Введение 5
Глава 1 Теоретические и методологические основы хозяйственной деятельности на примере диверсификации бизнеса 7
1.1 Понятие и причины диверсификации бизнеса 7
1.2 Основные цели и виды диверсификации предпринимательской
деятельности 10
1.3 Критерии выбора оптимальной формы диверсификации 14
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО«СКАРА» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СКАРА» 18
2.2 Анализ рынков сбыта и конкурентов 22
2.3 Анализ показателей финансово- хозяйственной деятельности ООО
«СКАРА» 25
2.4 Выбор конкретного вида диверсификации бизнеса для ООО
«СКАРА» 30
Глава 3 Направления повышения эффективности производства ООО «СКАРА» на основе диверсификации 33
3.1 Определение целесообразности диверсификации бизнеса ООО «СКАРА»
33
3.2 Характеристика приобретаемого оборудования и технологического
процесса 37
3.3 Разработка производственной программы ООО «СКАРА» 43
3.4 Реорганизация организационной структуры ООО «СКАРА» 48
3.5. Экономическое обоснование проекта диверсификации бизнеса 48
Заключение 64
Список источников 66
Приложения
Объектом исследования представленной квалификационной работы является коммерческое предприятие ООО «СКАРА», основной деятельностью которого является оптовая торговля компьютерами, компьютерными аксессуарами и оргтехникой, а также сервисное обслуживание компьютерных сетей, отдельных компьютеров, гарантийный и послегарантийный ремонт различных видов оргтехники. Еще один вид деятельности этой организации - установка и настройка лицензионного программного обеспечения всех видов
ООО «СКАРА» - это молодая, динамично развивающаяся компания, которая уже завевала определенное место на рынке высоких технологий указанных городов. Поскольку рассматриваемая организация находится на начальном этапе своего развития, то ее деятельность направлена на определенную сферу бизнеса - компьютеры и все с ними связанное.
Под диверсификацией понимают одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий, оказываемых услуг.
Одной из причин перехода к стратегии диверсификации является снижение хозяйственных рисков. Пока между доходами двух направлений одного предприятия нет тесной положительной корреляционной связи, их совокупный риск будет оставаться ниже взвешенной суммы рисков, присущих каждому из них по отдельности. Основанное на данном факте формирование бизнес-портфеля напрямую зависит, во-первых, от финансового состояния и возможностей компании и, во-вторых, от долгосрочной привлекательности отраслей деятельности.
Следует отметить что диверсификация, снижая уровень хозяйственного риска, способствует увеличению инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных инвесторов.
Диверсификация в рамках определенной группы взаимосвязанных отраслей позволяет компании более широко использовать накопленный опыт в сфере маркетинга, производственных технологий, а, следовательно, увеличивать конкурентные преимущества диверсифицируемых подразделений. Однако стратегия диверсификации в рамках определенной группы отраслей эффективна лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка проекта диверсификации бизнеса на примере ООО «СКАРА». Диверсификацию предлагается вести по направлению расширения сферы деятельности путем освоения нового вида оказываемых услуг - внедрение технологии по заправке и восстановлению картриджей для лазерных принтеров и копировальных аппаратов.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы управления диверсификацией бизнеса организации
- Дать организационно-экономическую характеристику ООО «СКАРА»
- Выполнить анализ финансового состояния ООО «СКАРА»
- Изучить основные показатели, характеризующие состояние предприятия в рыночных условиях.
- Разработать проект диверсификации бизнеса ООО «СКАРА»
- Выполнить экономическое обоснование целесообразности реализации проекта
В представленной выпускной квалификационной работе было проведено исследование эффективности управления диверсификацией малого бизнеса на примере компьютерного сервисного центра ООО «СКАРА». Диверсификацию предлагалось провести путем освоения нового вида деятельности по заправке и восстановлению картриджей к лазерным и копировальным аппаратам.
В ходе проведенного анализа хозяйственной деятельности ООО «СКАРА», его рынков сбыта и конкурентоспособности, расчета коэффициентов финансового состояния, можно сделать следующие выводы:
- интересующий на данный момент фирму рынок сбыта компьютеров близок к насыщению;
- фирма имеет такие конкурентные преимущества как высокая квалификация сотрудников, использование высококачественных комплектующих, самые низкие цены в городе, внимательное отношение к клиентам, оперативность;
- финансовое состояние фирмы стабильно, большинство рассчитанных коэффициентов больше или приближаются к оптимальным значениям;
- ООО «СКАРА» испытывает недостаток в собственных оборотных средствах и имеет платежеспособность ниже оптимального уровня.
