ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Сущность конфликтов организации, их особенности и необходимость
управления 9
1.2. Анализ методов и подходов к управлению конфликтами в организации .... 17
1.3. Стратегии и процесс управления конфликтами в организации 23
1.4. Анализ отечественного и зарубежного опыта управления конфликтами .... 27
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛАКОМКА» 32
2.1. Общая характеристика и виды деятельности исследуемой организации .... 32
2.2. Анализ социально-экономических характеристик организации 35
2.3. Анализ состояния управления конфликтами в организации 50
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ
СИТУАЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ЛАКОМКА» 60
3.1. Направления по совершенствованию и внедрение мероприятий в систему
управления конфликтами в организации 60
3.2. Экономическая оценка предложенных мероприятий по управлению
конфликтами в организации 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема управления конфликтами в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты, такие как организация управления конфликтами в организации.
В ранних трудах по управлению подчеркивается важность гармонического функционирования организации. По мнению некоторых из авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо эффективный механизм. Следовательно, конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления.
В настоящее время общепризнанно, что конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. В России на любом этапе ее развития оказывали решающее влияние на судьбу страны. Для того, чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения.
В рамках деятельности организации можно отметить, что хотя организации и нужно гармоничное объединение всех видов деятельности, она не может оставаться статичной и удовлетворенной существующим положением. Напротив, руководство должно проявлять активность, планировать новшества и должным образом реагировать на изменение внешней среды.
Таким образом, можно утверждать, что конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации. Именно поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и управлять им на практике.
Актуальность исследования проблематики управления конфликтами в организации обусловлена тем, что правильное управление конфликтами не только снижает вероятность возникновения негативных социальных эффектов в организации, но и способствует повышению эффективности ее деятельности в целом. Поэтому в современном менеджменте управление конфликтами рассматривается как одна из важнейших задач менеджера.
Конфликт представляет собой весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
Исследование межличностных конфликтов может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с межличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека.
В настоящее время конфликтологами разработаны и продолжают совершенствоваться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его.
Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществе. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.
В связи с этим обозначим проблему данного дипломного исследования - управление конфликтами на уровне организации. При этом под управлением конфликтами в работе понимается целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Актуальность определила цель данного выпускной квалификационной работы - анализ системы управления конфликтами в организации ООО «Лакомка», выявление существующих конфликтогенных ситуаций, а так же разработка рекомендаций по предотвращению и разрешению конфликтов в исследуемой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести детальное теоретико-методологическое исследование конфликтов в организации, выявить способы, методы и процесс управления конфликтами.
2. Дать общую характеристику деятельности исследуемой организации ООО «Лакомка», проанализировать состояние управления конфликтами в организации ООО «Лакомка», выявить состояние и проблемы в данной сфере.
3. Разработать рекомендации и мероприятия по повышению эффективности управления конфликтами в организации ООО «Лакомка», проанализировать их эффективность.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация ООО «Лакомка», осуществляющее коммерческую деятельность на рынке города Мурманска.
Предметом исследования является сфера социальных отношений и различного рода конфликтные ситуации в исследуемой организации ООО «Лакомка».
Методологическую базу исследования составили труды следующих ученых: А.И. Шипилова, А.Г. Здравомыслова, Н.В. Гришиной, А.В. Морозова, В.И. Хасана, Фролова С.С., Козлова С.А. и других. Так же в ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены труды зарубежных и отечественных авторов, касающихся темы исследования.
Важно отметить, что состояние теоретической разработки проблемы конфликтов отражает общее состояние изучения фундаментальных проблем в науке, а именно методологические сложности и отсутствие серьезного развития теоретических подходов к практике разрешения конфликтов в организациях. Практика работы с конфликтами в актуальной сфере отражает отсутствие ясных представлений о разнообразии форм практической работы с конфликтами и их релевантности разным формам нарушения отношений и их последствий.
