ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Экономическая сущность маркетинговой деятельности на предприятии..8
1.2. Методы осуществления маркетинговой деятельности на предприятии...17
1.3. Факторы эффективной маркетинговой деятельности на предприятии. ...19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДЕМИХОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ основных конкурентов предприятия 31
2.3. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии 43
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДЕМИХОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 55
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности предприятия
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы, является изучение маркетинговой деятельности в машиностроительной отрасли и использование ее маркетинговых подходов, которое имеет решающее значение для их нормального функционирования. Это объясняется тем, что маркетинг затрагивает интересы любого человека. Это процесс, в котором маркетинг разработал в распоряжении товары и услуги, которые обеспечивают определенный уровень жизни населения.
В то же время, многие отечественные предприятия не имеют стратегического направления, видение будущего развития, которое базируется на знаниях и навыках для работы в рыночных условиях при растущей конкуренции, когда нужно полагаться на современные методы маркетинга. Практическая значимость работы, является изучение процесса фактического роста машиностроительного предприятия, и ее отношений, и уровня использования различных элементов маркетинга, коммуникации, выявление конкурентных преимуществ, а также маркетингового комплекса, позволяющего прогнозировать тенденции, которые должны быть приняты во внимание при выполнении задачи и эффективных технологических мероприятий.
Самое главное в маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т.е. слияние в единый процесс во все отдельные элементы бизнеса производства, и торговли маркетинга, и финансовых активов. Использование маркетинга в машиностроительном предприятии может решить некоторые проблемы в каждом конкретном случае с максимальной эффективностью. На практике - это может быть сделано только тогда, когда производитель имеет возможность систематически отслеживать, и планы производства, и ее сбыт, а также находящиеся в его распоряжении ресурсы, чтобы обеспечить гибкость, необходимую для решения стратегических и тактических целей.
В этих условиях, маркетинг становится своего рода типом управления, основой для долгосрочного и оперативного планирования, производства, научных, технических, технологических, инвестиционных, продаж и финансовой деятельности и управления маркетингом - это важнейший элемент системы управления предприятием.
Однако, коммерциализацию российских менеджеров понять однозначно невозможно и поэтому маркетинговая деятельность развивается неравномерно. Как и прежде, подавляющее большинство маркетинговых услуг не считают всю экономическую деятельность в качестве единого бизнес-процесса, направленного на производство продукции, которые пользуются спросом и приносят ресурсам компании в соответствии с требованиями и возможностями рынка получения прибыли. В этой ситуации, позиция службы маркетинга, претендующей на роль управляющего деятельности всех служб предприятия в процессе достижения поставленных целей, становится изначально конфликтной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений и мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на машиностроительном предприятии на примере ОАО «Демиховский машиностроительный завод».
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты совершенствования
маркетинговой деятельности на предприятии.
2. Провести анализ маркетинговой деятельности на примере ОАО «Демиховский машиностроительный завод».
3. Предложить направления совершенствования маркетинговой деятельности на примере ОАО «Демиховский машиностроительный завод».
Объектом исследования в работе является ОАО «Демихоский машиностроительный завод».
Предметом исследования является маркетинговая деятельность на предприятии.
Теоретической и методической основой проведения исследования послужили источники учебной, монографической и периодической литературы отечественных и зарубежных авторов, таких как Абрамова Г.П., Акберин Р.З., Алешина И.В., Анклис М., Белл Дж., Ансофф И., Вагин А.П., Вайсман А., Виханский О., Голубков Е.П., Касаев, Котлер Ф., Кукушкин И.В., Кашурникова Т.И., и др., а также интернет-ресурсы.
Информационной базой исследования для расчета показателей и проведения анализа маркетинга на предприятии служит годовая бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, аналитическая информация к финансовым отчетам предприятия, пояснительные записки, оперативная информация, отчеты производственного отдела, а также информационные ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно констатировать, что анализ маркетинговой деятельности ОАО «Демиховский машиностроительный завод», помог выявить недостаточную систематическую маркетинговую деятельность. Это обстоятельство отрицательным образом сказывается и на объемах товарооборота, и на конкурентной устойчивости предприятия, что в перспективе может создать потенциальную угрозу потери клиентов.
Также выявлено, что основные причины неэффективной работы службы маркетинга связаны с организационными проблемами: Структуры управления; Определения функций маркетинга; Коммуникаций.
Невозможно реализовать программу маркетинга без поддержки всего коллектива предприятия в целом и руководства в частности. То есть нужно создать единую объединяющую идею - задачу службы маркетинга; коммуникации с руководством (согласование программ работы маркетинга, затрат на маркетинговые мероприятия); межфункциональные взаимодействие, особенно с финансовыми и производственными службами. В кадровой службе: каждая функция маркетинга требует серьезной подготовки от исполнителей. В службе маркетинга должны быть специалисты аналитики, специалисты по рекламе и PR, по исследованию рынка; компетенция руководителя службы маркетинга как специалиста в области рыночной деятельности.
