Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОЛГ: МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ИДЕОЛОГИЕЙ

Работа №125571

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Рассмотрение долга как идеологической доминанты современности 5
1. Краткие предварительные замечания об истории вопроса о долге в философии 5
2. Интерпретация отчуждения как задолженности 10
3. Интерпретация капитализма на связь с законом и религией 15
4. Субъективность должника в условиях капиталистической системы 24
5. Прекарный труд и идеология долга 32
Глава II. Этика долга Канта как альтернатива этике выплаты долга 35
1. Моральный долг как основание свободы 35
2. Революция как акт преодоления отчуждения 49
2.1. Революция как исполнение закона 49
2.2. Революция как отмена закона 55
Заключение 60
Библиография 62

Понятие долга давно является ключевым для философии. В данной работе представлены результаты предпринятой нами попытки осмыслить это понятие в его специфичной двусмысленности. С одной стороны, слово «долг» означает задолженность, debt, которая влечёт за собой неравенство, неполноценность должника. Справедливость в такой перспективе можно понимать как выплату долгов, и действительно, такое понимание широко распространено. Однако при ближайшем рассмотрении суровая готовность взыскивать долги, не смотря ни на что, с тех, кто не может по ним расплатиться, оказывается проявлением крайней жестокости. Тем не менее, и отказ платить по счетам мы редко когда готовы принять, или, если перевести вопрос в другую плоскость, мы редко когда готовы простить преступника (а должник - это всегда преступник и наоборот); как пишет Жак Деррида, прощение - это всегда «опыт невозможного»1; не прощение восстанавливает справедливость, а взыскание вины, штрафа, - наказание. Определённая очевидность того, что долги должны выплачиваться, зачастую позволяет ускользнуть от критического внимания далеко идущим из этой посылки выводам. С другой стороны, слово «долг», duty, стало важнейшим понятием моральной философии благодаря Иммануилу Канту, и в этом своём значении оно имеет совсем другой смысл: высшей моральной строгости, твёрдых нравственных убеждений. Чувство долга здесь не спутник подчинения и греха, а единственное средство для свободы. Одновременно, принимая во внимание предлагаемую марксистской традицией и испытавшими её влияние течениями мысли обширную критику отчуждения, мы считаем, что сложившаяся на данный момент ситуация поддаётся продуктивному анализу с точки зрения критики долга. Таким образом, наша работа раскладывается на две части, которые можно довольно условно определить как дескриптивную (предполагающую описание и анализ состояния задолженности как неотъемлемой черты капитализма) и нормативную (которая будет включать анализ стратегий преодоления долгового отчуждения и выработку представления о справедливости за пределами судебной парадигмы, предполагающей приставов и коллекторов).
Рассматриваемая нами проблема обладает как теоретической, так и практической актуальностью. Необходимо принять во внимание вневременную важность долга для онтологии, этики, религии, обыденной морали и экономики. Мощный толчок для развития этой темы дал мировой экономический кризис 2008 года. В 2011 году вышло фундаментальное исследование американского антрополога Дэвида Гребера «Долг: первые 5000 лет истории» (книга издана на русском языке в 2015 году), которое исследовало тему долга в исторической и антропологической перспективе и вызвало волну публикаций, разносторонне исследующих тему долга. Наше исследование чрезвычайно обязано мысли Гребера, но мы отмечаем, что определённая языковая относительность понятий требует иной постановки проблемы об идеологическом соотношении морали и экономики в вопросе о долге. Кроме того, практическая актуальность вопроса о долге становится очевидной, если обратить внимание на повестку дня, задаваемую СМИ. Период только 2016-2017 годов запомнился долговыми кризисами регионов России и даже целых стран (Пуэрто-Рико); важнейшей новостной темой стала коллекторская деятельность, которая привлекла к себе внимание на уровне законодательной власти РФ; тема кредитов на образование стала одной из наиболее заметных в кампании перед президентскими выборами в США.
В нашем исследовании используются элементы критико-идеологического подхода. С одной стороны, мы проводим работу с понятием, причём с таким понятием, в котором пересекаются две этические парадигмы. В то же время мы обращаемся к мысли радикальных политических философов XX и XXI веков и, отталкиваясь от их критики современного устройства общества, но вместе с тем избирая новое проблемное понятие в качестве призмы, через которую будет проводиться анализ, мы надеемся как придать большую ясность самой проблеме, так и чётче определить возможные пути её решения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о долге - один из главных вопросов философии. Сильнейшее убеждение в нас заставляет нас верить, что справедливо устроенный мир - это мир, в котором все долги выплачиваются. Если же мир устроен несправедливо - надо привести дело к выплате долгов за эту несправедливость. Но вместе с тем очевидно, что мораль взыскания долгов не может нас устраивать. Есть ли что-либо по ту сторону морального коллекторства и невозможного прощения?
Мы предложили посмотреть на состояние отчуждения, «музеефикации» через призму понятия долга. Нам кажется, что такой подход позволяет увидеть в капитале уникальную структуру средства без цели. Капитализм, как секулярная религия, и капитал, как коммодицированный мир, существуют без адресата и хозяина. Так как должник не владеет тем, что имеет, он не может придать своему владению цель и тем самым пустить в пользование; невозможность использования означает непрофанируемость. Единственная стратегия поведения, не подразумевающая использования и траты - это стратегия бесконечного роста. Невозможность ставить цели также означает неизбежную верность средствам, то есть законам, послушание которым характеризует как «дух капитализма», так и его эпоху в худших её проявлениях. Коммодификация мира подразумевает превращение в капитал в том числе и в первую очередь самих людей и отношений между ними. Всё это складывает субъективность капиталистической субъективности как субъективности должника. Труд в эпоху капитализма характеризуется прекарностью, и политически-идеологическая борьба на этом поле ведётся за перемещение долгового бремени в общем пространстве экономики и идентичностей.
Возможность справедливости, не подчиняющейся логике законов и власти прошлого, мы обнаружили при анализе понятия долга у Канта. Такой долг, не связанный ничем содержательным и потому универсальный и опрокинутый в будущее, мы назвали телеологическим; долг, связанный с законом, иерархией логики идентичностей и влияющий на субъекта из прошлого мы назвали действующим. Это различение мы сравнили с различением внутри понятия субъекта у Альтюссера. Далее мы перешли от этики к политике, рассмотрев две стратегии революционного преодоления капиталистического отчуждения. Первую мы определили как стратегию исполнения закона, вторую - как отмены закона. Если в первом случае речь шла всё ещё о логике мести и воздаяния, то во втором мы увидели потенциал создания универсальной субъективности.


