Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
1.1. Роль продавца 8
1.2. Различие между понятиями 9
1.3. Результативность продавцов 10
1.4. Модель требований и ресурсов в работе 17
1.5. Виды результативности 20
1.6. Управление результативностью сотрудников 21
1.7. Практики управления человеческими ресурсами 24
Выводы 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ 29
2.1. Анализ рынка 29
2.2. Характеристика торговой точки 30
2.3 Конкурентный анализ 32
2.4. Анализ 5 сил М. Портера 36
Выводы 41
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 43
3.1. Методология исследования 43
3.2. Анализ первого этапа исследования 45
3.2.1. Компания 1 сегмента 46
3.2.2. Компания 2 сегмента 49
3.2.3. Компания 3 сегмента 51
3.3. Анализ второго этапа исследования 56
3.3.1. Характеристика выборки 57
3.3.2. Результаты анкетирования 57
Выводы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение 2 68
Приложение 3 69
Приложение 4 71
Приложение 5 72
Приложение 6 74
Приложение 7 75
Приложение 8
Актуальность темы исследования: В России большой процент компаний занимаются деятельностью в сфере В2С, где клиент непосредственно коммуницирует с продавцом компании. Таким примером бизнеса может быть продажа товаров или услуг в физических точках продаж, так и онлайн. При остальных успешных составляющих бизнеса продавец является завершающим этапом в цепочке создания ценности для потребителя. Именно его работа во многом влияет на прибыль компании.
Поэтому, уже на протяжении долго периода специалисты рассматривают область управления человеческими ресурсами с разных сторон, используя разные методы и подходы. Относительно новый подход был рассмотрен рядом авторов, где они выдвигали и тестировали идею об управлении результативностью сотрудников, как части общей концепции УЧР.
С другой стороны, с 60-х годов научное сообщество всячески рассматривает факторы, влияющие на результативность сотрудников, преимущественно продавцов. Еще тогда отмечается особая важность этого ресурса для бизнеса и предпринимаются попытки отследить и повлиять на их деятельность.
Один из факторов, влияющих на результативность, является тип продаваемого продукта. А также ряд авторов различает влияние в разных сегментах, направлениях бизнеса и т.д. Наличие данной информации позволяет рассматривать и анализировать направление управления человеческими ресурсами применительно к разным сторонам бизнеса.
Однако малый бизнес в России мало уделяет внимание управлению человеческих ресурсов, которое предполагает комплексную и постоянную работу над результатом их деятельности. Это отсутствие может быть связано с рядом факторов, в том числе отсутствия осведомленности в этой теме, а также низкими финансовыми возможностями.
Согласно данным, преобладают микро и малые предприятия, которые пронизывают все сферы и направления бизнеса. По данным «Корпорации МСП» на 2022 год существует 6 млн постоянно действующих субъектов малого и среднего бизнеса. Заместитель руководителя Исполкома ОНФ Арсений Беленький отмечает, что МСП играет большую роль для потребителей, ежедневно удовлетворяя их самые разные запросы и повышая качество жизни. Если провести аналогию с организмом, то малый и средний бизнес — это кровеносные сосуды.
Если рассматривать отрасль розничной торговли, которая является центральной в рамках данного исследования, то ритейл - наиболее крупная отрасль в России, в 3,5 раза больше строительной сферы.
В рамках данной работы выбрана отрасль розничной торговли совместно с пивоваренной. Рассматриваются продавцы магазинов разливного пива с собственным брендом или маркой, не учитываются отдельные магазины без отличительных знаков. Выбор рассматриваемого направления обуславливается активным распространением такого бизнеса на территории города Самары. Наблюдается активный рост пивоварен и открытия точек продаж, в тоже время компании часто предлагают один уровень товаров и услуг, «брендовые» магазины в глазах потребителя не отличаются от отдельно стоящих «районных» точек продаж без принадлежности к какому-то бренду.
