РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РОЯЛ РОУД»)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность конкурентной стратегии и ее виды 8
1.2. Этапы разработки конкурентной стратегии и система
обеспечения ее реализации 12
1.3. Методики оценки эффективности реализации
стратегии 19
Глава 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОЯЛ РОУД» 30
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия 30
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 35
2.3 Оценка сбалансированности стратегического портфеля 40
предприятия
2.4 Оценка эффективности действующей стратегии предприятия... 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫБОРУ 46
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «РОЯЛ РОУД»
3.1 Определение стратегических альтернатив 46
3.2 Обоснование экономической эффективности выбранной 51
стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Сущность конкурентной стратегии и ее виды 8
1.2. Этапы разработки конкурентной стратегии и система
обеспечения ее реализации 12
1.3. Методики оценки эффективности реализации
стратегии 19
Глава 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОЯЛ РОУД» 30
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия 30
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 35
2.3 Оценка сбалансированности стратегического портфеля 40
предприятия
2.4 Оценка эффективности действующей стратегии предприятия... 43
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫБОРУ 46
КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «РОЯЛ РОУД»
3.1 Определение стратегических альтернатив 46
3.2 Обоснование экономической эффективности выбранной 51
стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В рыночных условиях конкурентные стратегии играют важную роль для каждого предприятия. Разработка конкурентной стратегии позволяет компании выработать модель поведения в отношении конкурентов и четко спланировать действия направленные на решение поставленных задач, добиться конкурентных преимуществ.
Эффективность конкурентных стратегий влияет на конкурентоспособность предприятия в целом, что предопределяет перспективы его экономического и социального развития. Особую актуальность конкурентные стратегии приобретают в условиях экономического кризиса.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по выбору эффективной конкурентной стратегии предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия;
- выполнить анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия как результата эффективности реализующей конкурентной стратегии;
- дать оценку конкурентным преимуществам и конкурентным позициям предприятия;
- разработать рекомендации по выбору эффективной конкурентной стратегии предприятия, предусматривающую создание новых конкурентных преимуществ и обеспечивающую усиление конкурентных позиций на рынке;
- обосновать экономическую эффективность предложенной
конкурентной стратегии.
Объектом исследования является стратегическое управление предприятия.
Предмет исследования - конкурентная стратегия предприятия.
Теоретической базой для исследования послужили работы зарубежных ученых: Чандлера А.Д., Минцберга Г., Портера М., Котлера Ф., и современных отечественных ученых: Розановой Н.М., Бахрушина М.А., Грегори Ричард К., Докукиной А. А., Лукиной Е., Сидорова М.Н., Шифрина М. Б. и др. в сфере стратегического управления предприятием.
Решение проблемы разработки эффективной конкурентной стратегии предприятия осуществляется на примере деятельности предприятия ООО «Роял Роуд», которое занято торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Предприятие создано в 2015 г., но уже сформировало о себе положительный имидж у потребителей и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Структура управления предприятием дивизионального типа, что обеспечивает гибкость управления и быстрое реагирование на вызовы внешней среды. Предприятие обеспечено высококвалифицированными трудовыми ресурсами и источниками финансирования в полной мере.
Б исследовании применяются традиционные методы экономического анализа, методы стратегического анализа и матричные модели прогнозирования конкурентной ситуации и поведения предприятия на рынке, экспертные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена исследованию теоретических и методических основ разработки конкурентной стратегии предприятия. Вторая глава содержит результаты проведенного обобщенного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и стратегического анализа. Б третьей главе изложены рекомендации по разработке конкурентной стратегии исследуемого предприятия и обоснована их экономическая эффективность.
Эффективность конкурентных стратегий влияет на конкурентоспособность предприятия в целом, что предопределяет перспективы его экономического и социального развития. Особую актуальность конкурентные стратегии приобретают в условиях экономического кризиса.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по выбору эффективной конкурентной стратегии предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия;
- выполнить анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия как результата эффективности реализующей конкурентной стратегии;
- дать оценку конкурентным преимуществам и конкурентным позициям предприятия;
- разработать рекомендации по выбору эффективной конкурентной стратегии предприятия, предусматривающую создание новых конкурентных преимуществ и обеспечивающую усиление конкурентных позиций на рынке;
- обосновать экономическую эффективность предложенной
конкурентной стратегии.
