Конструкции экспрессивного синтаксиса как средство изображения сознания персонажа в прозе В.В. Набокова (на материале повестей «Волшебник» и «Приглашение на казнь»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЖА 6
1.1. Актуализирующая проза как способ представления художественной
действительности 7
1.2. Экспрессивный синтаксис как средство передачи эмоционального
состояния персонажа неклассической прозы 9
1.3. Синтаксические аномалии 13
1.4. Кинематографичность прозы 15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ В. НАБОКОВА «ВОЛШЕБНИК» И «ПРИГЛАШЕНИЕ НА
КАЗНЬ» 18
2.1. Особенности синтаксиса произведений В. Набокова 19
2.2. Способы выражения эмоционального состояния персонажа в
материале 25
2.2.1. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в романе
«Приглашение на казнь» 25
2.2.2. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в повести
«Волшебник» 36
2.3.Формы авторского присутствия в текстах В. Набокова 45
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЖА 6
1.1. Актуализирующая проза как способ представления художественной
действительности 7
1.2. Экспрессивный синтаксис как средство передачи эмоционального
состояния персонажа неклассической прозы 9
1.3. Синтаксические аномалии 13
1.4. Кинематографичность прозы 15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ В. НАБОКОВА «ВОЛШЕБНИК» И «ПРИГЛАШЕНИЕ НА
КАЗНЬ» 18
2.1. Особенности синтаксиса произведений В. Набокова 19
2.2. Способы выражения эмоционального состояния персонажа в
материале 25
2.2.1. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в романе
«Приглашение на казнь» 25
2.2.2. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в повести
«Волшебник» 36
2.3.Формы авторского присутствия в текстах В. Набокова 45
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В работе рассматриваются синтаксические и пунктуационные особенности прозы Набокова, служащие для выражения гармоничного и хаотического состояния сознания персонажа. Произведения Набокова относятся к неклассической прозе, так как его проза отличается различными синтаксическими особенностями, которые не свойственны прозе классической: актуальное членение предложений (паузы, обрыв мысли персонажа), парцелляция, повторы, вставные конструкции и др. Вследствие этого язык произведений Набокова привлекает внимание исследователей.
Например, И.Н. Чеплыгина [59, 2002] изучает повтор как структурное средство актуализации концептуальной системы языковой картины мира В.В. Набокова. Особенностями грамматики текста в большей мере на примерах прозы Набокова занимается М.Я. Дымарский [20, 2001].
Синтаксис Набокова рассматривалась учеными в разных аспектах. Нас интересует как синтаксические сбои выражают эмоциональное состояние персонажа, связь особенностей языка произведения и того, в каком состоянии пребывает герой.
Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на изучение отдельных образов, которые являются ключевыми в прозе В.В. Набокова, никто из ученых не рассматривал и не систематизировал описания пограничных состояний сознания героев, а главное - не изучал, как эти состояния Набоков выражает в синтаксисе. Особенности синтаксиса в прозаических произведениях Набокова являются актуальной проблемой современного набоковедения.
Синтаксические конструкции на материале языка произведений Набокова до сих пор остаются актуальными для изучения и классификации. Основополагающие научные разработки в области изучения прозаического синтаксиса, синтаксиса актуализирующей (орнаментальной) прозы, прозы экспрессивного синтаксиса и т.п. представлены трудами лингвистов и филологов И.М. Астафьевой [9,1962], Г.Н. Акимовой[1, 1990],М.Н. Аникиной [3, 2000],Н.Д. Арутюновой [7, 1972], С. Давыдовым [18, 1999], И.А. Мартьяновой [31, 2017], С.Д. Никулиной[40, 2012], Т.В. Пермяковой [46, 2007], Ю.А. Рыкуниной [51, 2003]и д.р.
Теоретическая ценность заключается в выявлении языковых особенностей описания различных состояний сознания персонажа, что расширяет наши представления о способах синтаксической организации неклассической прозы.
Практическая ценность заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практике преподавания таких дисциплин, как «Когнитивная лингвистика», «Языковая картина мира», «Лингвистический анализ художественного текста», а также в курсе стилистики и синтаксиса.
Цель работы - исследовать структуру предложений, выражающих особенности мировосприятия героев.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что описание различных состояний персонажа производится путем создания синтаксической аномалии, понимаемой в работе как осознанное нарушение общепринятой синтаксической нормы с целью передачи психологического состояния сознания героя.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы, в частности, работы набоковедов, работы по экспрессивному синтаксису, работы по актуализирующей прозе, а также исследования в области кинематографичности прозы;
2) охарактеризовать особенности синтаксиса В.В. Набокова;
3) классифицировать весь собранный материал с точки зрения структуры предложения; проследить как меняется предложение в зависимости от того, в каком состоянии находится персонаж.
4) установить роль синтаксических аномалий в описаниях состояния сознания героя.