Практической значимостью данного выпускной квалификационной работы является то, что конфликт в организации рассматривается через призму человеческих отношений, а также потребностей отдельного члена коллектива и его потребностей в нем. На основании полученных результатов исследований предложены меры направленные на оптимизацию системы управления конфликтами в ООО «Лакомка», которые могут быть применены в практикой деятельности данной организации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы представлены общие теоретические аспекты исследуемой темы. Во второй главе проводится анализ деятельности объекта исследования. В третьей главе, на основании проанализированных теоретических и практических данных, предлагаются пути совершенствования системы управления конфликтами в ООО «Лакомка». В заключении делаются обобщающие выводы и предложения по улучшению деятельности ООО «Лакомка» в рамках темы выпускной квалификационной работы
В заключении данного исследования можно сделать ряд выводов.
Целью выпускной квалификационной работы являлся анализ системы управления конфликтами в организации ООО «Лакомка», выявление существующих конфликтогенных ситуаций, и разработка рекомендаций по предотвращению и разрешению конфликтов.
Для достижения поставленной цели в первой главе работы были рассмотрены теоретические основы конфликтов и основы управления ими. По первой главе работы можно привести обобщающие выводы.
Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Существует четыре основных типа конфликта:
- внутриличностный конфликт;
- межличностный конфликт;
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт, нередко встречаются конфликты смешанного типа.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из них являются:
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач;
- различия в целях;
- различия в представлениях и ценностях;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- неудовлетворительные коммуникации.
Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Существует четыре основных типа конфликта:
- внутриличностный конфликт;
- межличностный конфликт;
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт, нередко встречаются конфликты смешанного типа.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из них являются:
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач;
- различия в целях;
- различия в представлениях и ценностях;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- неудовлетворительные коммуникации.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Структурные методы: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные комплексные цели, структура системы вознаграждений.
Методы, ориентированные на межличностные взаимодействия: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы
Решая конфликтные ситуации на предприятиях или организациях, как с отдельными личностями, так и с группой людей, руководитель должен быть внимательным и, самое главное, соблюдать спокойствие, не выказывая свою агрессию или враждебность. Если он считает свою точку зрения абсолютно правильной, можно мягко, но твердо настоять на ней, убеждая своих оппонентов, но так, чтобы они об этом даже и не догадались. Если подчиненные добиваются каких- либо успехов, тем самым принося прибыль предприятию, необходимо вознаграждать их за это.
Во второй (аналитической) главе работы решены следующие задачи:
1. Произведен анализ деятельности исследуемого предприятия.
2. Выявлены проблемы деятельности предприятия в рамках темы выпускной квалификационной работы.
Исследуемым объектом в рамках выпускной квалификационной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Лакомка». В системе рыночного хозяйства для ООО «Лакомка» непосредственной целью является получение прибыли.
Основные производственные фонды ООО «Лакомка» постоянно расширяются и совершенствуются. Парк оборудования своевременно оснащается в соответствии с новейшими технологиями. Таким образом, предприятие стремиться к постоянной модернизации имеющегося в эксплуатации оборудования (в общем и для каждой секции в частности) и располагает средствами для ее обеспечения.
Исходя из показателей предельной прибыли, следует заключить, что предприятие функционирует и получает прибыль. ООО «Лакомка» является прибыльным. На основании сказанного выше, можно сделать вывод о том, что руководством предприятия осуществляется правильная финансовая политика.
ООО «Лакомка» - производственное предприятие. Методы управления персоналом построены на прямом, оперативном воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями.
Несмотря на успешную деятельность организации во внутренней среде ООО «Лакомка» присутствуют проблемы, связанные с управлением конфликтами, выявлены основные из них:
- неудовлетворительные коммуникации внутри организации;
- не отлаженная и не эффективная информационная система в организации,
- отсутствие разработанных методик и алгоритмов предотвращения и решения конфликтных ситуаций в организации ООО «Лакомка»;
- отсутствие специализированной службы управления персоналом.
Указанные проблемы объясняют часто возникающие и назревающие конфликтные ситуации в организации ООО «Лакомка».
В третьей (практической) главе работы решены следующие задачи:
1. Разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию разрешения конфликтов на исследуемом предприятии.
2. Проведена экономическая оценка предложенных мероприятий.
Предложены следующие мероприятия для ООО «Лакомка»: создание службы управления персоналом; определение механизма разрешения конфликтов с участием службы управления персоналом; совершенствование коммуникационных и информационных процессов и потоков в организации; внедрение тренинговых методик для руководства организации.
