Введение 6
Глава 1. Теоретические основы конфликтов в организации 9
1.1 Понятие и сущность конфликта 9
1.2 Виды конфликтов в организации 14
1.3 Управление конфликтами в организации 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Анализ развития конфликтных ситуаций в организации 28
2.1 Характеристика организации 28
2.2 Основные виды конфликтов в организации 37
2.3 Разрешение конфликтов в организации 44
Выводы по 2 главе 50
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления конфликтами в организации 52
3.1 Мероприятия по разрешению конфликтов в организации 52
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий 57
Выводы по 3 главе 63
Заключение 65
Список источников 67
Приложение
Актуальность исследования. Современная организация представляет собой структуру, в которую входят сотрудники и собственники предприятия. Данная структура является открытой и постоянно находится во взаимодействии с внешней средой. При любом взаимодействии может возникнуть противоречие между интересами участников отношений. Таким образом, конфликт имеет место не только внутри организации, но и при взаимодействии участников предприятия с клиентами, поставщиками, конкурентами.
Возникновение конфликта говорит о столкновении интересов. На предприятие конфликты оказывают в большей степени негативное влияние: замедляются бизнес-процессы внутри компании, снижается качество выполняемой работы, обостряются отношения в коллективе, ухудшается социально-психологический климат предприятия. Также конфликты оказывают негативное влияние на репутацию компании, когда речь идет о столкновении интересов предприятия и клиента либо поставщика.
Именно поэтому вопросы управления конфликтами в современной организации высоко актуальны сегодня.
Проблема конфликтов в коллективе давно интересует ученых и практиков. Стоит отметить труды Щербаков И.Д. и Лавриненко В.Н. в области конфликтов в трудовом коллективе.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование системы управления конфликтами на предприятии и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность конфликта;
2. Выявить виды конфликтов в организации;
3. Исследовать систему управления конфликтами в организации;
4. Провести анализ и характеристику деятельности организации;
5. Проанализировать основные виды конфликтов в организации;
6. Провести исследование алгоритма разрешения конфликтов в организации;
7. Разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами на предприятии
8. Провести экономическую оценку предложений.
Объект исследования - система управления персоналом организации.
Предмет исследования - механизм управления конфликтами в организации.
Методы исследования. В работе использованы методы системного подхода, методы статистического, экономического и финансового анализа, методы количественного и структурного анализа.
Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области конфликтологии, менеджмента, управления персоналом и управления конфликтами.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования систематизируют общую методическую базу для выработки более эффективных мер по формированию и совершенствованию системы управления конфликтами на предприятии.
Практическая значимость работы заключается в том, что методические принципы и подходы, предложенные в работе, могут быть использованы при формировании и для совершенствования функционирования системы управления конфликтами ГКУ "Центр занятости населения" г. Байконур.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит рисунки и таблицы.
Во введении отражается актуальность работы, степень разработанности проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены понятие и сущность конфликта, виды конфликтов в организации, управление конфликтами на предприятии.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней представлен анализ и характеристика структуры деятельности ГКУ "Центр занятости населения" г. Байконур, описаны основные конфликты на предприятии и подходы к их решению.
Третья глава носит практический характер. В ней разработаны мероприятия в следующих направлениях: предотвращение конфликтов, выявление конфликтов, разрешение конфликтов.
Возникновение конфликтов на предприятии практически неизбежно. Это обусловлено особенностями психики человека и регулярным возникновением конфликта интересов в рамках трудовой деятельности.
Конфликты в любой отрасли связаны с отношениями внутри коллектива предприятия, а также с отношениями между клиентами и сотрудниками предприятия. Внутренние трудовые конфликты на всех предприятиях схожи с конфликтами в организациях других отраслей и основаны на личных симпатия и антипатиях сотрудников, недовольстве подчиненных решениями руководителей, делением обязанностей между сотрудниками одного уровня управления, конкуренции за власть и влияние между руководителями подразделений.
Конфликты с клиентами имеют свою специфику и связаны с периодом получения услуги, а также с чрезвычайно личным характером оказания некоторых услуг. Часто потребители желают получить услугу более качественную по сравнению с той, за которую заплатили, у них нет осознания связи цены и уровня обслуживания. Разрешение подобных конфликтов должно основываться на теоретических положениях конфликтологии и учитывать особенности работы конкретного предприятия.
Сотрудники ГКУ «Центр занятости населения города Байконур» и клиенты регулярно конфликтуют между собой, также ест конфликты внутри коллектива центра занятости. Большая часть конфликтов обусловлена значительным объемом работы при ограниченности ресурсов центра занятости.
Для разрешения конфликтных ситуаций в ГКУ «Центр занятости населения города Байконур» разработаны мероприятия в следующих направлениях: предотвращение конфликтов, выявление конфликтов, разрешение конфликтов. Для разрешения конфликтов предлагается изменение порядка работы со слесарем-сантехником. Для выявления конфликтов предлагается внедрение планерок и горячей линии. Для предотвращения конфликтов предлагается разработать Положение о работе с клиентами для сотрудников ГКУ «Центр занятости населения города Байконур». С этим Положением в обязательном порядке будут ознакомлены все работники. Также предлагается проверять конфликтность сотрудников еще до того, как они стали частью коллектива. Претендентам на вакантную должность будет предложено пройти тест по методике «Уровень конфликтности личности». К приему на работу рекомендуются люди, у которых уровень конфликтности ни низкий или средний.
