Введение 3
Глава 1. Праздник Тела Господня и ауто сакраменталь 11
§1. Фестивальные практики Корпус Кристи 11
§2. Действа о причастии как элемент праздника Корпус Кристи 18
Глава 2. Феномен ауто сакраменталь: истоки, специфика, оформление жанра 22
§1. Развитие жанра действ о причастии в XVI-XVII веках 22
§2. Структура ауто сакраменталь 28
Глава 3. Значение духовного компонента ауто сакраменталь для религиозной культуры конца XVI - начала XVII веков: пример сочинений Хосе де Вальдивьельсо 32
§1. Хосе де Вальдивьельсо и его творчество 32
§2. Изображение таинства и история спасения в ауто сакраменталь 37
§2.1. Изображение таинства евхаристии и Святых Даров в ауто сакраменталь 39
§2.2. Ауто сакраменталь как история спасения 54
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Данная работа посвящена изучению ауто сакраменталь Хосе де Вальдивьельсо и того культурного контекста, который способствовал их появлению, - праздничным практикам Корпус Кристи в Испании Золотого века. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, общим ростом интереса к истории празднично-религиозных практик, не утративших свое значение и в современном обществе, с другой стороны, важностью затрагиваемых в работе проблем для изучения культуры Испании Золотого века в целом. Рассмотрение ауто сакраменталь как элемента праздника Корпус Кристи представляется значимым для исследования религиозности посттридентской эпохи, а как специфического драматического жанра - для истории испанского театра Золотого века.
Объектом исследования выступает группа действ о причастии Хосе де Вальдивьельсо, которая понимается как репрезентативная для драматургии ауто сакраменталь. Предметом исследования является духовный компонент в ауто сакраменталь (т.е. принципы отражения религиозной догматики и изображение «духовного» в действах о причастии). Нужно отметить, что в ауто сакраменталь и в самом празднике Корпус Кристи сочетаются два компонента: духовный (lo divino) и компонент народной культуры (lo profano). Ауто сакраменталь и Корпус Кристи рассматриваются в рамках своей духовной направленности. Народный компонент остается за рамками данного исследования, поскольку требует отдельного детального изучения.
Хронологические рамки исследования формально охватывают период окончательного оформления жанровых принципов и структуры ауто сакраменталь, который можно датировать концом XVI - началом XVII веков, когда складывается наиболее адекватная празднику форма выражения его религиозной сущности. Это приобретение жанром зрелых форм имело место именно в драматургической деятельности Хосе де Вальдивьельсо. Однако, по сути, работа не ограничивается указанным периодом, поскольку рассматривает его в контексте XVI-XVII веков как исторической целостности.
Данной работы ориентирована на изучение конкретной группы источников, так что можно сказать, что источниковую базу исследования составляют четыре ауто сакраменталь Хосе де Вальдивьельсо (1565-1638), толедского клирика, религиозного поэта и драматурга: «Странник», «Блудный сын», «Дружба в беде» и «Древо жизни». Представляется возможным рассматривать эти действа о причастии как единую группу ввиду их концептуального сходства1. По своей структуре они принадлежат к зрелому типу ауто сакраменталь, равно как и другие сакраментальные пьесы Вальдивьельсо, и потому могут считаться репрезентативными для всего творчества Вальдивьельсо. Впервые эти четыре ауто сакраменталь были опубликованы в сборнике «Двенадцать действ о причастии и две духовные комедии» в 1622 году в Толедо2. Второе издание вышло в Браге в 1624 году3 и, в целом, ничем не отличалось от первого. При жизни автора его действа о причастии были весьма популярны, однако после его смерти наличие драматурга таких масштабов, как Кальдерон, повлияло на интерес к пьесам Вальдивьельсо пагубным образом: он стал резко падать. Далее последовал долгий период забвения, и лишь в 1865 год в свет вышло собрание ауто сакраменталь, подготовленное Э. Гонсалесом Педросо4, куда вошли три из рассматриваемых нами действа о причастии: «Дружба в беде», «Странник», «Блудный сын». Хотя это собрание имело свои недостатки, оно вызвало всплеск интереса к ауто сакраменталь и способствовало их изучению. В 1946 году в собрании Н. Гонсалеса Руиса5 было издано ауто «Блудный сын». Однако только к концу 70-х - началу 80-х годов XX века появилось издание всех действ о причастии Хосе де Вальдивьельсо, отвечающее современным критериям публикации источников. Это издание было подготовлено исследователями испанского религиозного театра Рикардо Ариасом и Робертом Пилузо6. Именно это издание было использовано в данной работе.
