Конструкции экспрессивного синтаксиса как средство изображения сознания персонажа в прозе В.В. Набокова (на материале повестей «Волшебник» и «Приглашение на казнь»)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЖА 6
1.1. Актуализирующая проза как способ представления художественной
действительности 7
1.2. Экспрессивный синтаксис как средство передачи эмоционального
состояния персонажа неклассической прозы 9
1.3. Синтаксические аномалии 13
1.4. Кинематографичность прозы 15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ В. НАБОКОВА «ВОЛШЕБНИК» И «ПРИГЛАШЕНИЕ НА
КАЗНЬ» 18
2.1. Особенности синтаксиса произведений В. Набокова 19
2.2. Способы выражения эмоционального состояния персонажа в
материале 25
2.2.1. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в романе
«Приглашение на казнь» 25
2.2.2. Средства выражения эмоционального состояния персонажа в повести
«Волшебник» 36
2.3.Формы авторского присутствия в текстах В. Набокова 45
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В работе рассматриваются синтаксические и пунктуационные особенности прозы Набокова, служащие для выражения гармоничного и хаотического состояния сознания персонажа. Произведения Набокова относятся к неклассической прозе, так как его проза отличается различными синтаксическими особенностями, которые не свойственны прозе классической: актуальное членение предложений (паузы, обрыв мысли персонажа), парцелляция, повторы, вставные конструкции и др. Вследствие этого язык произведений Набокова привлекает внимание исследователей.
Например, И.Н. Чеплыгина [59, 2002] изучает повтор как структурное средство актуализации концептуальной системы языковой картины мира В.В. Набокова. Особенностями грамматики текста в большей мере на примерах прозы Набокова занимается М.Я. Дымарский [20, 2001].
Синтаксис Набокова рассматривалась учеными в разных аспектах. Нас интересует как синтаксические сбои выражают эмоциональное состояние персонажа, связь особенностей языка произведения и того, в каком состоянии пребывает герой.
Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на изучение отдельных образов, которые являются ключевыми в прозе В.В. Набокова, никто из ученых не рассматривал и не систематизировал описания пограничных состояний сознания героев, а главное - не изучал, как эти состояния Набоков выражает в синтаксисе. Особенности синтаксиса в прозаических произведениях Набокова являются актуальной проблемой современного набоковедения.
Синтаксические конструкции на материале языка произведений Набокова до сих пор остаются актуальными для изучения и классификации. Основополагающие научные разработки в области изучения прозаического синтаксиса, синтаксиса актуализирующей (орнаментальной) прозы, прозы экспрессивного синтаксиса и т.п. представлены трудами лингвистов и филологов И.М. Астафьевой [9,1962], Г.Н. Акимовой[1, 1990],М.Н. Аникиной [3, 2000],Н.Д. Арутюновой [7, 1972], С. Давыдовым [18, 1999], И.А. Мартьяновой [31, 2017], С.Д. Никулиной[40, 2012], Т.В. Пермяковой [46, 2007], Ю.А. Рыкуниной [51, 2003]и д.р.
Теоретическая ценность заключается в выявлении языковых особенностей описания различных состояний сознания персонажа, что расширяет наши представления о способах синтаксической организации неклассической прозы.
Практическая ценность заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в практике преподавания таких дисциплин, как «Когнитивная лингвистика», «Языковая картина мира», «Лингвистический анализ художественного текста», а также в курсе стилистики и синтаксиса.
Цель работы - исследовать структуру предложений, выражающих особенности мировосприятия героев.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что описание различных состояний персонажа производится путем создания синтаксической аномалии, понимаемой в работе как осознанное нарушение общепринятой синтаксической нормы с целью передачи психологического состояния сознания героя.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы, в частности, работы набоковедов, работы по экспрессивному синтаксису, работы по актуализирующей прозе, а также исследования в области кинематографичности прозы;
2) охарактеризовать особенности синтаксиса В.В. Набокова;
3) классифицировать весь собранный материал с точки зрения структуры предложения; проследить как меняется предложение в зависимости от того, в каком состоянии находится персонаж.
4) установить роль синтаксических аномалий в описаниях состояния сознания героя.
Материал исследования отобран методом сплошной выборки из следующих произведений В.В. Набокова:
1) Набоков В.В. Волшебник // Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. Т. 4. СПб.: Симпозиум, 2004. с. 47-187.
2) Набоков В.В. Приглашение на казнь // Paris: Editions Victor, 1964. 218 с.
Выбор именно этих текстов обоснован тем, что в них ярко описаны разные психологические состояния человека. Главные герои обоих произведений проходят через ряд жизненных обстоятельств, которые постепенно влияют на его мировосприятие и психологическое состояние.
