Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики селф-трекинга студенческой молодежи: преимущества и риски

Работа №125351

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕЛФ-ТРЕКИНГА 13
1.1. Цифровой селф-трекинг: обзор существующих данных 13
1.2. Теоретико-методологические основания исследования цифрового селф-трекинга среди студенческой молодежи 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИК СЕЛФ-ТРЕКИНГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 24
2.1. Программа социологического исследования 24
2.2 Сбор данных и выборка 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИФРОВОГО СЕЛФ-ТРЕКИНГА В ПОВСЕДНЕВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 30
3.1. Основные результаты полуструктурированного интервью со студентами вузов 30
3.1.1. Основные практики селф-трекинга, используемые молодежью 30
3.1.2. Мотивы и цели использования технологий селф-трекинга 31
3.1.3. Основные детерминанты внедрения селф-трекинга в жизнь 33
3.1.4. Влияние селф-трекинга на повседневность 34
3.1.5. Обсуждения вокруг селф-трекинга молодежью 35
3.1.6. Оценка своего опыта селф-трекинга молодежью 37
3.2. Результаты анкетного опроса студенческой молодежи 38
3.2.1. Основные социально-демографические характеристики 38
3.2.2. Влияние социально-демографических характеристик на выбор используемой технологии для селф-трекинга 41
3.2.3. Выявление наиболее популярных практик селф-трекинга студенческой молодежи 46
3.2.4. Причины и цели внедрения практик селф-трекинга 50
3.2.5. Выстраивание практик селф-трекинга студентами вузов 57
3.2.6. Опыт селф-трекинга студенческой молодежи 62
3.2.7. Положительные и негативные стороны внедрения практик селф-трекинга в повседневность 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Гайд полуструктурированного интервью с представителями студенческой молодежи 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список информантов при проведении исследования среди студенческой молодежи 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета для опроса студенческой молодежи 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Статистические таблицы 89

Для современного мира характерной чертой является цифровизация: гаджеты, различные сопутствующие им приложения охватывают все сферы повседневной жизни. Образование, работа, хобби и даже здравоохранение не стало исключением. Теперь в больницу можно записаться через специальное приложение для поликлиник всего города, а часть услуг можно получить только после записи на официальном портале “Госуслуги”, действующем России.
Данная работа посвящена такому малоизученному, но уже достаточно популярному феномену, как селф-трекинг. С помощью различных приложений на смартфоне, браслетов, специальных часов и даже телесных имплантатов люди могут измерять пройденные шаги, километраж пробежек, количество потраченных калорий, замерять пульс, а также оценивать уровень стресса и качества сна. При этом они обращаются к цифровым технологиям контроля за телом и здоровьем.
Цифровые технологии селф-трекинга, в научной литературе часто называемые технологиями, поддерживающими «количественную самооценку»1, позволяют пользователям контролировать состояние здоровья, сон, настроение, более того это происходит автоматически и систематически. Поскольку селф-трекинг внедряется в повседневную культуру, он, естественно, привлекает внимание ученых в области социальных и гуманитарных наук, переживающих о последствиях цифровизации: культурных и социальных.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент имеется недостаток информации об основных практиках селф-трекинга, мотивах и целях использования гаджетов и приложения для самомониторинга, а также их влиянии на повседневность молодежи.
Актуальность темы исследования
Современный человек обращается к цифровым технологиям, в том числе гаджетам, на постоянной основе. Многие уже с трудом представляют свою жизнь без смартфона, ноутбука, смарт-часов и тд. Еще в 2010 году вышла книга под названием «iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind» [Smoll G., Vorgan G.]. Она была посвящена особенностям влияния смарт-устройств на индивидов, в частности на подростков и молодежь. Данная проблема остается актуальной и сейчас, так как использование различных цифровых гаджетов только расширяется. Например, согласно опубликованному отчету в феврале 2021 года с января 2020 года количество пользователей смартфонов увеличилось на 1,8%, и составило 93 миллиона. В мире смартфонов больше, чем людей: в пользовании находится 8,02 миллиарда активных устройств.2 Связано это с тем, что некоторые пользователи владеют двумя и более смартфонами.
