ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие и экономическая сущность
конкурентоспособности 8
1.2 Принципы и методы оценки конкурентоспособности
предприятия 13
1.3 Направления повышения конкурентоспособности
предприятия 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НАДЕЖДА» 24
2.1 Организационно-правовая характеристика фирмы 24
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО «Надежда» 28
2.3 Анализ конкурентной среды фирмы 43
2.4 Оценка конкурентоспособности ООО «Надежда» 56
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НАДЕЖДА» 60
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО
«Надежда» 60
3.2 Экономическая эффективность разработанных мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Все многообразие экономических процессов, протекающих в обществе, реализуется через взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности. Среди них особую роль играют предприятия, выступающие основной организационной единицей национальной экономики страны.
Формирование рыночных отношений выдвигает на передний план проблему прекращения спада и перехода к экономическому росту прежде всего за счет развития материального производства. Без ее решения невозможно создание такого важнейшего условия существования рыночной экономики, как конкурентная среда, поскольку последняя предполагает, прежде всего, наличие конкуренции между производителями продукции.
Современное предприятие одновременно является и производителем и крупным потребителем материальных благ, оказывая влияние на спрос и другие конъюнктурообразующие факторы. Поэтому его роль в экономической жизни общества не может быть сведена исключительно к материальному производству. Значение предприятия как субъекта хозяйствования заключается также и в том, что оно вносит определенный вклад и в решение социальных проблем - обеспечение эффективной занятости трудящихся, воспроизводство трудовых ресурсов и др.
Экономика предприятия самым тесным образом связана с макроэкономическими процессами, причем указанная взаимосвязь носит двусторонний характер. С одной стороны, макроэкономические процессы формируют ту окружающую среду, в которой функционируют субъекты хозяйственной деятельности, с другой стороны, эффективная работа предприятий создает предпосылки для соответствующего изменения макроэкономических условий развития национальной экономики. Формирование рыночных отношений по-новому ставит проблему эффективности работы предприятий, выдвигая на передний план не столько эффективность производства, сколько эффективность функционирования
субъектов хозяйствования в конкурентной среде. Поэтому обеспечение высокой конкурентоспособности предприятий выступает не самоцелью, а средством укрепления позиций национальной экономики и решения социальных проблем.
В связи с особенностями современных условий хозяйствования, связанными с глобализацией экономики и макроэкономической нестабильностью, начинают развиваться такие элементы в системе конкурентных отношений, как конкурентный потенциал, конкурентная стратегия и конкурентоспособность. Успешное функционирование и развитие субъекта хозяйствования в рыночной экономике требует соответствующего подхода к формированию очередь, предполагает конкурентоспособности конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной научной задачей, поскольку знание основных ее составляющих (структуры) и степени их развития у конкретной компании определит будущие направления развития деятельности фирмы.
Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее сущности и количественной оценке до сих пор нет. Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия сложны и многогранны.
Поэтому тема повышения конкурентоспособности фирмы на рынке приобретает особую актуальность.
Теоретической основой исследования послужили труды и статьи в периодических изданиях таких специалистов и ученых как: А.В. Болденков, В.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов, Н.Н. Илышева, Л.И. Лукинова, Ю. Мишин, С.К. плисов, Ю.В. Стельмах, П.В. старцев и др.
Объект исследования - ООО «Надежда».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
Целью исследования является оценка конкурентоспособности предприятия и разработка мероприятий по ее повышению.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и экономическую сущность
конкурентоспособности;
- рассмотреть принципы и методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- исследовать направления повышения конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Надежда»;
- провести анализ конкурентной среды фирмы;
- дать оценку конкурентоспособности ООО «Надежда»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Надежда»;
- оценить экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания, логический метод, методы обобщения и сравнения, системный, структурно-функциональный. Использовались такие эмпирические методы, как анкетирование, методика «Таинственный покупатель», бенчмаркинг, SWOT-анализ.
Информационную базу исследования составили: нормативные и законодательные акты, исследования отечественных и зарубежных специалистов в области проблем конкурентоспособности и качества продукции в российских источниках, документация и информация ООО «Надежда» (бухгалтерский баланс, финансовая отчетность за 2014-2016 гг. и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия- производителя этих товаров соотносятся между собой как часть и целое, т.е. конкурентоспособность товара, услуг и инноваций обеспечивает возможность предприятия конкурировать на определённом рынке. Итогом функционирования конкурентного потенциала предприятия является оценка уровня конкурентоспособности продукта, услуги и предприятия в динамике и принятие решений по повышению уровня конкурентоспособности или уходу с рынка.
Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности.
Объектом исследования является ООО «Надежда». Основной вид деятельности предприятия - розничная продажа автозапчастей.
Из проведенного анализа видно, что экономические показатели ухудшились. Особенно сильный спад наблюдался в 2016 году. Выручка снизилась на 15,1%. Значительно уменьшилась прибыль от продаж - на 53,9%. Всего прибыль от продаж уменьшилась 499 тыс. руб.
Анализ рентабельности собственного капитала показал, что эффективность использования собственных средств предприятия в 2016 г. уменьшилась по сравнению с предшествующим годом в 2,5 раза. Это произошло в результате значительного уменьшения прибыли от продаж.
Коэффициенты финансовой устойчивости к концу 2016 года не соответствуют нормативам.
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности находятся ниже нормы, однако у предприятия нет долгосрочных займов. Заимствованные средства состоят из кредиторской задолженности, которая в 2016 году увеличилась.
Показатели ликвидности за рассматриваемый период также ухудшились, они хуже рекомендуемых значений.
