Введение 2
ГЛАВА I. ДИСКУССИЯ НА РАДИО: ЖАНР ИЛИ ФОРМА? 7
1.1 Диалог, конфликт и взаимопонимание как основа дискуссии на радио 7
1.2 Виды дискуссионных радиопрограмм 14
1.3 Типология ведущих дискуссионных программ 20
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ПРОГРАММЫ НА РАДИО 26
2.1 Задачи современных дискуссионных программ 26
2.2 Тематический фактор в подготовке дискуссионных передач на радио 36
2.3 Стиль ведения дискуссионной программы на радио (сопоставительный анализ) 42
Заключение 62
Список использованных источников 65
Сегодня радиовещание меняется под влиянием динамично развивающихся современных технологий. Интернет-СМИ становятся сильным конкурентом для традиционных средств массовой информации. Во второй половине ХХ века радио конкурировало с телевидением. Однако радиовещание выстояло. Р. П. Овсепян пишет: «В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес»1. Дискуссионные программы могут стать достаточно востребованными среди аудитории, так как направлены на определенного слушателя, продолжая традицию радиовещания дифференцировать свою сетку программ, с целью удержания, а затем и увеличения целевой аудитории.
В сложившейся неустойчивой политической ситуации в стране и мире такие передачи становятся все более популярными. Связано это в первую очередь с тем, что такие программы позволяют рассмотреть любую проблему с разных сторон и привлечь нескольких компетентных участников разговора для более широкого понимания темы и ее восприятия.
Дискуссионные программы могут освещать различные области общественной жизни страны. Они являются универсальными для обсуждения политических, общественных, экономических, научных, спортивных, религиозных вопросов, а также новостей в области искусства. Дискуссионные передачи на радио позволяют слушателю более глубокое ознакомится с проблемой, озвученной в программе. Для интереса слушателя представлены мнения как экспертов, политиков, деятелей искусства, так и простых граждан.
К сожалению, не все дискуссионные программы отличаются качественной подачей информации. Зачастую происходит некорректный подбор участников беседы. Также иногда дискуссия может перерастать в демагогию. Но даже это дает возможность слушателю сформировать для себя объективную оценку происходящего.
Целью дискуссии на радио не всегда является поиск истины. Основной задачей такой беседы является глубокое исследование темы. Поэтому вопрос, поднятый в программе обычно так и остается открытым, что дает слушателю возможность сформировать собственное мнение.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости глубокого изучения дискуссионной программы на радио как формы подачи информации, отличающейся всесторонним подходом к заданной теме. Дискуссия на радио рассматривается как современный диалог на злободневные темы. Большое количество дискуссионных радиопрограмм в российском эфире различается тематически. Такие передачи занимают существенное время в эфире, значительная их часть выходит в прайм-тайм и имеет высокие рейтинги. Очевидная значимость и популярность дискуссионных программ на радио станциях и их количество не может не вызывать научный интерес.
Объект исследования — современные дискуссионные программы отечественного радиовещания.
Предмет исследования — структура, содержание и стиль ведения дискуссионных радиопередач.
Цель работы: выявить тенденции подготовки и создания дискуссионных программ на радио, а также определить степень их влияние на аудиторию.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
• выявить диалогические особенности дискуссии на радио;
• определить виды дискуссионных программ;
• обобщить портрет героя дискуссионных программ;
• сопоставить стили ведения дискуссионных радиопередач.
Методы исследования, используемые в дипломной работе: описание, когнитивный анализ, сопоставительный анализ, контент-анализ.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды исследователей радиовещания и аудитории СМИ, риторики, психологии журналистики, культуры речи, теории журналистики, а также работы специалистов в области истории радиовещания2.
Эмпирический материал исследования состоит из выпусков дискуссионных программ, транслируемых на следующих радиостанциях: «Вести FM», «Эхо Москвы», «Русская Служба Новостей», «Вера», «Спорт FM», «Маяк». Выбор эмпирического материала обусловлен разнообразием радиостанций, отличающихся различной тематикой (общественно - политические, религиозные, спортивные, бизнес-новости) и мелющих в своем эфире дискуссионные передачи. Хронологические рамки исследования - 2008-2016 гг.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в анализе диалогической основы дискуссионных программ на различных радиостанциях, характеристике дискуссий на радио, рассмотрении типологии ведущих дискуссионных радиопередач.
Практическая значимость дипломной работы заключается в анализе дискуссионных радиопередач, освещающих различные сферы общественной жизни, изучении современных задач дискуссий на радио, рассмотрении тематического фактора при подготовке дискуссионных программ, анализе стилей ведения дискуссионных радиопередач.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В представленной работе мы провели исследование дискуссионных программ на радио. Так в теоретической части дипломной работы нам удалось выявить диалогическую основу радиодискуссии, а также выделить четыре вида таких передач, различающихся тематически: общественно-политические, социально-экономические, религиозные и развлекательные. Такая классификация помогла нам в дальнейшем изучении дискуссионных радиопрограмм.
