Введение 3
Глава 1. Теоретические основы авторской телепередачи 6
§1. Авторская телепередача как предмет исследования 7
1.1 Определение авторской телепередачи 7
1.2 Авторская телепередача как феномен 7
§2. Имидж и персонификация в контексте авторской телепередачи 13
2.1 Типология ведущих 13
2.2 Структурообразующие компоненты авторской телепередачи 17
Глава 2. Авторская телепрограмма на примере работ В. Познера, И. Урганта и А. Гордона 22
§3. Методы и выборка исследования 22
3.1 Анализ авторских телепередач «Весна с Иваном Ургантом», «Вечерний Ургант» и «Одноэтажная Америка» 22
3.2 Структура и особенности авторской телепередачи «Гордон Кихот» 26
3.3 Программа «Познер» 30
3.4 Эксперты о создании авторских телепроектов 38
§4. Результаты исследования 46
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Источники 53
Приложение 1 61
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Благодаря развитию научно-технического производства люди обрели средства, с которыми можно всегда оставаться в информационном потоке. Сегодня мы также можем говорить о том, что прогресс корректирует и частную жизнь, дает современному человеку возможность быть на связи с другими через сеть Интернет и даже оставляет за ним право на самовыражение в этом новом для некоторых поле.
В социальных процессах усовершенствование качества жизни населения посредством инноваций происходит, кроме прочего, под воздействием тележурналистики. Работники телевидения имеют на руках обновленный и широкий набор инструментов для создания журналистского продукта. Ввиду этого в некотором плане способно увеличиться содержание, смысловое наполнение видеоматериала.
Появляющаяся тут свобода для творческой деятельности коррелирует с простой, но важной социуму хроникой. Если у жителей далеких от Москвы регионов, не имеющих средств и времени для большой поездки, раньше было сугубо открыточное представление о столичных реалиях по главным клише, то разнообразие телевизионного контента сегодня полнее формирует образ транслируемых лиц и событий.
Телевизионное искусство предлагает перечень разновидностей программ. Их можно классифицировать по тематике, определяющей функции, модели проведения и др. Отдельным звеном в перечне телепередач стоит авторская программа.
Объектом данного исследования является авторская телепередача на федеральном канале. Предметом исследования становится ее структура и особенности.
Актуальность данного исследования обусловлена конкуренцией телевидения с сетью Интернет, где на данный момент существует большое предложение авторских программ. Доказательством интереса публики к видеоблогам служит постоянный прирост блогеров-новичков. В подтверждение актуальности можно привести также такой показатель активности, как обилие комментариев, которые пользователи оставляют под загруженными видео.
Апробация работы. Сегодня интернет-блогосфера существует не только в качестве альтернативы телевизионной традиции. Новое явление установилось на лидерской позиции для всего контента, что предлагает людям Интернет. Исходя из этого, у зрителя может появиться личная потребность серьезно внедриться в тему создания авторского журналистского продукта. Наше исследование будет полезным для студентов, у которых есть желание узнать об авторской телепередаче как о продукте со своей структурой и свойственными ему особенностями. Работа может дать совет тому, кто не приобщен к телевизионной кухне, но готов обучиться авторской телепередаче в теории, чтобы когда-то самому стать профессионалом-практиком.
Новизна нашего научного труда заключается в объекте исследования. Нами были выбраны такие фигуры отечественного телевидения, как А. Гордон, И. Ургант и В. Познер. Их авторские телепрограммы в парадигме целого творческого пути каждого из телеведущих представляют интерес для авторов данной научной работы. В исследовании были применены дискриптивный, сравнительный, структурно-функциональный методы и метод интервью.
Целью данного исследования является установить структуру и особенности авторской телепередачи. Для этого перед нами были поставлены следующие задачи:
• дать определение авторской телепередаче
• обозначить феномен авторской телепередачи
• выявить структуру авторской телепередачи и обосновать ее особенности
• проследить за телевизионным творчеством А. Гордона, И. Урганта и В. Познера и выделить их авторские приемы и структурные компоненты программ
• описать результаты исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии структуры в авторской телепередаче.
Теоретической базой данного исследования служат работы Адамьянц Т. З., Корконосенко С. Г., Кузнецова Г. В., Ильченко С. Н., Саруханова В. А., Юровского А. Я., а также «Курс радиотелевизионной журналистики» под ред. С. Ю. Агапитовой, Е. П. Почкай, «Телевизионный журналист: основы творческой деятельности» и др.
