Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности паузации в речи педагога при объяснении материала на русском языке

Работа №125450

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Пауза как средство выражения мысли 6
1.1. Феномен паузации 6
1.2. Классификации пауз 8
1.3. Паузы хезитации как разновидность хезитационных явлений 15
1.4. Классификация пауз для многоуровневой разметки устной речи 19
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Объяснение в философии, лингвистике и педагогике 24
2.1. Объяснение как неотъемлемая часть коммуникации 24
2.2. Объяснение как составляющая педагогического дискурса 28
Выводы по Главе 2 35
Глава 3. Исследование пауз в речи результативных учителей 37
3.1. Материал 37
3.2. Аннотирование пауз 40
3.3. Результаты количественного анализа 48
3.4. Обсуждение результатов 55
Выводы по Главе 3 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 67

Данное исследование выполнено в области психолингвистики и сосредоточено на изучении паузации в устной речи школьных учителей - носителей русского языка. Исследование организации устной речи, в частности ее интонационной составляющей, в настоящее время является одним из активно развивающихся направлений лингвистики. Несмотря на наличие множества работ, посвященных изучению пауз в устной речи, лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению об их природе и функциях, поэтому наше исследование является актуальным. Для разрешения споров о классификации пауз и противоречий в их типологиях необходим анализ особенностей живой речи, который может приблизить нас к пониманию процессов мышления человека, к ответу на многие вопросы о формировании и развитии речи.
Объектом исследования являются паузы в речи педагогов при объяснении нового материала на школьном уроке. Объяснение материала - важнейший элемент занятия, требующий от педагога особых усилий, чтобы привлечь и удержать внимание учеников. Можно предположить, что именно в этой части урока речь педагогов является наиболее показательной с точки зрения расстановки пауз, которые в свою очередь являются одним из ведущих средств организации речи и привлечения внимания слушателя. Предметом исследования являются конкретные характеристики паузации, а именно физическая природа, позиция, функция, длительность и количество пауз, возникающих в речи учителей при объяснении новой темы.
В качестве материала работы были отобраны видеозаписи четырех уроков истории 6-8 классов, проведенных т.н. результативными учителями1. Исследование выполняется в рамках проекта «Роль лингвистических характеристик речи в результативных учительских практиках: корпусные и психолингвистические данные», осуществляемого при финансовой поддержке СПбГУ (ID проекта 101747352) и ООО «СберОбразование». Проект направлен на выявление характеристик речи учителей, которые способствуют успешности усвоения материала уроков. Записи уроков, с которыми мы работаем в рамках этого проекта, предоставлены нам коллегами из ООО «СберОбразование». Причина выбора уроков истории для исследования паузации состоит в том, что монологическая часть объяснения новой темы, необходимая для анализа пауз, оказалась наиболее продолжительной именно у учителей-историков ввиду специфики самого предмета.
Цель исследования - разработать классификацию пауз для аннотирования корпуса устной речи результативных учителей и описать характеристики пауз в речи результативных учителей с опорой на эту классификацию. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) дать определение понятиям «пауза» и «паузация», определить параметры, по которым анализируются паузы в устной речи;
2) разработать классификацию пауз, которую можно использовать при аннотировании корпуса устной речи учителей;
3) дать определение понятию «объяснение» и рассмотреть разные подходы к описанию его структуры;
4) описать физическую природу, длительность, позицию, функции и количество пауз, возникающих в речи педагогов при объяснении нового материала;
5) сопоставить описанные параметры паузации при объяснении материала у разных учителей.
Исследование проводится с применением методов корпусного и акустического анализа, а также методов статистической обработки данных. Новизна работы определяется современным языковым материалом, а также малым количеством имеющихся на данный момент исследований просодики речи педагогов. В теоретическом плане работа позволяет дополнить имеющиеся представления о паузах в устной речи в целом и в частности предоставляет данные об особенностях паузации в устной речи педагогов во время школьного урока. Результаты исследования можно использовать при создании руководства для повышения эффективности речи педагога при введении нового материала на уроке, а также как основу для дальнейших экспериментов по восприятию речи педагогов, поэтому исследование является практически значимым.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования был проведен анализ паузации в речи учителей при введении нового материала на уроке. Для этого в теоретической части работы были рассмотрены термины «пауза», «паузация» и «объяснение». Понятие «пауза» трактуется нами как один из элементов интонации, выраженный на фонетическом уровне непродолжительным перерывом в речи или сменой тона, воспринимаемой как перерыв. В Главе 1 были описаны разные подходы к типологии пауз и предложена классификация, составленная для многоуровневой разметки устных текстов. Особенность новой классификации состоит в выделении четырех уровней характеристики пауз (физическая природа, физическое выражение, позиция, функция), позволяющих не только наиболее полно описывать паузы по разным параметрам, но и учитывать всевозможные комбинации характеристик конкретной паузы на разных уровнях.
В Главе 2 были рассмотрены разные трактовки понятия «объяснение» и взгляды на его структуру в философии, а также в рамках педагогического дискурса. В нашем исследовании под объяснением понимается «последовательность интенций, сориентированных на информирование человека, сообщение ему знаний и мнений о мире»1. Кроме того, мы, вслед за В.И. Карасиком, В.Б. Куриленко и др., считаем, что объяснение - это взаимодействие учителя и учеников, то есть оно диалогично по своей природе.
В практической части работы были проанализированы паузы в монологической части объяснения учителем новой темы на материале четырех уроков истории в 6-8 классах, проведенных двумя результативными учителями. Длительность монолога Учителя 1 составила 22 мин. 16 с., Учителя 2 - 21 мин. 4 с. Характеристика пауз производилась в соответствии с предложенной нами классификацией. Все паузы в речи обоих учителей были проанализированы по параметрам длительности, физической природы, позиции и функции, а также было подсчитано количество разных типов пауз.
Результаты исследования демонстрируют, что паузация в речи учителей имеет как общие, так и индивидуальные черты. Так, в речи обоих учителей преобладали следующие типы пауз: незаполненные по физической природе, синтаксические по позиции, хезитационные по функции. Кроме того, были отмечены общие тенденции в позиции разных по функции пауз, а также в характере заполнителей (преобладание речеподобных заполнителей). Значимые различия в речи Учителя 1 и Учителя 2 были обнаружены в длительности пауз в целом (Учитель 2 делал более длинные паузы), в количестве заполненных пауз и в частотности употребления лексического заполнителя «да» (больше у Учителя 2), а также в распределении пауз по функциям (Учитель 1 - больше эмфатических и ритмических, Учитель 2 - больше хезитационных). Помимо сопоставления речи двух учителей было проведено сравнение чтения и говорения Учителя 1. По предварительным результатам оказалось, что эти два типа речи Учителя 1 значимо различаются только по длительности пауз, что, возможно, указывает на подготовленность речи учителя. Можно предположить, что речь результативного учителя ближе к подготовленной, однако имеет признаки и спонтанной речи.
В дальнейшем наше исследование может быть использовано при составлении руководства по повышению эффективности речи для школьных учителей. Работа является одним из первых этапов в создании корпуса устной речи учителей, поэтому имеет множество перспектив: проведение подобного анализа пауз в речи большего количества результативных учителей и в речи нерезультативных учителей, сравнение параметров пауз двух групп учителей и выявление эффективных стратегий паузации, проведение перцептивного эксперимента на восприятие речи учителей, использующих эти стратегии и т.д.


