Анализ семантики и функционирования междометий в художественном тексте (На примере драматургии Л. Н. Толстого)
|
Введение 1
Глава I. Междометия в русской грамматике 8
1.1 Понятие междометия в языкознании 8
1.2 Классификация междометий русского языка 20
1.2.1 Первообразные междометия 20
1.2.2 Непервообразные междометия 26
1.3 Синтаксические функция междометий 32
Выводы 39
Глава II. Лексико-семантический анализ междометий русского языка в
драматургических произведениях Л. Н. Толстого 42
2.1. Семантическая классификация междометий русского языка 42
2.2. Междометия в драматургических произведениях Л. Н. Толстого 48
2.2.1. Эмоциональные междометия 48
2.2.2. Императивные междометия 58
2.2.3. Этикетные междометия 62
2.3 Междометия как средство речевой характеристики персонажей в
драматургических произведениях Л. Н. Толстого 65
Выводы 77
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Глава I. Междометия в русской грамматике 8
1.1 Понятие междометия в языкознании 8
1.2 Классификация междометий русского языка 20
1.2.1 Первообразные междометия 20
1.2.2 Непервообразные междометия 26
1.3 Синтаксические функция междометий 32
Выводы 39
Глава II. Лексико-семантический анализ междометий русского языка в
драматургических произведениях Л. Н. Толстого 42
2.1. Семантическая классификация междометий русского языка 42
2.2. Междометия в драматургических произведениях Л. Н. Толстого 48
2.2.1. Эмоциональные междометия 48
2.2.2. Императивные междометия 58
2.2.3. Этикетные междометия 62
2.3 Междометия как средство речевой характеристики персонажей в
драматургических произведениях Л. Н. Толстого 65
Выводы 77
Заключение 80
Список использованной литературы 83
В повседневной жизни люди выражают свои эмоции по-разному. Междометие это самый прямой способ выразить эмоции в повседневном общении. В «Русской грамматике» (1980) междометия определяются как «класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других эмоциональных (часто непроизвольных) и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность» [Грамматика-80: 731].
Первым научное объяснение междометий как явления русского языка дал создатель «Российской грамматики», выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов. По его мнению, русские междометия используются для «кратковременного выражения умственной деятельности» [Ломоносов 1757: 184]. Он считает, что междометия, как и наречия и местоимения, это особенный язык с несколькими значениями. В XIX веке в книге «Слово и миф» русский лингвист А. А. Потебня пишет, что междометия выражают эмоции, а эмоции разные, каждый раз отражая психологическое состояние говорящего [Потебня 1999: 87].
С тех пор многие лингвисты изучали междометия. В XIX веке многие лингвисты считали, что междометия не являются частью речи (Н. И. Греч, К. С. Аксаков, А. А. Потебня и др.). В XX веке в лингвистике преобладает мнение, что междометия - это особая часть речи, отличающаяся от слов с А. А. Шахматов, Н. Ю. Шведова).
Настоящая тема обладает большой актуальностью, поскольку междометия - важный способ языкового выражения, выражения эмоций и реакций людей на различные ситуации. Междометия часто используются в устной речи и современных литературных произведениях. В. В. Виноградов в книге «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» пишет, что «междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт чисто субъективных языковых знаков, именно - знаков, служащих для выражения эмоционно-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов» [Виноградов 2001: 611].
Лингвисты изучали междометия исходя из определения, статуса, классификации. Кан Чжаоань опубликовал статью «Использование междометий русского языка в разговорной речи», в которой выражено, что междометие - это класс неизменяемых слов, которые могут выражать чувства, ощущения и другие эмоциональные реакции, оно связывает информацию в языковой коммуникации, играет важную роль в выражении чувства [Кан Чжаоань 1993: 11]. В работе И. А. Шаронова «Междометия в языке, тексте и коммуникации» утверждается, что существует две формы междометий: письменная и устная. И. А. Шаронов считает, что устная форма в большей мере может заставить людей почувствовать эмоции, которые хотят выразить, чем письменная форма, и что эмоции говорящего можно почувствовать более непосредственно [Шаронов 2009: 36].
