Введение 3
1. Карьера в системе управления персоналом 6
1.1. Понятие карьеры и ее роль в системе управления 6
1.2. Содержательные аспекты управления деловой карьерой персонала в
организации 13
1.3. Модели карьеры 20
2. Составляющие управления карьерой персонала на примере ООО «Чучвара-
Волга» 24
2.1. Общая характеристика ООО «Чучвара-Волга» 24
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия 27
2.3. Основные проблемы в сфере управления деловой карьерой в ООО
«Чучвара-Волга» 32
3. Разработка мероприятий по управлению деловой карьерой персонала в
ООО «Чучвара-Волга» 41
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию процесса управления деловой карьерой 41
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по управлению деловой
карьерой 50
Заключение 55
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. На протяжении последних десяти лет в науке управления и в практике кадрового менеджмента происходит смена системы взглядов на карьеру: представление о планомерно и последовательно осуществляемой карьере в рамках одной организации или одной профессии замещается пониманием карьеры как процесса многовекторного, многофакторного, поливариантного, сложно структурированного и во многом организуемого самим человеком.
Действительно, большинство компаний заинтересовано иметь в своем штате сотрудников, стремящихся к профессиональному и личностному росту. Поэтому система управления карьерой является неотъемлемой частью функционирования компании в современной бизнес-среде. Это хорошо известный факт, что во многих успешных компаниях уделяют большое внимание процессу управления карьерой, тем самым мотивируя, сохраняя и развивая кадры внутри компании.
Необходимость улучшения системы управления карьерой персонала связана с усилением контроля качества работы сотрудников и повышения их личной и общей эффективности. На фоне растущей конкуренции особенно необходимым становится вопрос квалификации работников и их «качественных» характеристик. Карьерное развитие персонала - ключевой момент в конкурентной борьбе.
Для заместителя руководителя знание методов улучшения системы управления карьерой персонала, умение создавать и контролировать исполнение планов по созданию резерва на замещение не только специалистов, но и руководителей высшего уровня, является повышением личной и профессиональной компетенции. Возможность провести исследование на практике создаёт навыки проведения исследования (сбора и анализа информации в реальной организации), навык создания и укрепления межличностных контактов в деловой среде, навыки работы с реально существующими системами управления персонала, умение анализировать массивы информации о персонале, организации (на микро и макро уровнях) и т.д.
Последние годы система управления карьерой в ООО «Чучвара-Волга» проходит автоматизацию и корректировку, больше связанные с программным обеспечением, чем с реальной ситуацией в компании. Изменения носят ситуативный, поверхностный характер и основаны на мнении того или иного руководителя. Данный проект предполагает глобальный анализ, основанный на комплексном компетентностном подходе к организации. Проведение все-стороннего исследования данной системы позволит выявить проблемы, которые незаметны при поверхностном анализе. Решение этих проблем повысит эффективность работы системы, что позволит поддерживать на высоком уровне кадровый потенциал, развивать профессиональную компетенцию, сформировать слаженную команду специалистов в своём деле.
Следовательно, актуальность оптимизации системы управления карьерой персонала ООО «Чучвара-Волга» заключается в том, что данная система длительное время не подвергалась глобальному анализу и изменениям, имеет погрешности, характерные для систем с частыми поверхностными корректировками на основании мнения сотрудников (последствия «любительского менеджмента»).
Степень разработанности темы исследования. В российской науке и практике вопросы карьеры изучались довольно обширно.
Объектом исследования является персонал ООО «Чучвара-Волга».
Предмет исследования - система управления карьерой персонала
Целью исследования является оптимизация системы управления карьерой персонала ООО «Чучвара-Волга».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
- обобщить теорию карьеры в системе управления персоналом в организации;
- охарактеризовать и сравнить системы управления деловой карьерой персонала;
- рассмотреть понятие оптимизации и влияние управления карьерой на эффективность деятельности организации;
- охарактеризовать ООО «Чучвара-Волга» и особенности отдела персонала;
- охарактеризовать систему управления карьерой персонала ООО «Чучвара-Волга»;
- проанализировать систему управления карьерой ООО «Чучвара- Волга», выявляя проблемы;
- разработать рекомендации по оптимизации системы управления карьерой персонала ООО «Чучвара-Волга»;
- провести оценку разработанных рекомендаций.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий в области управления персоналом, посвященные вопросам управления карьерой и ее моделей, а также рассматривающие факторы развития карьеры сотрудника.
Эмпирическим материалом явились локальные нормативные документы по управлению персоналом, а также данные внутренней статистической отчетности ООО «Чучвара-Волга».
Методы исследования: анализ литературы и документов (контент - анализ, SWOT - анализ), социально-психологическое тестирование (анкетирование - авторская анкета), анализ рисков проекта (методика FERMA).
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника.