Для более широкого понимания темы мы выделили классификацию ведущих дискуссионных передач на радио. Это помогло нам проанализировать стили ведения дискуссионных передач на радио. Мы можем сделать вывод, что ведущий дискуссионной программы на радио должен являться экспертом в той области, которую он освещает в эфире, а также иметь активную позицию в разговоре. На этом теоретическая часть дипломной работы завершилась.
В практической части мы уделили особое внимание задачам современных дискуссионных программ на радио. Нам удалось определить, что основной задачей дискуссионных радиопередач является необходимость грамотной организации программы : выбор актуальной темы, образа ведущего, стиля ведения и экспертной группы.
Далее мы обратили внимание на портрет героя дискуссионной передачи и попытались его обобщить. Так гостем дискуссии на радио может стать персонаж, обладающий экспертным мнением, активной позицией, необходимым опытом и готовностью вести диалог по заданной теме.
Также мы рассмотрели этапы подготовки дискуссионной программы на радио. И выяснили, что дискуссионная радиопередача требует основательной проработки информационной базы, а также общей стратегии ее реализации в эфире и структуры хода беседы.
Главной задачей в практической части дипломной работы стал сопоставительный анализ стилей ведения дискуссионных радиопередач. Проанализировав тематически различные дискуссионные программы на радио, мы пришли к выводу, что можно выделить общие схожие черты, но также есть и определенные различия. Так образ ведущего-собеседника можно определить как самый популярный. Стоит отметить, что самое оптимально число участников дискуссии на радио — три. Стиль ведения, стратегию поведения ведущего и структуру самой беседы, как мы определили, диктует тематический фактор.
Исследовав тему дискуссионных программ на радио мы можем прийти к выводу, что они достаточно востребованы на сегодняшний день. Несмотря на динамично меняющийся мир и непрерывно развивающееся технологии, дискуссии на радио способны стать своеобразным мостом между радиостанцией и аудиторией на пути развития радиовещания. Такие передачи способны найти индивидуальный подход к слушателям, создавая вокруг себя некую камерность, что в свою очередь сказывается на популярности радиовещания, как СМИ. Диалог между ведущими, гостями дискуссионной радиопередачи и слушателями помогают выстроить средства интерактивности. Различные онлайн-сервисы и мобильная связь дают возможность аудитории поучаствовать в дискуссии на радио — тем самым делая радио в целом интересным и востребованным.
Дискуссионные программы помогают радиослушателям формировать свою точку зрения за счет информативности — такие передачи глубоко раскрывают вопрос, озвученный в анонсе, что дает слушателям возможность получить развернутую информацию. Удобная и живая форма подачи информации также интересна публике. Дискуссионные программы способны формировать необходимую информационную среду вокруг себя, оказывая влияние на мнение аудитории.
В период нестабильной ситуации в мире и стране, насыщенной различными событиями, влияющими на нашу жизнь, ценность мнений и осмысления происходящего возрастает для нашего общества. Дискуссионные программы способны создавать необходимую информационную базу, которая позволит радиослушателям более объективно сформулировать свое мнение, касаемо происходящих вокруг процессов. Манера подачи информации в дискуссионных программах на радио — более живая, оттого она легче воспринимается аудиторией и достаточно просто подвергается анализу. Значит востребованность такого жанра в ближайшее время будет только возрастать.
Книжные издания, периодика
1. Болотова Е. А. Круглова Л. А., Вестник Московского университета.— Серия 10. Журналистика, № 4, М., 2009 — C. 57-58, C. 60-61.
2. Бунтман С. Разговорные программы // Мы говорим, нас слушают? М.: ФНР, 2004.
3. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые виды, жанры и формы вещания: Учебное пособие. СПб, 2006.
4. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб. : Питер, 2008. — С. 266, С. 267.
5. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. — Москва-Берлин: DirectMEDIA, 2016 — С. 141.
6. Клюев Ю. В. Психология взаимопонимания в аудиовизуальных СМИ. — Журнал Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология Выпуск № 1 (41), 2015 — С. 131.
7. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии. — СПб: СПбГУ, 2015 — С. 17, С. 83.
8. Ковтун В. Г. Телерадиопублицистика сегодня: кому и чему она служит? / Сами в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб, 2000.
9. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2007.
10. Мельник Г. С. Виноградова С. М. Деловая журналистика: Учебное пособие., — СПб. : Питер, 2010. — С. 10-11.
11. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.
Электронные ресурсы
12. Барабаш Н. Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим (телеведущим, шоуменом или тем, кем вы сами захотите). — М. : 2003 —URL: http://www.rakurs.ru/press/NB.pdf
13. Корнеева Е. Н. Активные методы социально-психологического обучения. — Ярославль, 2009 — URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/ met110/met110.html
14. Куранова Т. П. Языковая игра в речи ведущих радиопрограмм. — Ярославль: Ярославский педагогический вестник No 1, 2010 — URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2010 1g/48.pdf
15. Овсепян Р П. История новейшей отечественной журналистики. — М. : Издательство МГУ, 1999 — URL: http://evartist.narod.ru/text/60.htm#з 10
...