Материал исследования отобран методом сплошной выборки из следующих произведений В.В. Набокова:
1) Набоков В.В. Волшебник // Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. Т. 4. СПб.: Симпозиум, 2004. с. 47-187.
2) Набоков В.В. Приглашение на казнь // Paris: Editions Victor, 1964. 218 с.
Выбор именно этих текстов обоснован тем, что в них ярко описаны разные психологические состояния человека. Главные герои обоих произведений проходят через ряд жизненных обстоятельств, которые постепенно влияют на его мировосприятие и психологическое состояние.
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный, метод стилистического анализа, метод наблюдения, метод словарного толковании и метод сплошной выборки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Содержание работы по главам
Введение будет содержать основные составляющие: цели, задачи, актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также обоснование выбора материала.
Первая глава будет включать основные понятия, необходимые для исследования: синтаксические способы изображения персонажа, его выражение эмоций. Работы по синтаксису Набокова, кинематографичность прозы, экспрессивный синтаксис, синтаксические аномалии.
Вторая глава предназначена для описания и анализа синтаксического строя текстов Набокова, а также влияния этого явления на описание сознания героя.
Заключение подведет итоги работы в соответствии с поставленными задачами и обозначит перспективы развития темы.
Например, И.Н. Чеплыгина [59, 2002] изучает повтор как структурное средство актуализации концептуальной системы языковой картины мира В.В. Набокова. Особенностями грамматики текста в большей мере на примерах прозы Набокова занимается М.Я. Дымарский [20, 2001].
Синтаксис Набокова рассматривалась учеными в разных аспектах. Нас интересует как синтаксические сбои выражают эмоциональное состояние персонажа, связь особенностей языка произведения и того, в каком состоянии пребывает герой.
Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на изучение отдельных образов, которые являются ключевыми в прозе В.В. Набокова, никто из ученых не рассматривал и не систематизировал описания пограничных состояний сознания героев, а главное - не изучал, как эти состояния Набоков выражает в синтаксисе. Особенности синтаксиса в прозаических произведениях Набокова являются актуальной проблемой современного набоковедения.
Синтаксические конструкции на материале языка произведений Набокова до сих пор остаются актуальными для изучения и классификации. Основополагающие научные разработки в области изучения прозаического синтаксиса, синтаксиса актуализирующей (орнаментальной) прозы, прозы экспрессивного синтаксиса и т.п. представлены трудами лингвистов и филологов И.М. Астафьевой [9,1962], Г.Н. Акимовой[1, 1990],М.Н. Аникиной [3, 2000],Н.Д. Арутюновой [7, 1972], С. Давыдовым [18, 1999], И.А. Мартьяновой [31, 2017], С.Д. Никулиной[40, 2012], Т.В. Пермяковой [46, 2007], Ю.А. Рыкуниной [51, 2003]и д.р.
Теоретическая ценность заключается в выявлении языковых особенностей описания различных состояний сознания персонажа, что расширяет наши представления о способах синтаксической организации неклассической прозы.
Практическая ценность заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практике преподавания таких дисциплин, как «Когнитивная лингвистика», «Языковая картина мира», «Лингвистический анализ художественного текста», а также в курсе стилистики и синтаксиса.
Цель работы - исследовать структуру предложений, выражающих особенности мировосприятия героев.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что описание различных состояний персонажа производится путем создания синтаксической аномалии, понимаемой в работе как осознанное нарушение общепринятой синтаксической нормы с целью передачи психологического состояния сознания героя.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы, в частности, работы набоковедов, работы по экспрессивному синтаксису, работы по актуализирующей прозе, а также исследования в области кинематографичности прозы;
2) охарактеризовать особенности синтаксиса В.В. Набокова;
3) классифицировать весь собранный материал с точки зрения структуры предложения; проследить как меняется предложение в зависимости от того, в каком состоянии находится персонаж.
4) установить роль синтаксических аномалий в описаниях состояния сознания героя.
Материал исследования отобран методом сплошной выборки из следующих произведений В.В. Набокова:
1) Набоков В.В. Волшебник // Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. Т. 4. СПб.: Симпозиум, 2004. с. 47-187.
2) Набоков В.В. Приглашение на казнь // Paris: Editions Victor, 1964. 218 с.
Выбор именно этих текстов обоснован тем, что в них ярко описаны разные психологические состояния человека. Главные герои обоих произведений проходят через ряд жизненных обстоятельств, которые постепенно влияют на его мировосприятие и психологическое состояние.
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный, метод стилистического анализа, метод наблюдения, метод словарного толковании и метод сплошной выборки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Содержание работы по главам
Введение будет содержать основные составляющие: цели, задачи, актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также обоснование выбора материала.