Таким образом, в России тема междометий русского языка достаточно широко представлена в работах многих учёных, которые проводили глубокие исследования русских междометий, большинство работ посвящено определению междометий, их свойствам, а также классификации. Как отмечают лингвисты, главным предназначением междометия является выражение эмоциональных состояний говорящего. Но стоит отметить, что значение этих состояний выясняются только в контекстах. На основе драматических произведений Л. Н. Толстого в данной диссертации подробно анализируются семантические и синтаксические функции русских междометий в произведениях Л. Н. Толстого, раскрывается богатство выражений и смыслов, которые они несут. Литературные произведения Л. Н. Толстого, как великого писателя, богаты разговорной речью и служат богатым источником материала для изучения русских междометий. В данной работе рассматривается понятие, лексические свойства, функции и статус междометия в системе русского языка на примере междометия в драматических произведениях Л. Н. Толстого. С семантической и функциональной точек зрения исследуется семантическая функция русских междометий в произведениях Л. Н. Толстого. Представлен подробный анализ материала междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого, отражающий различные значения междометий в коммуникации и их роль в литературном творчестве.
Объектом исследования являются, таким образом, междометия в произведениях Л. Н. Толстого «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп».
Предметом исследования выступает функционирование междометий в драматургии Л. Н. Толстого, в том числе их роль как одного из средств речевой характеристики персонажей или характеристики их эмоционального состояния.
Целью данной диссертации является выявление особенностей функционирования междометий в драматургических произведениях Л. Н. Толстого.
Достижение поставленной цели требует решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «междометие» в лингвистике;
2) представить классификации междометий в русском языке;
3) выявить междометия в драматургических произведениях Л. Н. Толстого;
4) охарактеризовать синтаксические функции и лексико-семантические особенности междометий в художественном тексте в принципе и применительно к анализируемому материалу;
5) описать функционирование междометий русского языка в драматургических произведениях Л. Н. Толстого.
В качестве методов исследования в работе используется сплошная выборка материала из анализируемых текстов, классификация, контекстный анализ, стилистический анализ.
Научная новизна данной работы заключается в том, что
1) раскрыта функциональная значимость междометий, встречающихся в драматургических произведениях Л. Н. Толстого;
2) выявлена роль междометий как средства речевой характеристики персонажа и его эмоционального состояния в драматургических произведениях Л. Н. Толстого в контексте его индивидуального стиля.
Теоретическая значимость данной диссертации состоит в том, что на основании исследуемого материала делаются некоторые выводы о системе междометий русского языка, а также о роли междометий как стилистического средства в языке одного из величайших русских писателей.
Практическая значимость проделанной работы - возможность использования данного исследования на занятиях со студентами, изучающими русский язык как иностранный, как при ознакомлении с лингвострановедческими и культурологическими вопросами, так и при формировании некоторых языковых компетенций, связанных с использованием междометий.
Материал для исследования - драматургические произведения Л. Н. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Междометие - это класс неизменяемых слов, которые могут выражать чувства, ощущения и другие эмоциональные реакции.
2. По происхождению междометия разделяются на первообразные и непервообразные междометия; по семантическим функциям их можно разделяться на три группы: эмоциональные междометия, императивные междометия и этикетные междометия.
3. Для того, чтобы понять конкретные эмоции, выраженные в междометии, нужно учитывать жесты говорящего, мимику, а также контекст, ситуацию и интонацию.
4. Участие междометий в синтаксической организации текста проявляется по-разному. Междометия могут функционировать в качестве: эквивалента предложения; модального компонента предложения; члена предложения.
5. В литературе междометия используются как средство яркой речевой характеристики персонажей.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, указываются используемые в работе методы исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе изложено общее понятие междометий в русском языке с точки зрения лингвистики. Затем приводится их классификация по происхождению. Далее анализируются синтаксические функции междометий в художественных текстах.
Во второй главе проводится лексико-семантический анализ русских междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого. Далее анализируется междометия как средство речевой характеристики персонажей.
