ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 7
1.1 Сущность и принципы управления малым бизнесом в РФ 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса в России 19
1.3 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в России 29
2 АНАЛИЗ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИП «ПАУТОВ А.Ю.» 37
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 37
2.2 Анализ экономических показателей развития ИП «ПАУТОВ А.Ю.» 41
2.3 Исследование показателей развития малого бизнеса в Пермском крае 46
3 РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИП «ПАУТОВ А.Ю.» 55
3.1 Разработка и обоснование комплекса рекомендаций по
совершенствованию стратегии развития ИП «ПАУТОВ А.Ю.» 55
3.2 Расчет основных финансово-экономических показателей и оценка
экономической эффективности бизнес-плана 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие малого бизнеса является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона. Малые и микропредприятия, индивидуальные предприниматели способствуют удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, смягчению проблемы безработицы, обеспечивают достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность.
Мировой опыт доказывает, что малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, отсутствие которого тормозит гармоничное развитие государства. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль малого бизнеса в экономике и социальной структуре общества, его быстрый рост и развитие подтверждают актуальность выпускной квалификационной работы.
Непрерывность развития - это одна из ключевых задач для предприятия малого бизнеса во всех сфера экономики. Ключом к достижению этой задачи должна стать грамотная организация хозяйственной деятельности.
Множество отечественных и зарубежных авторов статей, учебников, учебных пособий и монографий выбирают объектом своего изучения эффективную организацию управления и совершенствование хозяйственной деятельности фирм. Данные темы затронуты следующими авторами: Ансофф И., Багиев Л.А., Баринов В.А., Герчикова И.Н., Друкер П., Лафта Дж., Кабужкин Н.И., Мескон М.Х., Милкович Д.М., Чернышев М.А., Фатхутдинов Р.А. и множеством других.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ развития малого предпринимательства в России с последующей разработкой предложений по расширению бизнеса и повышению эффективности хозяйственной деятельности конкретного субъекта малого бизнеса.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации малых предприятий в РФ;
- провести анализ и охарактеризовать перспективы и направления развития малого бизнеса в России и в Пермском крае;
- провести оценку эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия выбранной сферы;
- разработать комплекс рекомендаций по развитию анализируемой организации;
- обосновать экономическую целесообразность предлагаемых рекомендаций.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность ИП «Паутов А.Ю.».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в ходе совершенствования хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования автором были использованы общенаучные методы сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза и др. При решении конкретных задач использовались методы математической статистики, моделирования, бизнес- планирования и экономического анализа.
Цель и задачи исследования обусловили структуру выпускной квалификационной работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы организации и проведен анализ развития малого бизнеса в России. Вторая глава посвящена оценке деятельности ИП «Паутов А.Ю.» и его места на рынке г. Перми и Пермского края. В третьей главе разработан бизнес-план для расширения деятельности рассматриваемого субъекта малого бизнеса.
В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта.
Развитие малого бизнеса в определенной мере способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса страны на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. К главным видам деятельности малых форм бизнеса относятся сферы торговли и общественного питания, промышленности, сельского хозяйства, строительства.
Преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики. Роль малого бизнеса состоит, прежде всего, в менее затратном создании рабочих мест для трудоспособного населения, а также в инновационном развитии экономики.
Стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку (выраженную в виде инвестиционных программ, проектов, комплексной кредитной и налоговой политики), прежде всего, малых и средних инновационных предприятий и соответствующих инфраструктурных объектов - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, венчурных фондов, гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.
Анализ развития малого бизнеса в Росси за последние пять лет показал, что все экономические показатели деятельности малых, в том числе микропредприятий в динамике увеличиваются. Однако темпы роста различных показателей имеют разное значение. Микропредприятия развиваются более высокими темпами, чем малые предприятия.
Более медленные темпы роста оборота по сравнению с темпами роста численности персонала в малых и микропредприятиях свидетельствуют о снижении производительности труда в данном секторе экономики.
В качестве отрицательных тенденций следует также отметить снижение удельного веса отдельных показателей деятельности малых и микропредприятий, таких как оборот, стоимость внеоборотных активов, стоимость капитала и резервов, в общих экономических показателях по стране.
Пермский край характеризуется достаточно высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства, как в целом относительно общероссийских показателей, так и в разрезе отдельных категорий субъектов предпринимательства.
По доле сектора МСП по полному кругу организаций Пермский край занимает 4 место среди крупнейших регионов РФ. С 2010 года оборот субъектов МСП Пермском крае вырос с 704,3 до 1071,3 млрд. руб. Оборот в расчете на 1 работника МСП увеличился в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 14,3% или с 2,1 до 2,4 млн. руб., в т.ч. на малых предприятиях на 4,3% или с 2,3 до 2,4 млн. руб.
Статистические данные показывают результативность функционирования сектора малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, что является следствием осуществляемой в регионе государственной политики в сфере поддержки предпринимательства.