Если компания готова планомерно развивать свой персонал, вкладывая деньги в его профессиональный и личностный рост, руководитель, отвечающий за планирование карьеры сотрудников должен четко представлять разновидности, модели и типологию карьерного роста, особенности формирования карьеры в зависимости от типа личности и возраста сотрудника, какие этапы карьерной лестницы пройдет работник: кем он будет через год, через пять лет.
Организации, руководители которых понимают важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают серьезный шаг на пути к собственному процветанию. Планирование карьеры дает возможность «вырастить» специалиста или руководителя в стенах своей организации. Планирование карьеры является одним из важнейших направлений в управлении персоналом. Управление карьерой сотрудника-это не только постановка целей его профессионального развития, но и определение средств их достижения.
Затраты на планирование карьеры и обучение сотрудников надо рассматривать как капиталовложения в их квалификацию, а значит, и успех компании. На первый взгляд может показаться, что управление карьерой явно уступает по эффективности найму уже сложившегося специалиста высокой квалификации. Оно требует больших затрат времени и денег. Но при более детальном анализе становится понятно, что эти затраты оправдывают себя в полной мере.
Вторая глава работы посвящена объекту исследования - системе управления персоналом ООО «Чучвара-Волга». Существуют некоторые про-белы, снижающие эффективность мероприятий по планированию карьеры.
В третьей главе разработаны проектно-практические рекомендации по оптимизации управления карьерой персонала. Управление карьерой персонала в организации представлено как целенаправленное комплексное, системное, многомерное воздействие руководителей организации и специалистов кадровой службы на процессы развития и продвижения персонала в организации, призванное для оптимизации формирования, использования и развития их потенциала.
В качестве мер по повышению эффективности процесса управления карьерой предлагается внедрить компетентностный подход в систему управления персоналом, оптимизация работы с резервом кадров, а так же разработать положение о деловой карьере ООО.
В настоящее время поставлены важные задачи: повысить эффективность его деятельности, минимизировать уровень затрат, выйти на новый уровень управляемости, стандартизировать процессы, в том числе и процессы управления персоналом, но при этом сохранить качество сервиса, традиции и фирменную корпоративную культуру. Один из эффективных способов решения этой задачи - внедрение компетентностного подхода в систему правления персоналом.
Реализация компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами позволит повысить конкурентоспособность ООО, сформировать у работников готовность к планированию профессиональной карьеры и решить многие практические задачи в области управления персоналом, а именно: установить модели поведения сотрудников для успешного решения профессиональных задач; оценить соответствие персонала занимаемым должностям; оценить эффективность работы сотрудников; снизить риск ошибок при кадровых перемещениях; определить зоны развития для каждого сотрудника и оптимизировать затраты на обучение, посредством развития конкретных навыков, необходимых организации; позволит повысить эффективность подбора и развития персонала; спрогнозировать успешность и результативность сотрудников в соответствии с перспективными задачами бизнеса; транслировать корпоративную культуру и принципы ведения бизнеса; эффективно планировать развитие карьеры сотрудников.
В качестве первых ожидаемых результатов можно выделить:
> четкое понимание ожиданий и требований к работникам на всех уровнях в ООО, что, повысит объективность управления персоналом, а значит, и общую управляемость ООО;
> повышение эффективности коммуникаций между руководителями и отделом кадров и социального развития, между руководителями и сотрудниками;
> снижение количество ошибок подбора, оптимизация бизнес - процесса подбора благодаря единому пониманию критериев и наработанным навыкам проведения интервью. Заполнение вакансий при наличии модели компетенций должно стать более качественным, минимизируя риски найма не того кандидата;
> повышение эффективности управления инвестициями на персонал;
> переход от схемы «обучение всех всему» к целенаправленным индивидуальным схемам обучения и развития сотрудников, одновременно существенно повышая объективную эффективность и субъективную удовлетворенность участников обучения;
> возможность управления карьерой сотрудников: понимание кого и куда продвигать;
> рост удовлетворенности, лояльности и вовлеченность персонала, и как следствие - продуктивности и результативности.
Отдел кадров и социального развития совместно с планово-экономическим отделом ООО подсчитали, что внедрение компетентностного подхода позволит уменьшить среднюю стоимость закрытия одной вакансии на 25-30 %, уменьшить среднюю стоимость адаптации нового сотрудника в течение первого месяца работы на 25 %.
В целом, эффективный процесс планирования и развития карьеры выступает в качестве одного из основных инструментов повышения эффективности работы практически любой организации.
Оптимизация работы с резервом кадров была направлена на объединение двух параллельных процессов: регулярной оценки (ежегодного собеседования), в рамках которой непосредственный руководитель проводит оценку достижения подчиненным поставленных перед ним задач, а также оценку по компетенциям, и заполняет на свою должность карту преемственности.
