ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОШМЯНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ФИЛИАЛ ОАО «ЛИДСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»)
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 8
1.1 Основа для разработки инновационной стратегии инновационная
деятельность и инновационный потенциал 8
1.2 Инновационная деятельность и государственная политика 13
1.3 Инновационная стратегия предприятия: общая характеристика.. 18
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОШМЯНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ
ЗАВОД» ФИЛИАЛ ОАО «ЛИДСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВН^ТЙ
КОМБИНАТ» 24
2.1 Краткая характеристика и основные финансово -экономические
показатели деятельности предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный
комбинат» 24
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации ... 32
2.3 Анализ технико-экономических показателей организации 45
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
«ОШМЯНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ФИЛИАЛ ОАО «ЛИДСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 49
3.1 Исследование инновационных возможностей предприятия 49
3.2 Оценка экономических результатов реализации разработанных
предложений 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа на тему «Инновационная стратегия и экономический рост предприятия (на примере предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»)» объемом 93 страницы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В работе использовано 25 таблиц, 1 рисунок, в приложении 1 помещен один рисунок на одном листе, в приложении 2 помещены 7 таблиц и 5 рисунков на 17 листах.
Цель работы заключается в разработке путей разработки инновационной стратегии для экономического роста на предприятии. Для
реализации поставленной цели были сформулированы задачи, решение которых содержится в работе.
В первой главе представлены теоретические аспекты проблемы: даются определения инновационной деятельности и инновационного потенциала как основа для разработки инновационной стратегии, раскрывается государственная политика в инновационной деятельности, дается общая характеристика инновационной стратегии предприятия.
Во второй главе дается краткая характеристика и основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия, проводится анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации.
В третьей главе рассматриваются предложения по совершенствованию предприятия, исследуя инновационные возможности предприятия, оцениваются экономические результаты реализации разработанных предложений.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная стратегия, инновационный риск, экономическая эффективность, норма дисконта, коэффициент дисконтирования.
В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций.
Единственная вещь, имеющая значение - это инновации. Инновационность или новаторство, так это понятие называлось во времена плановой экономики в Советском Союзе, становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием как российских, так и белорусских предприятий (Республика Беларусь и Российская Федерация входят в Единое экономическое пространство) и разработка инновационной стратегии.
Все современные экономические теории указывают на то, что инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды (атмосферы) для их инициирования (рождения). В этой связи необходимо говорить только о потенциальной способности новых идей, продуктов и технологий создавать новые ценности, что проявляется в конкретных стратегических бизнес -процессах лишь под воздействием заинтересованности собственников и грамотного управления людьми.
Подавляющее большинство исследований по проблемам инновационной деятельности ориентируется на производственную концепцию инновационного развития, в которой акцент делают, прежде всего, на продуктовые и технологические инновации. Тем не менее, при условиях нестабильной, быстро изменяемой среды, обострение конкуренции на рынке и через поиск новых резервов в предпринимательской деятельности, ключевыми факторами успеха становятся не только производственные нововведения, а и организационно - управленческие инновации. Ведь в современных условиях ещё недостаточно эффективно разработать стратегию инновационного развития. Не менее важным являются вопросы адаптации инновации к нуждам целевого рынка, коммерциализации инновации, доставки инновации потребителю своевременно в надлежащее место с минимальными расходами финансовых ресурсов и времени.
Рост роли отдельных субъектов хозяйственной деятельности, важность их ориентации именно на инновационный тип развития актуализирует проблему формирования их инновационной стратегии. Эффективное решение этой проблемы предусматривает использование существующих и перспективных рыночных возможностей, принятие стратегических и тактических решений относительно инновационного развития предприятия с целью достижения им стойких конкурентных преимуществ, максимизации показателей прибыльности, высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное. Решение этой проблемы даст возможность трансформировать стихийный, неуправляемый рыночными регуляторами или административно, интуитивный подход в научно - обоснованный поиск путей формирования инновационного потенциала предприятий, обеспечив переход инновационной стратегии развития.
Несмотря на рост количества исследований, и публикаций, посвященных, с одной стороны, вопросам инновационного менеджмента, а с другой - проблемам разработки инновационной стратегии предприятий в условиях рыночной экономики, ощущается отсутствие общего подхода к теоретическому решению названных проблем.
Цель работы заключается в разработке мероприятий инновационной стратегии предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат».
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были определены следующие задачи:
J изучить теоретические основы инновационной стратегии;
J определить методы развития инновационного потенциала предприятия;
J разработать мероприятия инновационной стратегии предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»;
J обосновать экономическую целесообразность разработанных мероприятий.
Объект исследования является предприятие «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», осуществляющее развитие собственного инновационного потенциала.
Предметом исследования является разработка инновационной деятельности предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочноконсервный комбинат».
Выпускная квалификационная работа была выполнена на тему «Инновационная стратегия и экономический рост предприятия (на примере предприятия «Ошмянский сыродельный завод» филиал ОАО «Лидский молочноконсервный комбинат»)».
Целью работы заключалось разработка путей разработки инновационной стратегии для экономического роста на предприятии.
В первой главе были приведены теоретические аспекты проблемы: даны определения инновационной деятельности и инновационного потенциала как основы для разработки инновационной стратегии, раскрыта государственная политика в инновационной деятельности, дана общая характеристика инновационной стратегии предприятия.
Во второй главе была представлена краткая характеристика и основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия, проведен анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации .
В третьей главе приведены предложения по совершенствованию предприятия, исследованы инновационные возможности предприятия, оценены экономические результаты реализации разработанных предложений .
В результате проведенной работы проведены расчеты в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения.
Финансовые и экономические показатели в работе приведены на основе финансовой, бухгалтерской и другой экономической отчетности в большей части в белорусских рублях. Перевод денежных единиц в российские рубли не проводился из большого объема данных. Для наглядного восприятия можно использовать средний курс белорусского рубля - 2,00 белорусских рубля за один доллар США, средний курс 1 белорусского рубля - 30 российских рублей.
Не все показатели на предприятии оказались на уровне, рассчитанными в соответствии с этими рекомендациями, например, при рекомендуемом коэффициенте эффективности равным 5,0, на предприятии он составит 4,52 и 2,73 в первый и второй год реализации соответственно.
В работе проведены расчеты стоимостной оценки результатов использования разработок, дисконтированной суммы всех расходов на создание и коммерциализацию результатов разработки за расчетный период, экономического эффекта от использования инновационных проектов, эффективности расходов на создание и использование вложенных инвестиций, период окупаемости инвестиций на предприятии.
Также на предприятии разработана программа по финансированию инновационных проектов и источниках их финансирования. Кроме использования собственных средств предприятия в проектах, предусмотрена совместная работа с ОАО «Белагропромбанк», который открыл программу реализации экономически эффективных инвестиционных проектов.
В ближайшие два года на предприятии активно идет реализация нескольких инновационных проектов по реконструкции производственных мощностей, среди которых реконструкция цеха сепарирования сыворотки, реконструкция встроенной котельной производительностью 10 Гкал/ч. Работы по котельной планируется завершить в течение текущего года.
Другие проекты, в том числе строительство камеры созревания сыра и строительство локальных очистных сооружений будут реализованы за два года.
Предприятие активно участвует в работе международных
специализированных выставок и конференций по инновациям в молочной промышленности. Это позволяет предприятию использовать в работе передовые технологии и оборудование ведущих производителей из европейских стран, среди которых Словакия, Великобритания, Франция, Германия, Дания. Не отстают от европейских производителей белорусские и российские компании.
Используются и продолжают внедряться инновационные технологии управления предприятиям. За последние годы проведено практически полное покрытие территории завода системой видеонаблюдения, которое позволяет в режиме реального времени вести контроль за производством, вносить необходимые коррективы в деятельности, снизились случаи
несанкционированного вывоза и выноса продукции предприятия.
На предприятии реализовано внедрение системы электронного документооборота на основе программного продукта «1С: Документооборот 8», который предназначен для автоматизации документооборота.
Это позволило упорядочить работу сотрудников с документами, сократило время поиска нужной информации и суммарное время коллективной обработки документов, повысило качество готового материала (проектов, документации и так далее) за счет решения большого количества спорных вопросов и упорядочивания работы пользователей.
Экономическая эффективность внедрения данной технологии увеличится по мере увеличения количества документов, находящихся в электронном архиве, и числа сотрудников, подключенных к электронному документообороту.
В целом, чтобы держаться на плаву среди конкурентов, предприятию необходимо и дальше реализовывать инновационные разработки и технологии. Есть дальнейшая необходимость внедрения новых программных продуктов,
В целом, чтобы держаться на плаву среди конкурентов, предприятию необходимо и дальше реализовывать инновационные разработки и технологии.
Есть дальнейшая необходимость внедрения новых программных продуктов, инновационных технологий управления предприятиям. Развивать управление поставками продукции и взаимодействие с партнерами на основе идентификации крупного рогатого скота, отслеживать молочной продукции на всем пути ее движения и электронного обмена данными. Это позволит конечному потребителюобладать полной информацией о молочных продуктах, а предприятию быть в первых рядах поставщиков на рынке молочной продукции.
Стоит более агрессивно проводить маркетинг, рекламу и продвижение продукции в Интернет и социальных сетях.
Не последней в ряду других мероприятий должны стоять подготовка и переподготовка специалистов предприятия. Стоит более активно привлекать на работу молодых специалистов еще на уровне учебы в профессионально - технических, средних специальных и высших учебных заведениях, чтобы они проходили практику на предприятии и приходили на работу в уже знакомый коллектив.
1. Концепция Государственной программ инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
2. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158 (в ред. от 22.08.2016).
3. Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 20 апреля 2017 г. № 9.
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.
5. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс - новая экономическая (финансовая) категория // Финансовый бизнес. -2008. -№ 8. -348 с.
6. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов: Перевод с английского. - М.: "ЮНИТИ", 2008.
7. Бирючев О. страхование в системе управления риском. // Финансовая газета, №23, июнь, 2007
8. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - С.-Пб.: ПИТЕР, 2007, с. 194.
9. Диаров А.А., Князев В.В. Инвестиционный менеджмент. Учебнопрактическое пособие. - М.,МГУТУ, 2007.
10. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. - №3, 4. - 2009 г.
11. Дюжиков Е.Ф. страхование имущества: виды и условия их проведения.// Бизнес и страхование, №7, 2007.
12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2008.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.
14. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялина В.А., ред. Инвестиции. - М.: "Проспект", 2009.
15. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2009.
16. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Г.Н. Бухгалтерский учет - 2е издание, 2009
... Всего источников – 38.
Содержание ВКР - ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОШМЯНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ФИЛИАЛ ОАО «ЛИДСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»)
Выдержки из ВКР - ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОШМЯНСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» ФИЛИАЛ ОАО «ЛИДСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»)