1. Александрова О.А. Коммуникативно-прагматическая классификация пауз // Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. 2008. № 2. С. 6-17.
2. Александрова О.А., Иваницкий В.В. Пауза колебания — комплексный феномен современной коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. № 25. 2003. С. 95-101.
3. Артюхова И.С. Образовательный дискурс как система ценностно­смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. Вып.1. С. 56-59.
4. Баева Е.М. Хезитационные явления в устных монологах низкой степени спонтанности // Коммуникативные исследования. 2018. Вып.1. С. 75-84.
5. Богданова-Бегларян Н.В., Баева Е.М., Бродт И.С. и др. Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 1. Чтение. Пересказ. Описание / отв. ред. Н.В. Богданова-Бегларян. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. 532 с.
6. Бондаренко Л.П. Пауза колебания и порождение речевого высказывания // Экспериментально-фонетический анализ речи. Проблемы и методы / отв. ред. Л.В. Бондарко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. Вып. 1. С. 158­166.
7. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. и др. Фонетика спонтанной речи / ред. Н.Д. Светозарова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 248 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Москва и др.: Питер, 2006. 300 с.
9. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970. 206 с.
10. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 266 с.
11. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд. Ростов- на-Дону: Феникс, 2012. 540 с.
12. Виноградова Ю.С., Прокаева В.О., Риехакайнен Е.И. Паузы бывают разные: многомерная классификация пауз для разметки корпусов русской устной речи // Русская речь. 2023. В печати.
13. Гусев С.С. Объяснение - функция научного познания // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 1. С. 8-10.
14. Дукельский Н.И. Принципы сегментации речевого потока. М.; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 138 с.
15. Ежова Т.В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник ОГУ. 2006. Т. 1. Вып. 2. С. 52-56.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