата обращения: 28.03.2023).
11. Громова Н. С. Креолизация текстов печатных СМИ как способ манипуляции адресатом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т.: «Грамота», 2014. №. 8-1. С. 59-63.
12. Грязева А., Михайлова И. Что такое юзабилити и как его улучшить // Яндекс.Блог. 2022. URL:https://practicum.yandex.ru/blo g/chto-takoe-usability-sayta/(дата обращения: 20.05.2023)
13. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования // ЭБС Юрайт [сайт]. 2019. 345 с. URL: https://biblio-online. Ru/bcode/445761 (дата обращения: 10.04.2023)
14. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 203 с.
15. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вест¬
ник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-teoriya-i-metody-
izucheniya(дата обращения: 10.04.2023)
16. Долганов Д. А. Цитата как выразительное средство в публицистическом тексте //Язык-текст-дискурс: традиции и новаторство. Самара. 2009. Т. 2. С. 77-80.
17. Золотарева А., Михайлова А. Шутить или не шутить: зачем бизнесу tone of voice и как его создать // Яндекс.Блог. 2022. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-tone-of-voice/(дата обращения: 20.05.2023)
18.Зуева Е. А. Паралингвистика и языковое общение //Филологические исследования: международный сборник научных трудов. Белгород. 2003. №. 2. С. 52-55.
19. Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: Directmedia, 2015. 84 с.
20. Кожанова Валерия Юрьевна Проблема рецепции медиатекста как
фактор взаимодействия автора и читателя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-
retseptsii-mediateksta-kak-faktor-vzaimodeystviya-avtora-i-chitatelya(дата обращения: 20.05.2023).
21. Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. 2015. №1. URL: http: //
www.mediascope.ru/ node / 1691 (дата обращения: 4.12.2019).
22. Колосова А.А., Поплавская Н.В. О полифункциональности журналистского медиатекста // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. №18 (215). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-
polifunktsionalnosti-zhurnalistskogo-mediateksta(дата обращения: 17.05.2023).
23. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974. 84с.
24. Кузнецова И. А., Колесникова Т. А. Исследование особенностей шрифтового оформления журнальной продукции. // Print multimedia and WEB. Харьков, 2016. С. 63-66
25. Кульбит Ю. С. Когнитивно-информационная природа эмоционально-оценочной лексики в лингвокультурном пространстве (на материале текстов российских и зарубежных СМИ). Майкоп.: 2010. 164 с.
26. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста-средство организации и оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного университета, 2006. № 40. С. 158-166
27. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд. Факультета журналистики МГУ, 2005. 87 с.
28. Мацукатова М. З. Этикетаж музейных экспозиций: особенности оформления и трудности интерпретации //Актуальные проблемы науки: взгляд студентов. СПб., 2022. С. 123-126.
29. Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова (отв. Ред.). Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. 226 с.
30. Милованова С. О. Влияние невербальных средств коммуникации на
восприятие газетных текстов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2009. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-
neverbalnyh-sredstv-kommunikatsii-na-vospriyatie-gazetnyh-tekstov(дата обращения: 11.05.2023).
31. Михальская А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - С. 23-25.
32. Мокроусова О.Ю. Номинативное предложение как единица текста // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7767(дата обращения: 18.05.2023).
33. Национальный корпус русского языка (НКРЯ). 2003-2023. URL: ruscorpora.ru(дата обращения 20.05.2023)
34. Пильгун М. А. Transmedia Storytelling: перспективы развития медиа-текста //Медиаскоп, 2015. №. 3. URL:http://www.mediascope.ru/1773(дата обращения: 20.05.2023)
35. Подкасты России // Яндекс: Исследования. 2021. URL:https://yan- dex.ru/company/researches/2021/pod- casts#:~:text=%D0%92%20%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%20%D0%AF%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D 1%81. ,%D0%BD%D0%B 8%D 1 %85%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D 1%83%D 1%81%D 1 %82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D 1 %88%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D 1 %83.(дата обращения 20.05.2023)
36. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. 656 с.
37. Прохорова Кира Викторовна Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СпбГУ. Язык и литера-тура. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zagolovochnyy-kompleks-v-mediatekste-osobennosti-funktsionirovaniya(дата обращения: 20.05.2023).
38. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. СПб:
«Комплект», 1997. URL: http://rosental-book.ru/(дата обращения
20.05.2023)
39. Садченко В. Т. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник ЧелГУ. 2009. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-obekt-lingvisticheskoy-semiotiki(дата обращения: 10.04.2023).
40. Современный медиатекст: учебное пособие / отв. Ред. Н.А. Кузьмина. Омск, 2011. 414 с.
41. Солганик Г. Я. Практическая стилистика русского языка: учеб. Пособие для студентов филол. и жур. Фак. Высш. Учеб. Завед. 4-е изд., М.: «Академия», 2010. 304 с.
42. Соловьева Н. В., Медведева Е. А. Современные медиатексты в ас¬
пекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат» // Вестник ЧелГУ. 2012. №32 (286). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mediateksty-v-aspekte-stileobrazuyuschih-kategoriy-avtor-i-adresat (дата обращения:
14.05.2023).
43. Сопина Д. Экспертность и экспертный контент // Postium.ru, 2018. URL:https://postium.ru/ekspertnost-i-ekspertnyj-kontent/(дата обращения 20.05.2023)
44. Сурганов С. Как выбрать шрифт // Infogra: эл. Издание, 2017. URL: https://infogra.ru/typography/kak-vybrat-shrift-7-sovetov-ot-art-direktora-meduzy(дата обращения: 20.05.2023)
45. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ //
Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. №6 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-
v-internet-smi(дата обращения: 20.05.2023).
46. Тренды культурного досуга: 1992-2022 // ВЦИОМ: сетевое изд., 2022.
URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-
kulturnogo-dosuga-1992-2022(дата обращения: 20.05.2023)
47. Уварова Е. А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: лингвистика. М., 2015. №. 5. С. 47-54.
48.Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. URL:http://www.mediascope.ru/2270(дата обращения 20.05.2023)
49. Шмелева Т. В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: тр. И матер. Второй Всерос. Науч.-практ. Конф. Тюмень, 2010. С. 207-215.
50. Щелкунова Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дис. Воронеж, 2004. 220 с.
51.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.
52. Eco U. A theory of semiotics. Indiana University Press, 1979. 217 с.
53. Kiklewicz A. Et al. Фрагментация текста как средство персуазивности
в информационных интернет-сервисах // Przeglqd
Wschodnioeuropejski, 2017. Т. 8. №. 1. С. 185-205.
54. Ling J., van Schaik P. The influence of line spacing and text alignment on visual search of web pages // Displays. 2007. Т. 28. №. 2. С. 60-67.
55. Pernice K. F-shaped pattern of reading on the web: Misunderstood, but still relevant (even on mobile) // Nielsen Norman Group, 2017. URL: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content/(дата обращения 20.05.2023)
56. Safran N. 5 Data Insights into the Headlines Readers Click // MOZ: blog, 2013 URL:https://moz.com/blog/5-data-insights-into-the-headlines-read-ers-click(дата обращения: 20.05.2023)
57.Similarweb. 2007-2023 URL:https://www.similarweb.com/ru/(дата об-ращения 20.05.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