Ухудшение экономической ситуации в силу санкций мало повиляло на развитие частного предпринимательства, не остановив его развития. Так, Среднее количество МСП, регистрируемых ежемесячно, в марте-сентябре 2022 г. оказалось на 20% больше показателя первых двух месяцев текущего года и на 39% больше среднего показателя 2021 г.
С другой стороны, нельзя не учитывать санкционное влияние относительно предлагаемых брендов в крупных сетевых магазинах. Потребители могут столкнуться с сокращением продуктовой линейки или серьезным удорожанием, что может быть фактором изменения потребительского поведения в силу отечественных производителей.
Объект исследования: Торговый персонал розничного магазина в отрасли пивоваренной промышленности;
Предмет исследования: Практики управления результативностью персонала;
Целью работы является выявление набора практик в рамках управления результативностью для компаний отрасли;
Задачи:
- Изучение литературы по рассматриваемой теме
- Анализ отрасли розничной торговли разливным пивом
- Проведение интервью с представителями компаний отрасли для выявления особенностей организации работы продавцов и работы в рамках повышения результативности
- Анкетирование специалистов УЧР для выявления уровня внедрения практик
- Сравнение кадровых политик относительно продавцов в компаниях разных сегментов, их работы над результативностью продавцов
- Анкетирование продавцов для выявления влияющих факторов
Выпускная квалификационная работа состоит из трех основных частей.
В первой части рассмотрены основные концепции, то есть теоретическое осмысление понятия результативности, влияющих факторов и относительно новой концепции управления результативностью. Литературный обзор относится в большей степени к сотрудникам компаний, выполняющих роль продавцов.
Во второй части анализируется рынок, на котором существуют компании, занимающиеся продажей разливного пива на территории города Самары. Представляется типология магазина разливного пива, рассматриваются основные игроки. Важной частью является представленный конкурентный анализ, который дает основу для будущего эмпирического исследования.
В третей части проведено эмпирическое исследование, которое является смешанным типом исследования, совмещаются качественные и количественные методы. Методология разделена на два блока согласно объектам исследования. Первая часть направлена на специалистов компаний, другая - на непосредственно продавцов розничных магазинов.
В ходе первого блока исследования проведены интервью с представителями компаний для выявления существующих особенностей работы с этим типом сотрудников. На основе полученных данных дополнена анкета, как следующий этап исследования в рамках специалистов, позволяющая количественно сравнить существующие бизнесы. Анкета разработана на основе протестированных работ [J. Lawler, C. Fred Miao].
Второй блок направлен на продавцов компаний. Данные собираются с помощью анкеты, где первая часть собирает описательные данные, а вторая разработана с помощью опросников [J. Lawler, C. Fred Miao, Kenneth R. Evans].
В рамках работы были рассмотрены практики управления человеческими ресурсами в разрезе управления результативностью продавцов. В первой главе исследуются теоретические основы данного направления, а именно: факторы результативности, система управления результативностью, виды результативности.
Во второй главе анализировалась отрасль, формировался конкурентный анализ. В рамках этого анализа, компании отрасли, имеющие бренд, делились на сегменты, а также выявлялись потенциальные потребности данных компаний в результативной работе продавцов в зависимости от их стратегии развития и осуществляемой деятельности.
В третей главе проводится полуструктурированное интервью с представителями компаний из выделенных ранее сегментов. А также анкетирование продавцов отрасли.
Рассмотрение деятельности продавцов довольно сложное и объемное исследование, так как помимо факторов, на которые специалист может влиять есть множество других. Начиная от личных факторов (желание зарабатывать больше), организационных (уровень условий труда в компании, структура организации и т.д.), а также внешних, таких как: политическая, экономическая, социальная ситуация, расположение торговой точки, погодные условия и т.д.
При написании данной работы стало видно следующее направление исследования, а именно влияние текучести кадров на организацию и непосредственно на деятельность сотрудников. Такое исследование важно с точки зрения понимания влияния специфики области, личных качеств и жизненных целей определённого слоя людей, занимающих такую должность. Также необходимо понять какие факторы организации могут влиять на этот процесс в отрасли.
