Введение 3
Глава 1. Биография Сергея Есенина и Федерико Гарсиа Лорки 6
1.1. Биография Сергея Есенина 6
1.2. Биография Федерико Гарсиа Лорки 12
1.3. Сравнение и исследование биографии Сергея Есенина и Федерико
Гарсиа Лорки 26
Глава 2. Сравнение и исследование стихотворений Сергея Есенина и Федерико Гврсиа Лорки 28
2.1. Небесное тело — Сравнение и исследование по теме «Золото холодное
луны» и «La luna y la muerte» 28
2.2. Время суток — Сравнение и исследование по теме «Ночь» и
«Noche» 34
2.3. Время года — Сравнение и исследование по теме «Осень» и «Cancion
ononal» 44
2.4. Родной пейзаж — Сравнение и исследование по теме «Берёза» и
«Paisaje» (El campo de olivos) 51
2.5. Хлеб — Сравнение и исследование по теме «Песня о хлебе» и
«Espigas» 55
2.6. Животные, служащие людям — Сравнение и исследование по теме
«Песня о хлебе» и «Vaca» 62
Заключение 68
Список использованной литературы 70
В начале ХХ века в разных странах мира появилось много прекрасных поэтов и писателей, среди которых, как кометы, особенно блистали русский поэт Сергей Есенин и испанский поэт Гарсиа Лорка. Оба поэта оставили миру богатое литературное наследие и оказали глубокое влияние на литературу последующих поколений. В их поэтических произведениях прослеживаются схожие темы и стилистические черты. И Есенину, и Лорке посвящено бесчисленное количество исследований, есть и работы, в которых намечаются точки соприкосновения между жизненными и творческими путями и поэтическим стилем двух поэтов. Так, Н. Н.Арсентьева в своих статьях [Н. Н.Арсентьева, 1987, С.123] акцентирует внимание на таких сходных чертах поэтики Лорки и Есенина, как гармония человека и природы, фольклорность и музыкальность стиха, влияние на метафорику народной образности, а на общий склад мировоззрения и поэтики - исконного, крестьянского начала.
Данная работа посвящена изучению двух выдающихся поэтов ХХ века — русский поэт Сергей Есенин и испанский поэт Гарсиа Лорка. Содержание исследования этой работы в основном включает: анализ и сравнение биографии двух поэтов, поэтической темы, поэтического стиля, поэтических образов и их классических стихов.
Притом Сергей Есенин — представитель русской модернистской поэзии, его поэзия отличается уникальным литературным стилем, сильным чувством гармонии и эмоциональной выразительностью. Его стихи отражают глубину мышления, тонкость восприятия жизни общества и тесную связь поэта с природой и космосом. В поэтическом творчестве Сергея Есенина задействовано множество тем, одна из самых ярких сторон его творчества — проникновенные описания природы, выражающие глубокую любовь к сельской жизни и различные красоты и великолепные ценностное представление о прямой или косвенной связи между человеком и природой. А Гарсиа Лорка — представитель испанской модернистской поэзии, его стихотворения отличаются глубоким философским содержанием, включают в себя социальную критику, а также имеют высокую художественную ценность. Поэзия природного пейзажа также является самым известным аспектом творчества Гарсиа Лорки. В стихотворениях Гарсиа Лорки на тему природы мы видим за внешними описаниями более глубокое мышление и восприятие. Его стихотворения на тему природы часто затрагивают отношения природы и человека, а также смысл жизни и смерти. Через непреходящие художественные образы он раскрывает внутреннюю связь человечества с исконными координатами бытия — пространством Вселенной и космическими ритмами, землей и растениями; сильна также и анимистическая связь с животными.