Объектом исследования является стратегическое управление предприятия.
Предмет исследования - конкурентная стратегия предприятия.
Теоретической базой для исследования послужили работы зарубежных ученых: Чандлера А.Д., Минцберга Г., Портера М., Котлера Ф., и современных отечественных ученых: Розановой Н.М., Бахрушина М.А., Грегори Ричард К., Докукиной А. А., Лукиной Е., Сидорова М.Н., Шифрина М. Б. и др. в сфере стратегического управления предприятием.
Решение проблемы разработки эффективной конкурентной стратегии предприятия осуществляется на примере деятельности предприятия ООО «Роял Роуд», которое занято торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Предприятие создано в 2015 г., но уже сформировало о себе положительный имидж у потребителей и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Структура управления предприятием дивизионального типа, что обеспечивает гибкость управления и быстрое реагирование на вызовы внешней среды. Предприятие обеспечено высококвалифицированными трудовыми ресурсами и источниками финансирования в полной мере.
Б исследовании применяются традиционные методы экономического анализа, методы стратегического анализа и матричные модели прогнозирования конкурентной ситуации и поведения предприятия на рынке, экспертные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена исследованию теоретических и методических основ разработки конкурентной стратегии предприятия. Вторая глава содержит результаты проведенного обобщенного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и стратегического анализа. Б третьей главе изложены рекомендации по разработке конкурентной стратегии исследуемого предприятия и обоснована их экономическая эффективность.
В работе проведены теоретические исследования вопроса разработки эффективной конкурентной стратегии предприятия. Обобщены мнения ученых в вопросе определения сущности конкурентной стратегии, рассмотрены ее виды и этапы разработки, представлена методика оценки эффективности конкурентной стратегии.
Проблема разработки эффективной конкурентной стратегии в выпускной квалификационной работе решалась на примере деятельности предприятия ООО «Роял Роуд», которое занято торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Несмотря на то, что предприятие создано в 2015 г. в настоящее время оно превосходит своих конкурентов на рынке по многим параметрам.
Наряду с этим, проведенный анализ технико-экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за период 2015-2017 гг. показал, что экономическое состояние предприятия не стабильно.
В 2017 г. предприятию удалось увеличить выручку от продаж в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 14,4%. Однако опережающий рост себестоимости продаж (17,9%) обусловил снижения уровня рентабельности. Рентабельность продаж снизилась на 0,2%, рентабельность затрат - на 4,42%.
На основании данных анализа финансовых результатов было выявлено, что на уменьшение прибыли повлиял рост коммерческих расходов и опережающий рост себестоимости продаж по сравнению с темпом роста выручки, и прочих расходов по сравнению с прочими доходами.
Анализ источников финансирования позволяет сделать вывод о том, что в течение трех анализируемых лет в динамике собственных источников финансирования сложилась положительная тенденция, в результате чего размер собственных средств увеличился на 42700 тыс. руб.
ООО «Роял Роуд» привлекает только краткосрочные заемные средства, размер которых увеличился в 2016 г. на 11364 тыс. руб., но уже в 2017 г. уменьшился на 10408 тыс. руб.
Анализ внешней среды предприятия позволил определить двух основных конкурентов - «Колесо» и «Шиндорадо», «Вианор».
В результате проведения анализа макросреды были получены значения индекса стойкости для исследуемого предприятия и для его конкурентов. Наибольшее значение индекса у исследуемого предприятия, что говорит о его меньшей уязвимости к воздействию факторов макросреды по сравнению с конкурентами.
Индекс стойкости базового предприятия к действию факторов микросреды также оказался довольно высоким, что позволило сделать вывод о необходимости укреплять свои рыночные позиции и сохранять хорошие отношения с поставщиками ресурсов.