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный, метод стилистического анализа, метод наблюдения, метод словарного толковании и метод сплошной выборки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Содержание работы по главам
Введение будет содержать основные составляющие: цели, задачи, актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также обоснование выбора материала.
Первая глава будет включать основные понятия, необходимые для исследования: синтаксические способы изображения персонажа, его выражение эмоций. Работы по синтаксису Набокова, кинематографичность прозы, экспрессивный синтаксис, синтаксические аномалии.
Вторая глава предназначена для описания и анализа синтаксического строя текстов Набокова, а также влияния этого явления на описание сознания героя.
Заключение подведет итоги работы в соответствии с поставленными задачами и обозначит перспективы развития темы.
Проза Набокова считается сложным явлением, а рассмотренные произведения лишь подтверждают это, поскольку в текстах Набокова наблюдается полисубъектность, а, следовательно, передается множество эмоций и чувств, переживаемых персонажами. Эмоции и чувства, обнаруженные в изученном материале, свидетельствуют о том, что персонаж находится в сменяющихся состояниях гармонии и хаоса.
Хаос в сознании персонажа соотносится со следующими состояниями: страх, паника, истерика, отчаяние, тревожность, напряжение и безумие. Гармоничное состояние сознания персонажа - это эмоции радости, счастья, смятения, сожаления. Идентифицировать эмоцию/ чувство, а, следовательно, понять, в каком состоянии персонаж, можно путем анализа синтаксических конструкций.
Гармоничное состояние чаще всего передается с помощью вставных конструкций и повторов (а также их сочетаниями). Хаос также передается с помощью вставных конструкций, повторов, а также через эллипсис, расчлененность высказывания, неравномерное абзацное членение и парцелляцию. В ряде случаев одна и та же конструкция (или комбинация конструкций) может передавать прямо противоположные состояния. В этой ситуации установить, какая эмоция передана, возможно только путем анализа лексического наполнения конструкций, учета контекста и с опорой на известную читателю фабулу.
В прозе В. Набокова отмечается авторское присутствие, выражающееся с помощью синтаксических средств (частотным средством для рассмотренных текстов являются вставные конструкции различного строения и типа). При анализе этих конструкций не всегда удается разделить эмоции конкретного персонажа и автора-рассказчика. Авторское присутствие возникает в тексте с определенной целью: оно способствует гармонизации сознания героя или же, наоборот, увеличивает хаос в сознании персонажа.
В рассмотренном материале проявляется литературная кинематографичность: читатель словно следит за сменяющимися состояниями героев, формирующих динамическую эмоциональную напряженность сюжета произведения.
Все отмеченные выше синтаксические черты прозы В. Набокова подтверждают мнение о том, что проза этого писателя не проста для восприятия, а значит, требует тщательного языкового анализа.
Исследование имеет перспективы для продолжения, а именно целесообразно более подробно изучить: изменение субъекта, от чьего лица ведется повествование, создает хаотическое состояния сознания героя или же, наоборот, способствует гармонизации состояния.
1. Набоков В.В. Приглашение на казнь: роман. — СПб.: Азбука: Азбука- Аттикус, 2016.
2. Набоков В.В. Собрание сочинений русского периода: в 5 т. / Владимир Набоков; [сост. Н. И. Артеменко-Толстой]. - СПб: Симпозиум, 2004.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка // Г. Н. Акимова. М.: Высш. шк., 1990.
2. Александрова О.В. Проблема экспрессивного синтаксиса.М., 1984.
3. Аникина М.Н.Русский язык: синтаксис сложноподчиненного предложен ия. М.: Изд-во "Русский Язык", 2000.
4. Антоничева М.Ю. Границы реальности в прозе В. Набокова : Авторские повествовательные стратегии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2006.
5. Апресян Ю.Д. Языковые аномалии: типы и функции // Res Philologica: Филологические исследования. Памяти академика Г.В. Степанова / под ред. Д.С. Лихачева. М.: Наука, 1990. С. 50 - 71.
6. Артеменко Е.Л., Гостеева С.А. Вставные конструкции в структурном и коммуникативном аспектах // Синтаксис русского предложения. Воронеж, 1985.
7. Арутюнова Н.Д. О синтаксических типах прозы // Общее и романское языкознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 189-200.
8. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.:Сов. энцикл., 1990.
9. Астафьева И.М. Виды синтаксических повторов, их природа и стилистическое использование. Автореф. дис. . . канд.филол. наук. М., 1962.
10. Белоусова Е. Г. Сказочный ключ к «Волшебнику» В. Набокова / Е. Г. Белоусова // Вестник ЧелГУ. Челябинск, 2012.Вып. 68 С. 15 -21.—URL: https://cyberleninka.ru/article/n7skazochnyy-klyuch-k-volshebniku-v- nabokova(дата обращения: 10.05.2023).
11. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. (На материале рус. грамматики): М.: Языки русской культуры, 1997.
12. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: уч. пособие. / В.В. Виноградов // М.: Изд-во МГУ, 1958.
13. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. / В.В. Виноградов //М.: Наука, 1980.
14. Вяткина С.В. Становление и развитие вставных конструкций в русском литературном языке XVIII-XX веков: дис. ... канд. филол. наук //Вестник ЛГУ, 1987.
15. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. С.103-124.
16. Гастилене Н.А. Экспрессивность как одна из языковых функций // Сб. научн.тр./ МГПИИЯ им. М.Тореза, 1972.Вып. 65.
17. Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова. //Теория и история литературы, критика и библиография М: Новое литературное обозрение. СПб, 2002. С. 205-228. №2.
18. Давыдов С. Набоков: герой, автор, текст // В. В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб:Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1999.
19. Давыдов С. "Тексты-матрешки" Владимира Набокова. СПб: Кирцидели. 2004.
20. Дымарский М.Я. Deus ex texto, или Вторичная дискурсивность набоковской модели нарратива // В.В. Набоков: pro et contra. / Сост. Б.В. Аверина, библиогр. С.А. Антонова. — СПб.: РХГИ, 2001. Т. 2.
21. Житкова Н.Ю., Голубева И. В. Конструкции экспрессивного синтаксиса // Достижения науки и образования. Таганрог, 2018. № 17. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konstruktsii-ekspressivnogo-sintaksisa(дата обращения: 11.05.2023).
22. Злочевская А.В. Художественный мир В.Набокова и русская литература К!К:генетические связи, типологические параллели и оппозиции: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М.:Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002.
23. Иванова Е.Ю. Вставные конструкции как элемент экспрессивного
синтаксиса (на материале болгарского языка): Автореф.дисс.
.канд.филол.наук.СПб, 1987.
24. Иванчикова Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения // Мысли о современном русском языке. М.: Просвещение, 1969.
25. Коровина К.Г. Характеристики художественного билингвизма: на материале произведений В.В. Набокова: автореф.дис. ... канд. филол. Наук. Тверь, 2016.
26. Ленько Г.Н. Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий.
М.: Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kategorii-emotivnosti-i-smezhnyh-s- neyu-ponyatiy(дата обращения: 29.05.2022).
27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Конспект лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та , 1971
28. Леонтьев А.Я., Судаков К.В. Эмоции: Большая
энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 30.
29. Люксембург А.М. Коварный конструктор игровых структур: организация набоковского метатекста в свете теории игровой поэтики // Набоковский сборник: искусство как прием. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2001. — С.3-19.
30. Маколкина А.С. Кинопоэтика в нарративе В. Набокова[Электронный
ресурс]иВН: http ://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/ makolkina-
kinopoetika.htm(дата обращения: 14.05.2023)
31. Мартьянова И.А.Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы). Челябинск:Вестник ЮУрГГПУ,2017.№1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n7kinemato grafichnost-literaturnogo-teksta-na-materiale-sovremennoy-russkoy-prozy(дата обращения: 29.05.2022).
32. Маслова В.А. Параметры экспрессивного текста // Человеческий фактор в языке. Языковые лексемы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 179-205.
33. Можаева Т.Г. Кинематографичность как одна из доминант
идиостилевого развития современной художественной прозы / Т.Г. Можаева // «Проблемы прикладной лингвистики»: Сб. ст.
Пенза:Междунар. науч.-практ. конф., 2005.
34. Мурдускина О.В. Синтаксические аномалии как средство смысловой самоорганизации языка. Воронеж: Известия ВГПУ, 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksicheskie-anomalii-kak-sredstvo- smyslovoy-samoorganizatsii-yazyka(дата обращения: 11.05.2023).
35. Мухин М.Ю. Сменность форм повествования как основной прием создания текстового синтагматического напряжения в романе В. Набокова «Дар» // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1997. — С. 100-112.
36. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Владимир Набоков. СПб: Азбука-классика, 2010.
37. Найдина Т.Е. Грамматика экранного видения. Лингвокультурологическ ий анализ художественного текста в парадигме экранной культуры. Тайбей: Сювэй, 2017.
38. Немцев Л.В. В.В. Набоков и Н.В. Гоголь: создание образа автора в художественном произведении: автореф.дис. ... канд. филол.наук. Самара: СГСПУ, 1999.
39. Немцев М.В. Стилевые приметы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны: дис. ... канд. филол. наук.М.: Изд-во Моск. ун¬та, 2004.