1. Blows against Empire // Left Business Observer #96, February 2001. URL: http://www.leftbusinessobserver.com/Empire.html (Дата обращения: 22.05.2017.)
2. Lazzarato M. The Making of the Indebted Man / Transl. by J. D. Jordan. Semiotext(e) / Intervention, 2012. 200 p.
3. Mitropoulos A. Precari-Us? // URL: http://eipcp.net/transversal/0704/mitropoulos/en (Дата обращения: 22.05.2017.)
4. Августин, Блаженный. Исповедь / В пер. М. Е. Сергеенко. СПб.: «Наука», 2013. 376 с.
5. Агамбен Д. Профанации. / Пер. с ит. К. Толмачёва под. ред. Б. Скуратова. М.: Гилея, 2014. 112 с.
6. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Неприкосновенный запас 2011, 3(77).
7. Альтюссер Л. Ленин и философия / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Ад Маргинем, 2005. 176 стр.
8. Альтюссер Л. Марксизм и гуманизм // За Маркса / Пер. с фр. А. В. Денежкина. М.: Праксис, 2006. С. 311-342.
9. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Антология средневековой мысли (Теология философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1 / Под ред. С. С. Неретиной. СПб.: РХГИ, 2001. С. 194-202.
10. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. С нем. И англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
11. Арендт Х. Коллективная ответственность // Ответственность и суждение. М.: Издательство Института Гайдара, 2013. С. 205-217.
12. Арендт Х. О революции. М.: Издательство «Европа», 2011. 464 с.
13. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. М.-Спб: Московский философский фонд, Университетская книга, 1999. 95 с.
14. Беньямин В. К критике насилия // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей. М.: РГГУ, 2012. С. 65-99.
15. Беньямин В. Капитализм как религия // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей. М.: РГГУ, 2012. С. 100-108.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