В заключении подводятся итоги, обобщается весь анализируемый материал исследования, формулируются выводы.
Первым научное объяснение междометий как явления русского языка дал создатель «Российской грамматики», выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов. По его мнению, русские междометия используются для «кратковременного выражения умственной деятельности» [Ломоносов 1757: 184]. Он считает, что междометия, как и наречия и местоимения, это особенный язык с несколькими значениями. В XIX веке в книге «Слово и миф» русский лингвист А. А. Потебня пишет, что междометия выражают эмоции, а эмоции разные, каждый раз отражая психологическое состояние говорящего [Потебня 1999: 87].
С тех пор многие лингвисты изучали междометия. В XIX веке многие лингвисты считали, что междометия не являются частью речи (Н. И. Греч, К. С. Аксаков, А. А. Потебня и др.). В XX веке в лингвистике преобладает мнение, что междометия - это особая часть речи, отличающаяся от слов с А. А. Шахматов, Н. Ю. Шведова).
Настоящая тема обладает большой актуальностью, поскольку междометия - важный способ языкового выражения, выражения эмоций и реакций людей на различные ситуации. Междометия часто используются в устной речи и современных литературных произведениях. В. В. Виноградов в книге «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» пишет, что «междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт чисто субъективных языковых знаков, именно - знаков, служащих для выражения эмоционно-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов» [Виноградов 2001: 611].
Лингвисты изучали междометия исходя из определения, статуса, классификации. Кан Чжаоань опубликовал статью «Использование междометий русского языка в разговорной речи», в которой выражено, что междометие - это класс неизменяемых слов, которые могут выражать чувства, ощущения и другие эмоциональные реакции, оно связывает информацию в языковой коммуникации, играет важную роль в выражении чувства [Кан Чжаоань 1993: 11]. В работе И. А. Шаронова «Междометия в языке, тексте и коммуникации» утверждается, что существует две формы междометий: письменная и устная. И. А. Шаронов считает, что устная форма в большей мере может заставить людей почувствовать эмоции, которые хотят выразить, чем письменная форма, и что эмоции говорящего можно почувствовать более непосредственно [Шаронов 2009: 36].
Таким образом, в России тема междометий русского языка достаточно широко представлена в работах многих учёных, которые проводили глубокие исследования русских междометий, большинство работ посвящено определению междометий, их свойствам, а также классификации. Как отмечают лингвисты, главным предназначением междометия является выражение эмоциональных состояний говорящего. Но стоит отметить, что значение этих состояний выясняются только в контекстах. На основе драматических произведений Л. Н. Толстого в данной диссертации подробно анализируются семантические и синтаксические функции русских междометий в произведениях Л. Н. Толстого, раскрывается богатство выражений и смыслов, которые они несут. Литературные произведения Л. Н. Толстого, как великого писателя, богаты разговорной речью и служат богатым источником материала для изучения русских междометий. В данной работе рассматривается понятие, лексические свойства, функции и статус междометия в системе русского языка на примере междометия в драматических произведениях Л. Н. Толстого. С семантической и функциональной точек зрения исследуется семантическая функция русских междометий в произведениях Л. Н. Толстого. Представлен подробный анализ материала междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого, отражающий различные значения междометий в коммуникации и их роль в литературном творчестве.
Объектом исследования являются, таким образом, междометия в произведениях Л. Н. Толстого «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп».
Предметом исследования выступает функционирование междометий в драматургии Л. Н. Толстого, в том числе их роль как одного из средств речевой характеристики персонажей или характеристики их эмоционального состояния.
Целью данной диссертации является выявление особенностей функционирования междометий в драматургических произведениях Л. Н. Толстого.
Достижение поставленной цели требует решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «междометие» в лингвистике;
2) представить классификации междометий в русском языке;
3) выявить междометия в драматургических произведениях Л. Н. Толстого;
4) охарактеризовать синтаксические функции и лексико-семантические особенности междометий в художественном тексте в принципе и применительно к анализируемому материалу;
5) описать функционирование междометий русского языка в драматургических произведениях Л. Н. Толстого.