Историография драматических произведений Хосе де Вальдивьельсо позволяет проследить также изменения отношения к ауто сакраменталь как к жанру в целом7. Хосе де Вальдивьельсо скончался в 1638 году, будучи известным и популярным драматургом (прежде всего, автором действ о причастии, высоко оцененным своими современниками8) и поэтом своей эпохи. Однако впоследствии из-за уменьшения интереса к ауто сакраменталь и религиозной поэзии (и даже резкого отторжения у интеллектуалов эпохи Просвещения) его творчество мало привлекало внимание потомков. Подобный подход к ауто сакраменталь Вальдивьельсо продержался в научных кругах довольно долго, хотя, как было сказано выше, во второй половине XIX века произошел своеобразный перелом: его ауто были включены в издание собрания действ о причастии9. В целом, XVIII и XIX века демонстрируют нам довольно пренебрежительное отношение к ауто сакраменталь как к неким суеверным пережиткам10; подобными настроениями обусловлена и оценка драматических произведений Вальдивьельсо Дж. Тикнором, американским испанистом. Он весьма едко замечает, что, хотя, быть может, некоторые ауто Вальдивьельсо оправдывают свою популярность при жизни автора, в целом, они ничуть не лучше, чем ауто его современников, учитывая их (ауто) «затейливость, которая потакала дурному вкусу его века»11. Что же до его религиозных комедий, то они представлялись Тикнору «грубыми и дикими сочинениями»12.
Отношение к ауто сакраменталь начало изменяться в конце XIX - начале XX века: ауто признавались своеобразным жанром, со своими особенностями и специфическими средствами выразительности и т.д. Относительно Хосе де Вальдивьельсо здесь можно сказать, что в начале XX века у Хулио Милего, автора довольно наивной, написанной в дилетантской манере книги «Театр в Толедо в XVI-XVII веках», мы уже встречаем именование Вальдивьельсо «выдающимся писателем»13, «одним из лучших поэтов-мистиков» и утверждение, что его «его ауто сакраменталь соперничают с ауто Кальдерона»14. И хотя в подобных суждениях Милего можно усмотреть, скорее, проявление локального патриотизма, для нас важен тот факт, что ауто сакраменталь Вальдивьельсо впервые по своему значению приравниваются к ауто Кальдерона.
Однако серьезное научное переосмысление истории жанра действ о причастии и места в ней ауто сакраменталь Вальдивьельсо произошло уже ближе к середине XX века, когда американский испанист шотландского происхождения Брюс В. Вардроппер высказал мнение, что ауто Вальдивьельсо сопоставимы с ауто Кальдерона, как драмы, воплотившие в себе «совершенную формулу» жанра15. Вардроппер необычайно высоко оценивал произведения драматурга, говоря, что «Вальдивьельсо - это кульминация драматической традиции Корпус Кристи в Испании»16, отмечая успешное изображение им сценического «сакраментального мира». Вардроппер утверждал, что Вальдивьельсо достиг высот композиции евхаристической драмы наравне с Кальдероном, принимая во внимание разницу в подходах обоих драматургов. Также этот исследователь сетовал на отсутствие какого-либо крупного монографического труда, посвященного религиозному театру Вальдивьельсо. Эту лакуну стремилась заполнить американская исследовательница Барбара Дж. Оберландер в своей диссертации, посвященной драматической формуле сакраментальных пьес Вальдивьельсо17. В целом, своим трудом она подтвердила тезис Вардроппера о том, что действа о причастии Вальдивьельсо стали важным пунктом в развитии драматической формулы уже как «подлинные» ауто сакраменталь (так же, как и ауто Кальдерона). Рикардо Ариас, исследователь испанского религиозного театра, также остается в русле идей, высказанных Вардроппером, соглашаясь с тем, что евхаристические драмы Вальдивьельсо заслуживают высокой оценки. Он отмечает у Вальдивьельсо совершенное чувство меры в сочетании драматических элементов и успешное использование аллегорий в ауто18.
В конце XX века вклад Хосе де Вальдивьельсо в поэтическую традицию и развитие ауто сакраменталь обрел всеобщее признание; самого маэстро Вальдивьельсо признают «одним из совершеннейших религиозных драматургов до Кальдерона»19. С 80-х годов XX по начало XXI века - время повсеместного утверждения значимости и ценности творчества Вальдивьельсо, хотя и некоторого охлаждения исследовательского пыла в связи с тем, что эта значимость уже стала восприниматься как данность. Этот период - время появления узкоспециальных исследований отдельных аспектов драматургии и поэзии Вальдивьельсо20. Таким образом, можно заметить, что на данном этапе изучения драматического и поэтического наследия Вальдивьельсо не только нет попыток синтеза, но и наблюдается тенденция к ограничению рамок исследования (и, соответственно, его объема) каким-либо конкретным произведением, которое рассматривается как самостоятельное целое. Большинство известных нам исследований посвящено литературоведческой проблематике; в этой связи необходимо подчеркнуть важность изучения «драматической формулы» действ, заметив, однако, его некоторую замкнутость. Представляется возможным уделить больше внимания этой «драматической формуле» ауто как продукту духовного климата эпохи.
Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы определить на примере обозначенных пьес Хосе де Вальдивьельсо значение ауто сакраменталь (и их духовного компонента) для праздника Корпус Кристи как формы религиозной жизни и для духовного климата Испании эпохи Золотого века в целом.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• обозначить культурный контекст, способствовавший возникновению феномена ауто сакраменталь, т.е. рассмотреть культуру празднования дня Тела Господня в Испании Золотого века и место действ о причастии в порядке празднования;
• проследить эволюцию жанра ауто сакраменталь, проанализировать его специфику и определить место драматургии Хосе де Вальдивьельсо в сакраментальной традиции;
• проанализировать духовный компонент действ о причастии Хосе де Вальдивьельсо: a) определить основные принципы изображения таинства евхаристии в действах о причастии Вальдивьельсо; b) рассмотреть ауто сакраменталь как драматизацию истории спасения, обозначив формы ее изображения у Вальдивьельсо.
В рамках данной работы для достижения поставленных задач используются различные исследовательские методы, причем как исторические (историко-генетический, историко-типологический, историкосистемный и др.), так и некоторые филологические (композиционный и мотивный анализ) ввиду текстуальной ориентированности исследования.
Научная новизна работы. Впервые в отечественной историографии ауто сакраменталь Хосе де Вальдивьельсо являются самостоятельным объектом исследования. Кроме того, в работе последовательно анализируется духовный компонент ауто сакраменталь на материале данной группы источников, рассматриваемой как органическое единство.
Теоретическая значимость исследования. Содержание и выводы данной работы могут способствовать углублению и уточнению общетеоретического понимания жанра ауто сакраменталь в отечественной историографии21.
Практическая значимость. Выводы и материалы данной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования ауто сакраменталь Хосе де Вальдивьельсо и их проблематики. Теоретические сведения, содержащиеся в работе, также могут использоваться для докладов и статей по тематике, связанной с испанским религиозным театром Золотого века.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении определяются формальные рамки и программа исследования. В первой главе рассматривается история празднования Корпус Кристи и место ауто сакраменталь в традиции праздничных практик. Вторая глава посвящена действам о причастии как самостоятельному жанру. В третьей главе очерчивается творческая биография Хосе де Вальдивьельсо и анализируется духовная составляющая изучаемых пьес Вальдивьельсо. Заключение содержит основные выводы исследования, определяя зрелый тип действ о причастии как продукт духовного климата эпохи.
Праздник Тела Господня со времени своего учреждения претерпел ряд значительных трансформаций, причем существовала тенденция к усложнению связанных с ним празднично-религиозных практик. Задачей праздника было почтить Святые Дары и прославить таинство евхаристии. Популярным практически повсеместно праздник стал в XIV веке после введения процессии со Святыми Дарами, которая устоялась как обязательный элемент праздника. В Испании в XVI веке вторым неотъемлемым элементом праздника стали драматические представления ауто сакраменталь. Представляется, что эти элементы в рамках праздника выполняли различные задачи. Если процессия Корпус Кристи была кульминацией практики поклонения Христу в Святых Дарах, то ауто сакраменталь смещали смысловой акцент на изначальное понимание таинства евхаристии и подчеркивали важность акта причащения. Таким образом, в испанской традиции празднования дня Тела Господня обе формы прославления Христа и евхаристии успешно сочетались, служа дополнением друг другу, что соответствовало состоянию духовного климата всего католического мира во второй половине XVI - XVII веках, определенного, прежде всего, положениями Тридента.
Представляется возможным говорить о «драматической формуле» зрелого ауто сакраменталь как о продукте духовного климата эпохи; как нам кажется, зрелый тип действ о причастии, сложившийся к рубежу XVI-XVII веков, отражал и транслировал ценности посттридентской эпохи (в частности, тридентское учение о евхаристии). Пьесы Хосе де Вальдивьельсо стали достижением этой формулы зрелого ауто. Сакраментальную драматургию Вальдивьельсо, в какой-то мере направленную на прославление и пояснение догмы, но, главным образом, транслировавшую религиозное переживание, можно понимать как одну из форм практик благочестия (в почитании евхаристии) в духовной культуре Испании второй половины XVI - начала XVII веков.
