Введение
Глава 1.Теоретические вопросы исследования корпоративной культуры в контексте жизненных стратегий молодежи
1.1. Корпоративная культура в социологическом понимании ….…………….6
1.2. Корпоративная культура в жизненных стратегиях молодежи…………...17
1.3. Корпоративная культура в структуре управления отеля WSt. Petersburg
Глава 2. Эмпирическое исследование корпоративной культуры в формировании жизненных стратегий молодежи в отеле WSt. Petersburg
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Современное общество характеризуют процессы трансформации и модернизации различных сфер общественной жизни и глобальных социальных перемен, которые оказывают влияние не только на общественное развитие, но и на индивидуальную жизнь людей, изменяя их ценности, нормы, культуру. В условиях изменчивости и отсутствия стабильности социальной системы усложняется процесс жизненного самоопределения молодежи, меняются ценностные и профессиональные ориентации, возникают трудности при формировании долгосрочных и устойчивых жизненных стратегий.
Одной из основных составляющих активности человека в процессе социализации выступает его жизненная стратегия, как способ конструирования собственной жизни, прежде всего выбора ее направления, с точки зрения ориентации на определенные базовые ценности. Так, жизненная стратегия молодежи формируется и изменяется под влиянием различных факторов. В качестве одного из факторов следует рассматривать корпоративную культуру. В последнее десятилетие в ряде крупных городов нашей страны начали возникать филиалы крупных европейских, американских и азиатских предприятий. Данные организации, хоть и располагаются на территории нашей страны, являются частью международных корпораций с присущими им особенностями управления, организацией производства, культурой, и политиками. Крупные компании обладают большими финансовыми и трудовыми ресурсами, вследствие чего являются активными игроками, как в экономической, так в политической, социальной и культурной сферах жизни общества. Такие организации формируют внутри себя определённую культуру и стандарты поведения, которые способны оказывать влияние на жизненные стратегии членов организации и прежде всего молодежи.
Степень научной разработанности темы. Всю научную и специальную литературу можно условно разделить на две большие группы. Первую группу составляют исследования, которые освещают теоретические аспекты корпоративной культуры: Э. Шейн, В.А. Спивак, Ю.А. Благов, О.С. Виханский, В.В. Томилов, А.И. Наумова, в этих работах рассматриваются теоретические и практические вопросы культуры корпоративных отношений, раскрывается их природа, сущность и основные принципы.
Вторую группу образуют работы, освещающие проблемы формирования жизненных стратегий молодежи: Абульханова-Славская К.А, Резник, Т. Е., Резник, Ю. М., Чупров В. И., Зубок, Ю. А. в этих работах рассматриваются теоретические вопросы формирования и реализации жизненных стратегий.
Цель– описать корпоративную культуру и выявить ключевые факторы формирующие жизненные стратегии молодежи.
Объектом исследования является WSt. Petersburg – пятизвездочный отель, входящий в состав отелей StarwoodHotelsandResorts.
В качестве предмета выступает совокупность отношений, существующих в организации по поводу состояния корпоративной культуры и формирования жизненных стратегий молодежи.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Сформировать целостное понятие о корпоративной культуре;
2.Рассмотреть существующие подходы к изучению понятия жизненной стратегии;
3. Определить роль и место корпоративной культуры в формировании жизненных стратегий молодежи;
4. Проанализировать специфику корпоративной культуры отеля WSt. Petersburg.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, эмпирического исследования и приложений.
В первой главе проанализирован материал по корпоративной культуре и жизненным стратегиям молодежи. Рассмотрены различные подходы авторов к определению корпоративной культуры, жизненных стратегий и факторы, влияющие на их формирование.
Вторая глава посвящена анализу результатов социологического исследования.
Практическая значимость работы заключается в анализе и выработке рекомендаций по формированию кадрового потенциала для отеля WSt. Petersburg.
Исследуемая проблематика представляется перспективной, практикоориентированной и современной, что дает базу для её дальнейшего изучения и исследования.
Корпоративная культура является одним из ведущих в системе факторов влияющих на формирование жизненных стратегий молодых работников. Корпоративная культура - комплекс социальных норм, установок, ценностей и жизненных ориентаций, которые вырабатываются и признаются коллективом в организации. Новые сотрудники, которые охвачены корпоративными свойствами, приобщаются к культуре организации путем усвоения историй и легенд, ритуалов, языка и элементов символического менеджмента. Такие ценности как взаимопонимание, сплочённость, сотрудничество для достижения совместных целей, составляют основу взаимоотношений персонала в организации.
Проведённое социологическое исследование позволило охарактеризовать корпоративную культуру отеля WSt.Peterburg, а также выявить уникальные методы и возможности, формирующие благоприятный социальный климат, способствующий развитию и реализации жизненных стратегий исследуемой группы. Эмпирическое исследование является организационным кейс-стади, основанным на триангуляции качественных методов исследования в сочетании с триангуляцией источников данных.
Анализ жизненных стратегий предполагает ориентации молодежи, где основным аспектом являются условия, цели, желания и собственные силы молодого человека. Существенным фактором влияющим на жизненные стратегии молодых работников отеля WSt. Petersburgявляется конкурентоспособное материальное обеспечение, социальный пакет, компенсации и льготы, предоставляемые молодому сотруднику, которые позволяют удовлетворять базовые потребности личности.
