Введение 4
Постановка задачи 6
Глава 1. Краткий обзор задач маршрутизации с вывозом и доставкой товаров 7
§1.1. Задача маршрутизации 1-1 вывоза и доставки товаров 8
§1.2. Задача маршрутизации 1-M-1 вывоза и доставки товаров 9
§1.3. Задача маршрутизации M-M вывоза и доставки товаров 10
§1.4. Основные виды задачи 1-1 VRPPD 11
§1.5. Математическая постановка задачи 1-1 доставки и вывоза товаров с временными окнами 12
Глава 2. Муравьиный алгоритм в задачах маршрутизации автотранспорта с вывозом и доставкой товаров 18
§2.1. Разновидности алгоритмов для решения задачи маршрутизации с вывозом и доставкой товаров 18
§2.2. Биологическая интерпретация алгоритма муравьиной колонии 20
§2.3. Классический алгоритм муравьиной колонии при решении задачи коммивояжера 23
§2.4. Алгоритм муравьиной колонии для решения задачи 1-1 VRPPDTW 27
Глава 3. Решение задачи маршрутизации 1-1 доставки и вывоза товаров с одним транспортным средством 34
§3.1. Практическая постановка задачи 1-1 маршрутизации 34
§3.2. Математическая формулировка 35
§3.3. Решение задачи маршрутизации 1-1 доставки и вывоза товаров с одним транспортным средством и временными окнами с помощью муравьиного алгоритма 37
Выводы 42
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 52
Проблема маршрутизации транспорта (Vehicle Routing Problem — VRP) является одним из классов задач логистики. Целью решения VRP является построение маршрутов для одного или нескольких транспортных средств, которые будут считаться оптимальными по отношению к заданным критериям.
Впервые проблема маршрутизации была сформулирована Г. Дангицом и Дж. Рамсером в 1959 году как обобщенный случай задачи коммивояжера. Тогда ее постановка заключалась в поиске оптимального маршрута, по которому конкретно заданное количество однородных товаров должно было быть доставлено со склада заказчикам с использованием транспортных средств одинаковой грузоподъемности. Предполагалось, что стоимость транспортировки определяется только общим числом пройденного пути и не зависит от стоимости самого груза; также все транспортные средства должны были вернуться на склад.
В настоящее время вопрос оптимизации транспортной логистики является очень важным для большинства предприятий. От решения этой задачи напрямую зависит цена на товар, а в некоторых областях рынка расходы на доставку товара соизмеримы с его стоимостью. При правильной организации транспортировки можно существенно уменьшить экономические затраты. Именно поэтому сейчас стало важным иметь автоматизированное оптимальное решение данной проблемы.
В данной работе будет представлен алгоритм, решающий одну из постановок задачи маршрутизации автотранспорта.
В ходе научно-исследовательской работы была изучена литература по предметной области. Были рассмотрены различные виды задачи маршрутизации, множество методов их решения. Был полностью освоен принцип работы метаэвристических алгоритмов в NP-полных задачах. С помощью таких программных продуктов как MATLAB R2013b было реализовано три разновидности муравьиного алгоритма, результаты работы которых были впоследствии сравнены между собой. Получены таблицы, хранящие в себе среднее время работы алгоритмов, их лучшие и усредненные ответы. Уменьшена вычислительная стоимость одного из алгоритмов.
[1] Власова Т. В., Скуднева А. О. Использование встроенных функций прикладных программ для решения задачи маршрутизации вывоза и доставки // Труды 46-й международной научной конференции аспирантов и студентов / науч. ред. тома Н. В. Смирнов. СПб.: Издательский Дом Федоровой Г.В, 2015. Том 2(18) №1. С. 591-596.
[2] Cordeau J. F., Laporte G., Ropke S. Recent models and algorithms for one-to-one pickup and delivery problems // The vehicle routing problem: latest advances and new challenges / ed. by B. Golden, S. Raghavan, E. Wasil. 2008, New York: Springer. P. 327-357.
[3] Gribkovskaia I., Laporte G. One-to-Many-to-One Single Vehicle Pickup and Delivery Problems // Operations Research Computer Science Interfaces, 2008. Series 43. P. 359-377.
[4] Psaraftis H. N. Analysis of an O(N2) Heuristic for the Single Vehicle Many-to-Many Euclidian Dial-A-Ride Prodlem // Transpn Res, 1983. Vol. 17B, No 2. P. 133-145.
[5] Chen H. K., Chou H.W., Hsueh C. F., Yu Y. J. The paired many-to-many pickup and delivery problem: an application // TOP, April 2015. No 23. P. 220-243.
[6] Sahina M., Cavuslara G., Oncanc T., Sahina G., Aksub D. T. An efficient heuristic for the Multi-vehicle One-to-one Pickup and Delivery Problem with Split Loads // Transportation Research Part C: Emerging Technologies, February 2013. Volume 27. P. 169-188.
[7] Cordeau J. F., Laporte G. The dial-a-ride problem: models and algorithms // Annals of Operations Research, September 2007. Volume 153. Issue 1. P. 29-46.
[8] Liub M., Luoa Z., Limc A. A branch-and-cut algorithm for a realistic dial-a-ride problem // Transportation Research Part B: Methodological, November 2015. Volume 81, Part 1. P. 267-288.
[9] Fan J. The Vehicle Routing Problem with Simultaneous Pickup and Delivery Based on Customer Satisfaction // Procedia Engineering, 2011. Volume 15. P. 5284-5289.
[10] Wassan N. A., Nagy G. Vehicle Routing Problem with Deliveries and Pickups: Modelling Issues and Metaheuristics Solution Approaches // International Journal of Transportation, 2014. Vol.2, No 1. P. 95-110.
[11] Chen J. F., Wu T. H Vehicle Routing Problem with Simultaneous Deliveries and Pickups // The Journal of the Operational Research Society, 2006. Vol. 57, No 5. P. 579-587.
[12] Ropke S., Pisinger D. A unified heuristic for a large class of Vehicle Routing Problems with Backhauls // European Journal of Operational Research, 2006. Volume 171, Issue 3. P. 750-775.
[13] Gendreau M., Hertz A., Laporte G. The traveling salesman problem with backhauls. // Computers and Operations Research, 1996. No 23. P. 501-508.
[14] Gendreau M., Laporte G., Vigo D. Heuristics for the traveling salesman problem with pickup and delivery. // Computers and Operations Research, 1999. No 26. P. 699-714.
[15] Mladenovi’c N., Hansen P. Variable neighborhood search. // Computers and Operations Research, 1997. No 24. P. 1097-1100.
...