Предложенные мероприятия позволят своевременно реагировать на напряженные ситуации в коллективе, а также своевременно и адекватно предотвращать их. В случае возникновения конфликта, данные меры помогут безболезненно выйти из сложившейся ситуации.
Так как конфликт является особой формой взаимоотношений между людьми, следовательно, требует тщательного и детального рассмотрения. Особенно если речь идет о взаимоотношениях в трудовом коллективе. Поэтому наиболее важно, прежде всего, учитывать личные и деловые качества каждого сотрудника и коллектива в целом.
1 Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 200 с.
2 Алешина, Ю. Е. Управление персоналом / Е.Ю. Алешина. - М.: Юнити,
2015. - 385 с.
3 Анцупов, А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Анцупов. - М.: Юнити, 2014. - 552 с.
4 Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. СПб.: Питер, 2017. - 526 с.
5 Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2015. - 552 с.
6 Анцупов, А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Издательство Военного Университета, 2017. -145 с.
7 Армстронг, М. Практика и управление человеческими ресурсами / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2014. - 332 с.
8 Баринов, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: ФБК- ПРЕСС, 2017. - 288 с.
9 Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ПолиПресс, 2017. - 411 с.
10 Большаков, А.Г. Конфликтология организаций / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. - М.: Пресс, 2015. - 182 с.
11 Буртовая, Е. В. Конфликтология: учебное пособие / Е. В. Буртовая. - М.: Норма, 2014. - 316 с.
12 Воробьев, Н.Х. Управление персоналом организации / Н.Х. Воробьев. - М.: Гардарики, 2015. - 193 с.
13 Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник / И. Е. Ворожейкин. - М.: Инфра-М, 2017. - 440 с.
14 Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер: для руководителя - практика / М. Вудкок, Д. Френсис. - М.: Юнити, 2017. - 349 с.
15 Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н.Васильев. - СПб.: Речь, 2014. - 413 с.
16 Вучкович-Стадник, А. Оценка персонала / А. Вучкович-Стадник. - СПб.: Гиперион, 2014. - 412 с.
17 Галенко, В.П. Менеджмент: системы управления, методология,
предпринимательство / В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова. - СПб.: Питер,
2014. - 362 с.
18 Герасимов, Б.Н. Менеджмент персонала / Б.Н. Герасимов, В.Г. Чумак, Н.Г. Яковлева. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2014. - 439 с.
19 Демченко, Т. Управление персоналом: современные подходы / Т. Демченко. - М.: Мартин, 2014. - 456 с.
20 Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов: юридическая конфликтология / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М.: Юнити, 2014. - 310 с.
21 Дубовик, Т. Управление персоналом / Т. Дубовик. СПб.: Питер, 2014. - 256 с.
22 Дырин, С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия / С.П. Дырин. СПб.: Мирт, 2017. - 312 с.
23 Ершов, А.А. Организационное поведение / А.А. Ершов. - М.: Юнити,
2015. - 410 с.
24 Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии.- 3-е изд., перераб. и доп. / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
25 Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. Нижний Новгород: Абак Пресс, 2014. - 237 с.
26 Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т. С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2014. - 315 с.
27 Кибанов, А Л. Управление персоналом организаций / А. Л. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 435 с.
28 Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. - М.: Владос, 2014. - 450 с.
29 Кибанова, А.А. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / А.А. Кибанова. - М.: МГУ, 2014. - 199 с.
30 Кибанова, А.А. Управление персоналом организации / А.А. Кибанов. - М.: МГУ, 2014. - 220 с.
31 Прокофьева, Н. И. Психологические аспекты ведения переговоров / Н.И. Прокофьева. - М.: ГроссМедиа, 2014. - 620 с.
32 Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э. А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2016. - 280 с.
33 Фролов С.С. Социология организаций. - 4-е изд. / Фролов С.С. - М.: Юнити. 2014. - 457 с.
34 Чумиков, А. Н. Управление конфликтами / А. Н. Чумиков. - М.: Норма,
2016. - 137 с.
35 Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.И. Шипилов. М.: Юнити, 2017. - 529 с.