Объектом исследования ВКР выступает ИП «Паутов А.Ю.», которое является достаточно успешным микропредприятием, но нуждается в расширении своего бизнеса и повышении эффективности и результативности деятельности.
Данная организация является магазином по продаже разливного пива, в котором работает 5 человек. ИП «Паутов А.Ю.» предпринимает обоснованные мероприятия по улучшению своего экономического положения: продумывает ассортиментную политику, налаживает отношения с контрагентами, занимается поиском новых покупателей. Однако данных мероприятий в сложившихся рыночных условиях недостаточно, поэтому необходимо совершенствование систем управления предприятием в целом.
С целью дальнейшего развития малого предприятия было предложено открыть новую точку продажи разливного пива и сопутствующих товаров в рамках ИП «Паутов А.Ю.», которая позволит привлечь новых покупателей и увеличить товарооборот и выручку предприятия. С этой целью был разработан бизнес-план проекта и дана оценка его эффективности.
Возможность реализации разработанного проекта подтверждается следующими показателями:
- чистая прибыль после уплаты налогов составила за первый год 1624,7 тыс.руб.;
- рентабельность продаж за первый год составила 37%;
- срок окупаемости составил 5,6 месяца, при условии получения 135,4 тыс. руб. в месяц.
На основе этих данных, можно сделать вывод, что данный проект является перспективным, т.к. сфера продажи разливного пива является очень рентабельной в г. Перми.
Предлагаемый проект позволит увеличить выручку, прибыль и расширить количество обслуживаемых клиентов, что благоприятно скажется на развитии ИП «Паутов А.Ю.» и начнет приносить чистую прибыль уже через полгода.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3,4: федер. закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая: федер. закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. от 14.11.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ» (ред. от ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Письмо ФНС России от 01.02.2005г. «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Акулинин Д.Ю. О едином налоге на вмененный доход// Налоговый вестник. - 2012. - №10. С. 130-135.
8. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2016. - 292 с.
9. Беспалов М.В. особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: учеб. пособие / М.В. Беспалов. - М.: Инфра-М, 2017.
10. Большие возможности малого бизнеса. URL: http://www.elitarium.ru/2008/03/19(дата обращения: 18.11.2017).
11. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита, 2013. - 441 с.
12. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации: монография / В.Ю. Буров. - Чита: ЧитГУ, 2015. - 216 с.
13. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и Ко, 2012.
14. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу. Проект от 14.10.2014 г. - М,: Министерство экономического развития Российской Федерации. 2014. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): учебник / Г.Г. Иванов. - М.: Инфра-М, ИД ФОРУМ, 2016.
16. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2012-2013 гг. Региональные диспропорции. — М.: Аналитический центр ОАО «МСП Банк», 2014.
17. Карсетская Е. «Двуликий предприниматель» URL: http://www.klerk.ru/law/articles/77795/(дата обращения: 18.11.2017).
18. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). — С. 26-32.
19. Лунева А.М. Предпринимательство и бизнес: учебник / А.М. Лунева. - М.: Инфра-М, 2017.
20. Лунева Е.В. Ковалева Л.Е., Золотухина Л.Ю., Езекян Ж. Т., Горожанкина А. В., Кузнецова В. Н. Менеджмент в среднем и малом бизнесе. URL:http://www.creativeconomy.ru. (дата обращения: 18.11.2017).
21. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2015.
22. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкель. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М , 2014.
23. Малый бизнес: значение для государства.
URL:http://www.kreditbusiness.ru/role.html (дата обращения: 18.11.2017).
24. Малый бизнес в России сегодня.
URL:http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness3.html (дата обращения: 18.11.2017).
25. Макаров А.Н. Причины и особенности «теневизации» в сфере малого предпринимательства России / А.Н. Макаров // Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов: сб. статей XIV международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд- во ООО «Аэтерна»,2016. - С.152-156.
26. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ. — М.: Агентство Стратегических Инициатив, 2014.
27. Небесная Е. О. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 14-16.
28. Олейников А. В., Снитко Я. В. Правовые основы государственной регистрации индивидуального предпринимателя // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1324-1327.
29. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 687 с.
30. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России. URL:http://www.kreditbusiness.ru. (дата обращения: 18.11.2017).
31. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия). — М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2014.
32. Самарина В.П. Основы предпринимательства / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2016.
33. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве / Под ред. А.В. Касьянова. - 7-е изд., перераб и доп. - М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ». - 2013.
34. Тореев В.Б. Влияние малого бизнеса на развитие регионов России // Вопросы статистики. - 2014. - №3. - С. 30-34.
35. Урванцева Е.В. Проблемы законодательного регулирования в торговых отношениях административно-правового статуса индивидуального предпринимателя // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. - Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1887-2012-04-14-17-49-44(дата обращения: 17.11.2017).
36. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.
37. Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. URL:http://www.economy.gov.ru/.
38. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства: официальный сайт. URL: http://www.nisse.r
39. Министерство промышленности, предпринимательства и торговли
Пермского края: официальный сайт. URL: http://www.minpromtorg.permkrai.ru.