Введение 4
1 Сущность и особенности развития системы управления
моногородами в РФ 7
1.1 Основные понятия и особенности управления моногородами 7
1.2 Направления государственной поддержки развития моногородов
в РФ в условиях кризиса 20
2 Анализ системы управления моногородами в РФ 26
2.1 Анализ социально-экономического состояния моногородов в России... .26
2.2 Проблемы развития моногородов в РФ 33
3 Разработка предложений по развитию системы
управления моногородом на примере города Вятские Поляны 41
3.1 Ситуационный анализ города Вятские Поляны 41
3.2 Разработка направлений развития моногорода 49
Заключение 58
Библиографический список 62
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в Российской федерации насчитывается 319 монопрофильных образований, численность населения которых содержит почти 10% населения России. Более 2/3 населения моногородов живут в нестабильной социально-экономической или же в неблагоприятной обстановке.
Если ухудшение условий функционирования одной или двух отраслей экономики в диверсифицированном городе не является катастрофой, то для моногорода это серьезно сказывается на его социально-экономическом положении. Это происходит из-за большой зависимости моногорода от результатов деятельности градообразующего предприятия или нескольких предприятий, занимающихся одним и тем же делом
На сегодняшний день происходит образование новых способов развития социально-экономического положения моногородов.
Осуществление данного вопроса возможно с развитием системы прогнозирования. Для реализации совершенствования моногородов необходимо определять возможные перспективы и уметь находить варианты решения при появляющихся проблемах, то есть уметь быстро адаптироваться под изменения среды. Все это возможно спрогнозировав в долгосрочной перспективе различные сценарии социально-экономического развития моноспециализированных моногородов.
Исторически сложилось, что экономика России ориентировалась на увеличение количества используемых природных ресурсов и оптимизации территории в экономическом пространстве путем монофункционального метода. В конечном итоге получился моногород, полностью зависящий от градообразущего предприятия, которое имеет небольшой запас невозобновимых ресурсов. Из-за этого возникают различные социально-экономические проблемы, такие как: социальные конфликты, рост уровня безработицы и преступности, уменьшение финансовых и материальных активов.
В настоящее время до сих пор не придуманы эффективные методы уменьшения отрицательных проявлений моноспецифики городов и сохранения устойчивого развития моногородов, а также увеличения положительных проявлений.
Очевидно, что вопрос нахождения методов улучшения ситуации в моноспециализированных городах, гарантирующих самосовершенствование данных населенных пунктов и умение быстро реагировать на изменения во внутренней и внешней среде самостоятельно, учитывая кризисные ситуации, из местной проблемы становится общегосударственной проблемой поддержки стабильного развития экономики страны. Становится бесспорным необходимость создания нового механизма управления моногородами для устойчивости социально-экономического положения и развития монопрофильных населенных пунктов
В основу выбора темы выпускной квалификационной работы легло все вышеизложенное.
Объектом исследования являются моногорода Российской федерации. Предметом исследования является система управления моногородами в Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ системы управления моногородами и разработка предложений по улучшению социально-экономического положения в моноспециализированных населенных пунктах.
Задачами данной работы являются:
-рассмотреть теоретические аспекты изучения моногородов;
-проанализировать социально-экономическое состояние моногородов;
-выявить проблемы и разработать пути развития моногорода на примере города Вятские Поляны.
Гипотеза исследования заключается в том, что для повышения уровня занятости населения моногородов, бесспорно, на первое место становится модернизация экономики, образование большего количества действующих предприятий, как малых, так и средних, образование выгодного положения для поиска инвесторов, делая акцент не на одном фирме, а на всей совокупности предприятий.
Для преодоления кризисных ситуаций наиболее перспективные моноспециализированные города для лучшего эффекта могут соединять инновации и диверсификацию производств, так как они взаимосвязаны качественно, содержательно и функционально. Диверсификация экономики должна быть инновационной с самого возникновения, а инновации нужно диверсифицировать.
Методологической основой работы являются постановления правительства Российской Федерации, указы президента, другие нормативно-правовые акты, касающиеся моногородов; учебные пособия, данные статистических сборников, монографии и другие научно - исследовательские работы.
Работа состоит из содержания, введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
Во ведении раскрывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрывается сущность и особенности развития системы управления моногородами; определяются факторы, оказывающие влияние на функционирование моногородов.
Вторая глава работы посвящена анализу системы управления моногородами в Российской Федерации, выявлению проблем и ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию моногородов.
В третьей главе разрабатываются предложения по развитию системы управления моногородами на примере города Вятские Поляны.
В заключении подводится итог всей работы, в списке использованной литературы указываются источники сбора информации.
