Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования языковой личности 7
§1. Лингвоперсонология: зарождение, выделение в самостоятельную
дисциплину 7
§2. Теория языковой личности 9
§ 3. Языковая картина мира 12
§4. История изучения лексики, обозначающей звуки, и звукообразов 14
§5. Особенности языка В. П. Астафьева 17
Выводы 19
Глава 2. Звук в повести В. П. Астафьева «Последний поклон» 21
§1.1. Лексемы-зоофоны 22
§1.2. Неживая природа 32
§2. Звуки человека 38
§3. Предметы быта 40
§4. Звуки тоновой природы 46
§4.1. Пение 47
§4.2. Музыкальные инструменты 51
§5. Отсутствие звука (нулевая фонация) 56
Выводы 58
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) «Мир звуков в повести В. П. Астафьева “Последний поклон”» выполнена на стыке нескольких лингвистических направлений - семантики, лингвоперсонологии, перцептивной лингвистики, психолингвистики.
По праву считается, что зрительное восприятие является главным способом получения знаний о мире. Именно через органы зрения человек получает самый большой процент информации об окружающем пространстве, людях, предметах. Зрение не только дает наиболее полную картину мира, но и является своеобразным «доставщиком» сигналов от других органов чувств в мозг: например, эксперимент «иллюзия резиновой руки» позволяет с уверенностью заявлять о тесной связи зрительно-тактильных сигналов.
На следующие по важности в иерархии системы чувств человека ученые указывают на органы слухового восприятия. Именно благодаря связке «зрение-слух» человек приобретает большую часть знаний о мире.
В данной ВКР будет исследовано, как в звуковых образах произведения «Последний поклон» отразились особенности мировидения Виктора Петровича Астафьева.
Актуальность данной работы вызвана недостаточной разработанностью этой темы, важностью звукообразов в тексте В. П. Астафьева, а также тем, что понимание значения звуковых образов помогает точнее и глубже проникнуть в поэтику текста.
Научная новизна работы определяется попыткой рассмотреть семантику звуковых образов в контексте повести В. П. Астафьева «Последний поклон», выявить значимость этой составляющей в произведениях писателя.
Объектом исследования выступают звукообразы в повести В. П. Астафьева «Последний поклон».
Предметом анализа являются лексемы семантического поля «звук» в повести В. П. Астафьева «Последний поклон».
Цель работы - проанализировать семантику звуковых образов в контексте индивидуально-авторской языковой картины мира В. П. Астафьева, представленной в его повести «Последний поклон».
В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу о лингвоперсонологии.
2. Провести анализ научной литературы, в которой исследуются звукообразы и звуковые мотивы.
3. Выбрать примеры репрезентации звукообразов из повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
4. Систематизировать лексемы со значением «звук».
5. Определить средства метафорической репрезентации лексем семантического поля «звук».
6. На основе полученных данных дать характеристику языковой личности В. П. Астафьева.
Поставленные задачи обусловили применение следующих методов: общенаучные методы: анализ, обобщение, синтез, сравнение; метод анализа научных и научно-методических источников, метод выделения концептуальных положений нового знания; собственно лингвистические методы: методы семантического, контекстуального, компонентного анализа лексики, семантического поля, сопоставительного анализа, семантического анализа предложения. На этапе сбора эмпирического материала были использованы метод сплошной выборки и метод аналитического чтения.
Материалом для исследования послужили рассказы, входящие в повесть В. П. Астафьева «Последний поклон».
В качестве теоретической базы в исследовании использовались труды Ю. Н. Караулова, Г. И. Богина, Н. Д. Арутюновой, Е. В. Падучевой, Е. В. Рахилиной, Т. И. Резниковой.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят вклад в лингвоперсонологию - в разработку теории индивидуально-авторской языковой картины мира - и в лингвокультурологию - в изучение семантики слов и предложений, репрезентирующих звуковые образы текста.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах по лексикологии в разделе «Семантика слова», лингвоперсонологии, а также в спецкурсах по творчеству В. П. Астафьева и творчеству писателей середины - конца XX века.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы исследования. Поставлена цель работы, определены обусловленные ею задачи. Описаны методы исследования.
В первой главе «Теоретические основания исследования языковой личности» содержится описание теоретической базы исследования, в котором рассматриваются зарождение лингвоперсонологии, представления о языковой личности и языковой картине мира. Сделан краткий обзор исследований истории изучения репрезентации звукообразов в художественной литературе. На основе работ Л. Г. Самотик, Л. Н. Падериной, И. В. Башковой, Т. А. Демидовой, Т. М. Вахитовой, М. Ю. Жуковой проведен анализ особенностей языка В. П. Астафьева.