Как пишет Н. Н. Арсентьева в своей статье «Гармония человека и природы в лирике С. Есенина и Гарсиа Лорки»: «Они сумели открыть в ней устойчивый, непреходящий идеал красоты. Он вырастал из прирожденной любви обоих поэтов к родной земле, природе, в которой они видели неисчерпаемые источники прекрасного. Именно поэтому значительное место в художественной системе поэтов занимает пейзажная лирика. Стремление воспеть природу родного края, показать её красоту и своеобразие является одним из отличительных свойств поэзии Есенина и Лорки. Но как ни различны картины русской и испанской природы в стихотворениях этих поэтов, они подходят к её изображению с одних и тех же позиций. Есенину и Лорке свойственно представлять земную и небесную природу как единый нечленимый мир, в котором человек чувствует себя как в большом доме» [Н. Н.Арсентьева, 1987, С.124]. Н. Н. Арсентьева видит сходство поэзии Лорки и Есенина по следующим параметрам: очеловечивание природы, любовь ко всему живому, отношение к природе как к живому существу.
Целью данной работы является проверка этого постулата путем пристального прочтения и сопоставления стихотворений Лорки и Есенина, избранных по тематическому принципу. В выборку мы включили те, в которых задействованы основные мировоззренческие константы обоих поэтов, связанные с жизнью природы и тайнами мироздания. В частности, это важнейшие параметры пространства и времени: небесное тело (Луна) и космические ритмы (время суток - ночь и время года - осень); облик земли, типичный пейзаж России и Испании; растения, непосредственно связанные с жизнью человека (хлеб) и животные, живущие с ним рядом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе проведен сравнительный анализ жизненного и творческого пути двух поэтов, вторая глава посвящена сравнительному анализу стихотворений по означенным выше темам.
В заключении будут подведены итоги сравнительного исследования двух поэтов и их творчества, и сформулированы основные выводы.
В данной работе путем сравнительного исследования биографии и поэтики русского поэта Сергея Есенина и испанского поэта Гарсиа Лорки, нам удалось показать сходство и различие в их творческих личностях и поэтических произведениях.
В первой главе работы было отмечено сходство в биографиях Сергея Есенина и Гарсиа Лорки: оба провели детство в сельской местности, среди родной природы; регулярной учебе предпочитали живые впечатления, любили путешествовать и были общительными. Оба имели успех и у широкого читателя, и в литературных кругах. На долю обоих выпали кардинальные политические преобразования в их странах, и оба рано закончили свой жизненный путь.
Проанализировав во второй главе конкретные тексты, мы пришли к выводу, что оба поэта демонстрируют перманентную сопричастность системе универсума, свою с ней неразрывную связь, постоянное осознание ее важнейших пространственно-временных параметров, что исключает модернистскую разорванность сознания и ощущение экзистенциального одиночества. Даже сюрреалистическая техника, используемая Лоркой в отдельных его стихах, приводит к тому, что вселенские связи не рвутся, а гиперболически подчеркиваются. В этом оба поэта верны себе от начала и до конца своего творческого пути.
Однако при пристальном прочтении стихотворений Лорки и Есенина на одну и ту же тему выявляются значимые отличия. Например, Луна для обоих поэтов - холодное, ночное светило, но у Лорки она напрямую, многими нитями связана со смертью, а Есенин, тоже эту связь ощущая, разрывает ее своей волей к жизни и любви. «Временные» темы (ночь, осень) у Есенина переданы через фиксацию пейзажа с помощью ярких эпитетов и метафор, а в стихотворениях Лорки имеется дополнительный подтекст (философско- религиозный в «Осени», песенно-фольклорный в «Ночи»). В стихотворениях, передающих реалии родной земли, Есенин живописует, Лорка драматизирует. В стихотворениях о хлебе, на первый взгляд, очень похожих (аналогичное сравнение колосьев с птицами бросается в глаза) Лорка, персонифицируя колосья, размышляет о радости самопожертвования и поднимает библейско- евангельскую тему красоты и пользы, а Есенин, рассказывая о реальном цикле сельскохозяйственных работ, крестьянской «страде», изображает страдания очеловеченной пшеницы и делает вывод, что от насилия и зла не может произойти никакого блага. Сострадание к животным тоже выражается по-разному: у Есенина это эпос («Песнь о собаке»), проникновенный реалистический рассказ, переворачивающий душу, у Лорки убийство коровы превращается в картину вселенской катастрофы, построенную на суггестивных сюрреалистических образах.