В завершение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. В рамках исследования, муниципальное образование будет считаться моногородом (монопрофильным), если:
1) муниципальное образование будет совпадать совместно по нескольким критериям: - наличие статуса городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта РФ находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации; - количество проживающего в данном муниципальном образовании не должно быть свыше 3 тыс. человек; - численность работников одного из предприятий (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких предприятий), производящих на территории муниципального образования один и тот же вид ведущей экономической деятельности (или деятельность которых исполняется в рамках целостного производственно-технологического процесса), доходила в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), 20 процентов среднесписочной численности трудящихся всех предприятий, действующих на территории муниципального образования; - исполнение одним из указанных предприятий (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких предприятий) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) изготовлению, и (или) переработке промышленной продукции;
2) муниципальное образование включено по состоянию на 1 января 2014 г. в перечень монопрофильных (моногородов) и относится к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально - экономического положения.
2. Действующий перечень монопрофильных муниципальных образований РФ включает 319 моногородов, где проживает примерно 14 млн. человек, что составляет 10% от населения России. Можно выделить 3 категории моногородов в Российской Федерации, отличающихся по уровню сложности социально-экономического состояния: города, имеющие наиболее тяжелое социально-экономическое состояние (94 моногорода, помеченные «красной зоной»), города, имеющие большую вероятность снижения социально-экономического положения (154 моногорода - будут помечены «желтой зоной»), и города, имеющие неизменное социально - экономическое положение (71 моногород - помечены «зеленой зоной»).
3. Главными критериями, которые определяют категорию города являются: положение градообразующего предприятия (какие перспективы у производства, будут ли сокращения рабочих мест), также уровень безработицы в городе (основываясь на данные уровня в Российской Федерации в целом) и оценка жителями социально-экономической ситуации в городе (проведение мониторингов и опросов населения).
4. По данным Росстата, проживающих в городах с наихудшей ситуацией (в «красной зоне») на начало 2016 года насчитывалось 3217 тыс. чел., то есть 25% населения моногородов России. Проживающих в городах, имеющих большую вероятность снижения социально-экономического положения, насчитывалось 5620 тыс. чел., что составляет 43 % населения монопрофильных городов. В городах с неизменным социально-экономическим положением проживало всего лишь 4188 тыс. чел., то есть 32% населения моногородов. После вышеприведённых данных пришли к выводу, что в Российской Федерации более 2/3 населения моногородов живут в нестабильной социально-экономической обстановке или же в совсем неблагоприятной, непростой обстановке.
5. За долгое время существования монопрофильных населенных пунктов было обнаружено много критичных внутренних и внешних моментов в их деятельности. При этом со стороны органов власти не было предпринято попыток создания эффективного механизма работы, учитывающего особенности монопрофильных населенных пунктов и их несбалансированность. В большинстве случаев местная власть (иногда региональная) действовала по принципу работы «по ситуации», при этом существовало отсутствие необходимого количества денежных средств и полномочий, что порождало появление новых проблем и не решало старых.
6. Основные проблемы моногородов определены прежде всего их спецификой: влияние градообразующего предприятия на социально-экономическое состояние города; износ жилищно-коммунальной инфраструктуры; отсутствие грамотных работников в администрациях моногородов.
На примере города Вятские Поляны, имеющего сложное социально-экономическое положение были разработаны пути решения проблем в моногородах Российской Федерации. В первую очередь необходимо произвести формирование условий для устойчивого социально-экономического развития города, диверсификации экономики и повышения качества жизни населения. Одним из этих условий является создание территории опережающего развития, функционирование которой обеспечит достижение стабильного социально-экономического усовершенствования, поможет в привлечении инвестиций и создании новых рабочих мест. Еще одним важным условием должно стать улучшение качества транспортной инфраструктуры в городе. Для привлечения новых предприятий и инвесторов необходимо иметь качественные дороги для реализации производства. Необходимо развивать благоприятные условия для секторов малого и среднего предпринимательств. Основными мероприятиями по развитию малого и среднего предпринимательства в моногороде должны стать создание нормативно-правовых документов в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса в городе, введение необходимого кредитования малых предприятий, оплата части затрат малого предприятия, обучение для начинающих предпринимателей, создание специализированных программ по поддержке новых предпринимателей, использование СМИ для рекламирования частного бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса поможет диверсифицировать экономику, снизит напряженность на рынке труда, поможет с ростом доходов населения, улучшит рост объемов не только местного, но и регионального бюджетов.
Следует учитывать и тот факт, что каждый моногород имеют свою неповторимую специфику, которую необходимо принимать во внимание. Поэтому грамотное управление, учитывающее территориальные и отраслевые особенности моногорода, будет иметь положительный эффект и поспособствует дальнейшему развитию социально-экономического положения моногородов.
1. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2014 №473- ФЗ (ред. От 31.12.2017).// Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 26.
3. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вятские Поляны. Решение Вятскополянской городской Думы Кировской области от 25.05.2016 №52.
4. О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально¬экономического положения. Постановление Правительства РФ от 29.07.2014 N 709.
5. Об обеспечении выполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов. Поручение президента России от 15 октября 2013 года № Пр-2418.
6. О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 13 мая 2016 года) [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р // Собрание законодательства. - 2014. - № 31. - Ст. 4448.