Во второй главе «Звук в повести В. П. Астафьева “Последний поклон”» проведен анализ звукообразов в повести, категоризированы звуки, встречающиеся в тексте. Исследованы звуки живой и неживой природы, людей, звуки тоновой природы, проанализированы вхождения с нулевой фонацией.
В заключении подводятся общие итоги проведенного исследования, сделан вывод об отражении картины мира писателя в звуковых образах текста. Намечены дальнейшие перспективы исследования.
Список использованной литературы содержит 71 источник
В данной ВКР был исследован мир звуков в повести В. П. Астафьева «Последний поклон» в лингвистическом аспекте в контексте индивидуально-авторской картины мира.
В ходе изучения теоретических материалов было установлено, что лингвоперсонология - перспективное направление для изучения индивидуально-авторской картины мира В. П. Астафьева. Авторские смыслы, проанализированные с точки зрения семантики акустических образов, позволяют лучше понять индивидуальный язык автора. Выявляя место звукообраза в структуре авторского текста, мы можем судить о мироустройстве писателя.
В ходе исследования звуки в тексте Астафьева были разделены по категориям:
1. Звуки нетоновой природы: лексемы-зоофоны, звуки неживой природы, звуки предметов быта.
2. Звуки тоновой природы: пение и игра на музыкальных инструментах.
3. Нулевая фонация: отсутствие звука.
На основании проведенного анализа было установлено, что для акустической картины Астафьева характерны:
• Антропоморфные метафоры как средство создания эмоции испуга, безысходности. Автор наделяет животных человеческими голосами, когда хочет показать страх или отчаяние животного - лексемы с корнями -крик-, -ор-, -визг- и т. д. Нейтральный вокализм животного передается при помощи звукоподражательного идеофона, типичного для данного животного (мычание для коров, лай для собак, фырканье для коней и т. д.).
• Большой синонимический ряд разнокоренных слов для обозначения звуков реки, льда и птиц показывает, что для языковой картины мира Астафьева были важны утонченные семантические градации. В идиостиле писателя отражается его субъективный взгляд на объективную
реальность, взгляд человека, тонко воспринимающего окружающий мир через звук.
• Музыкальные метафоры как безусловно положительные в тексте маркируют самые важные для автора переживания и воспоминания, сформировавшие его как личность: музыкальные образы, связанные с едой, отражают воспоминания Астафьева о голодных временах в начале 30-х годов, образы цветов как музыкальных инструментов или проигрывателей пластинок связываются с любовью Астафьева к цветам, которую он пронес через всю жизнь.
• Песня как символ мужества. В картине мира Астафьева песня обладает положительными коннотациями. С песней проще преодолеть длинный путь, справиться с тяжелой работой, подбодриться в опасной ситуации. В таких коннотациях реализуется образ песни как безупречного помощника для героя.
• Песня как маркер дихотомии «свой - чужой». Как и для любого небольшого и фактически закрытого общества, для Овсянки характерно формирование набора отличительных «помет». Одной из таких помет становится песня. Помимо общедеревенского репертуара, в который редко попадали новые песни, у каждой семьи была своя «коронная» песня.
Таким образом, изучение семантики слов в текстах, созданных языковой личностью, является ключом к пониманию мировоззрения писателя. Анализ акустических образов позволяет узнать, как различные звуки взаимодействуют с картиной мира автора. Кроме того, изучение звуковых образов способствует выявлению индивидуальных коннотаций В. П. Астафьева.
Путем исследования семантического звукового уровня художественных произведений мы рассмотрели акустическую картину мира В. П. Астафьева и раздвинули границы понимания индивидуально-авторской картины мира. Лингвистический анализ произведений помогает раскрыть коннотации лексических единиц, входящих в семантическое поле «звук». Анализ коннотаций слов и составление идиоглоссария В. П. Астафьева позволяет лучше понять мировоззрение писателя.
1. Алексеева М. В. Музыкальная семантика как часть медиакультуры // Инновации в гражданской авиации. 2019. Т. 4. №1. С. 44-51.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
3. Астафьев В. П. Нет мне ответа: эпистоляр. дневник 1952-2001 / сост., предисл. Г. Сапронова. Иркутск: Изд. Сапронов, 2009. 720 с.
4. Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 3. Красноярск: Офсет, 1997. 467 с.
5. Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 4. Красноярск: Офсет, 1997. 467 с.
6. Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 5. Красноярск: Офсет, 1997. 387 с.
7. Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 12. Красноярск: Офсет, 1998. 611 с.
8. Афанасьев О. И. Музыкальные мотивы в художественном творчестве В. В. Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Владикавказ, 2017. 215 с.
9. Башкова И. В. Авторская картина мира В. П. Астафьева в семантике слова теплый (к 90-летию со дня рождения писателя) // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. №2 (28). С. 102-106.
10. Бобкова Ю. Г. Символика воды в текстах ранних произведений
B. П. Астафьева // Астафьевские чтения (17-18 мая 2003 года). Пермь: Мемориал центр истории полит. репрессий «Пермь-36», 2004. Вып. 2.
C. 27-32.
11. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Л., 1984. 31 с.
12. Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. 61 с.
13. Бушев А. Б. Русская языковая личность профессионального переводчика: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 2010. 21с.
14. Васильевич А. П. К методике исследований гипотезы Сепира-Уорфа// Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М., 1982. С. 23-31.
15. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем. 2-е изд., испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
16. Виноградов А. С. Звук в мифопоэтике Б. Пастернака 1910-20-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2018. 21 с.
17. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
18. Воротников Ю. Л. «Языковая картина мира»: трактовка понятия // Знание. Понимание. Умение. 2006. №2. С. 88-90.
19. Гладких Ю. Г. Взаимосвязь концептов «Жизнь», «Смерть» и «Время» в художественной картине мира В. П. Астафьева (к проблеме отбора материала для словаря ключевых концептов писателя) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 330-333.
20. Голев Н. Д. Лингвоперсонологическая вариативность языка // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История, филология, философия и педагогика». 2004. №4. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. С. 41-45.
21. Голев Н. Д. Языковая личность как носитель языковой способности //
Лингвоперсонология: типы языковых личностей и
личностно-ориентированное обучение: монография. Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. 435 с.
22. Голев Н. Д., Чернышова Т. В. Публицистический антропотекст как отражение социальной позиции адресата // Вестник Томского государственного университета. 2003. Вып. 277. С. 205-210.
23. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
24. Григоренко О. В. Лексическая сочетаемость разнокатегориальных слов, обозначающих звучание: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 1994. 18 с.
25. Демидова Т. А. Роль образных единиц в формировании идиостиля В. П. Астафьева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Томск, 2007. 24 с.
26. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. 2000. URL: https://www.efremova.info/(дата обращения: 07.03.2023).
27. Желтухина М. Р., Михайлушкина О. А. Реализация концепта «Путь» в творчестве В. П. Астафьева (на примере повести «Так хочется жить») // Известия ВГПУ 2016. № 3 (107). С. 177-183.
28. Казакова О. А. Языковая личность диалектоносителя в жанровом аспекте: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Томск, 2005. 24 с.
29. Казарина В. И. К вопросу о семантике глаголов звука, издаваемого неживым предметом // Вестник НГУ Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14. №2. С. 49-59.
30. Караулов Ю. Н. Мир писателя в зеркале лексической семантики (о слове горячий у Пушкина и Достоевского) // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 2003. №4. С. 110-118.
31. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989. С. 3-8.
32. Караулов Ю. Н. Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им.
B. В. Виноградова; Гл. ред. чл.-корр. РАН Ю. Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2001. 443 с.
33. Караулов Ю. Н. Структура языковой личности и место литературы в языковом сознании // Русская литература в формировании современной языковой личности. Т. 1. СПб., 2007. С. 286-293.
34. Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия. М.: Дрофа, 1997. С. 671-672.
35. Майстренко В. А. Затесь на сердце. Астафьев в памяти людской: фотоальбом / Сост. В. А. Майстренко. Красноярск: РАСТР, 2009. 172 с.
36. Маслова В. А. Современные направления в лингвистике: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
37. Мельник Н. В. Языковая личность и текст как предмет лингвоперсонологии русского языка // Сибирский филологический журнал. Новосибирск, 2011. №1. С. 200-207.
38. Мокиенко В. М., Никитина Т Г. Большой словарь русских поговорок. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 784 с.
39. Мотигуллина А. Р Формирование лингвокультурологической компетенции студента в поликультурной образовательной среде вуза: концепт «вода» в произведениях В. П. Астафьева и Г. Б. Баширова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. C. 235-238.
40. Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод: сб. науч. тр. Моск. линг. ун-та. М., МГЛУ, 1996. №426. С. 112-116.
