Введение 3
Глава I. Женский костюм 10
§1. Одежда для торжеств 10
§2. Повседневная одежда 16
Глава II. Мужской костюм 27
§1.Военные и гражданские мундиры 27
§2. Повседневная одежда 32
Глава III. Аксессуары 38
§1. Женские аксессуары 38
§2. Мужские аксессуары 44
Заключение 47
Список источников и литературы 49
Приложения 52
Одежда сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но в каждую историческую эпоху носили разную одежду, и эти различия диктовались различными факторами. Одним из таких факторов являются модные тенденции. Для каждой определенной области и в определенный отрезок времени существовала своя мода. Но что, же такое мода? Мода - это совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. Как видно из этого определения данный термин можно отнести ко многим культурным сферам: архитектура, живопись, музыка, мебель и т.д.
Русская мода XIX века (второй его половины) меняет свои направления в соответствии с международными тенденциями. Открываются первые салоны красоты и парикмахерские в Петербурге. Открываются модные дома и швейные мастерские. Санкт-Петербург становится модной столицей, которая задает тон другим городам.
А в самой столице, в Петербурге, моду задавала императорская семья и приближенные к ним особы. Обладая завидным капиталом, они следовали мировой моде, преподавая тем самым уроки хорошего вкуса для высшего света столиц. Шить одежду там же где шилась одежда для императрицы, было высшей степенью престижа. Французский модельер Чарлз Фредерик Ворт считался модельером королей. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II - княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей. Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна. Она доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграмме, предоставив на усмотрение Ворта, как выбор ткани, так и стиль костюма.
«История костюма - это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достигнуть человечество в разных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях»1 - очень лаконично заметила Раиса Мардуховна Кирсанова.
Действительно, история костюма является отражением всей мировой истории, важным ключом к пониманию многих процессов и явлений. Под влиянием огромной массы факторов, будь то технические усовершенствования или социальная интеграция, наши эстетические идеалы неумолимо меняются. И с исторической точки зрения эти изменения в форме, силуэте и проч. скрывают за собой особые закономерности в истории человечества, за т.н. модными революциями всегда стоят факты и события, изменившие мироощущение людей и привычные для них идеалы красоты.
Актуальность темы исследования заключается в том, что возрастающий интерес к предметам материальной культуры, в т.ч. и к одежде, рождает вопросы, связанные с его историей. Русская культура постоянно в движении, а как мы уже установили, мода является неотъемлемой частью культурного наследия. Стало быть, динамика моды является отражением длительного исторического пути целой нации. Время диктует тенденции - с этой точки зрения изучение истории моды сводится лишь к установлению причинно-следственных связей между конкретными тенденциями и вызвавших их явлениями. С другой стороны, мода, как социокультурный феномен, служит на благо социума, проявлению его креативного стремления к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения2.
В настоящее время тема повседневности набирает популярность среди не профессиональных историков, а среди широких слоев населения. Выходит научно-популярная литература, снимают фильмы и сериалы. Популяризация истории, особенно в нынешнем юбилейном году (100 лет Октябрьской революции) набирает немыслимые обороты. Но вместе с тем, в «народ» уходит огромное количество сфальсифицированного или неточного материала. Авторам популярных экранизаций обычно нет дела до исторической достоверности, и как следствие костюмы эпохи, о которой снимается сюжет, вовсе этой эпохе не соответствуют. Издание современных, а главное научных трудов по истории моды в России должно хотя бы минимизировать количество ошибок.
Еще в середине прошлого столетия Яков Наумович Ривош, известный художник кино, ставит проблему фактических ошибок в экранизациях исторических фильмов3. Но до настоящего момента эта проблема не решена полностью.
Кроме того, мода является неотъемлемой частью культуры, и изучение ее истории позволит понять многие культурные и культурно-бытовые явления. Например, производители мебели вынуждены были подстраиваться под модные тенденции, дабы светские львицы имели возможность ей пользоваться.
Объектом выпускной квалификационной работы (ВКР) является женский и мужской костюм российской императорской семьи и аристократии.
Хронологические рамки ВКР охватывают период с 1850 до 1917.
Географические рамки ВКР ограничиваются двумя столичными городами - Санкт-Петербургом и Москвой.
Целью данного исследования является выявление общих закономерностей в модных тенденциях в заявленный период.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
во-первых, выявить факторы влияния на модные тенденции в России во второй половине XIX века;
во-вторых, описать основные элементы женской и мужской одежды;
в-третьих, проследить эволюцию некоторых модных элементов указанный период;
в-четвертых, рассмотреть основные направления формирования модных тенденций (национальный и европейский стиль).