Можно сказать, что передача различной информации через цифровые устройства является фундаментальным аспектом индивидуальности человека сегодня.
Широкое распространение, как в России, так и в мире получают практики самомониторинга, которые осуществляют люди с помощью умных часов, фитнес-браслетов, мобильных приложений. Пользователи таких гаджетов отслеживают все больше показателей - от известных почти каждому 10 тысяч шагов до менее обыденных показателей качества сна и настроения, вредных привычек и др. Цифровые девайсы регулярно делают замеры определенных параметров, иногда это происходит автономно от управления самим пользователем, в последствии гаджеты собирают и хранят его личные данные. Получаемая таким образом информация агрегируется, анализируется и представляется в виде наглядных и очень понятных графиков и схем, а владелец гаджета получает цифровизированный отчет о самом себе. Таким образом, передача процессов сбора и анализа личных данных цифровому девайсу делает практики селф-трекинга простыми и удобным. Иногда в самих гаджетах присутствует встроенный игровой дизайн или же специальные игры, это делает процесс самомониторинга увлекательным для пользователей. Как следствие, в цифровой самомониторинг вовлекаются даже те, кто ранее не испытывал потребности в регулярном отслеживании информации о себе.
Те, кто внедрили в свою повседневность цифровые практики мониторинга часто отмечают, что стали больше заниматься спортом и больше двигаться. Физическая активность, по их мнению, один из ключевых элементов здорового образа жизни, и обязательная цель для каждого. Активные пользователи гаджетов для селф-трекинга идут к своим целям, решают проблемы со здоровьем и просто улучшают свое состояние. Те, кто мониторят показатели своего пульса, сна или критических дней, собирают информацию для дальнейшей самодиагностики или для обсуждения с врачом.
Но несмотря на целый ряд преимуществ, с которым связан селф-трекинг, есть и негативные последствия, выражающиеся в негативных эмоциях, которые вызваны отслеживанием тех или иных показателей: обидой, злостью, чувством стыда. Чаще всего такие эмоции возникают при недостижении назначенных целей. Эти чувства усиливаются от необходимости внесения информации о низкой активности или употребления “вредной” пищи в цифровое устройство3. Получая негативную оценку от приложения, пользователи могут испытывать чувство стыда, как если бы не сдержали данное обещание и поступили безответственно. Также негативные последствия мониторинга нередко связаны со здоровьем, принятием себя и даже психологическими расстройствами.
Согласно данным анорексия и булимия являются третьими по распространенности хроническими заболеваниями у девушек - подростков4. Булимия имеет небольшой возрастной сдвиг — от 15 до 21 года. К сожалению, в России до сих пор нет точной статистики, касающейся распространенности расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения (РПП) являются одними из самых распространенных психических заболеваний современного мира, особенно для девушек подросткового и юношеского возраста. Процент населения, страдающего нервной анорексией, составляет 0,4%, а нервной булимией 1-1.5%. 5
Американская NEDA («Национальная ассоциация расстройств пищевого поведения») в 2018 году провела исследование в США, Великобритании и Европе, чтобы точнее узнать, как широко распространились пищевые расстройства. Им удалось выяснить, что с учетом неспецифических расстройств пищевого поведения 13,2% девочек имели к двадцати годам то или иное расстройство этого вида.
Тем не менее, нельзя не сказать о том, что селф-трекинг расширяет сферы воздействия на повседневность пользователей, что в свою очередь, открывает новые возможности для самопознания и трансформирует все большее число аспектов жизни. Цифровые устройства для самомониторинга позволяют построить уникальную программу развития персонально для каждого пользователя в зависимости от его индивидуальных целей. Вместе с этим влияние устройств цифрового селф-трекинга расширяется в сторону проникновения в личное пространство индивида и его дисциплинирование.