На основании проведенного анализа и полученных выводов в дипломного проекта были предложены следующие рекомендации: применить накопленный фирмой опыт и созданную клиентскую базу для осуществления концентрической диверсификации бизнеса в виде пополнения своей номенклатуры услугами, которые с технической и маркетинговой точки зрения пересекаются с существующими услугами фирмы.
При проведении диверсификации руководству ООО «СКАРА» следует учитывать непредсказуемые условия развития рыночной экономики России, и при этом не только уделять внимание возникающим сиюминутным проблемам, но и формировать различные стратегии развития фирмы на будущее. Не стоит строить далеко идущие планы. Зарубежный опыт показывает, что период формирования стратегии в сфере потребительских товаров даже в стабильно развивающейся экономике около 3-5 лет. Если к этому добавить нестабильность российского рынка, то видно, что выбираемая стратегия должна быть гибкой по отношению к внешним условиям. В любом случае, при определении стратегии в большей степени надо руководствоваться сегментом рынка и следить как пойдет его сокращение в будущем.
1. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. -146с.
2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. . - М.: Инфра-М, 2010. - 240 с.
3. Васильева Л.С., Петровская М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: Экзамен, 2013. С. 256с.
4. В. П. Ермаков З. Г. Макиев. Менеджмент. Учебник для вузов.- Феникс 2012. 187с.
5. Гальчина О.Н., Пожидаева Т.А. Теория экономического анализа:
учебное пособие. - Дашков и Ко, 2014. 276 с.
6. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент. Практикум. М.: Вузовский учебник, 2010. - 220 с.
7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. - 2 -е изд., доп. - М.: Инфра-М, 20010. -234с.
8. Канке I А.А., Кошевая I И.П. Анализ I финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. 215с.
9. Колмыкова Т.С. «Инвестиционный анализ» / Инфра-М, 2011 г. 113 с.
10. Лисичкин I В.А., Лисичкина I М.В. «Стратегический I менеджмент» /Учебно-метод. компл./ ЕАОИ, 2012г., 161с.
11. Мазур I И.И. Корпоративный I менеджмент Учебное I пособие для студентов обучающихся по специальности Менеджмент организации Гриф УМО вузов России. Омега-Л. 2011.-178 с.
12. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. -321 с.
13. Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2010. - 81 с.
14. Муромцев Д.Ю. Экономическая эффективность и
конкурентоспособность / Д.Ю. Муромцев. - М.: ТГТУ, 2009. -254с.
15. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник. - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 704 с.
16. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2014- 250 с.
17. Сироткин Д., Гусаков В. Специализация или диверсификация? // Журнал "Секрет фирмы" № за 2015 г.
18. Сурин А.В., Молчанова О.П., «Инновационный менеджмент» учебник, 2012 г., 243с.
19. Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин/ Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании/ Омега-Л, 2011г. -257с.
20. Эванс Дж. Управление качеством Учебное пособие для студентов ВУЗов обучающихся по специальности Менеджмент организации Гриф УМО ВУЗов России. Юнити-Дана. 2010- 198 с.
21. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебное пособие для студентов вузов обучающихся по направлениям 'Экономика' и 'Менеджмент' / Под ред. ВЗ Черняка - 2-е изд перераб и доп. ЮНИТИ-ДАНА. 2015-290 с.
22. Электронный журнал «Bussines Time magazine» №11, НОЯБРЬ 2015, статья «Диверсификация как способ безубыточного существования»
23. Чиркова М.Б. Анализ хозяйственной деятельности организации : сборник заданий и тестов : учеб. пособие / М.Б. Чиркова, В.Б. Малицкая, Е.М. Коновалова. - М.: 2013.-180 с.
24. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.-265 с.
25. Развитие методологии комплексной автоматизации интегрированной логистической поддержки изделий / Кузнецова В.Б., Сергеев А.И., Сердюк А.И., Кондусов Д.В. // СТИН. 2016. № 7. С. 9-11.
26 Симоненков М.В., Салминен Э.О. Оптимизационная модель ежегодного планирования снабжения круглыми лесоматериалами // Научное обозрение. 2016. № 15. С. 187-195.