Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Построение оптимальных маршрутов движения БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ГРУППОВОМ РЕЖИМЕ

Работа №125511

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

модели данных

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Используемые определения 7
Постановка задачи 8
Обзор литературы 9
1 Основные понятия и инструменты 12
1.1 Понятие агента 12
1.2 Взаимодействие и координация агентов 16
1.3 Фреймворк JADE для моделирования МАС 18
2 Реализация поставленной задачи 25
2.1 Оптимальное покрытие области 26
2.1.1 Кривые Дубина в задачах исследования областей 26
2.1.2 Оптимальное покрытие области 27
2.2 Оптимальное разбиения области с использованием генетического алгоритма 29
3 Анализ результатов в среде MATLAB 31
3.1 Результаты исследования 31
3.2 Анализ влияния оптимизации покрытия области на скорости по­иска объекта 33
Заключение 34
Приложение А 35
Приложение В 37
Список литературы 38

В связи с развитием теории искусственного интеллекта, значительно воз­росло количество задач, к которым применима: научные разработки и дости­жения, полученные за последние десятилетия в данной области. Программное обеспечение на базе искусственного интеллекта оказывает существенное влия­ние на человеческий труд по всему миру, упрощая выполнение повседневных задач. Неугасающий интерес со стороны исследователей к такого рода за­дачам объясняется наличием широкого спектра спорных вопросов, которые связаны с данной активно развивающейся областью.
В традиционной теории искусственного интеллекта, отвхскание решения любой задачи сводится к изобретению интеллектуалвной системы, которую назвхвают агентом.
С течением научно-технического прогресса, искусственнвхй интеллект, как научная отрасли знания, охватил широкие круги задач. Первыми оказались экспертные системы, которые были способны решать практические задачи только в узкоспециализированных областях. В 1960-70-х гг. в Стэнфорде бы­ли разработаны такие системы Dendral и Mycin [13]. Первая из которых на основе заложенных в неё эвристических знаний эксперта была способна на­ходить верное решение среди огромного количества возможных за короткий промежуток времени, в то время как вторая система на основе сомнитель­ных, ограниченных данных рассуждала, основываясь на логике, присущей выбранной предметной области. Впоследствии были выявлены существенные недостатки экспертных систем, например, получение знаний от специалистов, которые бы охватывали всю предметную область, отсутствие способности к самообучению, что может приводить к быстрой потере актуальности без регу­лярной поддержки со стороны разработчика. Необходимость создания более универсального подхода к решению прикладных задач привела к смещению интереса в сторону нейронных сетей и генетических алгоритмов, чьи термины на тот момент были уже введены. Ещё в середине XX века в области нейрон­ных сетей Мак-Каллоком и Питтсом были получены основные результаты и разработана первая модель, в которой нейроны имели способность к самообу­чению путём подстройки параметров. Первые опыты связанные с моделирова­нием процесса эволюции и симбиогенеза были проведены в 1954 году Нильсом Баричелли в Институте перспективных исследований Принстонского универ­ситета, а в 1957 году была выпущена его первая публикация “Symbiogenetic evolution processes realised by artificial methods “. Несмотря на все достоинства данных систем, принятие решений в таких системах характеризуется высокой степенью неопределённости, невозможностью работы в реальном времени, а также часто специалистам трудно объяснить почему система пришла к тем или иным результатам из-за стохастичности процессов принятия решений.
В современном обществе перспективными считаются задачи, требующие разделения заданий между несколькими вычислительными потоками, то есть применения распределённых систем.
В связи с вышеобозначенным трендом, характерено замещение одноагент­ных систем на мультиагентные в качестве вычислительной модели иссле­дования. Для последних характерным отличием является наличие группы агентов, внутри которой происходит декомпозиция глобальной задачи и рас­пределение ролей разной сложности исходя из потенциала (т.е вычислитель­ных ресурсов, знаний) каждого члена группы. При данном подходе внутрен­нее распределение подзадач может осуществляться различными способами, включая организационное структурирование, многоагентное планирование и переговоры. Существует ряд работ, в которых приводятся результаты, де­монстрирующие преимущество применения мультиагентного подхода к раз­личным областям знания, начиная от небольших задач персонального назна­чения до масштабных, комплексных задач, предназначенных для промыш­ленного применения. В качестве примера можно привести ряд сфер чело­веческой деятельности, в которых продуктивно используется данный подход: биология (анализ распространения эпидемий [6], динамика популяций [8] , ко­гнитивное моделирование, изучение биологических систем на молекулярном уровне [11], [32], [62]), бизнес и технологии (моделирование поведения потреби­телей, контроль процессов, оптимизация цепочек производства, транспортная логистика, анализ пробок [24], системная диагностика и управление сетью), а также социальные науки (изучение конфликтов, моделирование социальных структур) и экономика (онлайн-торговля).