Рассматривая влияние цифровизации стоит включить в фокус внимания новое поколение, которое появилось в эпоху повсеместного внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни. «Цифровое поколение», «цифровые аборигены» ("digitalnatives") - эти словосочетания сегодня используются для обозначения поколения детей и молодежи, социализированных в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере образования и профессиональной деятельности. Технологии являются неотъемлемой частью их повседневности. Новая реальность для старшего поколения являются обыденностью для молодежи цифрового общества. Они проводят почти все свободное время в Интернете и социальных сетях, извлекают информацию, установки, ролевые модели оттуда.
Несмотря на множественность дискуссий вокруг темы влияния такого внедрения технологий на процесс социализации и саму молодежь, необходимо остановиться на одном аспекте - трансформации восприятия самого себя. С приходом технологий в жизнь, а за ними и социальных сетей многие дети и подростки стали видеть больше навязанных представлений о внешнем виде. Сейчас в социальных сетях распространены страницы девушек-моделей с «идеальными» пропорциями и внешностью, которые зарабатывают публикацией красивых фотографий своего тела и лица. Это, в свою очередь, можно связать с распространением такого общественного движения, как бодипозитив. Навязывание представлений о красоте у многих людей, особенно детей и молодежи сформировало слишком критическое отношения к своей внешности, что показывает необходимость изменения культуры в сторону адекватного восприятия себя и собственного тела, так как в подобных случаях нередко возникают психологические и психические расстройства.
Возвращаясь к общим характеристикам цифрового поколения, стоит отметить то, как молодежь данной «эпохи» относится к своему здоровью. Особое распространение получила новая концепция здоровья - хелсизм. В её основе лежит особое понимание здоровья, как результата личного выбора. В то же время он (личный выбор) подчинен общественному тренду, который ориентирует на пропаганду здорового образа жизни и негативного отношения к тем, кто придерживается иной позиции в отношении собственного здоровья. Стоит заметить, что хелсизм во многом базируется на телесном аспекте, изменяя представления о теле человека - теперь оно служит индикатором здорового человека. Это может говорить о смещении настоящей ценности здоровья в физиологический контекст, уходя от духовно-нравственного. То есть у цифрового поколения молодежи акцент смещен не на содержание, а на форму. К сожалению, в «обществе демонстративного потребления» становится важным казаться, а не быть.
Опираясь на все вышеописанное, можно сказать, что изучение последствий цифровизации представляет особый интерес. Селф-трекинг, в свою очередь, является новым и малоизученным феноменом такой реальности, что делает важным его изучение применительно к цифровому поколению. Необходимо изучить практики самомониторинга, которые пользуются популярностью у студенческой молодежи, основные цели и мотивы их внедрения в повседневность. А также обратить внимание на всевозможные положительные и негативные последствия использования селф-трекинга в жизни молодежи.
Степень научной разработанности темы
При написании использовались работы, релевантные рассматриваемой проблематике, как зарубежных, так и отечественных исследователей. В целом, можно сказать, что связь между цифровым селф-трекингом и его влиянием на повседневность ученые стали исследовать не так давно. В фокусе рассмотрения оказываются конкретные практики и типы селф-трекинга. Также внимание обращается на новые возможности, предоставляемые технологиями и приложениями для самомониторинга, и на риски и угрозы формирования современного общества.
Наиболее обширной работой для понимания селф-трекинга является монография Д. Люптон6, в которой она объединила ряд теоретических концепций, дала одно из первых и полных определений селф-трекинга, а также выделила основные характеристики данного явления. Теоретизированию и объяснению подходов к определению селф-трекинга в социальных науках также посвящена работа М. Кляйнеберга7.
Одной из популярных тем исследований выступают способы, с помощью которых пользователи осуществляют контроль физической активности, используя смарт-часы, фитнес-браслеты и иные девайсы. Р Сайлер и М. Хуттерман провели исследование о мотивации вовлечения в цифровой селф-трекинг либо отказе от данной практики среди швейцарских студентов8.