Также в рамках дополнительного развития следующий этапом исследования может стать анализ влияния вовлеченности и удовлетворенности на деятельность продавцов и способы организации и поддержания высокого уровня этого фактора.
Управление деятельностью сотрудников - это сложной процесс, на который влияет множество факторов. Часть важных факторов отслеживается при найме и отборе, например личные факторы, социальная компетентность и так далее. Далее необходима работа со стороны управляющих для поддержания необходимого уровня работы.
При рассмотрении проблемы со стороны специалистов и продавцов компаний отрасли розничной торговли пивоваренной продукции видно, что необходимо сочетать наличие контроля деятельности и ресурсов для преодоления возникающего стресса, а именно предоставление сотрудникам больше понимания собственной работы. В это может входить конкретные планы продаж на определённый период, обучение, позволяющее легче продавать. А также необходимо обеспечить прозрачное начисление переменной части заработной платы, которое будет подкрепляться отчетами по финансовым показателям сотрудника с его прогрессом или регрессом, наглядно показывающих ситуацию и позволяющих анализировать для дальнейших планов.
Одной из составляющей является контроль этой деятельности и направление работы. Главная проблема - отсутствие системности и периодичности. В рамках контроля может выступать прозрачная оценка их деятельности, включающая как анализ поведения в процессе продаж, так и финансовых показателей. Помимо контроля за определенный период необходимо периодично в наглядной форме делиться результатами работы с комментариями по изменению или с одобрением вектора работы.
Обучение в первую очередь должно давать четкие стандарты продаж, дающие ресурс для продавцов, а также позволяющие стандартизировано оценивать процесс продажи, тем самым корректируя деятельность. Должно быть понимание, что хоть и у продавцов был опыт продаж, но его недостаточно для необходимого компании уровня продаж. Им необходимо давать контроль и ресурс, который они могут применять в своей деятельности. Еще работа по продажам может стать качественным обслуживанием клиентов, которое будет выделять компании из списка похожий по уровню, а также формировать у клиента положительное восприятие продукта и возможность больше тратить.
Главная идея, которую специалисты должны применять в своей компании состоит в том, что важно переходить от операционного управления к понимаю стратегии управления данной группы сотрудников, которая будет помогать реализовывать основную. Работа с продавцами должна отходить от рутинной, а переходить больше в сторону инвестирования в данный тип сотрудников, который во многом влияет на финансовый результат компании.
1. Авдеева, Ю. А. Анализ Российского рынка ритейла/ Ю. А. Авдеева, А. И. Тимченко// Journal of Economy and Business. - 2021. - vol. 11-1 (81). - С. 6-14.
2. Большие перспективы: как меняется роль малого бизнеса в Российском обществе - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/news/bolshie- perspektivy-kak-menyaetsya-rol-malogo-biznesa-v-rossiyskom-obshchestve
3. Жигулевский пивоваренный завод - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samarabeer.ru/history/
4. Исследование потребителей алкогольной продукции - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://fdfgroup.ru/poleznaya-informatsiya/gotovye-issledovaniya/issledovanie- potrebiteley-alkogolnoy-produktsii/
5. Когнитивные и аффективные процессы - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/kognitivnye-i-affektivnye-processy
6. Кретова, Ю.И. Особенности рынка пивоваренной продукции в текущих экономических условиях: состояние и перспективы развития/ Ю.И. Кретова, И.В. Калинина// Вестник ЮУрГУ, Серия «Пищевые и биотехнологии». - 2022. - Т.10. -№2. - С.5-14
7. Магазин разливного пива - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alterainvest.ru/kuf/products/368/
8. Майкл Армстронг, Управление результативностью. Система оценки результатов в действии/ Майкл Армстронг, Анжела Бэрон. - 2005.
