АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ 7
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы, её определяющие 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности фирмы 13
1.3 Роль кадрового потенциала в обеспечении конкурентоспособности
фирмы 23
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ» 27
2.1 Общая характеристика фирмы 27
2.2 Анализ конкурентной среды фирмы 35
2.3 SWOT-анализ деятельности фирмы 39
2.4 Сущность метода оценки конкурентоспособности фирмы 47
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО
«СПЕЦТЕХНОЛОГИИ» 52
3.1 Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности 52
3.2 Экономическая и социальная эффективность предложенных
мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
АННОТАЦИЯ
к выпускной квалификационной работе на тему: "Пути повышения конкурентоспособности фирмы (на примере ООО "Спецтехнологии").
Работа выполнена на 67 листах, содержит 10 таблиц, 8 рисунков и список литературы из 38 источников.
Оценка конкурентоспособности фирмы может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Объект исследования - ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ».
Предмет исследования - процесс управления конкурентоспособностью ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ».
Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ИТ-фирма, аутсорсинг, мероприятия по совершенствованию.
На сегодняшний день столкновение интересов производителей услуг в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
В сфере услуг, получившей бурное развитие в последнее время, ключевая роль отводится человеческому фактору. Успех в сервисе зависит от него напрямую: растет количество сервисных предприятий, обостряется конкуренция. Значительную роль приобретает сервис, качество оказываемых услуг, которое, в свою очередь, напрямую зависит от персонала компании.
Количество предоставляемых услуг играет роль, но чтобы клиент остался доволен своим обслуживанием, вернулся туда не раз и рекомендовал ее всем своим знакомым - необходимо обеспечить и должное качество этих услуг.
Оценка конкурентоспособности фирмы может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Объект исследования - ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ».
Предмет исследования - процесс управления конкурентоспособностью ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ».
Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих;
- рассмотрение теоретических основ оценки
конкурентоспособности фирмы;
- оценка конкурентоспособности фирмы на примере ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИИ»;
- выработка практических рекомендаций для ООО
«СПЕЦТЕХНОЛОГИИ» по повышению конкурентоспособности.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, системный анализ, графические методы отображения данных.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком используемой литературы приложением.
Конкурентоспособность предприятия рассматривается в трудах отечественных и зарубежных экономистов, однако однозначного подхода к ее определению в литературе не дано.
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации как в целом в народном хозяйстве России, так и отдельного предприятия. Как правило, её применяют в качестве критерия оценки и эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Особенностью конкурентоспособности фирмы сферы продаж является тот, факт, что результатом её функционирования выступает не создание продуктов, а удовлетворение спросу клиентов, оказание услуг, а также то, что эффект проявляется не только в сфере обращения, но и за её пределами.
Следовательно, конкурентоспособность предприятия - это интегральная характеристика, представляющая собой степень организации и выполнения торговых функций предприятием сферы услуг, характеризующееся уровнем реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Компания существует с 1991 года. Российское представительство основано в 1998 году и сейчас насчитывает более 250 сотрудников, которые являются профессионалами в области ИТ, управления проектами, бизнес - анализа, проектирования пользовательских интерфейсов, веб-маркетинга и работы с иностранными клиентами.
Предприятие находится на стадии ускоренного роста. Объем потребления услуг, предоставляемых ООО "СПЕЦТЕХНОЛОГИИ", постоянно растет, расширяется номенклатура предоставляемых услуг.
В группу входят такие компании, как Careerlab, UsabiltyLab, PayOnline System.
Каждая компания имеет свою специализацию, что дает дополнительные преимущества на ИТ-рынке.
UsabilityLab — проводит маркетинговые исследования, продвигает услуги телеком, занимается web-разработкой, помогает организовать и внедрить контроль качества на производстве, в организации.
CareerLab —организует обучающие мероприятия для IT специалистов любого уровня. В настоящее время используются интерактивные формы, такие как вебинар, практический тренинг, которые позволяют не просто получить набор знаний, а решить реальные проблемы и ответить на конкретные вопросы специалистов в режиме реального времени.
PayOnlineSystem — это самая современная из российских систем интернет-платежей. Компания предлагает клиенту не только внедрение платежной системы, но и интеграцию ее с существующими платежными и банковскими системами, защиту от мошенничества, безопасный интерфейс для клиентов и множество других услуг по запросу клиента.
Несмотря на активную деятельность ООО "СПЕЦТЕХНОЛОГИИ", существует жесткая конкуренция на рынке ИТ-услуг.
Проведенный анализ финансово-экономической деятельности
компании свидетельствует о том, что в настоящее время предприятие находится на стадии ускоренного роста. Объем потребления услуг, предоставляемых ООО "СПЕЦТЕХНОЛОГИИ", постоянно растет,
расширяется номенклатура предоставляемых услуг.
Темп роста продаж в 2010г., по сравнению с 2009 г., увеличился на 408 млн. руб. (на 12%). Этот рост обусловлен частичным выходом на новые рынки сбыта. Это связано с ростом благосостояния нашего населения, расширением зон обслуживания сети Интернет, проведением информатизации и компьютеризации практически во всех предприятиях и организациях.
Исходя из особенностей организационной культуры компании, в ней оптимально сочетаются американское трудолюбие с русской искренностью и
заботливостью, американскую организованность и целеустремленность с русским интеллектом и образованностью. Корпоративные ценности компании складываются из положительного опыта взаимодействия в российской и американской ИТ-среде. Основные ценности -
востребованность, индивидуальность и успешность - являются важными не только для работников компании, но и для ее клиентов.
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее лучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на реализацию своих конкурентных преимуществ и направленная на глубокое проникновение и географическое развитие российского рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Необходимо уделить внимание проблеме увеличения продаж и постоянного совершенствования уровня образования и квалификации сотрудников.
Проведенный SWOT-анализ внешней среды показал, что компании присущи многие положительные качества.
Однако, для повышения конкурентоспособности компании необходимо работать над квалификацией персонала, так как он является основным ресурсом компании.
Для конкурентоспособности компании необходимо обратить внимание, в первую очередь, на три направления деятельности:
- повышение квалификации персонала,
- совершенствование ценовой политики,
- совершенствование рекламной политики компании.
Внедрение предлагаемых мероприятий позволяет говорить об их экономической целесообразности.
Рекламные мероприятия приносят прирост выручки в 40,84 млн.рублей, система скидок приносит прирост выручки в 9,8 млн.рублей.
Кроме того, принося экономическую прибыль данные мероприятии будут способствовать повышению конкурентоспособности компании на российском ИТ-рынке аутсорсинга.
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2017. — 736 с.
3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2000-1-ФЗ) // Консультант Плюс, 2012
4. Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред.
Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002.
5. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (от 26.06.2008 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008
6. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. - 2017. - №4. - С.25-38.
7. Абрамова Н. А. Как рассчитать экономическую эффективность скидки//Планово-экономический отдел. - 2011. - №3. - С. 12-14.
8. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Управление персоналом. Модели управления: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
9. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. - М.: ТЕИС, 2017. - С.59
10. Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М., 2013
11. Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования/ Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. - 2016. -№1. - С.3
12. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом. - 2017. - №4. - С.38-39.
13. Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М.: Изд-во «Гелла-принт», 2006.
14. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 352 с.
15. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения
конкурентоспособности предприятия. (Мировой опыт) //
Внешнеэкономический бюллетень. - 2017. - №4. - С. 11-20.
16. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2017.
... Всего источников – 38.