Несмотря на то, что мультиагентные системы (МАС) являются интенсив­но развивающимся направлением искусственного интеллекта в течение уже не одного десятка лет, в настоящее время исследователи занимаются вопро­сом интеграции знаний из смежных областей и активно применяют их в ре­шении практических задач. В первую очередь стоит упомянуть о важности способа организации компьютерных вычислений в таких системах. Посколь­ку основной парадигмой МАС является возможность разделения круга задач для оптимизации общего процесса поиска решения и реализации параллель­ной обработки данных на нескольких вычислительных узлах одновременно, необходимым является привлечение новых технологий и алгоритмов связан­ных с параллелизмом в программировании.
На сегодняшний день задача организации управления группой беспилот­ных летательных аппаратов (БПЛА) является одной из наиболее актуальных, для которой применим мультиагентный подход. История развития БПЛА на­чинается с конца XIX века, а именно с 1899 года, когда инженер и физик Никола Тесла изобрёл радиоуправляемый корабль [39]. Наиболее влиятель­ным и амбициозным открытием XX века считается БПЛА неоднократного пользования, разработанный в 1933 году, которым можно было управлять удалённо с корабля по радио [13]. Несмотря на то, что возникновение БПЛА было связано в основном с решением военных целей, сегодня они привлека­ют внимание многих исследователей благодаря своим перспективам приме­нения в гражданских областях. В современном обществе можно видеть их использование в медицине [51], нефтегазовых, коммерческих, научных, сель­скохозяйственных областях [57], также аппараты используются для охраны и наблюдения за территориями заповедников, лесов. Современные беспилотни­ки умеют выполнять задачи различной сложности, от аэрофотосъёмки и до поиска решений в сфере топографии, тепловизионного обследования. С недав­него времени, такие компании, как Amazon, UPS и Deutsche Post AG и Google начали использовать автономные БПЛА для доставки посылок [45], [50].
Для групп БПЛА одной из исследовательских областей является планиро­вание пути. В данной работе рассматриваются фундаментальные проблемы, связанные с планированием пути группы БПЛА [33]. Развитие данной темы позволяет решать экономические вопросы, например, снижение затрат как на разработку летательных аппаратов в связи с заменой габаритных размеров ЛА, так и на обучение пилотов для управления. В будущем планируется раз­работка полностью автономных БПЛА, не требующих постоянного контроля вышестоящего звена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения данной работы разработана мультиагентная си­стема БПЛА, которая оптимально покрывает заданную область. Разрабо­тана программная среда (с помощью языка Java и распределенной Java- платформы JADE) для симуляции движения агентов мультиагентной систе­мы по разработанному алгоритму в выделенных секторах действия с учетом следующих параметров системы:
• количество агентов в системе;
• количество топлива агента;
• возможный радиус кривизны поворота БПЛА.
Проведена оптимизация (с помощью генетического алгоритм) разбиения ис­ходной области на сектора действия агентов. Получены результаты для раз­личных распределений плотности вероятности значения мутации. Проведен сравнительный анализ результатов оптимизации разбиения области на секто­ра действия агентов. Произведено сравнение сходимости алгоритмов оптими­зации для различных распределений плотности вероятности значения мута­ции. В ходе анализа полученных результатов в среде MATLAB был использо­ван инструмент CFTool (Curve Fitting Tool). Продемонстрированно улучше­ние эффективности поиска объекта (уменьшено время поиска случайно задан­ного объекта) мультиагентной системой в результате оптимизации разбиения области на сектора действия агентов.
Перспективы развития. Дальнейшим развитием данной работы явля­ется разработка алгоритма поиска группой БПЛА движущегося объекта внут­ри заданной области. Также одной из перспективных задач для МАС является реализация слежения за обнаруженным объектом, в случае, если тот являет­ся динамическим.
На защиту выносятся следующие положения
1) модель агента мультиагентной системы и системы взаимодействия аген­тов внутри системы БПЛА;
2) алгоритм покрытия области, разделённой на сектора действия в зависи­мости от порядкового номера БПЛА в МАС;
3) алгоритм оптимизации разделения исследуемой области на сектора.