1. Аврамова О.С. Эффективное управление конфликтами на предприятии в рамках стратегического менеджмента // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. С. 47-53
2. Анкудинов И.И. Объективные и субъективные конфликты в организациях // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 12. С. 71¬78
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2007. - 580с.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2015. - 306 с.
5. Гребенюк Т. А., Бусоедов И. А. Конфликтные ситуации в организации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 675-678.
6. Дребезова Ю.Н. Методы управления персоналом и решения
конфликтов // Современные научные исследования и инновации. - 2015. -№
2. Ч. 3. С 56-59
7. Евсеенкова Л. И., Целых Л. А. К вопросу выбора методов управления конфликтами в организации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 27. С. 190-194.
8. Егоров Е.Е., Крючкова Ю.Р. Некоторые аспекты управления персоналом в малом бизнесе //Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 55¬57.
9. Елисеев Д. Б. Сущность и проблема классификации конфликта // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2010. - №4. С. 89-94
10. Загорский В.А. Виды конфликтогенного поведения стоматологических пациентов и профилактика их возникновения и купирования // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9. С. 17-22
11. Иванов А.А. Вооруженные конфликты международного и немеждународного характера: грани соприкосновения // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9. С. 41-45
12. Калашникова А.Е. Особенности конфликтогенности женского трудового коллектива // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 12. С. 25-28
13. Кашкин Е.В. Особенности конфликтных ситуаций в организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 5. С. 36-38
14. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2014. № 3. С. 99-104.
15. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 232 с.
16. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента. - М.: КНОРУС, 2014 - 500 с.
17. Крупнова М.А. Программный подход к урегулированию межличностных отношений и конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 11. С. 52-58
18. Куимов Д.К. Проблема управления в социальной психологии // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2. С. 29-33
19. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения, 5-е изд., пер. и доп. - М., 2012. - 415с.
20. Лебедева Т.Е. Управление стрессом специалистов, работающих в сфере сервиса и туризма //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-3 (43). С. 126-128.
21. Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Конфликтность: особенности оказания помощи сотрудникам коллектива // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 4. С.51-57
22. Лебедева Т.Е., Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и адаптация персонала через оптимизацию социально - психологического климата в организации //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1230-1235.
23. Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки //Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 58.
24. Лысенко Ю. Н. Конфликты в системе управления производственной организацией // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 12 (92). С. 176-182.
25. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека : нервно-психическое напряжение / В.С. Мерлин. - Москва, 1977 // Хрестоматия по психологии : учебное пособие / сост. В.В. Мироненко; ред. А.В. Петровский. - Москва : Просвещение, 1977. - 350с.
26. Митичева Т.И., Кузьма Т.И. Современные конфликты как угроза психологическому состоянию людей // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2. С. 29-31
27. Мун Е.И. Конфликты в организации, способы решения конфликтных ситуаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 5. С. 63-66
28. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 11 . С. 52-55
29. Семенова Н. К. Проблемы понятия «лидерство» // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 745-747
30. Серочудинов Е.С., Гурьева И.С. Управление конфликтами: исследование и оценка методов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 6. С. 27-32
31. Серочудинов Е.С., Нетесова М.С. Конфликт как фактор развития организации // Современные научные исследования и инновации. - 2012. -№ 12. С. 45-49
32. Сетков В.И. Менеджмент: Учебник. - М.: КНОРУС, 2014. - 152 с.
33. Хаймурзина Н.З., Дубовицкая Д.Д., Тронд Е.В. Риски, связанные с увольнением профессионального сотрудника // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 3. С. 27-30
34. Хайруллина А.А., Огдаров Т.Б., Савва Л.И. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 1. С. 26-27
35. Хофманн К. М. Причины конфликтов в организациях и их урегулирование // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 132-133.
36. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. Ч. 1 . С. 17-19
Электронные ресурсы
37. Бабич Ю.А., Татаркина Ю.Н. Конфликты и способы их разрешения в сфере сервиса [Электронный ресурс]. URL: http:ZZedu.secna.ru/media/fZsit.pdf
38. Психологические особенности работы персонала в индустрии гостеприимства. Управленческие стрессы. [Электронный ресурс]. URL: http: ZZwww.stroimhotel .ru/files/pdf/metodology/metodZ 14. pdf
39. Романькова С.С. Конфликты в сервисной деятельности. Всегда
ли прав клиент? [Электронный ресурс]. URL:
http://pglu.ru/upload/iblock/da2/statya-_27_.pdf
40. Цыбулевская О.А., Сорока Е.В. Гендерные различия поведения
работников в конфликтных ситуациях // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL:
http: //human.snauka.ru/2012/11/1897