С. Дэй попыталась обратить внимание на использование фитнес-трекеров американской корпорации Fitbit и выявила цели, которые пользователи ставят перед собой. Также ученая описала процесс трансформации этих целей, который происходит под влиянием абсолютно различных факторов 9.
А. Пржегалинска10 провела исследование касательно преимуществ и недостатков использования устройств для трекинга на рабочем месте. В своей работе она подняла вопрос не только об эффективности данной практики в целом, но и о выстраивания границ приватности пользователей в рамках принудительного селф-трекинга.
Актуальное исследование об использовании приложений для трекинга женского здоровья было проведено Л. Зампино11 в 2019 году. А к изучению практик цифрового контроля сексуальной жизни обращалась Д. Люптон в исследовании 2015 года 12.
Кристиансен и М. Ракиншейн, которые посвятили свое исследование изучению участников датского подразделения Всемирного сообщества Quantified Self, описывают селф-трекинг как «лабораторию по изучению себя». Авторы делают акцент на том, как именно пользователи экспериментируют со своей жизнью и открывают новые возможности своего организма.
Помимо этого в фокусе исследовательских вопросов оказываются темы взаимоотношения пользователей со своими гаджетами, а также различные пользовательские стратегии. Так, Б. Лоялл и Б. Робардс13 на базе глубинных интервью интервью с 11 жителями Австралии выделили три главные роли, которые могут играть трекинг-устройства: «инструмент», «игрушка» и «учитель». Теме взаимоотношений пользователей и устройств также посвящена работа К. Лутца и К. Мальцевой14, которые обнаружили, что наибольшее влияние цифровой селф-трекинг оказывает на такие аспекты личности пользователя, как осознанность и эмоциональная стабильность.
В нашей стране эмпирические исследования селф-трекинга встречаются нечасто, но они все же есть. Так, А.М. Давыдова15 совместно с коллегами на основе интервью с пользователями цифровых трекеров выявили основные механизмы осуществления контроля, возникающие со стороны мобильных приложений, а также специфику взаимоотношений «пользователь - трекер», которые характеризуются в том числе и механизмами контроля. Е. Ним в своей работе “Студенческий дискурс о цифровом селф-трекинге: риторики и практики” в результате анализа студенческих эссе описала дискурс о цифровом селф-трекинге, который присутствует среди данной социальной группы.
Необходимо обратить внимание на наиболее актуальное исследование, которое провела А. Дупак. В рамках исследовательской работы были проведены интервью со студентами из России. Цель данного исследования заключается в необходимости выяснить, каким образом опыт селф-трекинга данных студентов влияет на практики заботы о здоровье. На базе данных интервью удалось выявить несколько тенденций. Во-первых, цифровые устройства способствуют изменению ежедневной рутины, внедрению новых привычек. Так, студенты отметили, что стали больше заниматься спортом и больше двигаться. Такая активность, по их мнению, один из ключевых элементов здорового образа жизни. Во-вторых, студенты-пользователи не заметили прямой связи между своим опытом в трекинге и заботой о здоровье. Несмотря на то, что отслеживаемые показатели часто являются шкалами, по которым оценивается здоровый образ жизни, сами студенты не воспринимают свои практики как цель ведущую здоровью. Для них важен сам процесс достижения ежедневных/ежемесячных норм. В-третьих, у студентов трекинг ассоциировался не только с получением удовольствия и развлечением, но и с негативными эмоциями: обидой, злостью, чувством стыда. Чаще всего такие эмоции возникали при недостижении назначенных целей.
Позже А. Дупак углубила полученные ранее данные, путем проведения исследования совместно с Е. С. Богомяковой 16. Так, в информанты помимо студентов из России попали некоторые студенты европейских стран, всего 26 опрошенных. Целью данного исследования являлся анализ роли цифрового селф-трекинга в практиках сохранения и поддержания здоровья среди студентов России и Европы. Основными результатами стало выявление разнообразия практик, к которым прибегают студенты в самомониторинге. Большинство опрошенных в качестве основного достоинства цифрового селф-трекинга отмечали стимулирование физической активности, а также тот факт, что самомониторинг позволял им в большей степени контролировать состояние своего тела и свою жизнь.