9. Малый бизнес России - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/33D9V7
10. Названы самые пивные регионы России - Lenta.ru- URL: https://lenta.ru/news/2019/12/20/beer/
11. Пивзаводы Самарской области - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.allbrewery.ru/places/rossija/samarskaja-oblast?page=1&open%5B%5D=1&tipbrewery=2&submit=Фильтровать
12. Пивоварам выдадут контрмарки - URL: https://pivnoe-delo.info/2021/03/26/pivovaram- vydadut-kontramarki-kraftovye-proizvodstva-v-rossii-riskuyut-razoritsya/
13. Продажи магазинов разливного пива - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://evotor.ru/research/prodazhi-magazinov-razlivnogo-piva-rastut/
14. Производство пива в России в 2022 году показало рекорд за 7 лет - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profibeer.ru/beer/proizvodstvo-piva-v-rossii-v-2022-godu-pokazalo- rekord-za-7-let/
15. Российские производители пива - Пивное дело - URL: https://pivnoe- delo.info/2020/04/27/pivnoe-delo-1-2020-rossijskie-proizvoditeli-piva-katalog-baza-dannyx/
16. Росстат - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
17. Рукавишников А. Пивная революция и маркетинг пива в России / А.В. Рукавишников// Альпина Бизнес Букс. -2008. — С. 372
18. Сайт компании Аббасткое - URL: http://abbatskoe.ru/map
19. Сайт компании на дне - URL: http://nadnesambeer.ru/magaziny
20. Сайт компании 1 IiiHn&ko - URL:https://pivko24.ru
21. Сайт компании БЕЕБжа - URL: https://www.beerja.ru/assortiment/napitki/razlivnoe_pivo/
22. Управление человеческими ресурсами - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://encyklopedi aap. uw.edu .pl/index. php/
23. Франшиза - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.avito.ru/voronezh/gotoviy biznes/franshiza magazin razlivnogo piva hmelnik voronezh 2578125152
24. Цыбова, В.С. Практики управления человеческими ресурсами в инновационно-активных компаниях/ В. С. Цыбова, E.K. Завьялова// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2014. - Вып.2.
25. Честный знак - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://честныйзнак.рф
26. Экспертный доклад «малое и среднее предпринимательство как форма национальной идентичности», Prognosis - 2022.
27. Эмоциональный брендинг и имидж - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/313225/marketing/emotsionalnyy_brending_imidzh_tizer_prodvizhenii_imid zha
28. Adelien Decramer, Employee performance management culture and system features in higher education: relationship with employee performance management satisfaction/ Adelien Decramer, Carine Smolders, Alex Vanderstraeten// The International Journal of Human Resource Management. - 2013. - Vol.24. - №2. - P.352-371.
29. Alan J. Dubinsky, A path-analytic study of a model of salesperson performance/ Alan J. Dubinsky, Steven W. Hadley// Journal of the Academy of marketing Science. - 1986. - Vol.14. - №1. - P. 36-46.
30. Angelo Denisi. Performance Appraisal, Performance Management, and Firm-Level Performance/ Angelo Denisi, Caitlin E. Smith// The Academy of Management Annals. - 2014. - Vol.8. - №1. - P.127-179.
31. Angelo S. DeNisi, Performance Appraisal and Performance Management: 100 Years of Progress? / Angelo S. DeNisi, Kevin R. Murphy// Journal of Applied Psychology. -2017.
32. Annie Liqin Zhang, Towards a framework of a salesperson’s resource facilitation and interaction /Annie Liqin Zhang, Mark S. Glynn// Australasian Marketing Journal. - 2015. - vol.23. - P.124-131.
33. Armstrong, M., Armstrong’s Handbook of Performance Management: An Evidence-Based Guide to Delivering High Performance//Kogan Page Publishers. - 2009.
34. Arnold B. Bakker, Job Demands-Resources Theory: Ten Years Later/ Arnold B. Bakker, Evangelia Demerouti, Ana Sanz-Vergel// Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2022.
35. Awan S. H., Effectiveness of Performance Management System for Employee Perfomance Through Engagement//Sage Open. - 2020.
36. C. Fred Miao, The interactive effects of sales control systems on salesperson performance: a job demands-resources perspective/ C. Fred Miao, Kenneth R. Evans // Journal of the Academy of Marketing Science. - 2013.