40. Никулина С.Д. Лексический повтор как средство смысловой
организации художественного текста // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Оренбург, 2012. №10-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7leksicheskiy-povtor-kak-sredstvo-smyslovoy- organizatsii-hudozhestvennogo-teksta(дата обращения: 13.05.2023).
41. Омаева З.Я. Виды вставных конструкций в произведении В. Набокова «Дар» // Актуальные вопросы науки и образования. Махачкала: ДГПУ, 2005. С.108-109.
42. Омаева З.Я. О присоединительных конструкциях в синтаксисе художественных произведений // Педагогические науки. М.: Спутник Плюс, 2006. Вып. 4.
43. Омаева З.Я. Синтаксические конструкции экспрессивного типа как средство выражения авторских интенций (на материале Научно - теоретический журнал художественных произведений В.В. Набокова):дис. ... на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.Махачкала, 2006.
44. Омаева З.Я. Функционирование вопросно-ответного комплекса в произведениях В.Набокова. // Вестник. Актуальные вопросы науки и образования. Махачкала: ДГПУ, 2006. Вып. 3.
45. Омаева З.Я. Цепочки номинативных предложений в произведениях В. Набокова // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала: ДНЦ РАН, 2006.Вып. 25.
46. Пермякова Т.В. Отражение авторского замысла в синтаксисе и
нарративе малой прозы В. Набокова: дис. ... канд. филол.наук.
Владивосток: ДВФУ, 2007.
47. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодаягвардия, 1964.
48. Рахимкулова Г.Ф. Синтаксический сбой в прозе В. Набокова и его игровые функции: авторефер. дис. ... канд. филол. наук. Ростов: ЮФУ, 2003. №2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksicheskiy-sboy-v-proze-v-nabokova-i-ego-igrovye-funktsii(дата обращения: 29.05.2022).
49. Романова Г.Р. Философско-эстетическая система Владимира Набокова
и ее художественная реализация - период американской эмиграции// [Электронный ресурс] Владивосток, 2005. URL: http://nabokov-
lit.ru/nabokov/kritika/romanova-filosofsko-esteticheskaya-sistema/romanova-sistema-1.htm(дата обращения: 15.05.2023)
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
51. Рыкунина Ю.А. В. В. Набоков: Pro et contra / Сост. Аверина Б. И др. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.СПб.: РХГИ, 2001. Т. 2.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/2003-02-026-v-v-nabokov-pro-et-contra-sost-averina-b-i-dr-spb-rhgi-2001 -t-2- 1064-s-rus-put(дата обращения: 29.05.2022).
52. Сладкова В.С. Особенности кинематографического письма в современных французских новеллистических текстах [Электронный ресурс].URL:http://www.pglu.ru/upload/iblock/d41/uch_2009_v_00069.pdf(дата обращения: 14.05.2023)
53. Стрельникова Л.Ю. Синтаксическая изобразительность малой прозы Набокова В.В. // Вестник Поморского университета. Архангельск: Издательский центр Поморского университета, 2007. С.125-128.Вып. 5.
54. Стрельникова Л.Ю. Соотношение устойчивых и изменчивых признаков в стиле русскоязычной прозы В. В. Набокова: автореф.дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2000.
55. Формановская Н.И. Эмоции, чувства, экспрессия в языковом и речевом выражении // Эмоции в языке и речи. Сб. ст. М.:ФГБОУ ВО , 2005.
56. Хайдт Д. «Моральные эмоции»/ под ред. Дэвидсон, Ричард; Шерер, Клаус; Голдсмит, Х. //Справочник по аффективным наукам. Оксфорд (Англия): Изд-во Оксфордского университета, 2003.
57. Хасин Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. СПб.: Лет. сад, 2001.
58. Чайковский P.P. Общая лингвистическая категория экспрессивности и экспрессивный синтаксис // Вопросы романо-германской филологии. М.:МГПИЯ им. М.Тореза, 1971.
59. Чеплыгина И.Н. Повтор как структурное средство актуализации в языковой картине мира В.Набокова. Ростов н/Д.: Ин-т упр., бизнеса и права, 2002.
60. Янгиров. Р.М. Специфика кинематографического контекста в русской
литературе 1910-х -1920-х годов: автореф. дис. ...канд. филол. наук. М.:РГГУ,2000. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dissercat.com/content/spetsifika-kinematograficheskogo-konteksta-v-russkoiliterature-1910-kh- 1920-kh-godov (дата обращения:
14.05.2023)
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС, 1966.
2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Рипол классик, 2008.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: [в 4 ч. в 21 вып.]. М.: тип. А. Семена. 1863.ч.1.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Большая Рос. Энцикл., 1990.
5. Толковый переводоведческий словарь / Л. Л. Нелюбин. - 9-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2018.
6. Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, Д. В. Руднев и др.; отв. ред. Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — с.172