Важно помнить о том, что коллектив организации - это, прежде всего, люди, и их удовлетворённость и лояльность, мотивация и приверженность корпоративной культуре являются обязательными условиями успешного взаимовыгодного сотрудничества организации и человека.
Корректировка систем найма (поиска) сотрудников в направлении достаточного информирования о рыночной ориентированности компании при-ведёт к уменьшению разногласий между организационной культурой и личностью. Корректировка миссии организации, по результатам контент-анализа смысловых паттернов, и проведение корректировки каналов распространения информации, снижение бюрократизации при вертикальном взаимодействии и развитие (повышение) корпоративного духа - всё это приведёт к повышению сплочённости и лояльности коллектива, к росту заинтересованности сотрудников в более производительной деятельности, фокусируя внимание на карьерный рост и долгосрочное сотрудничество с фирмой.
Закрепление условий и правил карьерного продвижения сотрудников в ООО возможно благодаря утверждению соответствующего локального нормативного акта - Положения о деловой карьере.
Можно ожидать, что реализация проектных решений, экономически оправдают себя, поскольку расчет показателей свидетельствует о том, что проектные решения по оптимизации системы управления карьерой имеет высокую степень эффективности.
1. Азямова Л.В. Аттестация персонала// Справочник кадровика. № 1. 2017. С. 20.
2. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом оргнизации. М., 2016. С. 405.
3. Бабинов Е.Н. Аттестация - как один из методов повышения профессионализма работников службы управления персоналом //Кадры газовой промышленности: Научно-методический сборник / ООО «ИРЦ Газпром». - М., 2014. - № 1-3. С.67
4. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. - М.: Выш. Шк., 2013. - С.94
5. Бершаков П.В., Трененков Е.М. Управление потенциалом персо-нала. Предпринимательский подход: учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2014. С.69
6. Блок К.Д., Жернова Н.А. Эффективная система мотивации на предприятия: синтез материально и нематериальной мотивации // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2014. - № 5. - С. 361
7. Валикова А.С. Современный российский менеджмент/Бизнес- пресс, 2015, № 11. С.69
8. Винокуров В.А. Организация менеджмента на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. - С.60
9. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М. Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С.67
10. Голеяко В. А., Нестеров Л. Д., Куз В. И. Моделирование динамики квалификации работников в производственных системах / Антикризисная организация и управление в условиях неопределенности: Материалы межрегиональной научн.-практ. конференции. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2015. С. 121-123
11. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Северо-Запад, 2014. С.187
12. Каримов А., Сергеев Ю. Кадровый «лифт» // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». - 2015. - №10. - С. 46.
13. Карлофф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Научн. ред.: В.А. Приписнов. - М.: Экономика, 2014. - С.92
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - 4-е изд., доп. и перераб. - М., 2014. - С.5.
15. Кибанов, А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А Управление персоналом: Учебник. - М.: РИОР, 2014. - С.67
16. Курилов В.И. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток, 2017. С. 99.
17. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С.298
18. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. - М.: КноРус, 2015. С.73
19. Маринина О. Составляем индивидуальный план развития // Кадровое дело. - 2015. - № 9. - С. 90
20. Марьин В.В. Мотивация к труду и профессиональная мотивация // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и решения/ отв. ред. Горохов А.А. - Курск, 2013. - С. 33
21. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2016. - С.17
22. Микроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С.339
23. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление- персоналом: Учебное пособие, Дашков и К, - 2016. - С.82
24. Могилевкин Е.А. Управление карьерой // Служба кадров и персонал. - 2014. - № 12. - С. 58
25. Ньюстром Джон, Девис Кейт Организационное поведение / Пер. с англ. под. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2013. С.58
26. Пархимч Зайцева Е.Н., Сапрыкин А.Н. Перспективная молодежь - потенциальный резерв управленческих кадров отрасли //Кадры газовой промышленности: Научно-методический сборник / ООО «ИРЦ Газпром». - М., 2014. - №10. С.76
27. Слета, О. Д. Вопросы управления корпоративным обучением в организациях // Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь : ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2016. С. 96
28. Смирнова А.Н, Исследование систем управления. - М.: Олма- пресс, 2016. С.109
29. Торгунакова Е. В. Лояльность персонала компании как интегральный критерий оценки уровня корпоративной культуры предпринимательских структур // Современные аспекты экономики. - 2016. - № 2. - С.83
30. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Юридический словарь-справочник кадровика. М., 2016. С. 3.
31. Управление персоналом. Учебник. /Под редакцией Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ''Центр Кадровых Технологий - ХХ1 век'', 2017. С.196
32. Уткин Э.А. Управление персоналом: Пособие для подготовки к экзамену. М.: ЭКМОС, 2013. 223с.
33. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб.пос.для
экон.спец.вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 446с.
34. Яковлев П.А. Аттестация персонала. - М.: Олма-пресс, 2015. С.90