В ходе исследования также были определены основные проблемные блоки, в рамках которых пользователи описывали свой опыт трекинга: роль селф-трекинга в практиках заботы о здоровье; взаимодействие и взаимоотношения пользователя с девайсом; влияние трекинга на жизнь и рутину пользователей 17. В результате опроса были выявлены основные роли, которые принимают цифровые трекинг-устройства:
• Гаджеты обеспечивают сбор, анализ и хранение информации о владельце;
• Собираемые данные репрезентируют жизнь и поведение пользователя в виде графиков, диаграмм, а гаджет предстает как “цифровое тело” [Е.С. Богомякова, А. Дупак 2021];
• Устройство информирует, дает разного рода советы и контролирует выполнение рекомендаций - роль “цифрового доктора”;
• Также трекер осуществляет поддержку и мотивирует владельца, выступает в роли “цифрового друга”.
Полученные данные расширяют концепт, представленный в зарубежной литературе, о гаджете для мониторинга как «цифровой копии», о котором упоминалось ранее в параграфе о научной разработанности проблемы.
В целом на основе проведенного анализа актуальных работ и исследований можно заключить, что с одной стороны, цифровой самомониторинг оказывает существенное влияние на повседневность современных молодых людей. Но, с другой стороны, в рамках данного обсуждения присутствует множество аспектов, которые требуют дополнительного изучения.
Практическую значимость данной работы можно оценить через взаимосвязь молодежи и их взаимоотношений с гаджетами. Как упоминалось ранее, современная студенческая молодежь является представителями цифрового поколения, которые не испытывают проблем с освоением новых технологий: гаджетов и приложений. Можно привести актуальный пример, касающийся изменений в сфере образования, а именно освоение нового формата обучения во время пандемии Covid-19. На данный момент дистанционное обучение подвергается дискуссиям, но стало уже обыденностью для данного поколения. Это может быть связано с тем, что студенты быстро осваивают и адаптируются к новым условиям, из-за чего переход в такой формат обучения на постоянной основе не вызывает у них сложностей, в отличии, например, от преподавателей. Лояльность и адаптированность по отношению к любым цифровым технологиям делает изучение различных аспектов цифрового селф-трекинга в повседневности студенческой молодежи еще более значимым.
Данное исследование селф-трекинга может углубить знания о практиках самомониторинга присущих молодежи, целях, которые преследуются, а также о положительных и негативных сторонах его влияния на повседневность. Это представляет исследовательский интерес, так как данная социально-демографическая группа играет важную роль в развитии современного российского общества. На основе полученных выводов при условии дальнейшего развития темы можно говорить об улучшении уровня здоровья “цифрового поколения” на государственном уровне: разработка проектов по поддержке здорового образа жизни с помощью цифровых технологий, организация конкурсов/программ по участию в создании специальных приложений молодежью и др. Все это может помочь привлечь молодежь к развитию и улучшению существующих институтов российского общества.
Цель данной работы: выявить основные практики и тенденции в использовании технологий селф-трекинга среди студенческой молодежи, определить, как те или иные практики селф-трекинга влияют на повседневность студенческой молодежи.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
• Систематизировать существующие исследования о цифровом селф-трекинге;
• Рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения селф-трекинга;
• Изучить какие практики использует молодежь для контроля за своим телом и активностью;
• Проанализировать опыт студенческой молодежи в контексте внедрения селф-трекинга в повседневность;
• Определить основные преимущества и риски, которые несет за собой внедрение селф-трекинга в жизнь.
Объект данного исследования: студенческая молодежь, которая использует какие-либо технологии селф-трекинга в своей повседневной жизни.