В качестве методов исследования в работе используется сплошная выборка материала из анализируемых текстов, классификация, контекстный анализ, стилистический анализ.
Научная новизна данной работы заключается в том, что
1) раскрыта функциональная значимость междометий, встречающихся в драматургических произведениях Л. Н. Толстого;
2) выявлена роль междометий как средства речевой характеристики персонажа и его эмоционального состояния в драматургических произведениях Л. Н. Толстого в контексте его индивидуального стиля.
Теоретическая значимость данной диссертации состоит в том, что на основании исследуемого материала делаются некоторые выводы о системе междометий русского языка, а также о роли междометий как стилистического средства в языке одного из величайших русских писателей.
Практическая значимость проделанной работы - возможность использования данного исследования на занятиях со студентами, изучающими русский язык как иностранный, как при ознакомлении с лингвострановедческими и культурологическими вопросами, так и при формировании некоторых языковых компетенций, связанных с использованием междометий.
Материал для исследования - драматургические произведения Л. Н. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Междометие - это класс неизменяемых слов, которые могут выражать чувства, ощущения и другие эмоциональные реакции.
2. По происхождению междометия разделяются на первообразные и непервообразные междометия; по семантическим функциям их можно разделяться на три группы: эмоциональные междометия, императивные междометия и этикетные междометия.
3. Для того, чтобы понять конкретные эмоции, выраженные в междометии, нужно учитывать жесты говорящего, мимику, а также контекст, ситуацию и интонацию.
4. Участие междометий в синтаксической организации текста проявляется по-разному. Междометия могут функционировать в качестве: эквивалента предложения; модального компонента предложения; члена предложения.
5. В литературе междометия используются как средство яркой речевой характеристики персонажей.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, указываются используемые в работе методы исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе изложено общее понятие междометий в русском языке с точки зрения лингвистики. Затем приводится их классификация по происхождению. Далее анализируются синтаксические функции междометий в художественных текстах.
Во второй главе проводится лексико-семантический анализ русских междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого. Далее анализируется междометия как средство речевой характеристики персонажей.
В заключении подводятся итоги, обобщается весь анализируемый материал исследования, формулируются выводы.
В данной диссертации междометия изучаются с точки зрения лексико-семантическоих особенностей и их функционирования в драматических произведениях Л. Н. Толстого. Обобщая изложенное выше содержание, были получены к следующие выводы:
1. В данном исследовании мы вслед за другими учеными думаем, что междометие - это особая часть речи, которая состоит из неизменяемых слов. Оно выражает эмоциональные и эмоционально-волевые реакции человека на окружающую действительность.
2. Семантика междометий зависит от языкового контекста и обстоятельств общения. В диалогах драматических произведений Л. Н. Толстого различные эмоции, выраженные в междометиях, понятны всем носителям русского языка, так как они действительно являются отражением окружающей обстановки.
3. Междометия делятся на три группы в лексико-семантическом плане: на эмоциональные, императивные и этикетные.
Проанализировав семантику междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого, мы обнаружили, что в зависимости от контекста эмоциональное междометие может выражать несколько эмоций, а разные эмоциональные междометия могут выражать один и тот же смысл или эмоцию. Императивные междометия выражают обращенные к людям или животным, команды и призывы. Образование междометий императивого типа очень сложно. В драматических произведениях Л. Н. Толстого есть несколько литургических междометий, выражающих различные коммуникативные значения, а именно: благодарность, извинение, приветствие, просьба, прощание с пожеланием.
4. В отличие от своих лексических и формальных особенностей, синтаксическая функция междометия более характерна, чем у других частей речи. Междометие участвует в синтаксической структуре текста разными способами. Междометия в речи могут быть эквивалентом предложения, модальным компонентом предложения, членом предложения.
5. Иногда в литературе наше внимание привлекает особый способ использования языка в произведении (с помощью междометий). В речи разных персонажей междометия используются по-разному. В литературе это выступает как яркое средство речевой характеристики персонажей.