[1] Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд-во “Фи­нансах и статистика” 2005. 657с.
[2] Adhikari D., Kim Е., Reza Н.: A Fuzzy Adaptive Differential Evolution for Multi-objective 3D UAV Path Optimization, 2017 IEEE Congress on Evolutionary Computation, CEC 2017 - Proceedings 5 July 2017, pp. 2258­2265.
[3] Ahuja R. K., Marnanti T. L., and Orlin J. B.: Network Flows: Theory, Algorithms, and Applications, Prentice Hall, NJ.
[4] Arney T.: An Efficient Solution to Autonomous Path Planning by Approximate Cell Decomposition, Third International Conference on Information and Automation for Sustainability, IEEE, 2007, pp. 88-93.
[5] Bauso D., Giarre L., and Pesenti R.: Multiple UAV cooperative path planning via neuro-dynamic programming, 43rd IEEE Conference on Decision and Control (CDC), Piscataway, NJ, USA, 2004, pp. 1087-1092.
[6] Benavides F., Tejera G., Pedemonte M., and Casella S.: Real Path Planning Based on Genetic Algorithm and Voronoi Diagrams, IEEE Latin American Robotics Symposium and IEEE Colombian Conference on Automatic Control and Industry Applications, IEEE, 2011, pp. 1-6.
[7] Bhattacharya P. and Gavrilova M.L.: Voronoi Diagram in Optimal Path Planning, 4th International Symposium on Voronoi Diagrams in Science and Engineering, IEEE, 2007, pp. 38-47.
[8] Bhattacharya P. and Gavrilova M.L.: Roadmap-Based Path Planning-Using the Voronoi Diagram for a Clearance-Based Shortest Path, IEEE Robotics and Automation Magazine, 2008, Vol. 15, No. 2, pp. 58-66.
[9] Boroujerdi A., Dong C., Ma Q., and Moret B.: Joint Routing in Network, Updated Technical Report, Department of Computer Science, University of New Mexico, Albuquerque, NM.
[10] Bortoff S.A.: Path planning for Unmanned Air Vehicles, 1999.
[11] Cao M. and Hall E.: Fuzzy Logic Control for an Automated Guided Vehicle, Center of Robotics Research, University of Cincinnati, 1999.
[12] Chen G., Shen D., Cruz J., Kwan C., Riddle S., Cox S., and Matthews C.: A novel cooperative path planning for multiple aerial platforms, Proceedings of AIAA Guidance, Navigation and Control Conference, September 2005.
[13] Dalamagkidis K., Valavanis K.P., Piegl L.A.: Aviation History and Unmanned Flight, On Integrating Unmanned Aircraft Systems into the National Airspace System. Intelligent Systems, Control and Automation: Science and Engineering, vol 54. Springer, Dordrecht, 2012.
[14] Dogan A., Kim E., and Blake W.: Control and simulation of relative motion for aerial refueling in racetrack maneuvers, Journal of Guidance, Control, and Dynamics, vol. 30, No. 5, Sept.- Oct. 2007, pp. 1551-1557.
[15] Dubins L. E.: On curves of minimal length with a constraint on average curvature and with prescribed initial and terminal positions and tangents, American Journal of Mathematics, 1957, No. 79, pp. 497-516.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