37. C. Fred Miao, The role of salesperson motivation in sales control systems — Intrinsic and extrinsic motivation revisited/ C. Fred Miao, Kenneth R. Evans, Shaoming Zou// Journal of business research. - 2007.
38. De Leede, J. Innovation and HRM: Towards an Integrated Framework / J. De Leede, J. K. Looise // Creativity & Innovation Management. - 2005. - Vol. 14, № 2. - P. 108-117.
39. Deanne N. den Hartog. Performance Management: A model and research agenda/ Deanne N. den Hartog, Paul Boselie, Jaap Paauwe// Erasmus Research Institute of Management. - 2004.
40. Donna C. Chan, Core competencies and performance management in Canadian public libraries/ Donna C. Chan// Library Management, Emerald. - 2006. - Vol.27. - №3.
41. Drew Franklin// Australian Marketing Journal. - 2019. - Vol.27. - P.104-112.
42. Gilbert A. Churchill, The Determinants of Salesperson Performance - A Meta-Analysis/ Gilbert A. Churchill, Neil M. Ford, Steven W. Hartley, Orville C. Walker// Journal of Marketing Research.
- 1985. - Vol. 22. - P.103-18.
43. Guest, D. E. Human Resource Management: The Workers’ Verdict’ / D. E. Guest // Human Resource Management Journal. - 1999. - Vol. 9, № 3. - P. 5-25.
44. Halimin Herjanto, Investigating Salesperson Performance Factors: A Systematic Review of the Literature on the Characteristics of Effective Salespersons/ Halimin Herjanto,
45. Herman Aguinis, Enhancing the relevance of organizational behavior by embracing performance management research/ Herman Aguinis, Charles A. Pierce // Journal of Organizational Behavior.
- 2008. - Vol.29. - P.139-145.
46. Ken Grant, Examining sales force performance in organizations that use Behavior-based sales management process/Ken Grant, David W. Cravens// Industrial marketing management. - 1996. - Vol.25. - P.361-371.
47. Lawler E.E., Reward practices and performance management system effectiveness//Organizational Dynamics. - 2003. - p. 396-404
48. Mohd Sah Basir, The relationship between sales skills and salesperson performance: an empirical study in Malaysia telecommunication company/ Mohd Sah Basir, Syed Zamberi Ahmad, Philip J. Kitchen// International journal of management and marketing research. - 2010. - Vol.3. - №1. - P.51-73
49. Murphy, K. and Cleveland, J., Performance Appraisal: An Organizational Perspective. - 1991
50. Orville C. Walker, Motivation and Performance in Industrial Selling: Present knowledge and needed research/ Orville C. Walker, Gilbert A. Churchill, Neil M. Ford// Journal of Marketing Research. - 1977. - Vol. 14. - P.156-168.
51. P. Huddelstone, Job Motivators in Russian and Polish retail firms/ P. Huddelstone, L.K. Good// International Journal of Retail & Distribution Managemet. -1999.
52. Shiva Kakkar, Engaging employees through effective performance management: an empirical examination/ Shiva Kakkar, Sanket Dash, Neharika Vohra, Surajit Saha// Benchmarking: An International Journal. - 2020. - Vol.27. - №5. - P.1843-1860.
53. Umut Eroglu, A field study of the effect of motivation factors on performance of the salesperson/ Umut Eroglu, Ibrahim Kiray // Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. - 2020. -Vol. 104. - P.135-150.
54. Valerie Good, A self-determination theory-based meta-analysis on the differential effects of intrinsic and extrinsic motivation on salesperson performance/ Valerie Good, Douglas E. Hughes, Ahmet H. Kirca, Sean McGrath// Journal of the Academy of Marketing Science. - 2022. - P. 586-608.
55. W. Verbeke, Drivers of sales performance: a contemporary meta-analysis. Have salespeople become knowledge brokers? / W. Verbeke, B. Dietz, E. Verwaal// Journal of the Academy of Marketing Science. - 2011. - Vol 39. - P.407-428.