Стихи русского поэта проще и задушевнее, можно сказать, что и реалистичнее, что приводит в некоторых случаях («Песня о хлебе») к бескомпромиссной жесткости изображения. Испанский поэт более эзотеричен, в его стихах, всегда рисующих цельную картину мироздания, всегда имеется подтекст, более глубокий и непроясненный, нежели излюбленный Есениным параллелизм. Тому и другому близка христианская идея, но у Есенина она сводится к красивому жесту смирения («Осень»), а Лорка ведет богословскую дискуссию: в творчестве испанского поэта имеется мощное драматургическое начало.
Таким образом, следует признать, что уникальная чуткость русского и испанского поэта к миру природы коррелирует с национальными особенностями, спецификой культуры и литературной традицией.
1. Garcia Lorca F. Libro de poemas. - Madrid.: Alianza Editorial, 2017. - 272 p.
2. Garcia Lorca F. Libro de poemas: 1918-1920. - Madrid.: Alianza Editorial, 2004.-280 p.
3. Garcia Lorca F. Poesia completa. - Barcelona.: Galaxia Gutenberg, 2014. - 832 p.
4. Garcia Lorca F. Selected Poems. - Oxford.: Oxford University Press, 2009. - 224 p.
5. 12 poemas de Federico Garcia Lorca. - Madrid.: Kalandraka, 2014. - 40 p.
6. Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. - М.: ГИХЛ , 1960. - 432 с.
7. Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. -М.: Молодая гвардия, 1975. - 64 с.
8. Гарсиа Лорка Ф. Избранное. - M.: Просвещение, 1987. - 256 с.
9. Гарсиа Лорка Ф. Стихи. - Кишинев.: Литературный фонд Axul Z, 1998.-480 с.
10. Гарсиа Лорка Ф. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1986. - Т. 2. - 968 с.
11. Гарсиа Лорка Ф. Лирика. - М.: Художественная литература, 1969. - 160 с.
12. Гарсиа Лорка Ф. Луна и Смерть. - М.: Азбука, 2019. - 384 с.
13. Гарсиа Лорка Ф. Стихотворения. - М.: Эксмо, 2004. - 352 с.
14. Гарсиа Лорка Ф. Стихотворения. Проза. Театр. - М.: Эксмо, 2014. - 576 с.
15. Гарсиа Лорка Ф. Самая печальная радость. - М.: Прогресс, 1987. - 526 с.
16. Гарсиа Лорка Ф. Лирика. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987. - 256 с.
17. Испанские поэты XX века. Федерико Гарсиа Лорка, Антонио Мачадо, Хуан Рамон Хименес, Рафаэль Альберти, Мигель Эрнандес/ пер. с исп. - М.: Художественная литература, 1977. - 720 с.
18. Есенин С. А. Собрание сочинений: в 2 т. - М.: Современник, 1990. - 477; 381 с.
19. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Слово, 2001. - 631 с.
20. Есенин С. А. Стихи и поэмы. - М.: Современник, 1973. - 376 с.
21. Есенин С. А. Стихи. - М.: Мир Искателя, 2012. - 64 с.
22. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. - СПб.: Лениград, 1960. - 423 с.
23. Адамович Г. Сергей Есенин // Русское зарубежье о Есенине: Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи: в 2 т. / вст. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. - М.: Инкон, 1993. - Т.1. - С. 90-93.
24. Алексахина И. В. С. Есенин и современность: (К 90-летию со дня рождения поэта). - Л.: Ленингр. орг. о-ва Знание РСФСР, 1985. - 17 с.
25. Арсентьева Н. Н. Гармония человека и природы в лирике С. Есенина и Ф. Гарсиа Лорки // Творчество С. А. Есенина и современное есениноведение. - Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1987. - С. 123-127.
26. Арсентьева Н. Н. О влиянии стихи народной жизни на поэтику Ф. Гарсиа Лорки и С. Есенина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. -М.: МГПИ, 1985. - С. 152-162.