36 Баринов, В. А. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации / В. А. Баринов // Менеджмент в России и за рубежом. - №5. -
2017. - С. 5.
37 Вдовина, М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения / М. В. Вдовина // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3 - С. 45-49.
38 Глухова, И.В. Управление конфликтами в системе антикризисного менеджмента организации / И.В. Глухова // Вестник экономической интеграции. - 2017. - № 1. - С. 84-92.
39 Гордеева, М.А. Управление конфликтами: поиск пространства для переговоров / М.А. Гордеева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 1. - С. 231-241.
40 Данилов, Д. Конфликты в сфере торговли, их регулирование и управление / Д. Данилов // Предпринимательство. - 2014. - № 3. - С. 64-70.
41 Денисов, А. «Призрачные» субъекты в управлении современным
конфликтом / А. Денисов // Государственная служба. - 2016. - № 2. - С. 67-70.
42 Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
43 Зубок, Ю. А. Конфликты / Ю. А. Зубок // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 2. - С. 179-182.
44 Исраелян, Г.С. Корпоративные конфликты и методы управления ими / Г.С.Исраелян // Транспортное дело России. - 2015. - № 77. - С. 80-82.
45 Козлов, С.А. Конфликт в организациях / С.А. Козлов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2014. - № 113. - С. 129- 134.
46 Колобов, А.О. Властные полномочия и оперативные возможности ООН в управлении конфликтами / А.О. Колобов, О.О. Хохлышева // Власть. - 2017. - № 4. - С. 155-157.
47 Ларионов, В.Г. Типы и функции трудовых конфликтов. Управление трудовыми конфликтами / В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников О.Н. // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 50-54.
48 Ларионов, В.Г. Типы и функции трудовых конфликтов. Управление трудовыми конфликтами / В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников О.Н. // Российское предпринимательство. - 2014. - № 6. - С. 61-63.
49 Ларионов, В.Г. Этапы развития конфликта. Управление трудовыми конфликтами / В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников // Российское предпринимательство.
- 2014. - № 4. - С. 53-57.
50 Лобанова, Т. Управление внутрифирменными коммуникациями / Т. Лобанова // Бизнес Без Проблем. - 2014. - № 2. - C. 10-17.
51 Лопатин, М.В. Деконфликтизация процессов управления как показатель качества управленческого труда / М.В. Лопатин // Университетское управление. -
2016. № 4(37). - С. 97-102.
52 Лутманов, С.В. Управление динамическими объектами в условиях многостороннего конфликта / С.В. Лутманов // Информационный бюллетень РФФИ.
- 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 302.
53 Лымарь, Н.Г. Конструктивное управление конфликтом / Н.Г. Лымарь // Омский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 103-106.
54 Ляхова, Е.А. Управление конфликтами в организации / Ляхова Е.А. // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 9. - С. 37-39.
55 Манойло, А.В. Управление конфликтами. Модель психологической операции / А.В. Манойло //Акмеология. - 2015. - № 1. - С. 64-74.
56 Рыжов, О.А. Управление социальным конфликтом (приглашение к размышлению) / О.А. Рыжов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2016. - № 5. - С. 62-69.
57 Салимгереев, З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования / З. Салимгереев // Закон и право. - 2016. - № 12. - С. 36-37.
58 Сергеев А.А. Использование активных методов в обучающих программах по управлению конфликтами / А.А. Сергеев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 120-124.
59 Созонов, С.В. Механизмы разрешения корпоративных конфликтов при управлении компанией / С.В. Созонов // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2016. - № 4. - С. 54-55.
60 Тимохин, Я.С. Управление внутрикорпоративными конфликтами / Я.С. Тимохин // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2015. - № 142. - С. 195-197.
61 Усатый, Н. Социально-коммуникативный подход к управлению трудовыми конфликтами / Н. Усатый // Человек и труд. - 2014. - № 4. - С. 13-15.
62 Фогмин, Г. П. Модели конфликтов / Г. П. Фогмин // Управление персоналом. - №6. - 2014. - С. 14.
63 Щербакова, Е.С. Эффективное управление конфликтами в организации / Е.С. Щербакова // Вологдинские чтения. - 2015. - № 38-1. - С. 115-116.