Источниковую базу составили архивные материалы и опубликованные источники. Основу работы составили мемуары и периодическая печать того времени. Среди мемуаров воспоминания А. И. Яковлевой4, М. С. Барятинской5, К. Н. Добровольского6, Д. А. Милютина7, К. Н. Голицина8, Т. Л. Сухотиной-Толстой9, П. Д.Боборыкина10, А. Н. Бенуа11, великого князя Александра Михайловича12, великой княгини Ольги Александровны13.
Так же в работе были использованы материалы из модных журналов того времени: «Модный магазин», «Модный свет», «Новый русский базар» и «Модный курьер». Изучение периодики являлось приоритетным при написании данной исследовательской работы.
Историография данной проблемы представлена работами трех направлений. С одной стороны современные исследования разрабатывающие историю моды комплексно и максимально объемно. Например, монографии А. А. Васильева, наиболее выдающей работой которого является выпущенное в 2004 году исследование «Русская мода. 150 лет в фотографиях»14 и О. А. Хорошиловой, у которой хотелось бы отметить две работы: «Костюм и мода Российской Империи: эпоха Николая II»15 и «Костюм и мода Российской Империи: эпоха Александра II и Александра III»16.
С другой стороны практические советские издания. Основные отличия их от современных исследователей состоят в том, что сейчас главное костюм в контексте времени и событий, а в советские годы темой изучения стал театральный костюм в контексте исторической эпохи. Первой такой работой стал многотомник «Русский костюм 1750 - 1917» выпущенный
Всероссийским театральным обществом в 1960-1972 гг. В рамках нашего исследования нас интересуют выпуск 4 (1870-1890)17. Еще одно издание непосредственно связанное с миром театра «Театральный костюм»18 К. В. Градовой и Е. А. Гутиной, выпущенное в 1976 г. Особое место в советской историографии занимает интереснейшая монография о быте и культуре Российской империи на кануне Первой мировой войны Я. Н. Ривоша. Несмотря на то, что он художник по костюмам, «Время и вещи»19 одно из самых «нетеатральных» исследований советского периода. Исследователь сознательно ограничивает себя узкими хронологическими рамками, чтобы максимально подробно рассмотреть бытовую жизнь дворянства, духовенства, купечества, мещанства и крестьянства.
Еще одна тенденция советской модной историографии - описание костюмов с древнейших времен до настоящего момента. Среди таких работ на первое место выходит глобальное исследование Марии Николаевны Мерцаловой «Костюмы разных времен и народов»20. Богато иллюстрированное и замечательно написанное, это исследование поражает своим масштабам. Но следует сразу оговориться: работа посвящена европейскому костюму. То есть примерять это исследование на Российскую империю можно с некоторыми оговорками. Несомненно, в высшем свете моду диктовала Европа, но не стоит забывать и о национальной составляющей русской моды и русского костюма.
Замечательная исследовательница, Раиса Мардуховна Кирсанова, доктор искусствоведения, посвятила многие свои работы изучению истории костюма. И хотя ее исследования трудно назвать энциклопедиями, по своей сути они таковыми и являются. Например, «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века»21 рассказывает нам историю различных цветов, форм и тканей. Своей целью исследовательница видит формирование у читателя правильного восприятия исторического костюма XIX века.
Третье направление представлено в основном тематическими исследованиями, посвященными, в частности, мужскому мундиру и костюму.
Что касается мужского костюма, то тут уже заметно меньше исследований. Вызвано это, скорее всего, тем фактом, что большинство предметов мужского туалета строго унифицировано. Например, лучшее в своей области исследование вышло из-под пера Леонида Ефимовича Шепелева. В своей монографии «Титулы, мундиры, ордена в Российской империи»22 автор знакомит читателей с форменной одеждой каждой категории служилых людей. При небольшом объеме, Леонид Ефимович ставит очень сложную задачу: рассмотреть большинство сторон внешнего облика служилых людей от простого матроса до императора. И как мне кажется, выполняет эту задачу с блеском.
Так же, несправедливым будет не упомянуть замечательного московского исследователя Сергея Дмитриевича Охлябинина. В своей монографии «Честь мундира»23 автор избирает несколько другой путь в отличие от Л. Е. Шепелева. Художественно и доступно Сергей Дмитриевич описывает исследователю историю русской армии от Петра I до Николая II.
И естественно, не обходит вниманием и главную амуницию российской армии - мундир. Материал изложен в форме бытовых миниатюр, с кратким словарем военной формы и снаряжения, что облегчает понимание текста неспециалисту.
Особо хочется отметить работу, посвященную денди, московской исследовательницы Ольги Борисовны Вайншейн. Рассматривая целый феномен дендизма, автор рассказывает нам и о русских денди24. Концепция монографии выражается в выявлении истоков дендизма и его даже современные проявления. Говоря о русских денди, исследовательница проводит некоторые аналогии с их европейскими «коллегами», выделяя ту самую русскую культуру в манерах, одежде и стиле жизни денди.