Эмпирической базой исследования являются программы «Весна с Иваном Ургантом», «Познер», «Гордон Кихот», «Одноэтажная Америка», «Мы», «Хмурое утро», «Вечерний Ургант».
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение, список источников и приложения. Во введении объясняется актуальность и новизна, формулируются цели и задачи работы, а также описываются теоретическая, эмпирическая и методологическая базы исследования. В первой главе проанализированы учебные пособия по телерадиожурналистике советского и постсоветского периодов. Во второй главе на предмет исследовательского вопроса рассматриваются телевизионные программы - «Одноэтажная Америка» 2008 г., 16 выпусков, «Гордон Кихот» 2008-2010 гг., 16 выпусков, «Весна с Иваном Ургантом» 2006 г., 3 выпуска, «Мы» 1992-1999 гг., 6 выпусков, «Хмурое утро» 2001 г., 6 выпусков, «Вечерний Ургант» 2017 г., 2018г., 16 выпусков, «Познер» 2011-2017 гг., 20 выпусков. В заключении приводятся результаты исследования и формулируются основные выводы.
Исследование структуры и особенностей авторской телепередачи на федеральном канале потребовало изучить архивы «Первого канала» и теоретические источники на эту тему. Наша цель установить структуру и особенности авторской телепередачи была выполнена. В четырех параграфах мы:
• дали определение авторской телепередаче
• обозначили феномен авторской телепередачи
• выявили структуру авторской телепередачи и обосновали ее особенности
• проследили за телевизионным творчеством А. Гордона, И. Урганта и В. Познера и выделили их основные приемы, разобрали структурные компоненты программ
• описали результаты исследования и подтвердили гипотезу о наличии структуры в авторской телепередаче.
В данной исследовательской работе были использованы материалы петербургских теоретиков, а также другие имеющиеся пособия по тележурналистике.
Тема авторской телепередачи стоит отдельным звеном в изучении телевизионного ремесла с точки зрения науки. Большинство пособий описывают информационные жанры с точки зрения их правил, авторская же программа - это, правилом, сложившийся новый проект, формат которого создает сам автор и, как в нашем случае, ведущий.
В профессиональной телевизионной среде давно существует понятие «формат», пока не устоявшееся в теории тележурналистики как термин. Это определение обозначает упаковку телевизионного эфира, сумму его отдельных частей, формирующих оригинальную собственную природу проекта.
Категория автора здесь вбирает в себя знакомство с историей персонификации на отечественном телевидении, ее мере, а также отражается в философии имиджа и смыслового заполнения программы. Необходимо изучать и внимательным образом отсматривать авторские программы на федеральных каналах. Часто это является знаком качества, как в случае с проанализированными нами проектами. Когда тележурналист осознает, что его информация может возыметь персонифицированность, и имеет совестливость и высокие кодексы чести при этом, его работа будет интересной и полезной. Каждый из ведущих высказывает замечание, что его программа - именно авторская, несет ответственность и отвечает сам за себя. Они идут на осознанный риск, не представляя интересы стороннего лица и не отвечая чужим рекомендациям, сами ведут каждый эфир без оправданий, ссылок, ужимок.
Научаясь чему-либо, человек может потерять интерес к развитию в этой области, известной ему по своему опыту. Однако все три автора, рассмотренные в этой работе, долгое время и по сей день работают на Первом канале, привнося своей индивидуальной фигурой интересное и важное. Автором может стать только личность. Это собственной персоной подтверждают упомянутые выше авторы.
Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М, 1991.
Адамьянц Т. З. Формула успеха телепередачи. М, 1994.
Беляев И. К. Особенности национального телевидения. М, 2000.
Бережная М. А. Телевизионное общение. СПб, 1992.
Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! М, 2002.
Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики/под ред. С. Ю. Агапитовой, Е. П. Почкай. СПб, 2004.
Вартанов Анри. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М, 2003.
Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М, 1987.
Волошина С. В., Шадхан И. А. Контрольная для взрослых. М, 1981.
Гаймакова Б. Д. Основы редактирования телепередач. М, 2001.
Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям? М, 2006.
Гуревич П. С. Создание имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М, 1991.
Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М,1997.
Ильченко С. Н. Политические игры в медиапространстве. СПб, 2016.
Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6. С. 42-51.
...