С целью выявления сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз был проведен SWOT - анализ, по результатам которого установлено, что сильными сторонами являются: имеющийся трудовой потенциал; высокая квалификация руководства; эффективные методы стимулирования сбыта. Слабые стороны предприятия - это уязвимость по отношению к конкурентному давлению; рост себестоимости .
Возможности для развития бизнеса: возможность выхода на рынок с новым продуктом; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; развитие отрасли. Факторами угроз являются высокая конкуренция; сезонные колебания; давление поставщиков.
На основании результатов попарного сравнения компонентов матрицы был сделан вывод, что исследуемому предприятию необходимо сконцентрировать свои усилия на максимальном использовании трудового потенциала в реализации инновационных проектов, чтобы расти вместе с развитием отрасли. Высокий уровень подготовки руководящего состава позволит разработать эффективную конкурентную стратегию, обеспечивающую лучшие конкурентные позиции на рынке, а высокая эффективность применяемых методов стимулирования сбыта - продвигать новые товары на рынок и увеличивать объем продаж и дохода.
Предотвращение возникновения рисковых ситуаций требует от предприятия проведения мероприятий по снижению себестоимости продукции и услуг.
С целью оценки привлекательности рынка и конкурентных позиций стратегических хозяйственных подразделений предприятия в работе использовалась матрица Мак - Кинси. Анализ проводился по основным видам продукции: легковым и грузовым шинам и аккумуляторам.
Все бизнес-единицы расположены в квадранте «Победитель», что предполагает инвестирование в рост. Согласно рекомендациям разработчиков матрицы в отношении таких бизнес-единиц необходима концентрация усилий по поддержанию и усилению сильных сторон и конкурентных преимуществ. Для предприятия в данном случае целесообразна стратегия крупного инвестирования и поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.
В работе дана оценка эффективности действующей стратегии предприятия, которая осуществлялась по количественным и качественным результатам деятельности организации экспертным методом.
По результатам оценки исследуемое предприятие ООО «Роял Роуд» лидирует по сравнению с основными конкурентами, что позволило сделать вывод об эффективности применяемой стратегии в прошедшем периоде.
На основании результатов стратегического анализа определены альтернативы стратегий, среди которых выбор сделан на стратегии диверсификации путем создания новой услуги каршеринг. В работе предложен инвестиционный проект, для реализации которого необходимы инвестиции в размере 14070000 руб. для приобретения автомобилей на условиях лизинга. Единовременные затраты включают аванс по лизингу и дополнительные расходы по страхованию, разработке специального приложения и установки оборудования наблюдения и контроля в размере 1577000 руб.
Проведенный анализ показателей проекта доказал его экономическую эффективность. Рентабельность затрат по проекту уже в первый год составит 52,2 %. Сравнение финансовых результатов отчетного года и проектируемого позволило определить, что чистая прибыль предприятия увеличится на 4988000 руб.
Реализация предложенной конкурентной стратегии приведет к улучшению финансовых показателей деятельности предприятия и обеспечит ему конкурентные преимущества на рынке.
Проблема разработки эффективной конкурентной стратегии в выпускной квалификационной работе решалась на примере деятельности предприятия ООО «Роял Роуд», которое занято торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Несмотря на то, что предприятие создано в 2015 г. в настоящее время оно превосходит своих конкурентов на рынке по многим параметрам.
Наряду с этим, проведенный анализ технико-экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за период 2015-2017 гг. показал, что экономическое состояние предприятия не стабильно.
В 2017 г. предприятию удалось увеличить выручку от продаж в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 14,4%. Однако опережающий рост себестоимости продаж (17,9%) обусловил снижения уровня рентабельности. Рентабельность продаж снизилась на 0,2%, рентабельность затрат - на 4,42%.
На основании данных анализа финансовых результатов было выявлено, что на уменьшение прибыли повлиял рост коммерческих расходов и опережающий рост себестоимости продаж по сравнению с темпом роста выручки, и прочих расходов по сравнению с прочими доходами.