Кроме того, в 2008 году была защищена кандидатская диссертация Ермаковой К. В. «Костюм в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.», в которой костюм рассматривается с точки зрения этнографии.
При подготовке ВКР были использованы интернет-ресурсы: сайт Государственного Эрмитажа25, сайт Государственного музея-заповедника «Павловск»26, сайт Г осударственного Исторического музея27 и сайт историка моды Александра Васильева28.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
В выпускной квалификационной работе изучена история моды во второй половине XIX века. Поэтапно были освящены эволюция женского силуэта и изменения форменного костюма у мужчин. Так же были рассмотрены основные виды аксессуаров как женских, так и мужских.
XIX век - век расцвета русского светского общества, а во второй половине столетия наступает его апогей: балы и маскарады, роскошные дамские туалеты, модные фраки и мужественный форменный костюм.
В это время мода рассматривается уже не как навязанная сверху обязанность, но как средство общения, стиль жизни. В данный период происходит интеграция и сотрудничество со многими странами мира, что положительно сказывается на облике светского общества. Английские, французские, голландские кутюрье открывают свои магазины в Москве и Петрограде.
Интересной особенностью русского стиля является его чрезмерность, внимание к деталям и буйство красок, сочетание элементов традиционного костюма и модных новинок. Следует отметить, что уже к XX столетию люди стремятся к простоте и упрощают свою одежду: исчезают оборки и рюши, тяжелые кринолины; корсеты затягивают все слабее, сюртуки укорачиваются1. Прислушиваясь к наставлениям докторов, дамы XX столетия постепенно отказываются от корсетов и неестественности форм. Мужской костюм становится более практичным, рассчитанным в первую очередь на удобство и мобильность. В моду вошел деловой человек.
Однако это замечание относится только к цивильному костюму. Мундиры в свою очередь подчиняются другим законам: воле императора и военного министерства. Дороговизна и официозность, тем не менее, ни сколько не снижают их популярность. Мундиры были неотъемлемой частью жизни многих аристократов, они не мыслили себя без них, буквально срастались с ними с самого детства. В мундирах росли и умирали.
Важная деталь: несмотря на явную ориентацию на Европу и европейские моды, были очень сильны национальные мотивы. Мужчины и женщины по особенно торжественным случаям непременно наряжались в духе XVII века и времени первых Романовых, желание быть ближе к народу толкало многих аристократов и в повседневной жизни придерживаться национальных мотивов.
Подводя итоги, можно отметить, что в данный период происходят интересные трансформации в мире моды, воздействие внешних факторов (войны, революции и т.д.) непременно отражались на тенденциях и формах. Кроме того, ко времени революции мода прошла долгий путь. Дамы освободились из стальных лат и корсетов, а мужчины получили практичный и удобный костюм. В Советскую Россию аристократия вошла скромно, без изысков.
1. Источники
1.1 Неопубикованные источники
1.1.1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 525 (Канцелярия имп. Александры Федоровны МИДв). Оп. 2 (1909-1917). Д. 1 (Передача прошений по принадлежности в разные ведомства и учреждения).
1.2 Опубликованные источники
1.2.1 Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 1995. 448 с.
1.2.2 Барятинская М. С. Моя русская жизнь. Воспоминания великосветской дамы. 1870-1918. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 367 с.
1.2.3 Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В 2 томах. М.: Наука, 1990. 1456 с.
1.2.4 Боборыкин П. Д. За полвека. Воспоминания. М.: Захаров, 2003. 688 с. 271 с.
1.2.5 Голицын К. Н. Записки князя Кирилла Николаевича Голицына. М.: Российское Дворянское Собрание, 1997. 400 с.
1.2.6 Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. 396 с.
1.2.7. Ден Л., Воррес Й. Подлинная царица. Последняя русская княгиня. СПб.: Олма-Пресс Нева, 2003. 447 с.
1.2.8. Добровольский К. Н. Из памятных записок / Русский архив, 1907, кн. 1, вып. 4. С. 618-623.
1.2.9 Макаров Ю. В. Моя служба в Старой Гвардии. 1905-1917. Буэнос- Айрес: Доррего, 1951. 925 с.
1.2.10 Мосолов А. А. При дворе последнего императора. СПб.: Наука, 1992. 262 с.
1.2.11 Николай II: Воспоминания. Дневники. М.: Издательство Пушкинского Фонда, 1994. 560 с.
1.2.12 Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1980. 544 с.
1.2.13 Яковлева А. И. Воспоминания бывшей камер-юнгферы императрицы Марии Александровны / Исторический вестник, 1888. Т. 31. С. 147-174.
1.2.14 Яковлева А. И. Воспоминания бывшей камер-юнгферы императрицы Марии Александровны / Исторический вестник, 1888, Т. 33. С. 393-413.
...