7. «О предоставлении из федерального бюджета в 2014 - 2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов». Постановление Правительства РФ от 11.11.2014 N 1186.
8. О создании территории опережающего социально¬экономического развития «Вятские Поляны» (Кировская область). Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 года №1239 // Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 28.
9. О создании территории опережающего социально¬экономического развития «Вятские Поляны» (Кировская область). Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 года №1239 // Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 28.
10. Письмо Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» от 13.03.2017 г. № 32-27/390200.
11. «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014-2020 годы». Постановлением администрации города Вятские Поляны от 20.12.2016 № 2363.
12. Российский статистический ежегодник, 2016: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат). — Офиц. изд. — Москва, 2016. — С. 725.
13. Анализ социально-экономических проблем моногородов в контексте мирового финансово-экономического кризиса, влияющего на состояние градообразующих корпораций / Институт региональной политики. — М., 2008. - С. 53.
14. Басаргин В.Ф. О проблемах моногородов // ЭТАП. 2011. №3.
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-problemah-monogorodov (дата
обращения: 28.05.2018).
15. Гуськова Т.Н., Гениатулина К.В. Монопрофильность как фактор эволюции города // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Вып. 2. С. 1-7.
16. Другова Г.А. Проблема взаимодействия в системе моногород — градообразующее предприятие. Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 127.
17. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т. - С. 1209.
18. Загоруйко И.Ю. Редевелопмент в реформировании промышленности моногородов / Отв. ред. д-р экон. наук А. Н. Пыткин; РАН, Урал. отд-ние, Ин-т экономики, Перм. фил. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2011. — С. 238.
19. Крюкова О.Г., Арсенова Е.В. Влияние мирового финансового кризиса на экономику моногородов // Эффективное антикризисное управление. - Москва, №1, 2010. - С. 80.
20. Моногорода: проблемы и перспективы развития/ И.Ш. Давыдова, А.М. Малышкина и др.; под. ред. В.Г. Тимирясова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - С. 220.
21. Моногород: управление развитием [Текст] / Т.В. Ускова, Л.Г. Иогман, С.Н. Ткачук, А.Н. Нестеров, Н.Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - С. 220.
22. Развитие моногородов России: монография / колл. авт.; под ред. д-ра экон. наук, проф. И. Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2017. - С. 168.
23. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью: монография / колл. авт. Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. М.: ИНФА-М, 2015. - С. 222.
24. Ризов А.Д. Особенности трансформации социально¬
экономических процессов в монопродуктовом регионе: проблемы и пути их решения: дис канд. экон. наук: 08.00.05. СПб, 2014. - С. 278.
25. Саргиджян М.С. Модернизация экономики моногородов как фактор их социальноэкономического развития: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2014. - С. 159.
26. Трусова К.Е. Управление устойчивым развитием моногорода: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2016. - С. 26.
27. Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от
выживания к устойчивому развитию. - М.: Директ - Медиа, 2014 - 765 с
28. Аналитический доклад ИКСИ [Электронный ресурс] // URL: https://icss.ru/images/pdf/research pdf/MONOTOWNS.pdf(дата обращения: 23.03.2018).
29. Гарифулина Н.Ю. Социально-экономическое развитие моногородов как потенциал развития экономики региона [Электронный ресурс] // URL:http://www.labourmarket.ru/conf11/reports/garifullina.pdf(дата обращения: 18.05.2018).
30. Коржук А.Б., Фролова Т. В., Дорофеева Т. П. Диверсификация
экономики монопрофильных городов как способ выхода из кризиса // Вестник КемГУ. 2015. №4-3 (64). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-ekonomiki-monoprofilnyh- gorodov-kak-sposob-vyhoda-iz-krizisa(дата обращения: 29.05.2018).
31. Меньшикова А.В. Развитие моногородов в системе управления
модернизацией экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6160(дата обращения: 08.06.2018).
32. Митрофанова А.В., Минлигулова Г.А. Опыт внедрения системы
экологического менеджмента в ОАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusregister.ru/upload/iblock/ 108/pub kamaz.pdf (дата
обращения 20.05.2018).
33. Оруч Т.А. Особенности управления социально-экономическим
развитием моногорода [Электронный ресурс] // URL:
http://repo.ssau.ru/bitstream/Teoretikometodologicheskie-i-prakticheskie-problemy-integracii/Osobennosti-upravleniya-socialnoekonomicheskim-razvitiem-monogoroda-66161/1/22.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
34. «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства»
на 2014-2020 годы». Постановлением администрации города Вятские Поляны от 20.12.2016 № 2363 [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.admvpol. ru/predprinimatels/munitsipalnaya-programma-po- podderzhke-i-razvitiyu-predprinimatelstva.php (дата обращения: 08.06.2018).
35. Сергеева А.Е. Технология, организация и экономика отраслей
народного хозяйства [Электронный ресурс] // URL:
https://studfiles.net/preview/5278194/(дата обращения: 19.05.2018).