Анализ источников финансирования позволяет сделать вывод о том, что в течение трех анализируемых лет в динамике собственных источников финансирования сложилась положительная тенденция, в результате чего размер собственных средств увеличился на 42700 тыс. руб.
ООО «Роял Роуд» привлекает только краткосрочные заемные средства, размер которых увеличился в 2016 г. на 11364 тыс. руб., но уже в 2017 г. уменьшился на 10408 тыс. руб.
Анализ внешней среды предприятия позволил определить двух основных конкурентов - «Колесо» и «Шиндорадо», «Вианор».
В результате проведения анализа макросреды были получены значения индекса стойкости для исследуемого предприятия и для его конкурентов. Наибольшее значение индекса у исследуемого предприятия, что говорит о его меньшей уязвимости к воздействию факторов макросреды по сравнению с конкурентами.
Индекс стойкости базового предприятия к действию факторов микросреды также оказался довольно высоким, что позволило сделать вывод о необходимости укреплять свои рыночные позиции и сохранять хорошие отношения с поставщиками ресурсов.
С целью выявления сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз был проведен SWOT - анализ, по результатам которого установлено, что сильными сторонами являются: имеющийся трудовой потенциал; высокая квалификация руководства; эффективные методы стимулирования сбыта. Слабые стороны предприятия - это уязвимость по отношению к конкурентному давлению; рост себестоимости .
Возможности для развития бизнеса: возможность выхода на рынок с новым продуктом; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; развитие отрасли. Факторами угроз являются высокая конкуренция; сезонные колебания; давление поставщиков.
На основании результатов попарного сравнения компонентов матрицы был сделан вывод, что исследуемому предприятию необходимо сконцентрировать свои усилия на максимальном использовании трудового потенциала в реализации инновационных проектов, чтобы расти вместе с развитием отрасли. Высокий уровень подготовки руководящего состава позволит разработать эффективную конкурентную стратегию, обеспечивающую лучшие конкурентные позиции на рынке, а высокая эффективность применяемых методов стимулирования сбыта - продвигать новые товары на рынок и увеличивать объем продаж и дохода.
Предотвращение возникновения рисковых ситуаций требует от предприятия проведения мероприятий по снижению себестоимости продукции и услуг.
С целью оценки привлекательности рынка и конкурентных позиций стратегических хозяйственных подразделений предприятия в работе использовалась матрица Мак - Кинси. Анализ проводился по основным видам продукции: легковым и грузовым шинам и аккумуляторам.
Все бизнес-единицы расположены в квадранте «Победитель», что предполагает инвестирование в рост. Согласно рекомендациям разработчиков матрицы в отношении таких бизнес-единиц необходима концентрация усилий по поддержанию и усилению сильных сторон и конкурентных преимуществ. Для предприятия в данном случае целесообразна стратегия крупного инвестирования и поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.
В работе дана оценка эффективности действующей стратегии предприятия, которая осуществлялась по количественным и качественным результатам деятельности организации экспертным методом.
По результатам оценки исследуемое предприятие ООО «Роял Роуд» лидирует по сравнению с основными конкурентами, что позволило сделать вывод об эффективности применяемой стратегии в прошедшем периоде.
На основании результатов стратегического анализа определены альтернативы стратегий, среди которых выбор сделан на стратегии диверсификации путем создания новой услуги каршеринг. В работе предложен инвестиционный проект, для реализации которого необходимы инвестиции в размере 14070000 руб. для приобретения автомобилей на условиях лизинга. Единовременные затраты включают аванс по лизингу и дополнительные расходы по страхованию, разработке специального приложения и установки оборудования наблюдения и контроля в размере 1577000 руб.
Проведенный анализ показателей проекта доказал его экономическую эффективность. Рентабельность затрат по проекту уже в первый год составит 52,2 %. Сравнение финансовых результатов отчетного года и проектируемого позволило определить, что чистая прибыль предприятия увеличится на 4988000 руб.
Реализация предложенной конкурентной стратегии приведет к улучшению финансовых показателей деятельности предприятия и обеспечит ему конкурентные преимущества на рынке.