Предмет данного исследования - мнение молодежи, касающееся их собственного опыта внедрения селф-трекинга в повседневную жизнь, а также относительно используемых ими технологий селф-трекинга.
В рамках данной работы сформулирована следующая исследовательская гипотеза: на особенности использования различных практик селф-трекинга в повседневности молодежи влияют такие показатели как пол, возраст, состояние здоровья, подверженность влиянию социальных сетей, уровень самооценки и др.
Основной исследовательский вопрос:
Как практики самомониторинга, используемые студенческой молодежи связаны с опытом их внедрения в повседневность?
Методы исследования
При проведении исследования были использованы общенаучные методы такие, как анализ и синтез, обобщение и интерпретация научной литературы. В процессе проведения эмпирического исследования и сбора первичной информации были использованы методы полуструктурированного интервью и анкетного опроса студенческой молодежи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена описанию и анализу феномена цифрового селф-трекинга в контексте применяемых практик и их влиянии на повседневность. Актуальность обращения к данной проблематике обусловлена недостаточной разработанностью учеными тематики применения практик селф-трекинга в практиках заботы о здоровье, а также нехваткой информации об оценке преимуществ и рисков подобного мониторинга студенческой молодежью.
В ходе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, проанализирована необходимая тематическая научная литература, разработаны теоретико-методологические основания исследования, проведено эмпирическое исследование и сбор данных.
В первой главе рассмотрена цифровизация современного общества, основные характеристики цифрового поколения. Также в этой главе был рассмотрен и описан феномен селф-трекинга. Были обозначены подходы к практикам самомониторинга, а также представлены различные точки зрения на их эффективность. Обозначены основные исследователи и ученые, работающие в данном проблемном поле.
Вторая глава работы носит прикладной характер и посвящена описанию дизайна исследования. В фокусе внимания - внедрения практик для отслеживания показателей тела и активности студенческой молодежью. Первый параграф посвящен рассмотрению понятия «селф-трекинг», анализу теоретических подходов к его описанию. Для проведения эмпирического исследования была разработана программа, включающая цели, задачи, объект и предмет, гипотезы, методы и модели изучения отдельных элементов практик цифрового селф-трекинга. В качестве методов выступили: полуструктурированное интервью и онлайн-опрос, инструментарий представлял собой гайд с темами (см. Приложение 1) и анкету (см. Приложение 3), генеральную совокупность составили студенты российских вузов.
Третья глава посвящена описанию результатов авторского эмпирического исследования. Данные собраны путем распространения форм опроса через студенческие группы вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Курска и др. Данные, полученные в ходе интервью проанализированы с помощью контент-анализа и представлены в первом параграфе третьей главы. Полученный массив данных анкетного опроса был проанализирован с помощью специального программного обеспечения IBM SPSS 22, а результаты представлены во втором параграфе третьей главы.
Некоторые гипотезы, выдвинутые перед началом исследования подтвердились полностью, а некоторые были опровергнуты. Гипотеза о связи между оценкой пользователями состояния здоровья и количестве отслеживаемых показателей была опровергнута. Взаимосвязь между данными переменными не была обнаружена, так как на количество показателей селф-трекинга влияет пол и возраст студентов. Гипотеза о том, что основным стимулом внедрения практик селф-трекинга является желание студентов вузов соответствовать нормам здоровья и внешнего вида, которые транслируются в социальных медиа также была опровергнута. Основным мотивом использования гаджетов и приложений для самомониторинга является личный выбор. Тренды в социальных медиа влияют лишь на восприятие собственного тела девушками, но не на цель самомониторинга. Гипотеза о том, что молодежь при оценке своего опыта самомониторинга оценивает субъективно воспринимаемые преимущества ниже субъективно оцениваемых рисков подтвердилась. Студенты с уверенностью отмечают положительное влияние селф-трекинга несмотря на негативные последствия мониторинга, с которыми могут сталкиваться. Гипотеза о том, что девушки с большей вероятностью предпочитают из всех практик селф-трекинга мониторинг калорий, если более критично воспринимают свой внешний облик была подтверждена частично. Действительно, девушки склонны к мониторингу калорий при низкой самооценке, однако на применение тех или иных практик селф-трекинга влияют другие показатели, из-за чего нельзя сделать точный вывод о данной взаимосвязи.