Итак, проведенный анализ эффективности работы ООО «Надежда» выявил ряд проблем в деятельности предприятия.
1. На предприятии производительность труда снижается.
2. У предприятия наблюдается нехватка собственных оборотных средств.
3. ООО «Надежда» необходимо увеличивать денежные средства со своем счете.
4. Наблюдается увеличение товарных запасов.
Был проведен конкурентный анализ фирмы с помощью следующих методов:
- сбор первичной информации с помощью опроса посетителей.
- организация внешнего бенчмаркинга.
- проведение исследований методом наблюдения по методике «Таинственный покупатель».
- SWOT-анализ.
Были выделены следующие проблемы.
1. Низкая доля собственного капитала.
2. Финансовая нестабильность.
3. Недостаточная известность фирмы.
4. Снижение доли на рынке.
5. Отсутствие специальных маркетинговых исследований.
6. Отсутствие полномасштабной рекламной кампании.
7. Недостаточный уровень обслуживания.
8. Неэффективная ценовая политика.
Предложены следующие мероприятия повышения конкурентоспособности фирмы.
1. Активизация рекламной деятельности.
2. Снижение цен за счет введения системы скидок.
3. Создание интернет-сайта.
4. Обучение торгового персонала и руководителей
Экономический эффект составит 3136,3 тыс. руб., а срок окупаемости мероприятий - 2,5 месяца. Оценка сравнительных преимуществ конкурентов после внедрения предложенных мероприятий показала, что ООО «Надежда» займет одно из лидирующих положений на рынке торговли автозапчастями для отечественных и иностранных легковых автомобилей.
Внедрение предложенных мероприятий не только повысит конкурентоспособность ООО «Надежда», но и позволит увеличить выручку на 40,8%, прибыль от продаж - в 7 раз, рентабельность продаж - в 5 раз.
Таким образом, у предложенных мероприятий высокая эффективность. Целесообразно их внедрить на предприятии.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017 №199-ФЗ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
29.07.2017 №256-ФЗ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Богомолова И.П. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №19. - С.5-6.
5. Болденков А.В. Анализ методов управления конкурентоспособностью на предприятиях // Регулирование инновационных и интеграционных процессов в российской экономике: проблемы, механизмы, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, МНИЦ ПГСХА. - 2015. - С. 11-14.
6. Вайсман Е. Финансовая устойчивость как критерий
конкурентоспособности предприятия // Финансы и кредит. - 2014. - №45. - С. 37-44.
7. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник. - М.: Магистр, 2015. - 288 с.
8. Герасимов В.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие. - М.: Форум, 2013. - 224 с.
9. Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. - 280 с.
10. Демченко, А., Гребенникова М. Стратегический анализ внешней среды предприятия // Маркетинг. - 2015. - №1.- С.40-48.
11. Елагин В. Повышение финансовой эффективности деятельности хозяйствующего субъекта // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 283-286
12. Жемчугов А. Цель предприятия и стратегия ее достижения: концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления. -
2014. - № 5. - С. 75-80.
13. Илышева Н.Н. Методологические особенности стратегического
конкурентного и стратегического маркетингового анализа //
Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №39. - С. 38-44.
14. Корокошко, Ю. Комплекс продвижения продукции: принципы, методы и средства формирования // Проблемы теории и практики управления: международный журнал - 2015. - №7. - С. 51-61.
15. Кузнецова С. SWOT-анализ: практика применения // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №5. - С. 86-91.
16. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2016. - 176 с.
17. Лукинова Л. И. Управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — № 2. — С. 106-110
18. Мартьянова, О.В. Анализ эффективности деятельности организации // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 5. - С. 123-125.
19. Менеджмент Учебное пособие / под ред. М. Разу. - М.: КноРус 2016. - 320 с.
20. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Мишин // Вопросы экономики. - 2014. - №5. - С. 42-47.
21. Овчинникова О.В. Как и какую информацию нужно собирать для формирования конкуретной стратегии // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №4. - С.294-305.
22. Плисов С.К. Основные стратегии поведения организаций в условиях отраслевой конкурентной среды // Российское предпринимательство. -
2014. - № 10 (256). - С. 71-77.
23. Подопригора М.Г. Методика конкурентного анализа предприятия сферы услуг // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -
2015. - № 12(54). - С.33-36.
24. Радулов Д. Д. Теоретические подходы к исследованию проблемы классификации факторов конкурентоспособности предприятий / Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (235). — С. 15-22.
25. Салихова Я.Ю. Кункурентный потенциал предприятия: сущность, структура, методика оценки. - СПб.: Издательство СПГУ, 2015. - 52 с.
26. Станиславская М.В. Оцениваем конкурентоспособность торгового предприятия: методические основы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере розничной торговли // Российское предпринимательство. — 2014. — № 9 (207). — С. 135-140
27. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. — 2015. — № 16 (262). — С. 4-15.
28. Стельмах Ю. В. Современный конкурентный анализ и методы его проведения // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - № 2. - С. 120-132.
29. Сулейменова Б.М. Система продвижения товаров и услуг как один из инструментов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - С. 76-84.
30. Фиров Н.В. Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 22. — С. 2-9.
31. Фомина Н.Е. Прогнозирование ликвидности в цикле экономического развития промышленного предприятия // Экономические науки. - 2015. - № 5 (126). - С. 34-36
32. Хапенков В.Н. Рекламная деятельность: Учебник. - М.: Форум, Инфра- М, 2014. - 332 с.
33. Цыпкин Ю.А. Подход к оценке конкурентоспособности и определению эффективности маркетинговой деятельности предприятий // Современная конкуренция. - 2015. - №3. - С. 44-53.