В анализируемых произведениях Л. Н. Толстого доминируют междометия и междометные сочетания с негативной эмоциональной окраской.
6. В рассмотренных произведениях наблюдается высокая степень использования эмоциональных междометий. Такое разнообразие эмоциональных реакций можно объяснить взаимосвязью семантики междометий и контекста. Писатели широко используют междометия для выявления речевых особенностей своих персонажей. Стоит отметить, что разнообразное использование междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого полностью зависит от идеи произведения и личного стиля писателя.
Таким образом, междометия занимают лишь крайнее положение в изучении лингвистики. Хотя в последние годы наблюдается постепенный рост изучения междометий в теоретической лингвистике, недостаток теоретического материала пока оставляет многие аспекты этой работы открытыми для дальнейшего уточнения. Несомненно, междометия в русском языке нуждаются в более глубоком изучении.
1. В данном исследовании мы вслед за другими учеными думаем, что междометие - это особая часть речи, которая состоит из неизменяемых слов. Оно выражает эмоциональные и эмоционально-волевые реакции человека на окружающую действительность.
2. Семантика междометий зависит от языкового контекста и обстоятельств общения. В диалогах драматических произведений Л. Н. Толстого различные эмоции, выраженные в междометиях, понятны всем носителям русского языка, так как они действительно являются отражением окружающей обстановки.
3. Междометия делятся на три группы в лексико-семантическом плане: на эмоциональные, императивные и этикетные.
Проанализировав семантику междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого, мы обнаружили, что в зависимости от контекста эмоциональное междометие может выражать несколько эмоций, а разные эмоциональные междометия могут выражать один и тот же смысл или эмоцию. Императивные междометия выражают обращенные к людям или животным, команды и призывы. Образование междометий императивого типа очень сложно. В драматических произведениях Л. Н. Толстого есть несколько литургических междометий, выражающих различные коммуникативные значения, а именно: благодарность, извинение, приветствие, просьба, прощание с пожеланием.
4. В отличие от своих лексических и формальных особенностей, синтаксическая функция междометия более характерна, чем у других частей речи. Междометие участвует в синтаксической структуре текста разными способами. Междометия в речи могут быть эквивалентом предложения, модальным компонентом предложения, членом предложения.
5. Иногда в литературе наше внимание привлекает особый способ использования языка в произведении (с помощью междометий). В речи разных персонажей междометия используются по-разному. В литературе это выступает как яркое средство речевой характеристики персонажей.
В анализируемых произведениях Л. Н. Толстого доминируют междометия и междометные сочетания с негативной эмоциональной окраской.
6. В рассмотренных произведениях наблюдается высокая степень использования эмоциональных междометий. Такое разнообразие эмоциональных реакций можно объяснить взаимосвязью семантики междометий и контекста. Писатели широко используют междометия для выявления речевых особенностей своих персонажей. Стоит отметить, что разнообразное использование междометий в драматических произведениях Л. Н. Толстого полностью зависит от идеи произведения и личного стиля писателя.
Таким образом, междометия занимают лишь крайнее положение в изучении лингвистики. Хотя в последние годы наблюдается постепенный рост изучения междометий в теоретической лингвистике, недостаток теоретического материала пока оставляет многие аспекты этой работы открытыми для дальнейшего уточнения. Несомненно, междометия в русском языке нуждаются в более глубоком изучении.
Подобные работы
- Анализ семантики и функционирования междометий в художественном тексте (На примере драматургии Л. Н. Толстого)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - Анализ семантики и функционирования междометий в художественном тексте
(На примере драматургии Л. Н. Толстого)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности перевода драматических произведений с русского языка на датский (на примере пьес А.П. Чехова и Д.И. Фонвизина)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - Аксиологические коннотации в характеристике персонажей (на материале повести И. Кочергина «Помощник китайца»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Аксиологические коннотации в характеристике персонажей (на материале повести И. Кочергина «Помощник китайца»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - СЕМАНТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВА «ТАК» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