Что касается выводов, сформулированных на основе результатов исследования, следует сказать о высокой значимости ценности хорошего здоровья для студентов, поддержанию которого способствуют практики здорового образа жизни. Селф-трекинг занимает значимую позицию и имеет популярность в молодежной среде.
Настоящее исследование носит характер разведывательного: был получен общий «срез» практик селф-трекинга на примере различных гаджетов и приложений среди студенческой молодежи различных университетов. Что касается ограничений исследования, то результаты, полученные в ходе проведения исследования, актуальны только для опрошенных, поскольку использовалась стихийная выборка. Кроме того, так как объектом эмпирического исследования является студенческая молодежь - социальная группа более склонная к повседневному использованию различных цифровых устройств, результаты, полученные в ходе исследования, не могут однозначно распространяться на иные социальные группы. Несмотря на это, полученные результаты дополняют существующие исследования использования практик слежения за собственным телом, здоровьем и активностью.
В перспективе на основе данного исследования можно проводить более детальное изучение применения практик селф-трекинга, а также их влияния на повседневность на примере иных социальных групп и выборочных совокупностях.
Современные тенденции и социальные изменения позволяют говорить о том, что тематика, исследуемая в настоящей работе, в ближайшие годы, несомненно, станет еще более актуальной и перспективной.


1. Богомягкова Е. С., Дупак А. А. Мобильное здравоохранение в действии: практики цифрового селф-трекинга студентов России и Европы // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т 7, № 2. С. 88-101.
2. Богомягкова Е. С., Орех Е. А. Современные концепции здоровья: от качества жизни к ее наполненности // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. С. 129-139.
3. Брызгалина Е. В. Медицина в оптике искусственного интеллекта: философский контекст будущего // Человек. 2019. Т 30. № 6. С. 54-71.
4. Брызгалина Е. В. Селф-трекинг как скетч цифровой медицины и объект эпистемического анализа // HPAHHMA. Проблемы визуальной семиотики (HPAEHMA. Journal of Visual Semiotics). 2021. Вып. 3 (29). С. 55-82.
5. Верещагина, А. В. Здоровье и отношение к нему российской молодежи в цифровую эпоху / А. В. Верещагина, А. Г. Лукьяшко // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 3 (86). С. 67-78.
6. Владзимирский А. В. Систематический обзор эффективности и значимости носимых устройств в практическом здравоохранении // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2016. № 1 (2). C. 6-17.
7. Давыдова А. М., Солянова М. А., Соренсен К. Дисциплинарные практики цифрового селф-трекинга: между эмансипацией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1. С. 217-240.
8. Ерофеева М. А. Акторно-сетевая теория и проблема социального действия // Социология власти. 2015. Т 27. №1. С. 17-36.
9. Ерофеева М. А. Акторно-сетевая теория: объектно-ориентированная социология без объектов? // Логос. Т 27. №3. С. 83-112.
10. Иванов Д. В. Цифровизация как социальная рутина в российских мегаполисах. Цифровое общество — новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения / под ред. Н.Г. Скворцова, Ю.В. Асочакова. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 50-53.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ. 2000. С. 458.
12. Кляйнеберг М. Болезнь и здоровье в эпоху велнеса, селф-трекинга и самооптимизации — на пути к обществу здоровья? // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 1. С. 17-23.
13. Куслий П. С. Биотехнологии и общество: обзор публикаций современных исследований в области STS // Эпистемология и философия науки. 2014. № 4. С. 107-123.
14. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию, М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014.
15. Малов Е. А. О концепции «Актор-сети» Бруно Латура // Идеи и идеалы. 2014. Т. 2. №1. С. 127-134.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