1. Введение 3
2. Глава первая. Творческий путь Мигеля де Унамуно 6
3. Глава вторая. Творческий путь Альбера Камю 14
4. Глава третья. Как строится герой-агонист Унамуно в повести «Авель Санчес» 17
5. Глава четвертая. Как строится герой-антагонист Унамуно в повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» 24
6. Глава пятая. Герой-абсурдный человек в пьесе Камю «Калигула» 36
7. Глава шестая. Герой-абсурдный человек в романе Камю «Чума» 40
8. Глава седьмая. Хоакин Монегро как абсурдный человек 50
9. Глава восьмая. Дон Мануэль как абсурдный человек 54
10. Заключение 61
11. Библиография 63
Предмет данной выпускной квалификационной работы — общие черты в поэтике произведений Мигеля де Унамуно и Альбера Камю, образах героев, композиции, отдельных темах и их конкретной реализации с точки зрения воплощения мотивов экзистенциального бунта, а также варианты интерпретации одного и того же претекста (работы датского религиозного философа и писателя Сёрена Кьеркегора). Объектом исследования являются повести М. Унамуно «Авель Санчес» и «Святой Мануэль Добрый, мученик», а также пьеса А. Камю «Калигула» и роман «Чума». Целью нашей работы будет комплексное исследование специфики творчества испанского и французского писателей в контексте философии экзистенциализма и сравнительный анализ героев-протагонистов заявленных произведений, на основе полученных данных.
Сформулированные цели, таким образом, требуют от нашей работы решения следующих задач:
1. Обобщение и структурирование философских программ, разработанных авторами на протяжении своего жизненного и творческого пути.
Мигель де Унамуно — центральная фигура в испанской литературе на рубеже 19-20 веков, представитель «поколения 1898 года», критиковавших режим Реставрации и видевших наилучший путь развития страны в европеизации. Одна из задач «поколения 98 года» — адаптация на испанской почве философии иррационализма, представленной Ницше, Шопенгауэром, Кьеркегором, Бергсоном. Унамуно вводит в оборот понятие «агонизма» — это пограничное состояние в борьбе разума и чувства, веры и науки, которое можно назвать истинной жизнью. Также важно для философии Унамуно понятие «интраистории» — истории, создаваемой каждым человеком в отдельности.
Альбер Камю — одна из ключевых фигур послевоенной европейской литературы, французский писатель, журналист, философ, участник Сопротивления. Один из основных терминов в его философии — абсурд. Люди заброшены в этот мир, смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире. Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что с самого начала человек должен решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.
2. Рассмотрение философского и литературного базиса, позволяющего провести компаративистское исследование.
На Мигеля де Унамуно и на Альбера Камю большое влияние оказало творчество Кьергекора, а также русских писателей — Толстого и Достоевского. Терминология обоих авторов во многом базируется на понятиях, введённые Кьеркегором.
3. Последовательное рассмотрение системы построения образов.
Выделение основных черт, с помощью которых раскрываются причины метафизического протеста героя-«агониста» Унамуно и «абсурдного человека» Камю. Специфика бунта героев как выхода из пограничной ситуации, характерная для двух разных этапов творчества каждого из авторов.
4. Выяснение сходств и различий как между способами построения образов героев, так и между самими образами. Сопоставление героя-«агониста» и «абсурдного человека».
Методология исследования предполагает обращение к методам сравнительно-сопоставительного анализа, интерпретации и герменевтическому методу, реконструкции традиции, биографическому и культурно-историческому методам, а также композиционному и мотивному анализу.
Актуальность нашей работы состоит в:
1. Концептуальном структурировании исследовательского материала в связи с заявленной темой и определяется предметом исследования; также вводе в научный оборот некоторых пока ещё не переведённых на русский язык источников.
2. Непосредственном сопоставлении героев и философских концепций двух авторов-экзистенциалистов, компаративистского сравнения на базе которых ещё не проводилось.
Для решения задач исследования привлекаются следующие материалы: эссе и дневниковые записи рассматриваемых авторов, а также исследования на русском и испанском языках, посвящённые проблематике заявленных произведений и творчества Унамуно и Камю в целом (Корконосенко К.С. «Мигель де Унамуно и русская культура», Фокин С.Л. «Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь», Garcia Blanco M. «En torno a Unamuno»).