27. Арсентьева Н. Н. Радуница Есенина и Стихи о Канте Хондо Ф. Гарсиа Лорки // Столетие Сергея Есенина: Есенинский сб. - М.: Наследие, 1997. -Вып. III. - С. 191-195.
28. Осипов А. Е. На родине Есенина // Творчество С. А. Есенина и современное есениноведение. - Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1987. - С. 127-131.
29. Базанова М., Прокушева Ю. Есенин и современность. - М.: Современник, 1975. - 405 с.
30. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М.: Наука, 1989. - 304 с.
31. Евдокимов И. В. Сергей Александрович Есенин // Воспоминания о Сергее Есенине. - М.: Московский рабочий, 1975. - С. 419-429.
32. Ермилова Е. В. Поэтическая биография и ее отражение в стиле // Теория литературных стилей. - М.: Наука, 1978. - С. 210-230.
33. Жаворонков А. З. С. А. Есенин и русские писатели XIX-XX вв. // Ученые записки Кировского пед. ин-та. - Киров: 1971. - № 49. - С. 3-147.
34. Захаров А. Н. Есенин как философский поэт // Столетие Сергея Есенина: Есенинский сб. -М.: Наследие, 1997. -Вып. III. - С. 35-57.
35. Зименков А. П., Зименкова Л. П. Словарь рифм С. А. Есенина // Сергей Есенин в контексте эпохи: коллективная монография / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 686-838.
36. Капрусова М. Н. Мифологические фольклорные, религиозные темы в поэзии С. Есенина: Поэтика дерева: дисс. ... канд. филол. наук. - Смоленск, 1994. - 313 с.
37. Кравцов Н. Есенин и народное творчество // Художественный фольклор. - 1929. -№. 4-5. - С. 193-203.
38. Кузнецов И. В. Литература русского модерна. - Новосибирск: Новосибирский гос. театральный ин-т, 2022. - 256 с.
39. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа: автореф. дис.... канд. филол. наук. - Тамбов, 2008. - 24 с.
40. Петрова М.А. Мотив воспоминаний в лирике С. А. Есенина // Современное есениноведение. - 2009. - №16. - С. 40-42.
41. Петрова М. А. Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии С. А. Есенина: мотив воспоминаний // Вестник Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шолохова. - Серия «Филологические науки». - 2011. - №4. - С. 40-46.
42. Пономарев А. А. Три романса на стихи Федерико Гарсиа Лорки. - СПб.: СПбГУКИ, 2016. - 20 с.
43. Сергей Есенин в контексте эпохи: коллективная монография / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. М.: ИМЛИ РАН, 2021. - 928 с.
44. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 2001.-334 с.
45. Штейн А. А. История испанской литературы. - М.: Филология, 1994. - 605 с.
46. Яковлева Л. Е. Социокультурные основания национальных традиций в философии XX века: Испания и Россия: дисс. ... д-ра филос. наук. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. - 321 с.
47. Chabas J. Historiade la literatura espanola. - La Habana, 1972. - 632 p.
48. Diaz Plaja G. Federico Garcia Lorca // Estudio crftico. - Buenos Aires, 1948. - 134 p.
49. Gibson I. The Assassination of Federico Garcia Lorca. - NY: Penguin Books Ltd, 1983.-286 p.
50. Norman C. Miller. Garcia Lorca's Poema del cante jondo. - Londres, 1978.-205 p.
51. ШЖ^ - ^®f - Ж^Ш/ ЖШЖ Ж«±, ЗДШФ: ж^ш ^Ж [м] .^Ж: ^ЖЛ^Ш»±,2020.
52. шжв ^#ж^ - шж^&^о lairnwM [м]. г В: гжте*^ш^±,2023.
53. ЙВЖ^ - w - жжж/ шжжж. твд: жжшад [м]. ±Ж: ЖЖ«Ж^ЖШ±,2016.
54. ЙВЖ^ - » - ЖЖЖ/ й^ЖЖ. Ш^ЖЖЖ: жжш«
[м] . ВЖ: BW^^MM,2021.
55. ЙВЖВ - m - жжж/ жж w - жжжад [м]. ВЖ: Л^±^ш»±,2022.