Первая глава будет включать основные понятия, необходимые для исследования: синтаксические способы изображения персонажа, его выражение эмоций. Работы по синтаксису Набокова, кинематографичность прозы, экспрессивный синтаксис, синтаксические аномалии.
Вторая глава предназначена для описания и анализа синтаксического строя текстов Набокова, а также влияния этого явления на описание сознания героя.
Заключение подведет итоги работы в соответствии с поставленными задачами и обозначит перспективы развития темы.
Проза Набокова считается сложным явлением, а рассмотренные произведения лишь подтверждают это, поскольку в текстах Набокова наблюдается полисубъектность, а, следовательно, передается множество эмоций и чувств, переживаемых персонажами. Эмоции и чувства, обнаруженные в изученном материале, свидетельствуют о том, что персонаж находится в сменяющихся состояниях гармонии и хаоса.
Хаос в сознании персонажа соотносится со следующими состояниями: страх, паника, истерика, отчаяние, тревожность, напряжение и безумие. Гармоничное состояние сознания персонажа - это эмоции радости, счастья, смятения, сожаления. Идентифицировать эмоцию/ чувство, а, следовательно, понять, в каком состоянии персонаж, можно путем анализа синтаксических конструкций.
Гармоничное состояние чаще всего передается с помощью вставных конструкций и повторов (а также их сочетаниями). Хаос также передается с помощью вставных конструкций, повторов, а также через эллипсис, расчлененность высказывания, неравномерное абзацное членение и парцелляцию. В ряде случаев одна и та же конструкция (или комбинация конструкций) может передавать прямо противоположные состояния. В этой ситуации установить, какая эмоция передана, возможно только путем анализа лексического наполнения конструкций, учета контекста и с опорой на известную читателю фабулу.
В прозе В. Набокова отмечается авторское присутствие, выражающееся с помощью синтаксических средств (частотным средством для рассмотренных текстов являются вставные конструкции различного строения и типа). При анализе этих конструкций не всегда удается разделить эмоции конкретного персонажа и автора-рассказчика. Авторское присутствие возникает в тексте с определенной целью: оно способствует гармонизации сознания героя или же, наоборот, увеличивает хаос в сознании персонажа.
В рассмотренном материале проявляется литературная кинематографичность: читатель словно следит за сменяющимися состояниями героев, формирующих динамическую эмоциональную напряженность сюжета произведения.
Все отмеченные выше синтаксические черты прозы В. Набокова подтверждают мнение о том, что проза этого писателя не проста для восприятия, а значит, требует тщательного языкового анализа.
Исследование имеет перспективы для продолжения, а именно целесообразно более подробно изучить: изменение субъекта, от чьего лица ведется повествование, создает хаотическое состояния сознания героя или же, наоборот, способствует гармонизации состояния.
Хаос в сознании персонажа соотносится со следующими состояниями: страх, паника, истерика, отчаяние, тревожность, напряжение и безумие. Гармоничное состояние сознания персонажа - это эмоции радости, счастья, смятения, сожаления. Идентифицировать эмоцию/ чувство, а, следовательно, понять, в каком состоянии персонаж, можно путем анализа синтаксических конструкций.
Гармоничное состояние чаще всего передается с помощью вставных конструкций и повторов (а также их сочетаниями). Хаос также передается с помощью вставных конструкций, повторов, а также через эллипсис, расчлененность высказывания, неравномерное абзацное членение и парцелляцию. В ряде случаев одна и та же конструкция (или комбинация конструкций) может передавать прямо противоположные состояния. В этой ситуации установить, какая эмоция передана, возможно только путем анализа лексического наполнения конструкций, учета контекста и с опорой на известную читателю фабулу.
В прозе В. Набокова отмечается авторское присутствие, выражающееся с помощью синтаксических средств (частотным средством для рассмотренных текстов являются вставные конструкции различного строения и типа). При анализе этих конструкций не всегда удается разделить эмоции конкретного персонажа и автора-рассказчика. Авторское присутствие возникает в тексте с определенной целью: оно способствует гармонизации сознания героя или же, наоборот, увеличивает хаос в сознании персонажа.
В рассмотренном материале проявляется литературная кинематографичность: читатель словно следит за сменяющимися состояниями героев, формирующих динамическую эмоциональную напряженность сюжета произведения.
Все отмеченные выше синтаксические черты прозы В. Набокова подтверждают мнение о том, что проза этого писателя не проста для восприятия, а значит, требует тщательного языкового анализа.
Исследование имеет перспективы для продолжения, а именно целесообразно более подробно изучить: изменение субъекта, от чьего лица ведется повествование, создает хаотическое состояния сознания героя или же, наоборот, способствует гармонизации состояния.
Подобные работы
- Конструкции экспрессивного синтаксиса как средство изображения сознания
персонажа в прозе В.В. Набокова (на материале повестей «Волшебник» и
«Приглашение на казнь»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