Структура нашей работы обусловлена последовательным рассмотрением названных тем. Работа состоит из введения, восьми глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования был решён ряд поставленных задач:
• собраны и структурированы общие сведения о философских программах обоих авторов, относящихся к течению экзистенциализма;
• подведены основания под базу для сравнения героев-протагонистов, характерных для разных этапов творчества писателей — более раннего и более позднего;
Результатом нашего исследования является выявление фундаментального сходства философских концепций Мигеля де Унамуно и Альбера Камю. Перенимая во многом идеи Кьеркегора, оба писателя расходятся с ним в вопросе «экзистенциального скачка». И Унамуно, и Камю полагают, что Кьеркегор ошибочно приходит к игнорированию абсурда и дихотомии бесконечного и временного. Таким образом именно мотив «абсурда» становится главным в произведениях Унамуно и Камю.
• отдельно рассмотрены образы героев, строящиеся в соответствии с программными положениями и философскими концепциями, излагаемыми авторами;
• осуществлён сравнительный анализ, в результате которого было выявлено предполагаемое сходство в выстраивании образов героев;
И Унамуно, и Камю выбирают местом действия замкнутые, изолированные места: маленькое село в глуши, закрытый город, пространство, ограниченное пределами одной семьи. Главные герои рассматриваемых произведений являются стержнем, вокруг которого закручивается романный мир, индикатором подлинного и неподлинного существования для всей системы персонажей. В ранних произведениях Унамуно («Авель Санчес») и Камю ( «Калигула») главным героем становится человек, не заимствующий удобную, позитивную радость от жизни, помещённый в пограничную ситуацию, состояние экзистенциального прыжка. В более поздних произведениях Унамуно («Святой Мануэль Добрый, мученик») и Камю («Чума») обращаются к теме любви, подводя героев к пониманию того, что любовь к самой жизни, а не к смыслу жизни, возможно, единственное спасение от абсурда. Протагонисты отказываются от попыток разрешить онтологические вопросы, сосредоточивают внимание на текущей ситуации, испытывают страх перед бесплодными размышлениями. Их основная задача — метафизический бунт, выполнение своей миссии, т.е. функции помощников и проводников для других людей.
Таким образом, герой, которого испанский экзистенциалист Унамуно определяет как героя-агониста, в общепринятой экзистенциалистской терминологии 20-го века может быть воспринят и рассмотрен как герой- абсурдный человек, что показывает непрерывную преемственность экзистенциальной традиции в европейских странах.
1. Camus A. Caligula [режим доступа] http://f2.s.yun.hjfile.cn/file/201503/201503022241846151 .pdf
2. Camus A. La peste [режим доступа] https://www.ebooksgratuits.com/html/camus la peste.html
3. Unamuno M. de Abel Sanchez. [режим доступа] http://www.rinconcastellano.com/biblio/sigloxx 98/unamuno asanchez.html
4. Unamuno M. de San Manuel Bueno, martir. Madrid: Biblioteca Didactica Anaya, 2000. - 136pp.
5. Камю А. Калигула [режим доступа] http: //lib .ru/INPROZ/KAMU/caligula.txt
6. Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. М.: Аст, 2014. - 381с.
7. Камю А. Чума. М.: Аст, 2014. - 384с.
8. Унамуно М. де Избранное: в 2-х т. Т. 1. СПб: Художественная литература, 1981. - 517c.
9. Унамуно М. де Святой Мануэль Добрый, мученик и ещё три истории [режим доступа] http: //royallib .com/read/de unamuno mi gel/svyatoy manuel dobriy muche nik i eshche tri istorii.html#0
10. Гараджа Е.В. Евангелие от Дон Кихота. Вступительная статья к эссе М. Унамуно «О трагическом чувстве жизни». М.: Символ, 1996. - С. 722.
11. Ерёмина Е.А. Мигель де Унамуно и его трагическое чувство жизни [режим доступа] http://e-notabene.ru/fil/article 11281 .html
12. Зарубежная литература ХХ века / ред. В.М.Толмачёва. М.: Академия, 2003.
13. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
14. Камю А. Письма к немецкому другу [режим доступа] http: //lib .ru/INPROZ/KAMU/letters.txt
15. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. М.: Радуга, 1990. - 608 с.
...