41. Нестерова О. А. Психолингвистический и лингвокогнитивный анализ языковой личности (на примере публицистического дискурса В.П. Астафьева): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Нижний Новгород, 2016. 330 с.
42. Осипова А. А. Концепт «Смерть» в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В. П. Астафьева 1980-1990-х гг: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Волгоград, 2005. 28 с.
43. Осипова А. А. Языковые репрезентанты концепта «рыбалка» в художественной картине мира В. П. Астафьева // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 4 (42). С. 363-372.
44. Падерина Л. Н. Диалектизмы в языке «Царь-рыбы» как особенность идиостиля В. П. Астафьева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Абакан, 2008. 16 с.
45. Падерина Л. Н. Приемы стилизации авторской речи в произведениях В. П. Астафьева // Эпоха науки. 2019. №19. С. 139-145.
46. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.
47. Пантелеева А. Ф. Нам бы вернуться к его высоте // Река жизни Виктора Астафьева / сост. В. Г. Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010. С. 3-31.
48. Рахилина Е. В. Глаголы звуков животных: типология метафор / ред. Т. И. Резникова, А. С. Выренкова, Б. В. Орехов, Д. А. Рыжова. Сост. Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2015. 400 с.
49. Романова Т. В. Языковая личность Д. С. Лихачева как элитарная языковая личность русского интеллигента // Мир русского слова, 2004. №4. С. 7-13.
50. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998. 807 с.
51. Самотик Л. Г. Все произведения В. П. Астафьева. Первый период творчества (1951-1969): энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Г. Самотик (глав. ред), Т. Н. Садыриной. Красноярск, 2018. 427 с.
52. Самотик Л. Г., Падерина Л. Н. Словарь внелитературной лексики в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева. Красноярск: РИО ГОУ ВПО, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 576 с.
53. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 656 с.
54. Сидорова Н. П. Системная организация лексико-семантических групп глаголов звучания и их взаимосвязи с другими глагольными группами: дис. ... канд. филол. наук. М., 1978. 211 с.
55. Сколотова И. А. Глаголы, обозначающие сравнение человеческой речи с другими звуками // Уч. зап. Горьковского гос. пед. института. Филологические науки. Вып. 95. Горький, 1969. С. 3-10.
56. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд. М.: Полиграфресурсы, 1999.
57. Смирнова А. И. В. П. Астафьев и музыка // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. №12. С. 14-19.
58. Стойнова Н. М. Семантика и морфосинтаксические свойства глаголов звука в русском языке. Дипломная работа. М., 2008. 142 с.
59. Тараева Г. Р Музыкальный мотив как семантическая единица // Культурная жизнь Юга России. 2018. №3 (70). С. 57-61.
60. Тишунина Н. В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения // Филологические науки. 2003. №1. С. 19-26.
61. Толковый словарь живого великорусского языка / соч. Владимира Даля. 3-е изд. / под ред. проф. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. М.: т-во М. О. Вольф, 1903-1911.
62. Фельде О. В. Концепт жизнь в позднем творчестве В. П. Астафьева// Астафьевские чтения: Время «Весёлого солдата»: Ценности послевоенного общества и их осмысление в современной России. Пермь, 2009. С. 168-177.
63. Фельде О. В. Концепт «память» в творчестве В. П. Астафьева // IV Астафьевские чтения в Красноярске: национальное и региональное в русском языке и литературе. Красноярск, 2007. С. 176-183.
64. Храмых А. В. Музыкальные образы и мотивы в поэзии А. Платонова // Проблемы исторической поэтики. 2015. №13. С. 537-553.
65. Шаймарданова Р Т. Мир музыки в творчестве М. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2006. 28 с.
66. Шелякин М. А. Наблюдение над лексико-семантическими особенностями глаголов звучания в русском языке // Научные доклады высшей школы. Сер. филол. Науки. 1962. №4. С. 49-54.
67. Шестакова Т. А. Семантика жанра песни в «Котловане» А. Платонова (гносеологический аспект) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2013. №1. С. 47-54.
68. Шмелева Т. В. Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». Красноярск: Красноярский государственный университет, 1994. 47 с.
69. Шульдишова А. А. Александр Блок: музыкальность лирического образа. Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2018. 256 с.
70. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания. СПб.: Книжный дом, 2006. 172 с.
71. Эпштейн М. Н. Слово и молчание в русской культуре // Звезда. 2005. №10. С. 202-222.