56. МВД - ЖВЖ - Ж^Х/ МЖВЖ. ЖВЖ - Ж#ХЖ&EM] . ВЖ: ВВВЖЖ,2007.
57. О&/ ЖЖ. ^Ш^^ЙЖ(Н) EM] .МЖМЖЖЖВЖ, 2004.
58. - Ж^/ ЖДЖЖ. ВЯЖЙШ< -^ТОШ EM]. ВЖ: Ф^Ж^ЖИ,2021.
59. ±хш - я^ша - я^ж/ m жех ж - ош m #¥£Ж: ±ХШ - Я^£Ш^ - Я^£*Ж&EM]. ЖЖТ: 4 ОШЖЙ^ЖЖЖ1Ж>ХЖВ»±, 2020.
60. w. йжта30^^^И±Ж^%(^i#) ЖШШ (±)
EM]. 4кЖ: ЖжЖЖВЖЖ,2018.
61. - аж - ^ШЙЖ/ далж. =w№n ЕМ]. г В: Ш±ВЖЖ,2017.
62. m ■ вввв^/ ^жжж. Ж^ЖЖ^^^: 19 шнввж 20 а 1НФВЙШЖЖ EM]. в^: ШШШ±,2010.
63. Щ&^WStm^lg EM]. ЖЖ: ЖЖВЖЖ, 2016.
64. ж^ - едж/ «шж. Ж4«Ж»Ж(ЖД#) ЕМ]. ±Ж: ±жж±ш»±, 2016.
65. BAiX ^, Ж^Х ВЖ^ЖЖ: ЖЖШН ЕМ] . в^: ж#ж ЖЖ, 2018.
66. aw - ж - ж/ т>ж. xwwrn» ЕМ] . жж: ЖЖЖЖЖ, 1991.
67. ааж^/ ЖШ1^т. Ж>ДХ ЕМ] . ВЖ: ^ЖЖЖ, 1993.
68. aw - ж - ж/ ЖЖШЖ. awi« ЕМ] . ±Ш: ВШЖЖЖЖ Ж, 2018: 01.
69. +W - ж - ж/ж^жж. мв«р|? дм» / +>жад
[M] . ЖЖ: ШВЛ»±, 2019: 11.
70. ж^Ж. +>ЖЖЙШШ ЕМ] . ЖЖ: ЖЖ^ШЮШ 1983.
71. +>Ж - Ж - ж/ ж^ЖЖ. +>ЖгШ Ем] . ЖЖ: жаж^жю Ш 1990:85.
72. йдв жШ. +>Ж<^ЖЖ ЕС] . ЖЖ: ЖЖЖ^Л»±, 1987. 116.
73. +w - Ж - ж/ ж^жж. В>Ж^^ ЕС] . ШЖ: ж#жюш 1999.
74. ж^ж. [J] . И^Ж^, 1981, (3): 45.
75. ^иж. жв>жввадта :л . жштеж^шж^, 2008, (1). 68-69.
76. Ж^Ж <&» +>ЖДЛЖЛЖЖЖ^ЖШЖЖЖ.Ж^ЖЖЖЖ
ЕЛ . ЖЖ^НЖЖ^,2013. 55-58.
77. М^1& ЖМ+>Ж«"Г'^ЖШ^Ж Ж^±^ (Ж^ЖЮ
ЕЛ . ШЖ^»Ж&Ж^,2007.97.
78. m ^^ж <^ж» Ф^ЖЖД^^ ЕЛ . »w^ww, 2012, (25). 85-89.
79. ^w. +WiW + BW«a ЕJ] . ЖЖХЖЖ^Ж,2015, (27), 78-80.
80. ЖЖ +ЖЖ^ФЙЛЛЙ"ЖЖШЛ ЕЛ Ж1ШЖ, 1998, (1), 60-64.
81. шта. Ш'Лг«+>Ж «£Ж» ЧЖЖ ffiZW ^М^я W ЕЛ . ^{ШЖЖ 2 ад, 2001, 54-57.