С помощью культурных символов, знаков, ритуалов, транслируемых молодежи, формируется комфортный социальный климат, основанный на доверии и открытости сотрудников друг к другу. Имеет место политика «открытых дверей», взаимопомощь со стороны коллег, поощрение творческой инициативы, технологическая самостоятельность молодых специалистов.
Происходит стирание границ многих стереотипов, связанных с рабочей деятельностью: сокращается коммуникативная дистанция между руководителем и подчиненным; принимается в расчет мнение каждого; руководителями на постоянной основе дается положительная оценка достижениям молодых специалистов в противовес критическим замечаниям.
Совокупность ценностей возможностей и поощрений в организации, позволяют создавать внутри организации такой социальный климат, который формирует у них чувство превосходства, поднимает личную самооценку, тем самым молодые работники реализуют свои жизненные стратегии.
Таким образом, сильная корпоративная культура отеля WSt. Petersburgпродуцирует творческую активность, высокие показатели труда, лояльное отношение к компании, в результате чего организация дает молодым работникам возможность чувствовать себя успешными. Успешность по отношению к себе и к окружающим является сильнейшим стимулом в деятельности молодых специалистов, позитивно влияя на их самооценку и самоотдачу. Чувство успешности, превосходства и востребованности прибавляет молодым людям энтузиазма, энергии и мотивации, что несомненно реализует их жизненные стратегии.
Проблема формирования жизненных стратегий в условиях корпоративной культуры представляет существенный научный и практический интерес, прежде всего для специалистов, организующих работу с молодежью, сотрудников государственных и коммерческих организаций, представителей научного сообщества.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
2. Абульханова-Славская К.А., Стратегии жизни. М.: Мысль., 1991
3. Абчук В.А. Энциклопедия современного бизнеса . СПб.: «Вектор», 2005.
4. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем: Пер. с англ. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд./ Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2010.
6. Бевзенко Л. Жизненный успех, ценности, стили жизни // Социология: теория, методы, маркетинг, 2007. №4.
7. Бевзенко Л. Смысл жизненного успеха: социально-культурологический контекст // Социология: теория, методы, маркетинг, 2000. №1.
8. Благов Ю.А. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента, 2004. №3.
9. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998.
10. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров: Москва «Сов. энциклопедия» СПб фонд «Ленингр. Галерея» 1994.
11. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2002. №4. С.74-85.
12. Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
13. Вебер М. Избранные произведения. М, Прогресс, 1990.
14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.
15. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 2.
16. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий // Социологическое обозрение, 2009. Том 8. № 1.
17. Гидденс Э. Социология. М.: URSS, 1999.
18. Горвиц Ж., Сервис — стратегия: управление, ориентированное на потребителя, М., 2007.
19. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. М.: Наука, 1991.
20. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
21. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии мо¬лодежи // Социологические исследования. 2008. № 7.
22. Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы ее формирования // Работа и зарплата. – 2007. – №4.
23. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
24. Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. СПб. 2000.
25. Ищенко В.Г. Сервисология: человек и его потребности , 2008.
26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. СПб.: Питер, 2001.
27. Капитонов Э.Л., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR.– М.:ИКЦ "МарТ", 2003.
28. Крутецкий В. А. Психология.– М.: Просвещение, 1980.
29. Левин Б. А., Галазов В. И., Заречкин Е. Ю., Усманов Б.Ф. Человеческие ресурсы корпорации: стратегия и практика управления. М.: ИКЦ Академкнига, 2005.
30. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. №4.
31. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Учебник. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996.
32. Лойко О.Т., Сервисная деятельность, М. 2008.
33. Лукьянова Л.Ю. Развитие корпоративной культуры. М.: РАГС, 2004.
34. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
35. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
36. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология
исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.
37. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ГИИНС, 1980.
38. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.
39. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпакс, 1995.
40. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности//Социологические исследования. 1995. №12.
41. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. № 6.
42. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.
43. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность. М., 1998.
44. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998.
45. Сёмина М.В. Метод интервью в социологии и маркетинге: учебное пособие / М.В. Сёмина. – М.: КДУ, 2010.
46. Сёмина М.В. Написание отчета по качественному исследованию. // Журнал социологии и социальной антропологии, том 10, №2, 2007.
47. Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.
48. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь/ Отв. Ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. –М.: Academia, 2008.
49. Спивак В.А., Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.: с ил.
50. Сухорукова М., «Ценности как ключевой элемент организационной культуры», УП, №11(53), 2000г.
51. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000.
52. Третьякова Т.Н., Сервисная деятельность, М.. 2008.
53. Туманов С. В. Российская молодежь : смена ценностной парадигмы // Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 6. Годичные чтения «Российское общество и современный политический процесс». М., 1998. С. 145.
54. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., М.: ЮНИТИ, 2001. С. 173.
55. Холл Р.Х., Организации: структуры, процессы, результаты. –СПб: Питер, 2001.- 512 с.: ил.
56. Чавчавадзе Н. В. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. – Тбилиси, 1979.
57. Чередниченко, Г. А. (2004) Молодежь России. Социальные ориентации и жизненные пути. СПб.
58. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные аспекты в исследовании молодежи. М.: Academia, 2009.
59. Чупров В. И., Зубок, Ю. А. Молодежь // Социология молодежи : учебник, М.:Норма: ИНФРА-М, 2011.
60. Шейн Э., Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.
61. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология. 1996. №1.
62. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1999.