В проектной части работы были предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии, применение которых позволит менеджменту лучше формировать и реализовывать продукты, нацеленные на целевые или потенциальные сегменты рынка.
Также в выпускной квалификационной работе, было предложено реорганизовать службу маркетинга в ОАО «ДМЗ», которая будет самостоятельно формировать, реализовывать, контролировать и корректировать ход выполнения маркетинговой программы, это позволит более оперативно и эффективно выполнять предприятием маркетинговые функции. А для этого была проведена и рассчитана экономическая эффективность по внедрению программного обеспечения ACS (автоматизированной системы управления) в реорганизованную службу маркетинга по созданию нового подразделения.
Был произведен ряд расчетов, тем самым показав и придя к выводу, что выгодно ли это на исследуемом предприятии. Некоторый ряд расходов, составил, а именно: амортизационные отчисления составили 2985,20 рублей, расходы на электроэнергию 6 116,85рублей, плата за аксессуары ( бумага, картридж, дискета) 11 060,00рублей, оплата за услуги интернет 35 604,00 расходы на оплату труда маркетолога со всеми отчислениями составило 279 688,20 рублей. В общем случае итого всех затрат составило 335 454,25 руб.
Но расчет экономии также показал, что внедрение программного средства позволит уменьшить время поиска информации приблизительно в 3 раза, а это на 1 602 180,00 руб. За всеми вычетами прирост прибыли в этом случае составил 1 281 744,00 руб. рублей.
Срок окупаемости, определен сначала с помощью статистического метода, это как отношение капитальных затрат к прибыли и в итоге получили 0,023 года. Рассчитан срок окупаемости другим методом (динамическим) с использованием коэффициента приведения, который является более точным и что свидетельствовал о положительном экономическом эффекте нововведений.
Проект по созданию единой службы маркетинга в ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и поддержания ее деятельности окупится уже в 2018 г.
1. Аверин И. От сбытового маркетинга к маркетинговому управлению компанией // Корпоративный менеджмент, № 10, 2014.-293с.
2. Академия рынка: Маркетинг: пер. с ф./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар и др. / Науч. ред. .А. Г. Худокормов. - М.: Экономика, 2016.- 504с.
3. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров.-М.:Экмос, 2015. - 480 с.
4. Анклис М., Белл Дж., Практический маркетинг: книга 4. Общение с Вашими потребителями. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2015.-533с.
5. Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: Инфра-М, 2015. -292с.
6. Белова В. Организация прибыльных продаж // Маркетинг, 2014.-123с.
7. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 2016.-570С.
8. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. Выбор оптимального решения - М.: Омега-Л,- 2-е изд., 2014.- 352с.
9. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. - М.; Изд. «Финпресс», 2014.- 390с.
10. Демин А. А., Акулов В. Б. Фирма: Испытание рынком. Питер, 2015.-244с.
11. Диксон П.Р. Управление маркетингом /Пер. с англ. М.: БИНОМ, 2015.¬345с.
12. Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг: Учеб. пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылевой.- Мн.: Экономпресс, 2014.-281с.
13. Завьялов Г.С. Формула успеха: Маркетинг. М.: Международные отношения, 2016.- 800 с.
14. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2015.- 479с.
15. Коротков А.В. Маркетинговые исследования - М.: Юнити-Дана, 2015.¬445с.
16. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга/ Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.; Изд. дом Вильямс,2013.-768с.
17. Кунявский М.Е., Кублин И.М. Управление маркетингом промышленного предприятия - М.: Международные отношения, 2015.-156 с.
18. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово¬экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015.-672с.
19. Маркетинг в АПК/ Г.П. Абрамова, А.П. Вагин, Е.И. Семенова и др.; Под ред., Г. П. Абрамовой. - М.: Колос, 2016. - 240с.
20. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Виханский О.,и др. - М: ИНФРА-М. 2016. - 432 с.
21. Мескон М. Х., М. Альберт Основы менеджмента;- М.: Высшая школа,
2014.-224с.
22. Миронов А.В Сбыт в системе маркетинга // Маркетинг, №11 2015. С24-28
23. Моисеева Н.К., Кукушкин И.В. Управление маркетингом: Теория, практика, информационные технологии. Учеб. пособие / Под ред. Н.К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2015. С.150.
24. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014 -688с.
25. Организация, планирование и управление предприятиями тяжелой промышленности / Под ред. П.М. Стуколова: М.: Высшая школа, 2015.¬334с.
26. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 3-368с.
27. Тейлор Основы научного менеджмента.- М.: Высшая школа, 2015.-765с.
28. Управление маркетингом: учебное пособие/Под ред. Синяевой И.М. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2013.-527с.
29. Урман Л.И., Метова Л.Н. Финансовое планирование - инструмент для совершенствования управления предприятием// ЭКО. 2015.-601с.
30. И. А. Филиппова, А. Р. Сафиуллин. Влияние инновационных процессов на совершенствование структуры общественного воспроизводства / под ред. - Ульяновск : УлГТУ. 2016. -143 с.
31. www.dmzavod.ru.