Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эвристических методов решения задачи коммивояжера

Работа №125432

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

модели данных

Объем работы44
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор транспортных задач. Актуальность задачи коммивояжера 5
1.1. Транспортные задачи 5
1.2. Постановка задачи коммивояжера 7
Глава 2. Алгоритмы решения задачи коммивояжера 8
2.1. Метод полного перебора 8
2.2. Метод ближайшего соседа 11
2.3. Усовершенствованный метод ближайшего соседа 15
2.4. Метод ветвей и границ 18
Глава 3. Моделирование загруженности транспортной сети 25
3.1. Дорожные заторы (пробки) 25
Глава 4. Сравнительный анализ эвристических методов решения задачи коммивояжера 29
4.1. Разработка скрипта для параллельных генерации и вычислений алгоритмов 29
4.2. Способ генерации матриц времен для задачи коммивояжера в условиях городского цикла 31
4.3. Сравнительный анализ эвристических методов решения задачи коммивояжера 32
Выводы 37
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 43

В жизни современных предприятий самого разного рода существенное место занимают транспортные потоки: для каждой компании актуален вопрос о своевременной доставке товара потребителям в кратчайшие сроки. Для осуществления этого руководство компании, по сути, занимается решением так называемой задачи коммивояжера.
Представим себе ситуацию, в том или ином виде возникающую на любом предприятии, которое специализируется на доставке товаров и грузов. Допустим, курьеру компании необходимо развезти продукцию в определенное число мест и вернуться в офис. Задача формулируется следующим образом: определить в каком порядке курьер должен посещать клиентов, чтобы дорога заняла наименьшее время (все пункты посещаются один раз).
Задача коммивояжера в такой постановке является NP-трудной. Это означает, что не существует алгоритма, который находил бы точное решение задачи коммивояжера за полиномиальное время. Единственным же алгоритмом, который в принципе может гарантировать нахождение точного решения, является метод полного перебора. Однако работа программы, реализующей этот алгоритм, занимает адекватное время только при очень малой размерности входных данных (при числе пунктов < 20).
В связи с отсутствием эффективных точных методов решения задачи коммивояжера, становится необходимым использование методов эвристических. Эвристическими называют методы, которые будучи основанными на некой эвристике (правиле), не всегда следующей из строгих математических принципов, в подавляющем большинстве случаев дают решение, близкое к точному.
Таким образом, ставится следующая цель: исследовать различные эвристические методы решения задачи коммивояжера и оценить качество полученного решения для задач с различным числом посещаемых пунктов.
Для реализации поставленной в работе цели ставятся следующие задачи:
• изучить единственный точный метод решения задачи коммивояжера - метод полного перебора,
• исследовать некоторые эвристические алгоритмы,
• программно реализовать их,
• проанализировать время и результаты работы программных реализаций алгоритмов,
• улучшить алгоритмы, если это возможно,
• разработать способ учета изменяющейся дорожной обстановки в методах,
• разработать способ генерации входных данных для задачи коммивояжера с учетом специфики постановки задачи,
• организовать возможность параллельной работы методов на разных экземплярах задач,
• сравнить время и результаты работы программных реализаций усовершенствованных алгоритмов с исходными.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поставленные в данной работе цели и задачи были успешно выполнены:
• изучена литература, посвященная задаче, отмечены основные направления современных исследований в данной области;
• изучен метод полного перебора; показано, что он не может успешно применяться на практике ввиду быстрого роста времени работы его программной реализации при увеличении количества посещаемых пунктов;
• подробно описаны метод ближайшего соседа и метод ветвей и границ, проиллюстрированы шаги работы алгоритмов, приведены их логические схемы, оба метода успешно реализованы на языке C++;
• на основе широкой выборки сгенерированных матриц построены сравнительные таблицы и графики, на основании которых были сделаны выводы о полезности применения алгоритмов на практике;
• произведено усовершенствование метода ближайшего соседа путем введения в рассмотрение фиктивных стартовых пунктов; на основании применения усовершенствованного метода к различным экземплярам задачи, сделан вывод о том, что эффективность метода повысилась;
• разработана модель учета изменения дорожной ситуации, проведена демонстрация работы модели на примере;
• разработан удобный способ генерации входных данных, обоснована его адекватность специфике рассматриваемой постановки задачи;
• разработан скрипт, позволяющий генерировать входные данные и осуществлять программное решение задачи одновременно для нескольких экземпляров задачи.
Результаты проделанной работы докладывались и публиковались на конференциях с международным участием, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, а так же на международной научно-исследовательской конференции «INFO-эксперт»- 2016. Статья «Один из способов моделирования дорожной ситуации для решения задачи коммивояжера в условиях города» была отмечена дипломом победителя II-ой степени в номинации «Computer science - IT- эксперт» на международной научно-исследовательской конференции «ЮТО-эксперт»-2016.


1. Большакова Е. И., Мальковский М. Г., Пильщиков В. Н. Искусственный интеллект. Алгоритмы эвристического поиска [Электронный ресурс] // Учебная литература факультета ВМК МГУ. URL: http://recyclebin.ru/BMK/II/ii.html (дата обращения: 08.10.2015).
2. Бронштейн Е. М., Заико Т. А. Детерменированные оптимизационные задачи транспортной логистики // Автоматика и телемеханика, 2010. №10. С. 133-147.
3. Вишняков П.О. Планирование маршрутов с использованием модифицированного метода «ближайшего соседа» //Математические методы в технике и технологиях - ММТТ. 2014. № 6 (65). С. 63-67.
4. Гладков Л.А., Баринов С.В., Разработка новых подходов к решению транспортной задачи с использованием геоинформационных технологий // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Интеллектуальные САПР», 2009. №2. С. 141-144.
5. Гладков Л.А., Гладкова Н.В. Особенности использования нечетких генетических алгоритмов для решения задач оптимизации и управления // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 4 (93). С. 130-136.
6. Гончарова А.Б., Поборчий И.В. Исследование методов решения задачи коммивояжера при управлении транспортными потоками предприятия // Процессы глобальной экономики: Сборник научных трудов XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2015. С. 318-324.
7. Кормен Т.Х., Лейзерсон Ч.И., Ривест Р.Р., Штайн К. Алгоритмы. Построение и анализ. 2 изд. М.: Вильямс, 2012. 1296 с.
8. Костюк Ю. Л. Эффективная реализация алгоритма решения задачи коммивояжера методом ветвей и границ // Прикладная дискретная математика. Вычислительные методы в дискретной математике, 2010. №2 (20). С. 78-90.
9. Курейчик В.В., Курейчик В.М. Генетический алгоритм определения пути коммивояжера // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. 2006. № 1. С. 94-100.
10. Курейчик В.М., Кажаров А.А. Муравьиные алгоритмы для решения транспортных задач. // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2010. № 1. С. 32-45.
11. Левитин А. В. Алгоритмы: введение в разработку и анализ. М.: Вильямс, 2006. 576 с.
12. Маций О.Б. Повышение точности симметричной задачи класса коммивояжера большой размерности // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2011. № 55. С. 100-102.
13. Мудров В. И. Задача о коммивояжёре. М.: Знание, 1969. 62 с.
14. Пекарская С.С. Расчёт весовых коэффициентов для нахождения кратчайшего по времени пути // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Современные техника и технологии», Томск, 2012.
15. Пекарская С.С. Построение рационального маршрута при решении задач транспортной логистики с учетом нагрузки в дорожной сети // Сборник «Перспективы развития информационных технологий» Труды Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ- Arena Multimedia. 2014. С. 382-383.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