В работе был проанализирован духовный компонент действ о причастии Хосе де Вальдивьельсо, в частности, изображение таинства евхаристии и истории спасения. В рассмотренных ауто сакраменталь характерным является изображение таинства евхаристии как божественной трапезы (как в Небесном Иерусалиме, так и в церкви как его прообразе), утоляющей духовный голод человека; через нее человек приобщается Богу. Святые Дары понимаются как лекарство, противоядие от греха и пища вечной жизни. В изображении таинства евхаристии и искупительной жертвы Христа в ауто сакраменталь доминируют яркие и радостные краски, что характерно для всего комплекса праздничных практик дня Тела Господня. Воздействие представлений ауто сакраменталь на публику, разумеется, было не только когнитивным, но и эмоциональным.
В представлениях ауто сакраменталь можно отметить не только утверждение и трансляцию универсального принципа божественной благодати и милости по отношению ко всему человечеству, но и раскрытие конкретной роли божественной милости и благодати в отношении каждого человека. В зрелом действе о причастии конца XVI - начала XVII веков переживание на сцене чуда искупления и обретения благодати показано как универсальный принцип, осуществляющийся в данный момент. Таким образом, действа о причастии можно назвать драматизацией искупления, в которой отразилось понимание жертвы евхаристии как искупительной, что также было определено положениями Тридента и представлялось единственно правильным. В целом, ауто сакраменталь, будучи продуктом духовного климата своей эпохи, транслировали понимание и переживание таинства евхаристии во всей его полноте в локальном сообществе на празднике Тела Господня.
Итак, действа о причастии, используя набор поэтических образов и мотивов, понятных представителям разных социальных групп, с одной стороны, могли служить пояснением для публики значения таинства евхаристии и утверждением его важности и значимости в свете настоящего времени; с другой стороны, благодаря своему эмоциональному воздействию на зрителя, могли поощрять проявление благочестивых чувств в нужном направлении, являясь, таким образом, средством и формой выражения обновленной католической религиозности.
Источники:
1. Valdivielso Jose de. El arbol de la vida // Jose de Valdivielso: Teatro completo. Vol.1. Edicion y notas de Ricardo Arias y Robert V. Piluso. Madrid: Isla, 1975. P. 513-551.
2. Valdivielso Jose de. El hijo prodigo // Jose de Valdivielso: Teatro completo. Vol.1. Edicion y notas de Ricardo Arias y Robert V. Piluso. Madrid: Isla, 1975. P. 471-511.
3. Valdivielso Jose de. El peregrino // Jose de Valdivielso: Teatro completo. Vol.1. Edicion y notas de Ricardo Arias y Robert V. Piluso. Madrid: Isla, 1975. P. 387-425.
4. Valdivielso Jose de. La amistad en el peligro // Jose de Valdivielso: Teatro completo. Vol.1. Edicion y notas de Ricardo Arias y Robert V. Piluso. Madrid: Isla, 1975. P. 207-250.
Литература:
1. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
2. Узин В.С. Испанский театр // История западноевропейского театра в 8 тт. Т.1. М.: Искусство, 1956.
3. Arellano I., Duarte J.E. El auto sacramental. Madrid: Laberinto, 2003.
4. Arias R. Alegoria biblica e historia de la Salvacion en El arbol de la vida de Jose de Valdivielso // Boletin de la Biblioteca Menendez Pelayo (BBMP). 1990. LXVI. P. 79-101.
5. Arias R. Conceptos basicos en el Fenix de Amor de Jose de Valdivielso // Revista de literatura. 1998. № 60 (Jul.1). P. 369-382.
6. Arias R. Funcion de los proverbios en el teatro de Valdivielso // Actas del VI Congreso de la Asociacion International de Hispanistas (ACAIH). Toronto: University of Toronto, 1980. P. 67-70.
7. Arias R. La amistad en el peligro de J. de Valdivielso // Neophilologus. 1999. № 83. P. 223-239.
8. Arias R. La serrana de Plasencia, version a lo divino por Valdivielso (1560?-1638) // Alcantara: revista del Seminario de Estidios Cacerenos. 1998. № 45. P. 61-82.
9. Arias R. Reflexiones sobre El Peregrino de Jose de Valdivielso // Criticon. 1992. № 56. P. 147-160.
10. Arias R. The Spanish Sacramental Plays. Boston: Twayne, 1980.
11. Cuellar D. La Serrana de Plasencia" de Joseph de Valdivieso: entre lo sagrado y lo profano // Estudios del teatro aureo: texto, espacio y representacion. Actas selectas del X Congreso de la Asociacion Internacional de Teatro Espanol y Novohispano de los Siglos de Oro. Mexico: Universidad Autonoma Metropolitana, 2003. P. 397-406.
...